Танк «Тигр» (Pz.Kpfw.VI Ausf. H1) – тяжелый танк, выпускавшийся Германией в 1942-1945 гг. «Тигр» – один из самых грозных немецких танков и, пожалуй, наиболее известный. В советских документах обозначался также как Т-6 или T-VI.
Прежде чем говорить о «Тигре», следует рассмотреть вкратце основные вехи разработки в Германии тяжелых танков в 20-х – начале 40-х гг. прошлого века. Ведь многие технические решения, примененные в «Тигре» и других германских тяжелых танках, были опробованы на многочисленных прототипах, создававшихся германскими конструкторами в указанный период.
- РАЗРАБОТКА ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ В ГЕРМАНИИ
- Durchbruchwagen I
- Durchbruchwagen DW II
- VK6501(H)
- VK3001
- VK3001(H)
- VК3001(Р) – «ЛЕОПАРД»
- VK3601(H)
- РОЖДЕНИЕ «ТИГРА»
- VK4501(H)
- VК4501(Р)
- VK4501(H) против VK4501(P)
- СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ «ТИГР»
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА «ТИГР»
- Корпус
- Ходовая часть
- Двигатель
- Башня
- Вооружение
- Оборудование для форсирования водных преград
РАЗРАБОТКА ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ В ГЕРМАНИИ
Первая мировая война выявила необходимость в танках двух типов: быстрых и маневренных – легких и хорошо вооруженных и бронированных – тяжелых, способных поддерживать в сражении легкие танки. Несмотря на прямой запрет, наложенный Версальским договором, работы по проектированию тяжелых танков в Германии не прекратились.
В 20-е – 30-е гг. в Германии без лишней огласки разрабатываются проекты тяжелых танков массой свыше 20 т: Grosstraktor I и Grosstraktor II, Neubaufahrzeug. Эти программы, хотя и принесли определенный опыт германским танкостроителям, в целом не увенчались успехом. Причиной неудач программ Grosstraktor и Neubaufahrzeug являлось отсутствие на то время компактного двигателя большой мощности.
Поэтому 28 октября 1935 г. управлением вооружений сухопутных войск было отдано распоряжение отделению фирмы Даймлер-Бенц в Берлин-Мариенфельде начать разработку нового 600-сильного двигателя, пригодного для установки на перспективном тяжелом танке. За основу инженеры фирмы выбрали авиационный мотор М71 (DB 600). Его танковая версия получила обозначение МВ-503. Вскоре появился более любопытный вариант – танковый дизель МВ-507. Дизель был еще очень сырой. Оба танковых двигателя не выдержали экзамен, в массовое производство их не передавали.
Durchbruchwagen I
Создание тяжелого 30-тонного танка Durchbruchwagen («Прорыватель»), сокращенно DW, было начато фирмой «Хеншель» по инициативе WaPruf 6 (Waffenprufungsamt 6, танковое конструкторское бюро Heereswaffenamt).
Не имея опыта проектирования военной техники, конструкторы Хеншеля поначалу взяли за исходный образец шасси танка Pz.Kpfw. III. Башню и вооружение проектировали на фирме Крупп в Эссене. Башня танка была вооружена 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра. Шасси с торсионной подвеской опорных катков выглядело гораздо более перспективным, по сравнению с тележками-пружинами подвески опорных катков ганка Pz.Kpfw. IV. Шасси танка DW включало по пять опорных катков на борт (все катки независимые, с торсионной подвеской) и по три поддерживающих гусеницу ролика.
Был изготовлен только один прототип танка DW, получивший обозначение DW I. Прототип принимал участие во многих испытаниях, связанных с отработкой ходовой части. Так как фирма «Крупп» не смогла вовремя изготовить башню, прототип гоняли по трассам с уложенными на корпусе четырьмя массивными кольцами, масса которых равнялась массе башни. Экспериментальный гусеничный движитель себя не оправдал.
Durchbruchwagen DW II
Еще до завершения испытаний прототипа DW I начались работы по другой программе, целью которой являлось создание еще одного 30-тонного танка. Танк получил наименование Durchbruchwagen II, сокращенно DW II. Эту машину изготовили также в одном экземпляре и также она проходила поначалу испытания с весовым имитатором башни – Крупп опять не поставил башню. В конечном итоге фирма «Крупп» прислала башню от серийного танка Pz.Kpfw. IV Ausf. С, а не специальное изделие для прототипа DW II.
Карьера прототипа DW II, ставшею поворотной точкой в истории германских тяжелых танков, оказалась короче карьеры прототипа DW I. В начале сентября 1939 г. WaPruf 6 выдало заказ на постройку второго прототипа, уже в рамках программы танка VK3001. Заводские испытания обоих машин DW II завершились к осени 1941 г. и во многом предопределили будущий успех фирмы «Хеншель» в танкостроении.
Прототипы DW II отличались от предшественника рядом довольно серьезных конструктивных изменений: в частности доработанной силовой установкой с трансмиссией ZW-38, традиционной гусеницей и ведущим колесом с зубцами. Масса машины возросла до 33 т. Экипаж – пять человек, вместо четырех на DW I.
VK6501(H)
Durchbruchwagen еще находился на стадии предварительной разработки, когда 19 января 1939 г. WaPruf 6 заказало фирме «Хеншель» прототип еще одного тяжелого танка. Машина получила у военных обозначение VK6501(H), заводское наименование было иным – Sturmwagen или Schwerewagen (SW).
Этот проект представлял собой революцию в танкостроении. Все приходилось делать заново хотя бы из-за невиданной массы машины – 65 т, расчетная масса нашла отражение в военном обозначении VK6501(H). Такую массу определяли требования в отношении бронезащиты: 80-100 мм. Общая компоновка была сходной с компоновкой танка Pz.Kpfw. IV, вооружение также аналогично «четверке»: 75-мм короткоствольная пушка и спаренный с ней пулемет винтовочного калибра в башне кругового вращения, а также еще один пулемет в небольшой башенке, установленной на корпусе спереди и ниже основной башни. Это во многом опрометчиво принятое решение едва не сорвало всю программу. Представлялось абсурдным, что массивный танк, которые для перевозки по железной дороге требуется разбирать на три части, имеет такое же вооружение как танк в три раза более легкий и в пять раз более простой конструктивно, к тому же не требующей разборки перед транспортировкой.
В качестве двигателя был выбран мотор «Майбах» HL-224 мощностью 600 л.с., с этим двигателем танк мог развить максимальную скорость 25-26 км/ч. Ходовая часть была спроектирована заново: по десять опорных катков с независимой торсионной подвеской, диски катков частично перекрывали друг друга. Шахматное расположение опорных катков позволило равномерно распределить огромную массу на экстремально широкие гусеницы (ширина трака 800 мм). К сожалению, конструкторы, блестяще решившие сугубо техническую проблему, не подумали о том, как шахматная подвеска будет эксплуатироваться в условиях распутицы и бездорожья. В дальнейшем все танки фирмы «Хеншель» получали именно шахматную подвеску опорных катков. Непонятно, почему по мере накопления опыта в создании танков, освоении передовых методов металлообработки, создании совершенных трансмиссий для тяжелых танков, конструкторы упорно цеплялись за это не самое удачное решение.
Подготовка к серийному выпуску такого монстра – масса 65 т, длина 7 м, высота 2,9 м, ширина 3,2 м – представляла собой сложнейшую организационно-техническую задачу. Чего стоит одна транспортировка массивных узлов и агрегатов, не говоря уже о сборке. Транспортировка вообще являлась головной болью – ничего подобного, тем более массово, по железным дорогам еще не перевозили. Кроме того, следовало предусмотреть возможность перевозки тяжелых танков на большие расстояния автотранспортом. На стадии проектирования предусматривалось возможность членения танка на три составляющих: отделение управления с трансмиссией, боевое отделение вместе с башней и моторное отделение. Для разборки и сборки танка VK6501(H) разрабатывались специальные вспомогательные машины. На грузовике Faun L900D/567 монтировался 20-тонный кран Demag LK-5S. Для разборки танка в полевых условиях требовалось два таких автокрана. Самое удивительное, что не взирая на массу и необходимость разборки/сборки танка, представители WaPruf 6 требовали от машины способности преодолевать глубокие броды. То есть каждый раз при сборке надо было обеспечивать герметичность корпуса.
Для перевозки танка автотранспортом пришлось создавать специальный транспортер, этим занималась фирма Karl Kassbohrer из Ульма. Транспортер мог перевозить груз массой до 60 т. Танк VK6501(H) в серию не пошел, зато транспортер очень пригодился для перевозки «Тигров». К середине 1941 г. стало ясно, что концепция танка VK6501(H) не вписывается накопленный к этому времени германскими военными боевой опыт. Окончательно проект прикрыли на следующий год, отказавшись от VK6501(H) в пользу VK4501(H).
VK3001
Параллельно с программой DW II военные выдали техническое задание на разработку тяжелого танка 30-тонного класса VK3001, способного развивать скорость в 35 км/ч, имеющего бронирование толщиной 35-50 мм и вооруженного 75-мм орудием или 105-мм гаубицей. Проект такого танка предложили разработать специалистам фирмы «Хеншель» и инженерам, работавшим под руководством профессора Порше.
