Танки прорыва: «крейсера» и «линкоры»

Танки и самоходные артиллерийские установки массой свыше 100 тонн разрабатывались в России еще в начале XX века. «Обой» («Катающаяся крепость») И. Семчишина (1915 г.), 35-метровый «Земной броненосец» А. Пороховщикова (1915 г.), 197-тонный «Бронеавтомобиль» В. Менделеева (1916 г.). С их помощью надеялись переломить ситуацию на фронтах мировой войны, одолеть кайзера…

И советскому правительству предлагались проекты сверхтяжелых «кораблей»: 1000-тонные танки Э. Гроте (1933 г.), 100- и 107-тонные КВ-4 Л. Переверзева и Г. Крученых (1941 г.). Все это хорошо известно историкам-профессионалам и любителям. Но мало кто знает о следующей волне предложений строить «танковые крей­сера», «наземные линкоры» и целые сухопутные «флотилии».

ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОСТРОЙКЕ СВЕРХТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ ПРОРЫВА

Январь 1942 г. Завершилось контрнасту­пление Красной армии на западном стратегическом направлении. Освобо­ждено свыше 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, аг­рессор отброшен от Москвы. Разгром ударных группировок противника, наступавших на сто­лицу, укрепил уверенность в победе. Многие считали, что теперь советские войска будут безостановочно гнать «фрицев», и очень скоро потребуются средства для прорыва мощных вражеских укреплений. В первой половине го­да в Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) поступили несколь­ко предложений о постройке танков прорыва.

Так должен был выглядеть 1000-тонный танк Гротте
Так должен был выглядеть 1000-тонный танк Гротте

10 февраля 1942 г. Ташкент. Начальник Во­енной академии механизации и моторизации (ВАММ) генерал-майор танковых войск Ковалев подписал два секретных письма. Одно адресо­вано заместителю Председателя Совета Народ­ных комиссаров (СНК) СССР и Народному комис­сару танковой промышленности В.А. Малышеву, другое — заместителю Народного комиссара обороны генерал-лейтенанту танковых войск Я.Н. Федоренко. Содержание одинаковое:

«В ходе отечественной войны Красной Ар­мии придется преодолевать заранее подготов­ленные укрепленные линии противника с на­личием хорошо вооруженных железобетон­ных ДОТов… Чтобы вывести их из строя, необходимо подойти к ним на близкую дистанцию и вести по ним огонь прямой наводкой. Наибо­лее целесообразно это можно сделать при по­мощи специальных танков прорыва.

Такие танки должны иметь броневую защи­ту против наиболее эффективного противотан­кового орудия, каким является немецкая зенит­ная 88-мм пушка, которая пробивает на пре­дельно-короткой дистанции 120-130 мм бро­ню. Вооружение танка прорыва должно обла­дать скорострельностью и большой пробивной способностью. Схематичный проект… разра­ботанный кафедрой танков Академии, предста­вляю на Ваше рассмотрение. Основные данные танка следующие:

1. Толщина брони в лобовых частях — 150 мм, в бортовых — 120 мм.

2. Установка в невращающейся башне 107-мм пушки (ЗИС-6) с большой пробивной спо­собностью (на дистанции в 100 метров пушка пробивает 137,5 мм броню). В случае необхо­димости башня может быть спроектирована и вращающаяся.

3. Использование всех основных агрегатов танка KB (трансмиссия, ходовая часть, двига­тель).

4. Вес танка не превышает веса танка KB вследствие  меньших  габаритов».

Пояснительная записка к проекту, подпи­санная начальником кафедры танков ВАММ военинженером 1-го ранга профессором Н.И. Груздевым, подробно излагала проблемы пре­одоления сильно укрепленных линий обороны. Делался вывод: «Из двух основных советских танков Т-34 и KB ни один не может выполнить функции танка прорыва, и хотя танк KB проек­тировался именно как танк прорыва, фактиче­ски он ни по бронировке ни по вооружению не подходит для решения этой задачи».