VK3001(H)
9 сентября 1939 г. WaPruf 6 выдало заказ фирме «Хеншель» на танк VK3001. Исходным пунктом при проектировании стала конструкция танка DW II, однако ходовую часть проектировали на основе ходовой части VK6501(H). Главным отличием ходовой части стали опорные катки увеличенного диаметра.
Первые два VK3001(H) собрали к марту 1941 г., еще два были готовы в октябре. Эти машины использовали для испытаний различных конфигураций силовых установок: с трансмиссией «Майбах Variorex» и «Майбах OVLAP». Все прототипы были оснащены двигателями «Майбах HL-116» мощностью 265 л.с.
К сентябрю 1942 г. окончательно выяснилось, что в задуманном виде VK3001(H) не сможет выполнять задачи, которые предполагалось на него возложить. Ранее, в мае 1941 г. было принято решение о разработке различных самоходно-артиллерийских установок, вооруженных тяжелыми противотанковыми пушками. В августе 1941 г. два незаконченных прототипа танка VK3001(H) начали переделывать в тяжелые истребители танков, вооруженные 128-мм пушками Pak-40 L/61. Всего было построено две таких машины, из которых одна была потеряна в бою, а другая – захвачена советскими войсками в Сталинграде. В настоящее время трофей хранится в музее БТТ в Кубинке.
VК3001(Р) – «ЛЕОПАРД»
Судьба прототипа конструкции Фердинанда Порше оказалась также не слишком удачливой. Изготовленный на созданной Порше в Сент-Валентине, Австрия, фирме Nibelungenwerke AG прототип получил официальное обозначение VK3001(P). Заводское обозначение прототипа – «тип 100» или Leopard. Таким образом, VK3001(P) стал первым после Neubaufahrzeug германским танком, получившим собственное имя, а не буквенно-цифровой код.
VK3001(Р) также стал первым танком, спроектированным Порше, со времен приснопямятного Grosstraktor’a.
Фирме Nibelungenwerke на решение проблем, связанных с проектированием новой машины потребовалось два года. Главный инженер фирмы Карл Рабе подписал последний рабочий чертеж 5 сентября 1939 г.
Порше, являясь блистательным конструктором, совершенно не задумывался о «мелочах» вроде технологии производства, тактике боевого применения или уж тем более – об экономике военного времени и связанных с нею технологических ограничениях, вроде нехватки некоторых материалов. Фюрер всегда симпатизировал профессору, отдавая предпочтение его изделиям, что порождало сложности для командования сухопутными войсками Германии. Так было и в случае с «Леопардом». Порше придумал революционную конструкцию, совершенно не типичную для танка. На VK.3001(P) стояла электромеханическая трансмиссия, никогда ранее не использовавшаяся на сухопутной техники, зато обычная для подводных лодок.
Два 10-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения мощностью по 200 л.с. каждый приводили в действие по электрогенератору. Электрогенераторы запитывали электромоторы, вращавшие ведущие колеса. Ходовая часть включала по три пары опорных катков, объединенных с каждого борга в три тележки. Каждая тележка имела независимую подвеску. Ведущие колеса — переднего расположения. Электропривод в теории давал танку выигрыш в маневренных качествах, поскольку время переходных процессов в электродвигателе несоизмеримо меньше времени переключения механических передач. Конструктивно электромеханическая конструкция также проще – отсутствует длинный соединительный вал между двигателем и трансмиссией, который проходит почти по всей длине корпуса, занимая довольно значительный объем боевого отделения.
Поначалу «Леопард» предполагалось оснастить модифицированной башней танка Pz.Kpfw. IV. в которой можно было поставить 75-мм пушку с длиной ствола 24 калибра или 105-мм гаубицу с длиной ствола 28 калибров. Но уже на стадии постройки прототипа Порше решился на радикальную замену вооружения в пользу мощной длинноствольной пушки калибра 88 мм (длина ствола 47 калибров) или даже 105 мм (длина ствола 52 калибра) орудия. В апреле 1941 г. были заказаны два прототипа шасси и шесть серийных башен с 88-мм пушками. Как всегда, фирма «Крупп» башни к сроку не изготовила. Шасси Порше испытывались с бетонными болванками вместо башен.
Испытания построенного шасси шли сложно – постоянно ломались революционная силовая установка и необычная ходовая часть. В то же время «Леопард» демонстрировал потрясающие характеристики: максимальная скорость – 60 км/ч, рекордное время разгона. Зато расход топлива не вселял оптимизма – за 100 км марша по шоссе двигатели съедали 770 литров бензина. Решить проблему расхода топлива Порше попытался самым радикальным способом, приняв решение поставить на второй прототип дизель. Не взирая на постоянные поломки и отказы, материальной части прототип интенсивно обкатывался до мая 1942 г. В серийное производство VK3001(P) не передавался.
VK3601(H)
Очередной прототип фирмы «Хеншель» получил обозначение VK3601(H), на фирме его предпочитали именовать Pz.Kpfw. VI Ausf. В. При разработке VK3601(H) конструкторы фирмы учли опыт проектирования и испытаний прототипа VK3001(H), посчитав невозможным реализовать в 30-тонной машине все необходимые качества. Новый танк массой почти в 40 т имел много общего с 30-тонным VK3001(H). Ряд узлов и агрегатов перекочевало на новое изделие по необходимости, с целью снижения его стоимости и сокращения времени проектирования. Наибольшим изменениям подверглась ходовая часть – был увеличен диаметр опорных катков. Корпус практически полностью помещался между опорными катками, над ходовой частью оставались только крылья с ящиками для хранения инструмента и контейнеры с вентиляторами системы охлаждения двигателя.
Расчетную массу танка пришлось увеличить в связи с установкой новой башни, вооруженной более мошной, чем на VK3001(H) пушкой. Из различных вариантов артиллерийского вооружения (105-мм гаубица, танковая версия 88-мм зенитки и 75-мм противотанковая пушка Герлиха) вооружения предпочтение было отдано 75-мм противотанковой пушке Герлиха Gerat 0725 L/55 с коническим стволом, что предопределило выбор диаметра погона башни – 1650 мм. Это решение не в лучшую сторону отразилось на судьбе машины. Работы по пушке Герлиха пришлось прекратить по причине хронической нехватки в Рейхе вольфрама – орудие стреляло снарядами с вольфрамовыми сердечниками, без них же терялись все преимущества пушки.
Все построенные фирмой «Хеншель» шасси проходили испытания без башен – Крупп как всегда работал в своем стиле! Заказ на постройку прототипа VK360l(H) и шести предсерийных машин был выдан 26 мая 1941 г. Согласно принятой 30 мая 1941 г. Panzerprogramm-41 в 1941 г. планировалось изготовить 116 танков VK3601(H), в 1942 г. – 172. Первые два прототипа изготовили только к марту 1942 г., еще четыре шасси – к сентябрю – вот и вся реализация «панцерпрограммы» в отношении танка VK3601(Н). Четыре шасси впоследствии оснастили лебедками, эти машины использовались в качестве бронированных эвакуационных машин для танков «Тигр».
Аннулирование программы разработки пушки Герлиха вновь поставило вопрос о вооружении танка. Вообще-то теперь с вооружением все стало совершенно ясно. Гаубица не годилась по одной причине – она не являлась средством борьбы с танками. Оставалась только пушка «восемь-восемь», KwK-36. Проблема заключалось в том, что диаметр погона под орудия должен был быть не 1650 мм, а 1850 мм. Единственный выход из создавшегося положения заключался в вооружении танка 75-м пушкой KwK-42 с длиной ствола 7 калибров. Но прежде чем фирма «Рейнметалл» успела приступить к проектированию очередной башни, Heereswaffenamt аннулировало всю программу VK3601(H), выдав фирмам «Хеншель» и «Нибелунгенверке» задание на проектирование нового танка VK4501 под 88-мм орудие.
РОЖДЕНИЕ «ТИГРА»
На совещании в штабе командования сухопутными войсками Германии 26 мая 1941 г. обсуждался вопрос, который касался концепции тяжелого танка. Гитлер стоял за еще более тяжелую, нежели VK3601, машину, способную сокрушать вражескую оборону. Организационно отдельные подразделения из примерно двадцати таких танков могли бы придаваться каждой панцердивизии. На подразделения возлагались бы задачи прорыва обороны и организации своего рода «улицы», по которой в тыл врага будут устремляться более легкие танки. Из тактического предназначения напрямую вытекала необходимость хорошей бронезащиты танка – до 100 мм, а также мощного вооружения, которое позволило бы танку подавлять огневые точки и уничтожать танки противника.
Расчетная масса танка росла в ходе предварительного проектирования с поразительной скоростью. Гитлер настоял на вооружении танка 88-мм пушкой, что привело к очередному пересмотру концепции танков. Требовалось шасси, на которое можно было бы установить башню с диаметром погона 1850 мм, масса машины при этом не могла быть менее 43 т. В результате появилось техническое задание WaPruf-6 на проектирование танка массой 45 т.