В технических условиях на проектирование танка специального назначения были опреде­лены: «1. Вес машины 50-55 т. 2. Бронирова­ние: лоб — 150 мм, борт — 120 мм, дно — 60 мм, крыша — 60 мм, наклонные и кормовые листы -100 мм. 3. Габаритные размеры: длина 6 м, ширина — KB, высота не более КВ. 4. Вооружение и боевой комплект: пушка 107 мм — 1; снаря­дов не менее 50 шт. Огнеметов — 1; дальность действия не менее 80 м. Пулеметов — 4; патрон не менее 6000 шт. Углы обстрела орудия: вер­тикальный от +15° до — 6°, горизонтальный ±10°. 5. Команда [экипаж]: командир машины  —  1, механик-водитель — 1, радист-огнеметчик —  1, артиллерист — 1, заряжающий — 1. Всего 5 чел. 6. Двигатель — дизель В-2К мощностью 600 л.с. при 1900 об/мин. 7. Запас горючего – 600 литр. 8. Максимальная скорость не ниже 30 км/ч… 9. Специальные требования: …Желательно ведущее колесо сделать опорным кат­ком в целях повышения надежности движения машины со сбитой гусеницей».

В пояснительной записке указывалось: «Чтобы увеличить гибкость маневрирования огнем, целесообразно иметь дублированное управление танком — у водителя и у командира танка в башне… По бортам [корпуса танка уста­новить] по две реактивных мины [неуправляе­мые ракеты]; в каждой мине по 100-125 кг взрывчатого вещества… В носу танка установ­лен огнемет и два спаренных авиационных пу­лемета ДА. В корме танка установлен один пу­лемет ДТ. По бокам башни установлены две 20-мм пушки, для обстрела подвижных целей (тан­ки, пушки) в стороне от курса машины. На кор­ме танка установлены две дымовые шашки с управлением из башни».

24 марта 1942 года заместитель начальника ГАБТУ КА генерал-майор танковых войск И.А. Лебедев направил генерал-майору Ковалеву заключение, в котором указывалось: «Предста­вленный проект танка прорыва ничего нового не представляет. Предлагаемая схема разраба­тывалась конструкторами Кировского завода и завода № 183 [185] не только в техническом проекте, но и в макете и даже опытном образ­це… Для пользы делу конструирования танков, Ваш материал будет послан на Кировский за­вод в гор. Челябинск».

ПРОЕКТ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА ПРОРЫВА «ИС» С.А. ГИНЗБУРГА

19 апреля 1942 г. Заместитель начальника II отдела Народного комиссариата танковой промышленности (НКТП) инженер-конструк­тор военинженер 1-го ранга С.А. Гинзбург на­правил председателю Государственного коми­тета обороны (ГКО) И.В. Сталину, заместителю председателя СНК СССР В.М. Молотову и гене­рал-лейтенанту Я.Н. Федоренко докладную за­писку о создании «тяжелого танка прорыва «ИС».

В записке отмечалось, что «для комплексно­го решения задачи по преодолению мощных укреплений… на важнейших стратегических рубежах на большую глубину требуется мощ­ная самоходная артиллерийская установка… Исходя из имеющегося опыта, можно гаранти­ровать постройку этого танка… с достаточной защищенностью, маневренностью и круговым обстрелом из 152-мм пушки МЛ-20…

Вес в тоннах: а) боевой — 100, б) погрузоч­ный — 60; основная толщина вертикальных бронелистов — 120-150 мм; …мощность мотор­ной установки — 1200-1500 л.с; …скорость движения (вперед, назад) — от 2,8 до 24 км/ч; …команда [экипаж] — 7-8 чел.; габариты: а) длина — 8000-8300 мм, б) высота — 3240 мм, в) ширина — 4320 мм, г) погрузочная ширина -3220 мм…

Тяжелый танк прорыва «ИС» имеет обычную схему гусеничного танка. В передней его части расположена большая башня с командирской башенкой и передним постом управления. За башней к корме моторная установка из двух, параллельно расположенных на общей массив­ной раме дизельмоторов В-2, далее обычная схема трансмиссии к задним ведущим колесам.

Как вариант, возможна планетарная трансмис­сия. В кормовой части расположена малая башня и кормовой пост управления на заднем ходу танка. Ходовая часть обычной конструк­ции типа КВ-1 с торсионной подвеской и сдво­енным гусеничным ходом, т.е. по каждому бор­ту будут рядом расположены по две гусеницы шириною каждая по 0,5 м. И общей шириной в 1 м. Это необходимо для решения двух задач:

а)  для перевозки по ж.д. один гусеничный ход снимается, и машина своим ходом погружа­ется (или обратно разгружается) на 60-тонную платформу, при этом с танка снимаются башни со своим вооружением (общее время на монтаж и демонтаж отдельных узлов танка 12-24 часа);

б)  ходовые траки гусеницы будут сделаны достаточно прочными, чтобы выдержать взры­вы отдельных мин, но все же разрывы гусеницы не исключены, и в этом случае наличие сдвоен­ного хода даст возможность в подавляющем большинстве случаев сохранить возможность движения танка.