VK4501(H)
Опыт полученный при разработке танков VK3001 и VK3601 позволил конструкторам фирмы «Хеншель» взяться за работу по созданию 45-тонной машины. Танк VK450l(H) проектировался под башню фирмы «Крупп» с диаметром погона 1850 мм, вооруженную 88-мм орудием. Учитывая предыдущий опыт «плодотворного» сотрудничества с фирмой «Крупп» вся программа разработки танка представлялась чрезвычайно рискованной из-за вероятного отсутствия башни к требуемому сроку. На момент начала работ по танку требуемой башни не существовало даже на бумаге.
Проект под башню с 88-мм орудием требовал значительной переделки верхней части корпуса танка, так называемой надстройки или «суперструктуры». Теперь надстройка нависала над опорными катками. Расширение верхней части корпуса стало необходимым условием установки башни с погоном диаметра 1850 мм.
Верхняя часть корпуса сильно изменилась, в то время как низ и ходовая часть фактически остались прежними, как на VK3601(H). Чтобы сохранить прежнее удельное давление на грунт при возросшей на 10 т массе конструкторы пошли на увеличение ширины гусениц, что, в свою очередь, привело к появлению четвертого ряда опорных катков.
Двигатель Майбах HL-210P-30 мощностью 600 л.с. к этому времени уже был готов. Его установка позволяла сохранить у новой машины ходовые характеристики танка VK3601(Н). Двигатель комплектовался полуавтоматической трансмиссией «Майбах OLVAR», тормозная система – регенеративная, разработанная на основе британских тормозов Меррит-Браун. Замена традиционных рычагов на рулевое колесо с гидроусилителем намного облегчило работу механика-водителя, одновременно улучшив маневренность танка, особенно – маневренность на ограниченном пространстве. Рычаги, тем не менее, остались, но их предполагалось использовать лишь в качестве резервных органов управления. Кроме того, рычаги можно было применять в качестве стояночного тормоза.
Доктор Эрвин Адерс со своими людьми работал день и ночь – очень хотелось изготовить первое опытное шасси к 20 апреля 1942 г. – дню рождения Гитлера. Последние работы закончили на прототипе 17 апреля, всего за 40 минут до отправки литерного поезда в Растенбург, в ставку любимого фюрера.
VК4501(Р)
Несмотря на продолжавшиеся испытания прототипа VK3001(P), стало очевидно, что «Леопард» никогда не пойдет в массовое производство. В июле 1941 г. на очередном совещании в Бергхофе представители Heereswaffenamt приняли решение поручить «Хеншелю» и Порше разработать новый тяжелый танк VK4501, вооруженный 88-мм пушкой. В качестве базы для нового танка была взята конструкция «Леопарда».
Прототип VK4501 конструкции Порше получил заводское обозначение «тип 101» и собственное имя Sonderfahrzeug II. Название Sonderfahrzeug II продержалось недолго: вскоре оно было изменено на «Тигр».
Впервые в истории германского танкостроения проектирование танка началось с башни. Проект фирмы «Крупп» базировался на проектах так и не изготовленных башен для танков VK3601(H) и VK3601(P). Размеры башни были увеличены, диаметр погона составил 1850 мм. Порше заказал фирме «Крупп» одну башню в начале июля 1941 г., затем – еще 90, причем заказ на 90 башен был сделан раньше подписания контракта на изготовление первых 90 танков.
В целом «Тигр» Порше перенял очень многое от «Леопарда», но диаметр опорных катков был увеличен, в состав ходовой части ввели поддерживающие верхнюю ветвь гусеницы ролики. С целью компенсации возросшей массы сдвинутой вперед башни, ведущие колеса с электромоторами перенесли назад.
Ходовая часть, предложенная Порше, во-первых была очень сложной, а во-вторых просто не подходила для тяжелого танка. Шесть опорных катков на борт, сгруппированные в три разнесенных тележки, давали высокое удельное давление на грунт, много большее, чем у подвески, разработанной на фирме Хеншель. Кроме того, оказалась более длинной (и, как следствие, более тяжелой) гусеница. В результате танк Порше с трудом передвигался по мягким грунтам. Торсионы опорных катков очень часто лопались, не выдерживая массы «Тигра», а их ремонт оказался чрезвычайно муторной работой по причине большой массы.
Хотя электромоторы и ведущие колеса перенесли назад, впереди оставили колеса с зубчатыми венцами. Считалось, что таким образом удастся избежать непроизвольного сброса гусениц в ходе движения танка. Учитывая длину гусениц, вероятность сброса гусениц оставалась очень высокой. Как выяснилось на испытаниях, резиновые бандажи опорных катков очень быстро истирались о металл направляющих зубцов траков, поэтому конструкцию опорных катков пришлось изменить. Резиновые бандажи заключались между сплошными стальными дисками катков. Таким способом конструкторы убили двух зайцев: увеличили ресурс опорных катков и снизили расход дефицитной резины. Подобные опорные катки широко использовались на поздних моделях германских танков. Максимальную ширину танка конструкторы выбирали, исходя из железнодорожного габарита. В результате получился длинный и узкий танк, при одном взгляде на который не оставалось сомнений в его неудовлетворительных маневренных качествах, хотя в теории электротрансмиссия обеспечивала превосходство именно в отношении маневренности.
VK4501(H) против VK4501(P)
Назначенный на 20 апреля, день рождения Гитлера, показ конкурирующих образцов тяжелой техники неумолимо приближался. 19 апреля оба прототипа были разгружены с железнодорожных платформ на станции, расположенной в 11 км от ставки фюрера в Восточной Пруссии. Для выгрузки пришлось использовать железнодорожный кран, поскольку рамп или поддонов, способных выдержать груз массой 50 т в окрестностях не нашлось. «Тигр» Порше сразу же показал собственную невозможность развернуться на 90 град без посторонней помощи – его тележки завязли в мягком грунте. Машину удалось вытащить только с помощью железнодорожного крана.
Марш по пересеченной местности стал первым серьезным испытанием для двух прототипов тяжелого танка. Обе машины в пути неоднократно ломались, а на «Тигре» даже загорелся двигатель.
Показ был назначен на 14 ч, однако в последний момент рейхсмаршал Геринг и министр вооружений Шпеер перенесли начало демонстрации на 10 ч 30 мин утра. Гитлер мог выделить на осмотр танков всего полтора часа. К назначенному времени был готов только прототип VK4501(P), поскольку доктор Арнольд заставил своих людей осмотреть трансмиссию, прежде чем срок начала демонстрации перенесли. Трансмиссия оказалась разобранной, а собрать ее к новому сроку уже не успевали. На глазах Гитлера инженеры и техники в темпе принялись собирать трансмиссию. Вскоре после 11 ч можно было начинать показательные пробеги прототипов на максимальной скорости. Пробег однозначно выиграл «Тигр», разогнавшийся на километровой трассе до 50 км/ч. VK4501(H) сошел с дистанции: на 850 м он набрал скорость 45 км/ч, но затем задымил двигатель. Во избежание пожара мотор пришлось выключить. Когда двигатель остыл доктор Арнольд предложил Шпееру провести более реалистичное сравнение –продемонстрировать маневренные качества машин. Результат оказался для специалиста предсказуемым: VK4501(H) отработал отлично, а «Тигр» застрял.
По мнению Гитлера, испытания явного победителя не выявили. На совещании со Шпеером и Зауэром фюрер заявил, что обе машины нуждаются в доводке с последующим «вторым» туром испытаний. Присутствующие полностью разделяли мнение своею вождя, однако в конце совещания верховный рефери всех огорошил: Гитлер предложил заказать Порше 90 «Тигров». Никто не стал спорить. На Гитлера магически воздействовало имя Порше, в технические детали он не вдавался.
Вскоре после показа в Вольф-Шанце обозначение VK4501 исчезло из официальных документов, программа разработки и производства тяжелых танков стала именоваться Tigerprogramm.
Очередная серия сравнительных испытании между VK4501(P) и VK4501(H) проводилась в мае 1942 г. на полигоне танковой школы в Бад-Берка под Эйзенахом. Вывод по результатам испытаний был для Порше убийственным: ходовая часть VK4501(P) исключает использование танка в полевых условиях: пушка выступает настолько далеко за пределы корпуса, что при движении по пересеченной местности существует реальная вероятность повреждения дульного тормоза о грунт. Торсионы на танке Порше лопались даже при движении машины по относительно хорошим дорогам. Большинство представителей вермахта высказалось в пользу танка фирмы «Хеншель». Конструкторы VK4501(H) сумели учесть еще и человеческий фактор, немаловажный на войне. Танк «Хеншель» имел более простую конструкцию, а для обслуживания танка Порше требовались инженеры. VK4501(H) не являлся подарком для ремонтников, но все-таки он был гораздо проще в эксплуатации по сравнению с VK4501(P).
Известно всего два построенных прототипа «Тигра» Порше, эти машины иногда называют Tiger (P). По завершению испытаний их передали в 503.s.Pz.Abt. Затем одни из прототипов использовался в качестве командирского танка в 653-м тяжелом танковом батальоне. Еще несколько шасси конвертировали в эвакуационные машины Bergetigers. Для массового производства военные выбрали машины фирмы «Хеншель». Шасси танков Порше послужили базой для тяжелых истребителей танков, известных как «Фердинанд» или «Элефант». Гитлер остался недоволен решением военных, долго возмущался, но в конечном итоге смирился, выслушав аргументы своих советников.
С июля 1942 г. по май 1943 т. 90 заказанных Порше «Тигров» были переделаны в истребители танков 8,8 cm Pak-43/2 L/71 auf PzJg Tiger (P) (Sd.Kfz. 184). Наименование «Фердинанд» — дань уважения конструктору, профессору Порше, однако позже официально собственное имя самоходки изменили на «Элефант». Боевой дебют «Фердинандов» состоялся на Курской дуге, где машины в полной мере продемонстрировали ненадежность ходовой части и плохую проходимость по пересеченной местности. Пушка «Фердинанда» успешно поражала любые советские танки на любой дистанции, зато истребитель танков оказался совершенно беззащитным перед советской пехотой, поскольку гений Порше не удосужился вооружить самоходку пулеметом. При действиях из засад, блокировании дорог машины проявили себя в самом выигрышном свете, зато попытки использования тяжелых самоходок в открытом бою нередко проваливались по причине плохой проходимости и неудовлетворительной маневренности мастодонтов.
СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ «ТИГР»
По результатам сравнительных испытаний в Бад-Берка для серийного производства был выбран танк VK4501(H) Н1, получивший обозначение Pz.Kpfw. VI (Sd.Kfz. 181) Tiger Ausf. H1. Наименование «Тигр» стало своеобразной «торговой маркой» нового танка фирмы Хеншель. Фирма получила заказ на изготовление установочной партии из 60 танков, аналогичных опытному VK450l(H) Н1 и ста серийных машин. В ту самую ночь, когда «Тигр» фирмы «Хеншель» перевозили из Бваад-Берка обратно на завод, состоялось первое совещание, посвященное организации серийного производства тяжелых танков. Стадия опытно-конструкторских работ завершилась, пришло время думать о массовом выпуске «Тигров».
В один из майских дней в Кассель прибыл состав, доставивший 50 башен. Эти башни предназначались фирме «Нибелунгенверке» но после провала танка Порше их отправили на фирму «Хеншель».
Первый предсерийный танк «Тигр», номер шасси 250001, получил наименование Versuchserie Tiger Nr. VI. Его собрали в августе 1942 г. Никогда ранее германская промышленность в столь сжатые сроке не осваивали производства столь сложного технического изделия.
Первый предсерийный танк отправили на полигон в Фаллингбостель. Испытания машина проходила под обозначением Pz.Kpfw. V1(H) Ausf. H1 (Sd.Kfz. 181). Танк VI по сравнению с VK450l(H) H1 прибавил в весе – его масса составляла 56 т, фантастическая по тем временам величина! Рост массы привел к многочисленным поломкам машины на испытаниях, ходовая-то часть осталась прежней. Кроме того, вдруг выяснилось, что транспортная система Германии не рассчитана на появление на авто- и железных дорогах транспортных средств такого веса. Транспортировка «Тигров» оставалась головной болью для штабов всех уровней до самого окончания войны. Конструкторы «Тигра» с фирмы «Хеншель», как оказалось, подобно Порше, думали исключительно о технических аспектах своего детища, совершенно не принимая во внимания ограничения, налагаемые транспортной инфраструктурой.
Выяснилось, что во всем вагонном парке Рейха нет достаточного количества платформ, способных перевозить грузы массой до 60 т. Платформ не хватало даже для перевозки 45 «Тигров» танкового батальона одним составом. Фирме «Хеншель» пришлось заниматься в первую очередь не серийным выпуском тяжелых танков, а изготовление шестиосных железнодорожных платформ SSyms. После того, как было выпущено достаточное количество платформ, оказалось, что забыли про железнодорожный габарит – танк на платформе в габарит не вписывался. Причем проблема заключалась не только в габарите. Когда танк выступает за пределы платформы, то его трудно правильно сцентрировать. При неудачной погрузке центр тяжести мог сместиться, повышая вероятность опрокидывания платформы на закруглениях железнодорожного пути с малым радиусом. Самым поразительным во всей этой танково-железнодорожной истории является то, что разворачивалась она на фирме «Хеншель», которая заслуженно считалась ведущим в Европе поставщиком подвижного состава и локомотивов для железных дорог! Уж где-где, а на «Хеншеле» имелись люди, сведущие в габаритах и тонкостях перевозки грузов.
Ширина танка возросла на модели VK4501(H) вследствие установки четвертого ряда опорных катков и увеличения ширины гусениц. На это пришлось пойти из-за желания сохранить на прежнем уровне удельное давление на грунт в то время как масса танка стала больше. Теперь же для перевозки «Тигра» на платформе SSyms было необходимо каким-то образом уменьшить ширину машины. Решение нашли оригинальнейшее – временно возвращаться к ходовой части прототипа VK3601(H) с узкими гусеницами и тремя рядами опорных катков. Таким образом, каждому «Тигру» полагалось иметь две пары гусениц: боевые шириной 725 мм и транспортные – шириной 520 мм. Перед погрузкой на платформу с танка снимались боевые гусеницы и внешний ряд опорных катков, затем – одевались транспортные. После разгрузки – снимали транспортные, ставили внешние опорные катки и одевали боевые гусеницы. С узкими гусеницами и без внешних катков «Тигр» хорошо центрировался на железнодорожном транспортере. На замену гусениц и демонтаж опорных катков хорошо подготовленный экипаж тратил полтора часа.
Сборка корпусов танков велась на заводе фирмы «Хеншель» в Касселе. Башни ставились на шасси на заводе фирмы «Вегман», которая изготавливала их по лицензии фирмы «Крупп». Здесь же, на заводе фирмы «Вегман», «Тигры» окрашивали и сдавали военным. Сборка корпусов осуществлялась в цехе № 3 завода фирмы «Хеншель», до войны собиравшего локомотивы и вагоны. Цуез неоднократно подвергался налетам авиации и очень сильно пострадал. Тем не менее, мощные краны, транспортировавшие массивные корпуса, уцелели. Даже самые сильные налеты не останавливали производство более чем на четыре-пять часов. Зимой в цеху стояла такая же температура, как на улице –
оконные стекла все были выбиты в результате налетов. Люди обогревались у разложенных прямо в цехе костров. Своего пика выпуск «Тигров» достиг весной 1944 г. –105 машин в месяц, почти четыре новых танка в день! Работы велись в три смены без выходных. По иронии судьбы пик выпуска «Тигров» совпал с пиком налетов авиации союзников на промышленные объекты Германии, причем заводы по производству танков числились в числе целей наивысшего приоритета.
Всего было изготовлено 1345 серийных танков «Тигр», номера шасси 25001 – 2501346.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА «ТИГР»
Корпус
Корпус танка Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. H1 внутри разделен на три части: отделение управления, боевое отделение и моторное отделение.
В отделении управления находятся места механика-водителя и помощника механика-водителя (фактически – стрелка-радиста), разделенные трансмиссией. Здесь же установлены рулевое колесо с гидроусилителем, рычаги управления (попользуются как аварийный орган управления и стояночный тормоз), стандартное радиооборудование, наблюдательные приборы, курсовая пулеметная установка. В крыше отделения управления имеется два верхних люка.
Место механика-водителя находится слева от продольной оси танка. Справа от сиденья, над трансмиссией, расположена панель приборов. На приборной панели установлены: указатель числа оборотов вала двигателя, термометр, указывающий температуру воды в радиаторе, указатель давления масла, спидометр, аварийная лампочка пожарной сигнализации моторного отделения
Слева от механика-водителя на уровне рычага наблюдательного прибора установлен электрический гирополукомпас, помогающий выдерживать направление движения.
Основные органы управления танком «Тигр» — рулевое колесо и педали (газ, сцепление, тормоза). Перед сиденьем справа установлен рычаг переключения передач и рычаг стояночного тормоза (слева — рычаг вспомогательного стояночного тормоза). За сиденьем с обоих сторон — аварийные рычаги управления.
Перед сиденьем, ниже рулевого колеса, в нижней части смотрового блока расположен переключатель зажигания. Непосредственно над зажиганием находится ручной штурвальчик привода заслонки смотрового прибора.
Центральная часть отделения управления занята полуавтоматической трансмиссией Майбах OLVAR OG(B) 40 12 16 А. Трансмиссия обеспечивает восемь передач переднего хода и четыре заднего. Трансмиссия снабжена гидравлическим преселектором. Передачи обеспечивают движение на скоростях до 45 км/ч.
В аварийном режиме управление по курсу осуществляется рычагами. Аварийный режим возможен только при движении с небольшой скоростью. После выключения двигателя рычаги управления часто использовались как стояночные тормоза.