В большой башне размещается 152-мм пуш­ка с двумя спаренными пулеметами и коман­дирская башня с зенитным пулеметом. В кор­мовой малой башне устанавливается один 20-мм автомат для ведения зенитного огня. В пе­редней и кормовой части корпуса устанавлива­ется по одному танковому огнемету АТО-41.

Более высокий запас удельной мощности у танка «ИС» против танка КВ-1, наличие воз­можности легкого перехода на всех скоростях с переднего хода на задний (с управлением из кормовой части) сообщит танку высокую ма­невренность и проходимость».

27 апреля 1942 г. после рассмотрения в ГАБТУ КА предложения С.А. Гинзбурга, Я.Н. Фе­доренко докладывал зампредседателя СНК СССР В.М. Молотову:

«Вполне понятно, что броня толщиной 120-150 мм защитит от бронебойных снарядов ка­либра до 105 мм. В то же время, гусеница, хотя и двойная, а так же и вооружение остаются уязвимыми местами в танке.

Часть танка, которая грузится своим ходом, весит 60 тонн, и является предельной для же­лезнодорожных платформ. Снимаемая часть танка (башня с вооружением), гусеницы по од­ной с каждого борта требуют, чтобы при эше­лоне был железнодорожный кран грузоподъ­емностью до 45 тонн.

Дизель В-2, серийного выпуска, мощностью 600 л.с. в танке КВ-1 работает с напряжением. Дизели мощностью 750 л.с. были только опыт­ные образцы, которые потребовали значитель­ной конструктивной переделки, и в серийное производство не приняты.

Кроме того, отбуксировать танк весом 100 тонн с поля боя не представляется возможным, а для ремонта на месте надо иметь мощные краны (грузоподъемностью до 5 тонн), которые для движения по местности необходимо мон­тировать на соответствующем тракторном шас­си. Мосты на дорогах, за исключением немно­гих, такого веса танка не выдержат.

Аналогичный образец танка с пушкой Б-13 (калибр 130 мм), броней 60 мм и весом около 60 тонн был изготовлен заводом № 185. Этот танк на вооружение принят не был и находится сейчас в Казани на НИПолигоне ГАБТУ КА.

1 июня 1942 г. сотрудник отдела военных сообщений (ВОСО) штаба Юго-Западного фрон­та подполковник Манагадзе направил Народ­ному комиссару обороны И.В. Сталину данное письмо с предложением построить 100 танков — «наземных линкоров».

5 июня Сталин ознакомился с письмом Ма­нагадзе и написал красным карандашом, как он обычно это делал, краткую резолюцию: «т. Фе­доренко». Примечательно, что подписался Ио­сиф Виссарионович только первой буквой сво­его имени — «И». Получив письмо с резолюци­ей Сталина, заместитель наркома обороны ге­нерал-лейтенант танковых войск Я.Н. Федо­ренко в тот же день сделал следующую запись на первом листе документа: «БТУ дайте ответ. Это не лезет ни в какие ворота и что эту же бронь можно поставить на 50 тон. танк и поэто­му не целесообразно делать так как мостов нет таких чтобы выдерживали 100 тонн.

Считаю, что разрабатывать и изготавливать подобные танки прорыва, без учета всех выше­указанных требований, не представляется воз­можным. Более актуальным вопросом для кон­структоров и производственников танковых заводов и самого Наркомтанкопрома является доработка в самый кратчайший срок качества танков KB и Т-34 — по увеличению обзорности, двигателю, трансмиссии и ходовой части».

ПРОЕКТ «ТАНКОВОГО КРЕЙСЕРА» П. ОСОКИНА

2 августа 1942 г. В секретной части ГАБТУ КА зарегистрирован документ под № 12265сс с очередным проектом сверхтяжелой боевой ма­шины. Предложение прислал инженер-под­полковник П. Осокина, преподаватель Ленин­градских авиационно-технических курсов усо­вершенствования ВВС РККА им. К.Е. Вороши­лова, дислоцировавшихся в то время в г. Маг­нитогорск Челябинской области. К письму прилагались четыре схемы «танкового крейсера» (все представлены в данной статье) и «Краткое описание» на 22 страницах:

«I. Основные боевые и технические данные «Танкового Крейсера».