Каждое многодисковое сцепление оборудовано механическими тормозами «Аргус». Привод тормозов – от педали или тормозного рычага. В лобовом бронелисте надстройки корпуса имеются проемы под смотровые приборы механика-водителя. Самый большой проем прямоугольной формы закрывается сдвижным (в вертикальной плоскости) бронещитком толщиной 100 мм. В проеме установлен толстый блок из бронестекла. Блок герметизирован резиновой прокладкой. С наружной стороны имеются дефлекторы для отражения бронебойных пуль. Вертикальными дефлекторами служат направляющие сдвижною щитка, еще один горизонтальный дефлектор установлен внизу, функции верхнего горизонтального дефлектора выполняет небольшой козырек, также предохраняющий смотровой блок от заливания водой во время дождя.
При опущенном бронещитке остаются открытыми два небольших отверстия, которые позволяют механику-водителю использовать эпископ KKF-2.
Дополнительно у механика-водителя установлен еще один неподвижный наблюдательный прибор, эпископ, в крышке верхнего люка. Оптическая ось прибора развернута на 30 град., влево от продольной оси корпуса танка. От повреждений эпископ защищает П-образная скоба из стальной полосы толщиной 15 мм. Многие механики-водители считали, что установленного в крышке люка эпископа вполне достаточно для наблюдения за местностью при закрытом бронещитке. На многих снимках «Тигров» военного времени хорошо видно, что отверстия под эпископ KKF-2 заварены.
Сиденье механика-водителя регулируется по высоте и может двигаться взад-вперед.
Верхние люки диаметром 483 мм приподнимаются и сдвигаются в сторону, влево – люк механика-водителя, вправо – люк стрелка-радиста. Крышки снабжены пружинным механизмом, облегчающим их открывание и снижающим вероятность защемления пальцев рук или ног. С оборотной стороны крышек имеются запорные механизмы. Вращением центральной рукоятки люк запирается тремя стальными скобами. Люки снабжены толстыми резиновыми прокладки, в закрытом положении верхние люки водонепроницаемы.
За сиденьем механика-водителя находится боеукладка на шесть снарядов к пушке.
Рядом с сиденьем стрелка радиста установлены блоки радиостанции FuG-5. Радиооборудование включает передатчик S.c. 10 мощностью 10 Вт и приемник Ukw. E.e. Диапазон работы радиостанции – от 27,2 до 33,3 МГц. Радиостанция обеспечивает устойчивую двустороннюю связь в радиусе до 6,4 км в телефонном режиме и до 9,4 км в режиме азбуки Морзе. Радиостанция запитана от 12-вольтовой аккумуляторной батареи. Радиостанция комплектуется стандартной 2-метровой штыревой антенной StbAt 2m. Антенный ввод расположен в правом заднем углу крыши боевого отделения.
Все члены экипажа имеют ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. В бою внутренняя переговорная система оказалась очень уязвимой, поэтому в некоторых подразделениях экспериментировали с монтажом на танках световой сигнальной системы, которая позволяла командиру передавать механику-водителю простые команды при выходе из строя интеркома.
Перед креслом стрелка-радиста в лобовом бронелисте надстройки корпуса имеется круглое отверстие под шаровую установку Kugelblende-100 курсового пулемета MG-34. Танковый вариант KwMG-34 известнейшего пулемета периода Второй мировой войны имел ленточное питание, предусматривались возможность демонтажа пулемета и ведения из него стрельбы с двух сошек или с трехсошникового станка вне танка. Танковый вариант пулемета снабжался пластиковым прикладом, который чаще всего снимали, чтобы уменьшить длину казенной части для увеличения свободного объема внутри танка. С орудием спарен пулемет такого же типа, как и установленный у стрелка-радиста. Спаренный пулемет можно снимать для ведения стрельбы вне танка. Сошки к обоим пулеметам хранятся внутри танка. Основное отличие танкового варианта пулемета MG-34 от пехотного – кожух ствола. У пехотного пулемета кожух ствола выполнен с круглой перфорацией, у танкового – с продольными щелями. Кроме того на танковом пулемете нет крепления для сошек в районе дульного среза. Пулемет KwMG-34 вставляется в шаровую установку Kugelblende-100 изнутри, узлы крепления сошек мешали бы поставить пулемет на место или наоборот, снимать его. Крепления для сошек устанавливаются на пулемет после снятия его с танка.
Установка Kugelblende-100 (100-толщина маски в мм) обеспечивает углы обстрела по вертикали от -10 град, до + 15 град, по горизонтали +/- 5 град. Помимо пулемета в установке смонтирован оптический прицел KZF-2 с 1,8-кратным увеличением. Прицел смонтирован рядом с пулеметом. Установка Kugelblende-100 снабжена полусферическим головным упором. В крышке верхнего люка стрелка-радиста установлен такой же эпископ, как и в крышке люка механика-водителя, но развернутый на 30 град. вправо от продольной оси танка.
К курсовому пулемету полагаются два запасных ствола, которые хранятся в стандартном металлическом контейнере на полу справа от сиденья стрелка-радиста. В отличие от металлических контейнеров для лент пехотных пулеметов (рассчитан на 600 патронов), лента к танковому пулемету хранится в матерчатом мешке с металлическим верхом, мешок закрывается металлической крышкой на клипсах. В каждом мешке находится три ленты по 150 патронов. Рядом с местом стрелка-радиста можно разместить 13 мешков – 1950 патронов калибра 7,92 мм. Кроме того, здесь же находится «пехотная» металлическая коробка, предназначенная для стрельбы из пулемета вне танка. Как правило, на танках имелся один контейнер с запасными частями сразу к двум пулеметам, но два комплекта инструментов Ersatzteilmappe в кожаных чехлах. Такие чехлы пулеметчики-пехотинцы носили на поясных ремнях. В комплект к пулемету входят также асбестовые тряпочки, с помощью которых снимается нагретый при стрельбе ствол при его замене. К каждому пулемету прилагается зенитный прицел и сошки для использования оружия вне танка.
Боевое отделение занимает центральную часть корпуса, от моторного отделения оно отделено противопожарной перегородкой, от отделения управления – стальным арочным экраном. Под фальшполом боевого отделения проходит вал, соединяющий двигатель и трансмиссию. Укладка боекомплекта к 88-мм орудию расположена по бортам корпуса и под фальшполом. По бортам расположены укладки на 16 снарядов каждая, шесть снарядов размещено под полом боевого отделения. От соединительного вала отбирается мощность, которая передастся на гидропривод разворота башни. На передней стенке боевого отделения, за местом стрелка-радиста, крепятся контейнер с запасными стволами и аксессуары для спаренного с пушкой пулемета MG-34. Боекомплект к спаренному пулемету хранится на противопожарной перегородке – 16 мешков по 150 патронов, 2400 патронов калибра 7,92 мм.
Кормовую часть корпуса занимает моторное отделение с основным двигателем и вспомогательными механизмами, топливными баками, стартером, воздуховодами, топливными и масляными магистралями. На первых 250 «Тиграх» устанавливались двигатели Майбах HL-210Н-30, на остальных – Майбах HL-210H-45. Первые 495 «Тигров» комплектовались воздуховодами для подводного вождения.
Корпус танка впервые в германском танкостроении имеет переменную ширину. Ширина нижней части собственно и есть ширина корпуса. Верхнюю часть пришлось расширить за счет надгусеничных спонсонов для размещения башни с диаметром погона 1850 мм – минимальный диаметр погона, позволяющий установить в башню орудие калибра 88 мм. Размер опорной бронеплиты пола корпуса 4820х2100 мм, толщина плиты 26 мм. Толщина бортовых бронеплит варьируется: борта верхней части корпуса 80 мм, корма 80 мм, лоб – 100 мм. Толщина бортов нижней части корпуса уменьшена до 63 мм, так как здесь роль дополнительной защиты выполняют опорные катки.
Большинство бронелистов корпуса соединяются под прямым углом. Таким образом, почти все поверхности кориуса «Тигра» или параллельны или перпендикулярны грунту. Исключение составляют верхний и нижний лобовые бронелисты. Лобовой 100-мм бронелист, в котором установлен курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя почти вертикален – его наклон составляет 80 град. к линии горизонта. Верхний лобовой бронелист толщиной 63 мм установлен почти горизонтально – с углом наклона 10 град. Нижний лобовой бронелист толщиной 100 мм имеет обратный наклон в 66 град.
Стыкуются бронелисты методом «ласточкин хвост» («торговая марка» германских танков), соединяются сваркой.
Стык башни и корпуса ничем не прикрыт – одно из наиболее уязвимых мест «Тигра», которое постоянно подвергалось критике. Толщина крыши корпуса – 30 мм – контрастирует с толстой лобовой броней. По мнению многих танкистов, толщина крыши была явно недостаточной. Многие «Тигры» были потеряны только потому, что осколками снарядов клинило башню. На «Тиграх» поздних выпусков для защиты стыка башни и корпуса монтировалось бронекольцо.
В целом бронирование «Тигра» обеспечивало высочайший для своего времени уровень защищенности. С целью повышения боевого духа экипажей тяжелых танков, в учебный центр в Падерборн с Восточного фронта доставили машину обер-лейтенанта Цабеля из 1-й роты 503-го тяжелою танкового батальона. За два дня боев под Ростовом в составе боевой группы «Зандер» танк Цабеля получил 227 прямых попаданий 14,5-мм пуль противотанковых ружей, 14 попаданий снарядами калибра 45 и 57 мм и 11 попаданий снарядами калибра 76,2 мм. Выдержав такое количество попаданий, танк сумел своим ходом совершить 60-км марш в тыл на ремонт.
Качество брони высоко оценили англичане, изучавшие трофейный «Тигр». По мнению британских экспертов эквивалентная по снарядостойкости английская броня будет толще брони «Тигра» на 10-20 мм.
С августа 1943 г. внешние вертикальные поверхности корпуса и башни танка стали покрывать керамическим составом Zimmerit, не дававшим приставать к броне гранатам, оснащенным магнитами. История с циммеритом – еще один анекдот, не уступающий но глубине мысли «железнодорожной» эпопее «Тигра». Кроме немцев, никто даже не собирался применять в боевых действиях гранаты с магнитным держателем!!! Нанесение циммерита увеличивало срок изготовления танка на шесть дней. Шесть лишних дней увеличивали вероятность того, что беспомощный танк разбомбит авиация союзников. На фронте же данное покрытие не давало решительно никаких преимуществ. От антимагнитного покрытия отказались только на «Тиграх» самого позднего выпуска.
Более реальным способом увеличить защищенность танка стала навеска на броню запасных гусеничных траков. Траки монтировались как на корпусе, так и по бортам башни. Впервые запасные траки в качестве своего рода накладной брони были использованы в период боев в Тунисе на «Тиграх» из 501-го тяжелого танкового батальона. Траки крепились к нижним частям кормы и лба корпуса, еще по три трака крепилось на лобовом бронелисте надстройки с внешних сторон от курсовой пулеметной установки и от смотрового прибора механика-водителя. На некоторых танках держатели для траков наваривались на бронелист еще и между курсовым пулеметом и смотровым прибором механика-водителя. Траки от гусеницы «Тигра» в этом случае не годились – слишком широкие, использовались узкие траки от гусениц танка Pz.Kpfw.IV. Использование траков от «четверки» лишний раз говорит о том, что траки выполняли именно роль дополнительной брони и не были «запасными гусеничными траками». Позже африканский опыт был широко применен на Восточном фронте.
Нижний лобовой бронелист корпуса защищался траками также, как и на танках Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.1V. Стальной стержень своими концами приваривался между буксировочными крюками. В пространство между бронелистом и корпусом укладывались траки. Обычно здесь размещалось 12 траков, две «связки» по шесть траков.
Первые «Тигры» не имели бортовых надгусеничных крыльев и подкрылков. Это хорошо видно на снимках прототипов и машин, захваченный Красной Армией под Ленинградом. На «Тиграх» 501-го тяжелого танкового батальона всегда имелись крылья и подкрылки и закрепленными вблизи обрезов резиновыми фартуками. На предсерийных машинах, первыми попавшими на Восточный фронт, стояли узкие передние подкрылки, как на прототипе VK3601(H). Первые серийные танки получили широкие подкрылки, состоявшие из двух частей: неподвижной по ширине транспортных гусениц и откидной. Откидная часть крепилась на петлях вдоль неподвижной. С откинутой частью ширина подкрылка равнялась ширине боевой гусеницы.
На «Тиграх» из 501-го тяжелого танкового батальона устанавливались подкрылки иного типа. Весь подкрылок мог откидываться вверх вдоль корпуса танка. Судя по фотографиям такие передние подкрылки были только на «Тиграх» из s.Pz.Abt. 501.
В передней части корпусов раннего выпуска монтировалось две щелевых фары «Бош». Сначала фары устанавливались на крыше корпуса, по углам в ее передней части. Позже в этих местах стали монтировать пусковые устройства для S-мин, а кронштейны фар перенесли на лобовой бронелист корпуса. Фары часто и быстро повреждались осколками снарядов, пулями, а также при преодолении танком искусственных и естественных препятствий. С середины 1943 г. на танки ставили только одну фару – на крыше отделения управления по центру корпуса под стволом орудия. Точно так же фары ставились на более поздних танках Pz.Kpfw. VI Ausf. В Tiger II. Тем не менее, существует масса снимков, на которых запечатлены танки «Тигр», вообще не имеющие фар.
Ходовая часть
На ранних «Тиграх» стояло 24 опорных катка диаметром 800 мм. С каждого борта располагалось с перекрытием по три опорных катка в четыре ряда. Первоначально опорные катки имели резиновые бандажи, но на танках выпуска после февраля 1944 г. (с шасси № 250825) ставились полностью стальные опорные катки, разработанные для «Королевского Тигра».
Внешний ряд опорных катков снимался перед транспортировкой танка по железной дороге. На 520 танках «Тигр» внешний ряд опорных катков вообще не устанавливался, так как полностью стальные опорные катки выдерживали массу широких боевых гусениц. На фронте отмечались случаи заклинивания ходовой части из-за попадания посторонних предметов между ведущим колесом и первым опорным катком (первый опорный каток и ведущее колесо перекрывались), из-за чего часто передние опорные катки демонтировались.
Ленивец диаметром 600 мм связан с механизмом регулирования натяжения гусеницы. Ведущее колесо диаметром 840 мм расположено в передней части корпуса. Опорные катки имеют независимую торсионную подвеску, торсионы расположены поперек корпуса танка. Длина торсиона 1960 мм. диаметр 58 мм. Торсион фиксируется восьмигранным наконечником в стенке противоположного опорному катку борта корпуса. Опорные катки левого борта смещены вперед относительно опорных катков правого борта.
На танке «Тигр» используется два типа гусениц. Транспортные гусеницы набраны из траков Kgs-63/520/130, 520 – ширина трака в мм, 130 – расстояние между пальцами соседних траков. Боевые гусеницы – из траков Kgs-63/725/130, 725 – ширина трака в мм. Гусеница набрана из 96 траков. Между собой траки соединены пальцами длиной 716 мм и диаметром 28 мм.
Двигатель
Танки «Тигр» оснащались двигателями внутреннего сгорания двух типов фирмы Майбах: HL-210P-30 (номера шасси 250001 — 250250) и HL-230Р-45 (начиная с шасси № 250251 сборки мая 1943 г.). Как правило, при ремонте ранних «Тигров» двигатели HL-210P-30 меняли на двигатели HL-230Р-45. При переделке шасси старых танков «Тигр» в штурмовые орудия «ШтурмТигр» также производилась замена двигателей. Двигатели выпускались не только заводом фирмы «Майбах Моторенверке» в Фридрихсхафене, но и заводом фирмы «Ауто-Юнион Верк Вандерер» в Чимнитце.
Оба бензиновых двигателя внутреннего сгорания, HL-210P-30 и HL-230P-45, имеют жидкостное охлаждение, 12 цилиндров, сгруппированных в два блока с углом развала между ними 60 град, суммарный объем цилиндров двигателя HL-210Р-30 21,35 л («210» — в обозначении двигателя обозначает расчетный объем цилиндров: 210 декалитров). При частоте оборотов вала 3000 об/мин двигатель способен развивать 650 л.с. Объем цилиндров двигателя HL-230P-45 23,095 литров, мощность двигателя при частоте вращения вала 3000 об/мин — 700 л.с. В ноябре 1943 г. максимальная частота вращения вала двигателя была ограничена значением 2500 об/мин с целью продления ресурса. В результате максимальная скорость упала с 45,4 до 37,8 км/ч. Удельная мощность двигателя HL-210P-30 – 11.6 л.с./т, удельная мощность двигателя HL-230P-45 — 12.5 л.с./т. Масса сухого мотора 1200 кг, размеры — длина 1310 мм, ширина 1000 мм, высота 1190 мм.
Двигатель работал на бензине с октановым числом 74. Емкость четырех топливных баков – 534 л. Расход топлива на 100 км пробега по шоссе составлял 500-650 л, по пересеченной местности – 900-1000 л. или примерно 10 л на 1 км марша. Фактический расход топлива в боевых условиях оказывался еще выше, порядка 15 л на 1 км пробега вне дорог, так как расход возрастал при частом переключении передач (в бою неизбежном) и отборе мощности двигателя для разворота башни. Кроме того, часть бензина подтекала через разболтавшиеся соединения трубопроводов.
В маслосистеме использовалось масло марки Motorenol der Wermacht. Для замены требовалось 32 л масла, но двигатель вмещал 42 л масла. Масляный насос приводится от основного двигателя. В состав маслосистемы входит резервуар емкостью 28 л.
Мощность от двигателя к коробке передач передается валом, состоящим из двух частей. Примерно 5 л.с. отбирается на привод разворота башни.
Моторное отделение оборудовано автоматической системой пожаротушения: если температура воздуха в моторном отделении превышает 120 град. С термические датчики автоматически включают огнетушители, установленные в районе топливных насосов и карбюраторов. При срабатывании системы пожаротушения на приборной доске механика-водителя загорается аварийная лампочка. В башне хранится ручной огнетушитель, который можно использовать как аварийное средство борьбы с пожаром в моторном отделении.
Электрическая система танка «Тигр» выполнена однопроводной. Основным источником электроэнергии является 12-вольтовый генератор GULN-1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт.