Моторная [силовая] установка…

16.  Количество двигателей — 4.

17.  Тип охлаждения моторов — водяное.

18.  Коробка передач: механическая — 8 пе­редач вперед и 2 передачи назад…

Пушечное и пулеметное вооружение [ору­жие].

20.  Танковые гаубицы, калибр 152 мм, обр. 1938/1940 гг. — 2.

21.  Танковые пушки, 76 мм, Л-11 обр. 1939 г. или Ф-34 — 4.

22.  Зенитная пушка, 76 мм, на тумбовой ус­тановке — 1.

23.  Авиацион. автомат, пушки системы ВЯ, 23 мм — 2.

24.  Универсальные пулеметы УБТ сист. Бе­резина, 12,7 мм — 3.

25.  Пулеметы ДТ (Дегтярева), 7,62 мм — 14.

26. Личное оружие боевого экипажа — авто­маты…

Бронирование [толщина брони].

33.  Центральный боевой корпус:

а) Лобовая — 125 мм.

б)  Бортовая (в разных местах) — 50-100 мм.

в)  Кормовая — 60 мм.

г)  Дно и крыша (в разных местах) — 50-80 мм.

34.   Боевые отделения гусеничных транс­портеров:

а)  Лобовая — 100 мм.

б)  Бортовая (в разных местах) — 50-100 мм.

в)  Кормовая и дно — 50 мм.

г)  Крыша — 80 мм.

35.   Моторно-трансмиссионные отделения гусеничных транспортеров:

а)  Передняя стенка — 50 мм.

б)  Задняя стенка — 40 мм.

в)  Бортовая (в разных местах) — 40-70 мм.

г) Дно — 50 мм.

д)  Крыша — 60 мм

36.  Толщина откидных броневых [щитов] с бойницами для танкового десанта — 7-8 мм…

II. Тактическое применение танковых крей­серов (в порядке предложения).

Тактическое использование танковых крей­серов на поле боя и в самостоятельных операциях следующее:

1. Разгром укрепленных полос, узлов и рай­онов сопротивления противника — основная тактическая задача;

2. Борьба с артиллерией всех калибров и полный разгром артиллерийских позиций про­тивника;

3. Действия на уничтожение против танков, бронемашин, самоходной артиллерии и мото-мехчастей противника;

4.  Вывод в атаку и прикрытие действий на­ших танковых частей и соединений;

5. Действие артиллерией, пулеметами и пр. вооружением против живой силы противни­ка…

III. Установка вооружения. Вооружение танкового крейсера размеща­ется:

1.   Две  152-мм  танковые  гаубицы  обр. 1938/40 гг. в центральной двухорудийной баш­не, с круговым обстрелом 360°.

Установка двух гаубиц в одной башне даст возможность:

а)  повысить скорострельность;

б)   вести одновременно сосредоточенный огонь по одной цели или по двум различным целям в глубине расположения обороны про­тивника;

в)   повысить «живучесть» башенной уста­новки в случае выхода из строя одной из гау­биц.

2.  Четыре 76-мм танковые пушки Л-11, об­разца 1939 года (или Ф-34) устанавливаются по одной в четырех башнях типа Т-34 — в двух передних и в двух задних, на боевых гусенич­ных транспортерах. Обстрел по горизонту каж­дой башни в 234°.

3.  Одна 76-мм зенитная пушка — размещен­ная  на тумбовой установке на специальной платформе в среднем отсеке центрального бо­евого корпуса. В походном положении пушка убирается внутрь корпуса и сверху закрывает­ся крышей из отдельных створок с противове­сами. Закрытие и открытие створок при помо­щи гидравлической системы с механическим дублированием. Зенитный обстрел в 360°; вер­тикальный — до +85°. Установка допускает так­же стрельбу по земным целям.

4.  Две 23-мм авиационные автоматические пушки системы ВЯ (Волкова-Ярцева), спарен­ные во вращающейся легкой броневой башне, установленной  в задней части центрального боевого корпуса. Пушки предназначены, в ос­новном, для зенитной стрельбы по самолетам противника, но могут быть использованы и для стрельбы по земным целям.