Для запуска двигателя можно использовать электрический или ручной стартер. Электростартер представляет собой электродвигатель BPD-6/24 мощностью 4,4 кВт. В случае отказа электростартера двигатель запускается инерционным ручным стартером посредством физических усилий двух танкистов. Двигатели HL-2103-30 ранних «Тигров» аварийно можно было запустить от механического стартера, выполненного на базе двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Этот способ особенно ценился зимой, когда на морозе запуск двигателя требовал большого расхода емкости аккумуляторных батарей или значительных физических усилий экипажа «Тигра».
Башня
Башня расположена примерно по центру корпуса, центр погона башни находится на 165 мм к корме от центрального перпендикуляра корпуса. Борта и корма башни сформированы из одной полосы броневой стали толщиной 82 мм. Лобовой лист башни толщиной 100 мм приварен к гнутому бортовому бронелисту.
Крыша башни состоит из одного плоского бронелиста толщиной 26 мм, в передней части установленного с наклоном в 8 град. к горизонту. Крыша башни соединяется с бортами сваркой. В крыше имеется три отверстия, два – под верхние люки и одно для вентилятора. Крыши башен «Тигров» поздних выпусков имели по пять отверстий: добавились отверстия под перископ наряжающего и оборонительную пусковую установку Nahvertteidigungwaffe. Командирская башенка с круглым люком монтировалась в левой части крыши башни. Справа, со смещением вперед, находился прямоугольный люк заряжающего размерами 356×508 мм; углы люка выполнялись скругленными. Крышка фиксировалась в закрытом положении четырьмя запорами, которые задвигались вращением установленного по центру внутренней поверхности люка штурвальчика. На внутренней поверхности были наварены две рукоятки для удобства закрытия/открытия люка. Позже был внедрен еще один замок, который открывался извне восьмигранным ключом. Вообще, проблема несанцкионированного доступа в машину представляла для экипажей «Тигров» постоянную головную боль. Многие экипажи для защиты от непрошенных гостей изготавливали импровизированные запорные устройства.
На башне № 184 и всех последующих устанавливался перископ заряжающего, перископ монтировался в правой части башни чуть впереди линии излома крыши. Фиксированное перископическое устройство предохранялось стальной П-образной скобой. Между люком заряжающего и вентилятором на башнях танков позднего выпуска (начиная с башни № 324) устраивалось отверстие под мортирку для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности.
В бортах башни имелись смотровые отверстия заряжающего и наводчика, закрываемые бронеколпаками. В отверстия вставлялись блоки из ламинированного бронестекла, изолированные от стальной брони резиновыми прокладками. На большинстве чертежей ошибочно показывают симметричное положение смотровых отверстий, на самом деле смотровое отверстие наводчика находилось ближе к лобовой части башни, чем отверстие заряжающею.
Дополнительную защиту бортам башни давали навешенные снаружи гусеничные траки. В заводских условиях крепления для траков начали устанавливать с 30-й серийной башни. Первоначально с каждого борта навешивалось по пять траков, но на 46-й и всех последующих башнях в правой части появился аварийный люк большого диаметра вместо имевшегося ранее небольшого люка для погрузки боеприпасов. В результате на правом борту башни стало помещаться только три трака.
Первые восемь прототипов «Тигра» Порше оснащались несколько иными башнями, разработанными на основе башни для прототипа VK3001(P) с увеличенным до 1850 м диаметром погона. Отличительная особенность этих башен — возможность более низкого склонения орудия.
Внутри башни находятся места трех членов экипажа. В левой передней части башни расположено место наводчика. За ним, с небольшим превышением, место командира танка. Справа от орудия размещается заряжающий. В «рабочем» положении заряжающий стоит лицом к корме. На командирских танках на заряжающего возлагаются обязанности второго радиста.
Перед рабочим местом наводчика находится окуляр прицела с резиновым налобником. Ниже прицела – штурвальчик ручного разворота башни. Слева от прицела установлен клинометр, указывающий угол возвышения ствола орудия, и индикатор азимутального положения башни. Разворот башни осуществляется нажатием педали (под левую ногу наводчика). Стрельба из спаренного пулемета ведется нажатием правой педали. На штурвальчике вертикального наведения орудия расположен электроспуск пушки.
Разворот башни осуществляется с помощью гидропривода, отбор мощности для которого производится от основного вала двигателя. Скорость разворота башни зависит от частоты вращения вала основного двигателя. Штурвальчики аварийного ручного вращения башни установлены у всех трех «башнеров» — наводчика, командира, заряжающего. Для разворота башню на 360 град, наводчику требуется сделать 720 оборотов штурвальчика. Обычно штурвальчиками пользовались для точного наведения орудия на цели; грубая наводка производилась разворотом башни от гидропривода. Штурвальчики снабжены скобами, фиксирующими башню в определенном положении на маршах. Такой способ не обеспечивал надежной фиксации, поэтому в 1944 г. ввели более надежный внешний фиксатор, по типу применявшегося на британских и американских танках.
На стенках башни размещалось имущество танкистов, противогазы, запасные смотровые блоки для наблюдательных приборов, фляжки с водой, сигнальный пистолет с ракетами и пистолет-пулемет с 32 запасными магазинами. На задней стенке внутри башни крепилась канистра с питьевой водой, на танках поздних выпусков эту канистру перенесли в боевое отделение на противопожарную стенку.
В крышках люков были сделаны амбразуры для стрельбы из пистолетов или пистолетов-пулеметов. Размеры овальной амбразуры позволяли просовывать в нее ствол пистолета-пулемета MP-38/40. Позже появились штурмовые винтовки, специально разработанные для танкистов. Танкисты опасались вести огонь из автоматического оружия, так существовала вероятность того, что при стрельбе ствол пистолета-пулемета выскочит из амбразуры внутрь башни. В этом случае сложно было бы избежать жертв среди экипажа – пока стрелок опомнится и отпустит спусковой крючок, N-oe количество пуль успеет покинуть ствол и начнет рикошетировать от внутренних стенок башни.
На башне № 46 и последующих правый люк для погрузки боекомплекта заменили аварийным люком довольно большого диаметра (395 мм). Толщина люка – 82 мм. На внутренней поверхности люка находилась вертикальная задвижка. Люк открывался очень просто, действительно аварийно: была предусмотрена возможность освобождения задвижки, которая под собственным весом падала на пол боевого отделения танка, крышка откидывалась наружу также под действием собственного веса. Правда закрыть люк изнутри танка было довольно тяжело. Даже снаружи требовались усилия двух человек, чтобы закрыть люк.
Высота башни, включая командирскую башенку, составляла 1200 мм, масса – 11,1 т. Башни изготавливались и монтировались на шасси на заводе фирмы Вегман в Касселе.
Вооружение
Главный калибр «Тигра» — пушка 8.8 cm KwK-36 L/56, танковый вариант знаменитой зенитной пушки Flak-1836. Ствол пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом, кроме того по сравнению с зенитным орудием изменилась конструкция рекуператора. На пушке стоял полуавтоматический вертикальный клиновой замок. Рычаг замка располагался на правой стороне казенника.
Спуск орудия – электрический. Кнопка электроспуска расположена на штурвальчике механизма вертикального наведения пушки. Предохранительные устройства пушки аналогичны использованным на орудии танка Pz.Kpfw. IV. Электроспуск блокируется пока не закрыт замок орудия или если откат ствола после предыдущего выстрела был не полным. Обойти блокировку можно было, произведя выстрел вручную. Часто ручным спуском пользовались при необходимости привести танк в негодность, например – при невозможности буксировки поврежденной машины. Снаряд загонялся в казенник, из амортизатора сливалось масло, после чего производился выстрел. Как правило, при выстреле полностью разрушались дульный тормоз и откатники. Ремонту такая пушка не подлежала.
Длина орудия от среза дульного тормоза до среза казенной части — 5316 мм. Ствол орудия выступал за габариты корпуса в случае установки башни на 12 ч на 2128 мм. Длина ствола 4930 мм (56 калибров), длина нарезной части ствола – 4093 мм. Закрутка нарезов – правая. Всего в стволе 32 нареза шириной 3,6 мм и глубиной 5,04 мм. К каченной части крепился латунный желоб, прикрытый брезентом; в желоб падала после открытия замка стреляная гильза. Из желоба гильза скользила в короб, также сделанный из латуни. В коробе одновременно помещалось не более шести стреляных гильз, поэтому в бою заряжающему часто приходилось отвлекаться на очистку короба от гильз.
Спаренный пулемет MG-34 монтировался справа от пушки. Пулемет, как следует из названия «спаренный», наводился вместе с пушкой, стрельбу из него вел наводчик нажатием на педаль правой ногой. До 1943 г. устанавливались стандартные пулеметы KwMG-34, позже – KwMG-34/40, KwMG-34/S и KwMG-34/41. Пулемет KwMG-34 пользовался заслуженной популярностью за свою простоту, но вместе с тем для танкового пулемета он обладал недостаточной скорострельностью, кроме того часто случались задержки при стрельбе. Танкисты постоянно жаловались на эти «усовершенствованные» танковые пулеметы. Возврат к пехотным MG-34 и MG-42, впрочем, дал нулевой результат с точки зрения повышения эффективности. Пехотные варианты оказались, как и следовало ожидать, слишком велики для установки в танк. До самого конца войны «Тигры» нередко оставались едва ли не беззащитными перед пехотой противника.