5. Три универсальных пулемета УБТ (сист. Березина) калибра 12,7 мм, установленные по одному в шаровых масках на лобовых листах брони центрального боевого корпуса и перед­них боевых отделений гусеничных транспорте­ров.

6.  14 пулеметов ДТ (Дегтярева) устанавли­ваются в следующих местах боевых гусеничных транспортеров:

а) 4 пулемета спарены с пушками в башнях;

б)  2 пулемета устанавливаются по одному в задних боевых отделениях;

в)  4 пулемета помещаются в блистерных ус­тановках на наружных боковых стенках мотор­ных отделений;

г) 4 пулемета на 2 спаренных турельных ус­тановках на крышах моторных отделений — для зенитной и наземной стрельбы.

Возимый запас патронов на каждый пуле­мет — 30 дисков (1890 патронов).

Общий вид "танкового крейсера"
Общий вид «танкового крейсера»

Кроме перечисленного выше вооружения или, частично вместо него, может быть устано­влено вооружение других калибров и видов, а также установки химического вооружения и огнеметные. Перечень вооружения танкового крейсера и его образцов окончательно опреде­ляется и устанавливается Правительственной Комиссией при утверждении проекта для реа­лизации.

Прицельный огонь из пулеметов и пушек возможен не только с коротких остановок, но и «с хода», что обеспечивается достаточной длинной танкового крейсера, представляюще­го собою очень спокойную, устойчивую пушеч­ную платформу при движении.

Расположение вооружения очень удачное и дает возможность вести мощный круговой об­стрел по всем направлениям, даже в случае вы­хода части вооружения из строя. Мощный пу­леметный огонь обеспечивает ближнюю само­оборону против абордажа и попыток против­ника поджечь крейсер или затемнить наблюде­ние через смотровые приборы.

При выборе типов и количества огневых средств большое внимание уделено активной самообороне танкового крейсера от воздушно­го противника. Совместные действия даже не­большого соединения танковых крейсеров (2-3) обеспечивают полный разгром противника на любом участке любого фронта

IV. Краткое описание конструкции.

По конструкции танковый крейсер предста­вляет собою четырехмоторную машину, состо­ящую из центрального боевого корпуса (ЦБК) и двух боевых гусеничных транспортеров (БГТ), расположенных по бокам. Каждый из гусенич­ных транспортеров, в свою очередь, конструк­тивно делится на три части: моторно-трансмиссионное отделение — посредине и два боевых отделения — переднее и заднее.

Подобное разделение танкового крейсера на части преследует следующие основные це­ли: а) возможность перевозки по жел. дорогам, б) улучшение свойства вездеходности и прохо­димости по грунту, в) возможность быстрой за­мены и ремонта поврежденной части, г) удоб­ство изготовления и сборки. Центральный бое­вой корпус при сборке жестко скрепляется при помощи специальных простых замков и болтов с моторно-трансмиссионными отделениями правого и левого гусеничных транспортеров.

Передние и задние боевые отделения гусе­ничных транспортеров крепятся шарнирно к соответствующим средним моторно-трансмиссионным отделениям. Шарнирная связь отде­лений БГТ друг с другом дает им возможность, при движении по неровной местности, вра­щаться в вертикальной плоскости, вокруг попе­речной горизонтальной оси шарниров, в пре­делах до 20-24°. Этим обеспечивается наибо­лее полное сцепление гусениц с грунтом, неиз­менность удельной нагрузки на опорную площадь гусениц, увеличение высоты зацепа при переходе через препятствия и уменьшение из­гибающих направлений в отдельных частях гу­сеничных транспортеров. В необходимых слу­чаях, при движении по ровной местности или при переходе через ров, водитель может при помощи специальных замков запереть боевые отделения гусеничных транспортеров в нейт­ральном положении и, тем самым, сообщить жесткость всему гусеничному транспортеру.

Схема секторов обстрела из вооружения "танкового крейсера"
Схема секторов обстрела из вооружения «танкового крейсера»

Центральный боевой корпус (ЦБК) имеет прямоугольное сечение, со свесами в верхней части, при помощи которых он и крепится к мо-торно-трансмиссионным отделениям. Выпол­няется он сварным из броневой стали различ­ной толщины (см. данные) и внутри имеет по­перечные шпангоуты-перегородки, которые де­лят весь корпус по длине на несколько отсеков.

В передней части ЦБК размещается кабина управления. В передней левой части ее разме­щается пост управления танковым крейсером с сидением для водителя и с необходимыми ры­чагами, штурвалами, кранами, приборами и пр. С правой стороны, рядом с водителем, устанав­ливается сидение для командира крейсера, ко­торое он занимает при движении крейсера вне боевой обстановки. Оба места — командира и водителя снабжаются смотровыми приборами. Кроме того, в лобовом листе брони в отсеке ко­мандира устанавливается шаровая маска с крупнокалиберным пулеметом, и на боковой стенке и на полу — ящики для патронных лент. В боевой обстановке место командира занима­ет стрелок-радист, а командир переходит в центральный пост управления огнем — в башне для 152-мм гаубиц.

За отсеком водителя находится отсек для бортового техника. В этом отсеке сосредотачи­ваются на приборных досках и пультах конт­рольные приборы моторной группы, краны бензо-масло-водосистемы, пожарные краны, сигнальное и прочее оборудование, при помо­щи которых бортовой техник следит за работой моторов и всех агрегатов.

С правой стороны от бортового техника раз­мещается кабина радиста с приемо-передающей аппаратурой. Между сидениями правой и левой стороны имеется коридор для входа и выхода.

Далее за кабиной управления в ЦБК ввари­вается цилиндрическое основание для 2-орудийной башни главной артиллерии танкового крейсера (2 гаубицы калибра 152 мм). Над ци­линдрической частью, на специальном погоне и катках, устанавливается орудийная башня кругового обстрела, сваренная из броневой стали.

Внутри башни, в передней ее части, устана­вливаются две танковые гаубицы калибра 152 мм с их масками и прицельными приборами. В задней части башни оборудуется центральный пост управления огнем с сидением для коман­дира танкового крейсера, всеми необходимы­ми смотровыми приборами, средствами внут­ренней связи и сигнализацией. В верхней час­ти башни устанавливается входной люк (в ка­честве запасного), вентиляторы, штыревая складывающаяся антенна и пр. В задней стен­ке башни устраивается люк для установки и съемки орудий.

Пол башни вращается вместе с нею; в нем устанавливается нижний люк для входа в баш­ню и для подачи снарядов к орудиям, взамен израсходованных из укладок в самой башне. Башня с дном ЦБК связана центрирующей пус­тотелой трубой, внутри которой проходит вся электропроводка к механизмам в башне. Упра­вление башней осуществляется при помощи электромотора, а аварийное — механическое или гидравлическое. Свободное пространство ЦБК под башней используется командой для подачи снарядов в башню из крюйт-камеры, для сообщения с другими отделениями корпу­са, для помещения раненых, а также для входа экипажа внутрь корпуса через главный вход­ной люк снизу.

За башней главной артиллерии помещается крюйт-камера с запасом снарядов для башен­ных орудий. Емкость камеры рассчитана на 160-200 снарядов. Камера со всех сторон имеет усиленную броню. Для подачи снарядов в башню устраивается рельсовый путь с вагонет­кой. Внутри камеры проходит сквозной кори­дор с броневыми дверями. Расположение крюйт-камеры нужно признать удачным, так как она со всех сторон защищена от прямых попаданий в нее снарядов артиллерии против­ника другими частями ТК (сверху — башней, с боков — гусеничными транспортерами).

Отсек корпуса, находящийся за крюйт-каме­рой используется для установки добавочных баков для горючего, хранения запасного воо­ружения и пр. В боковых его стенках устраива­ются лазы для сообщения с моторно-трансмиссионными отделениями боевых гусеничных транспортеров, а в задней стенке броневая дверь в отсек зенитной пушки. В отсеке зенит­ной пушки помещается на тумбовой установке одна зенитная пушка калибра 76 мм. Для тум­бовой установки дно корпуса специально уси­лено поперечными тавровыми балками, и пол, для удобства работы с пушкой, несколько при­поднят.

Разрез центрального боевого корпуса
Разрез центрального боевого корпуса

В походном положении ствол пушки зани­мает горизонтальное положение, дульным сре­зом вперед по ходу. Сверху отсек пушки закры­вается броневыми щитами-створками, снаб­женными специальными противовесами и ме­ханизмами для быстрого их открытия при при­ведении отсека в положение «к бою». В перед­ней части зенитного отсека, по бортам корпуса устроены снарядные отделения, емкостью на 150-200 снарядов для пушки. Снарядные отде­ления имеют внутреннюю (помимо наружной) броневую защиту.