Стационарный оптический прицел монтировался слева от орудия. Сначала «Тигры» оснащались бинокулярными прицелами TZF-9b фирмы «Цейсс», с апреля 1944 г. – мнокулярными прицелами TZF-9c. Прицел TZF-9b имел постоянное 2,5-кратное увеличение, поле зрения 23 град. Увеличение прицела TZF-9c менялось в диапазоне от 2,5х до 5х. Шкала прицела градуировалась в диапазоне от 100 м до 4000 м в гектометрах (от 0 до 40) для пушки и от нуля до 1200 м для пулемета. Прицельная марка перемещалась вращением небольшого штурвальчика.
Для своего времени орудие «Тигра» являлось самой мощной танковой пушкой в мире, способной поразить любой танк на дистанции до 2000 м, но обычно стрельба по бронетехнике велась с дистанций до 1000 м. На этих дистанциях опытный наводчик выводил из строя танк противника одним снарядом. На дистанции порядка 2000 м хорошим результатом считалось четыре снаряда на один танк. Стрелять на дистанции более 2000 м не рекомендовалось, хотя допускалось поражение неподвижных целей на дальностях до 2500 м. На больших дистанциях цели должны были поражаться залповым огнем взвода «Тигров». Иногда огонь по незащищенным целям велся одиночными танками на очень больших дальностях. Известен случай уничтожения «Тигром» советской пушки на конной тяге на дистанции 5000 м. В Африке опытные наводчики зенитных орудий привлекались для ведения контрбатарейной борьбы, временно заменяя штатных наводчиков «Тигров» из 501-го тяжелою танкового батальона. Известен случай подавления британской батареи 26-фунтовых пушек на дистанции 7600 м.
Несмотря на ограничения по дистанциям поражения бронетехники, отдельные командиры танков приказывали своим наводчикам вести огонь на запредельные, согласно инструкциям, дистанции. В июле 1944 г. наводчик из экипажа «Тигра» командира 3-й роты 506-го тяжелого танкового батальона гауптмана Ваккера поразил Т-34, находившийся на дистанции 3600 м с другой стороны линии фронта. Нормой для опытного наводчика считалось за 30 с уложить один из трех снарядов в движущуюся со скоростью 20 км/ч цель (типа танк) на дальностях от 800 до 1200 м.
Боекомплект к пушке на «Тигре» составлял 92 снаряда, 70 из них хранилось в боевом отделении ниже уровня башни (64 по бортам и шесть под полом). Укладка первых выстрелов находилась на полике башни – четыре контейнера по четыре снаряда в каждом. После расходования «первых выстрелов» перед каждым новым выстрелом требовалось разворачивать башню на 90 или 180 град, для чтобы заряжающий мог взять очередной снаряд из правой или из левой бортовой боеукладки. Особенно неудобно было извлекать снаряды из бортовых боеукладок на командирских танках «Тигр», так как в правой части боевого отделения этой машины размещался дополнительный электрогенератор. Установка электрогенератора также привела к уменьшению числа снарядов в бортовых боеукладках до 66 штук, большинство из них находилось в контейнерах левого борта.
Боекомплект к пушке KwK-36 состоял из снарядов 88x570R, идентичных и полностью взаимозаменямых со снарядами к зенитной пушке Flak-18/36.
Обычно половину боекомплекта составляли осколочно-фугасные боеприпасы Sprenggranatpatrone L/4.5 (SprGr L/4,5), остальные – противотанковые следующих типов:
- Panzersprenggranatpatrone-39 (PzGr-39), бронебойный с фугасным зарядом и трассером;
- Panzersprenggranatpatrone-40 (PzGr-40), высокоскоростной подкалиберный с вольфрамовым сердечником и трассером;
- Panzersprenggranatpatrone-39 (Hohlladungs, PzGr-39H), кумулятивный противотанковый.
Наибольшей популярностью пользовались снаряды Panzersprenggranatpatrone-39. Из-за нехватки вольфрама выпуск снарядов Panzersprenggranatpatrone-40 был ограничен. В ограниченном количестве их использовали для борьбы с советскими тяжелыми танками и самоходками. Из-за отсутствия фугасного заряда эти снаряды обладали небольшим разрушительным воздействием. Снаряды PzGr-39H при стрельбе на дальности свыше 500 м имели большой разброс, из-за чего танкисты их не любили. С другой стороны эти снаряды пробивали очень толстую броню, если попадут, конечно.
Кроме пушки и двух (позже трех) пулеметов в комплект вооружения танка «Тигр» входили сигнальный пистолет, пистолет-пулемет и ручные гранаты, танкисты имели личное оружие.
На «средних» танках раннего выпуска монтировались пусковые устройства для S-мин. Пусковые устройства монтировались по углам крыши отделения управления (впереди) и над правым углом боевого отделения (сзади). Пусковые устройства мин сильно напоминают пусковые устройства дымовых гранатометов, только диаметр труб 100, а не 90 мм. Пусковые устройства выстреливали стандартные осколочные мины Springmine-35, известные также как мины-лягушки. Мина разрывалась на высоте примерно 90 см над землей. Мина поражала не окопавшихся солдат в радиусе 25-39 м от точки разрыва. Пусковые устройства S-мин снабжались электроспуском.
На башнях танков первых выпусков (до башни № 286) монтировались два блока из трех дымовых гранатометов 90 mm NbK-39. Блок из трех гранатометов получил наименование Nebelkerzenwerfer-39 (NbKWrf-39). Гранатометы крепились к стальным рамам, закрепленным по углам в передней части башни. Начиная с башни № 324 в башнях стали ставить мортирки Nahverteidigungswaffe – «оружие самообороны ближнего действия». При ремонте ранних танков мортирки ставили и на старые башни. Из мортирок можно было вести огонь дымовыми и осколочными гранатами, S-минами.
Оборудование для форсирования водных преград
Огромная масса танка «Тигр» могла привести к тому, что даже небольшие ручьи и речки стали бы серьезным препятствием – не так много мостов выдерживали бронированные чудища. Стандартное саперное оборудование вермахта не обеспечивало переправы. Таким образом, экипажам «Тигров» предстояло рассчитывать при переправах в первую очередь на себя, точнее – на свои машины. Конечно вариант «свободного плавания» по поверхности не рассматривался совсем, ставка была сделана на подводное вождение.
Первые 495 «Тигров» комплектовались шнорхелями – трубами для подачи воздуха к двигателям. С установленным шнорхелем «Тигр» мог преодолевать броды глубиной до 4 м. Шнорхель крепился к крыше моторного отделения в ее кормовой части. В транспортном положении труба шнорхеля в сложенном виде хранилась в бронированном контейнере.
Многочисленные прокладки и заглушки закрывали практически все отверстия, люки и лючки корпуса, причем большинство из них стояло постоянно. Все люки закрывались герметически.
Шаровая установка курсового пулемета закрывалась резиновой заглушкой, которая фиксировалась всего двумя клипсами (пулемет предварительно снимался). Таким образом, процесс подготовки танка к форсированию водной преграды занимал не так уж много времени. Более того, масса приспособлений, предназначенных для форсирования водных преград (те же заглушки курсовых пулеметов), оказались очень полезными в условиях степей и пустынь – препятствовали попаданию внутрь машины пыли. Существует масса снимков «Тигров» с установленными чехлами и заглушками, причем машины находятся в сугубо сухопутной местности. Стык башни и корпуса герметизировался надувной резиновой прокладкой, которая надувалось изнутри боевого отделения обычным автомобильным насосом. Отверстие под спаренный пулемет закрывалось деревянной пробкой с резиновой прокладкой, похожими пробками закрывались отверстия амбразур в крышках люков для погрузки боезапаса. Отверстия под оптический прицел пушки герметизировались изнутри башни после снятия прицела. Стык маски и башни закрывался резиновым кольцом. Дульный тормоз закрывался прорезиненным чехлом. Резиновый чехол вентилятора на крыше башни закреплялся шестью винтами.
Вся отверстия в крыше моторного отделения закрывались стальными крышками с резиновыми прокладками по краям. На выхлопные патрубки одевались односторонние клапаны, хотя давления выхлопных газов в принципе было бы достаточно для предотвращения попадания воды в выхлопную систему.
Подготовка танка к форсированию водной преграды была с истинно германской педантичностью прописана в многостраничной иллюстрированной инструкции. Более того, выдержки из инструкции наносились на танк. Так на внутренней поверхности крышки верхнего люка командирской башенки была изображена страница 13 инструкции по подготовке танка к форсированию водной преграды – герметезация командирской башенки! Это изображение видно на многих фотографиях «Тигров» с открытыми командирскими люками.
Танк Pz.Kpfw.VI Ausf. H1 с номером шасси 250495 стал последним «Тигром», оснащенным оборудованием для подводного вождения. «Тигры» более поздней постройки могли преодолевать броды глубиной только до 1,3 м, зато без предварительной подготовки.
© Контент подготовлен для сайта «Войны XX века» http://war20.ru по материалам серии брошюр «Военные машины. Тигр». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века».