В самом конце центрального боевого корпу­са, имеющего в этом месте наклонное дно, раз­мещается легкая сферическая башня… для турельной установки двух спаренных авиацион­ных пушек ВЯ, калибром в 23 мм, предназна­ченных для зенитной и наземной стрельбы. Центральный боевой корпус в данном вариан­те спроектирован как одно целое, но возможно (и желательно) сделать его разъемным по дли­не на две части. Плоскость разъема — за крюйт-камерой. Общий вес ЦКБ вместе с вооружени­ем боекомплектами и оборудованием получа­ется порядка 80-85 тонн.

Передние и задние боевые отделения бое­вых гусеничных транспортеров БТГ по конст­рукции и размерам совершенно одинаковы. Корпус боевого отделения сваривается из бро­невой стали различной толщины и имеет пере­менное по длине трапециевидное сечение со свесами над гусеницами. Толщина листов бро­ни указана выше в данных танкового крейсера. По длине корпус боевого отделения делится на три отсека. В переднем отсеке помещается вооружение, состоящее из башенной установ­ки типа танка Т-34 с танковой пушкой калибра 76 мм и спаренным с ней пулеметом сист. Дег­тярева. В лобовом листе брони устанавливает­ся шаровая маска для крупнокалиберного пу­лемета, и имеются входной люк и смотровые и прицельные приборы.

Устройство и управление башней аналогич­ное башне танка Т-34. В среднем отсеке корпу­са боевого отделения размещается снарядная камера емкостью на 125 снарядов, помимо сна­рядов размещенных в укладках по бортам пе­реднего отсека и в самой башне. За снарядной камерой в последнем, глухом, отсеке устанав­ливаются два бака для горючего, общей емко­стью на 2200 литров. Для съемки и монтажа ба­ков в крыше отсека устроен специальный люк.

Кормовая стенка отделения скошена для то­го, что бы дать боевому отделению возмож­ность вращения в вертикальной плоскости, на соединительном шарнире. Петли шарнира при­варены снаружи к кормовой стенке. По бокам, в верхней части кормовой стенки из корпуса боевого отделения выступают соединительные клыки, служащие для жесткого закрепления боевого отделения в нейтральном положении.

На крыше боевого отделения, за башней, предусматриваются места для танковой десантной группы. Для защиты танкового десан­та от пуль и осколков, по наружному борту кры­ши устанавливаются откидные броневые щиты с бойницами для стрельбы из винтовок и авто­матов. Заднее боевое отделение отличается от переднего только тем, что в его лобовом листе брони устанавливается маска для пулемета ка­либра 7,62 мм, вместо крупнокалиберного — 12,7 мм. В качестве запасных выходов имеются люки в дне каждого боевого отделения и в кры­шах башен.

Моторно-трансмиссионное отделение БГТ шарнирно (а при помощи соединительных клы­ков — жестко) связано с передним и задним бо­евыми отделениями. Внутри каждого моторно-трансмиссионного отделения устанавливаются два авиационных дизель-мотора М-30 или М-40 мощностью каждый 1000-1500 л.с, два фрикциона с вентиляторами, две коробки пе­ремены передач и главная передача от моторов на 4 ведущих колеса (звездочки). В этом же от­делении устанавливаются радиаторы водяного охлаждения моторов, баки с смазочным и рас­ходные баки с горючим, аккумуляторные бата­реи и прочие моторные агрегаты.

Каждый многодисковый фрикцион устанав­ливается на носке вала редуктора мотора, вме­сте с крыльчатым вентилятором. Передача к валу коробки перемены передач осуществляет­ся при помощи зубчатой муфты. Коробки пере­мены передач — механические с восемью сту­пенями переднего хода и двумя задними. Упра­вление фрикционами и переключением пере­дач электромеханическое, дистанционное, при помощи реверсивных электромоторов с редук­торами и переключателей, установленных в ка­бине водителя.

Главная передача имеет назначением: 1) передавать крутящий момент моторов на веду­щие колеса, 2) уравнивать число оборотов обо­их моторов, 3) допускать работу только от од­ного мотора, при отказе другого, 4) допускать раздельное вращение правых и левых ведущих колес с различной скоростью — при поворотах ТК. В главную передачу включены также лен­точные тормоза с гидроприводом из кабины водителя.

Броневой корпус моторно-трансмиссионного отделения в целях уменьшения его веса име­ет внутреннюю бортовую стенку более тонкую, чем наружная. Передняя и задняя стенка скоше­ны, как у боевых отделений, и к ним снаружи привариваются шарнирные узлы. Местораспо­ложение шарниров выбирается с таким расче­том, чтобы при вращении боевых отделений на­тяжение гусеничных цепей практически не из­менялось. Горючее из боевых отделений в рас­ходные баки подается по бензопроводам, за­ключенным в гибкие бронированные шланги и броневые коробки, предохраняющие их (бензо­проводы) от повреждений осколками снарядов.

Отверстия для входа и выхода охлаждающе­го воздуха для двигателей устраиваются под свесами корпуса над верхними ветвями гусе­ниц. Такое расположение их вполне предохра­няет моторно-трансмиссионное отделение от поражения осколками и пулями, от проникно­вения пламени при забрасывании танкового крейсера горючими материалами и от проник­новения внутрь воды. Эти отверстия снабжают­ся жалюзи для регулировки интенсивности ох­лаждения в зависимости от внешних темпера­турных условий. Воздух на пути к мотору и ра­диаторам проходит через специальные пыле­уловители.

С наружной стороны, в бортовых стенках моторно-трансмиссионного отделения, между верхними и нижними ветвями гусениц разме­щается по две блистерных пулеметных уста­новки для ближнего обстрела в стороны. На крыше каждого отделения имеется спаренная турельная пулеметная установка для зенитной и наземной стрельбы, углубленная на половину роста стрелка внутрь моторного отделения. По наружному борту крыши моторно-трансмисси­онного отделения укрепляются откидные бро­невые щиты с бойницами для танкового десан­та.

Все люки, лазы и специальные отверстия в центральном боевом корпусе и в боевых отде­лениях гусеничных транспортеров делаются герметически закрывающимися для предотвра­щения проникновения ОВ, воды и свинцовых брызг. Кроме того, во всех кабинах экипажа и башнях устанавливаются специальные балло­ны со сжатым воздухом, для создания внутри помещений повышенного давления, как сред­ства для воспрепятствования проникновения ОВ — при проходе через зараженный район.

Интересной в конструктивном отношении является ходовая часть танкового крейсера. Танковый крейсер имеет 8 гусеничных цепей, по 4 на каждом боевом транспортере. Из них 4 цепи передние и 4 — задние. Все восемь цепей приводятся в движение 4 моторами, установ­ленными в моторно-трансмиссионных отделе­ниях, через отдельные ведущие колеса для ка­ждой цепи. Наличие в конструкции крейсера 8 гусеничных цепей определяется следующими соображениями:

а)  Большая надежность ТК и его более вы­сокая неуязвимость. В случае повреждения да­же трех гусеничных цепей из четырех, на каж­дой стороне танкового крейсера, последний может двигаться вперед или назад на одной оставшейся (по твердому грунту), не теряя при этом своей маневренности. У обычных танков, повреждение одной из двух гусениц выводит их из строя; они совершенно теряют способ­ность двигаться  и маневрировать. Танковый крейсер, попав на минное поле и потеряв все четыре передних гусеницы, сможет преодолеть это препятствие на задних гусеницах. Возмож­ность подрыва задних гусениц почти исключа­ется, так как катки разрушенных передних гусениц подорвут все мины на пути движения.

б) Значительное облегчение сборки, удоб­ство эксплуатации и ремонта более коротких гусеничных цепей, в сравнении с более длин­ными.

в) Меньший относительный вес коротких гу­сеничных цепей и, как следствие, уменьшение инерционных нагрузок в работе.

г)   Улучшение  поворотливости танкового крейсера.

Подвеска катков гусеничных цепей незави­симая. Каждый опорный каток связан с корпу­сом отделения боевого гусеничного транспор­тера при помощи кривошипа [балансира] и уп­ругой системы, состоящей из скручивающегося стержня — торсиона и свечи из спиральных пружин или масляно-пневматической амортизационной стойки. Принятый тип подвески от­личается: а) большой прочностью и надежно­стью, при сравнительно малом весе; б) плавно­стью хода, обеспечивающей ведение огня и наблюдение в боевой обстановке; в) удобством обслуживания и простотой ремонта; г) неуяз­вимостью от огня противника за счет брониро­вания подвески — помещается внутри броне­вых отделений БГТ.

V. Управление агрегатами и системами тан­кового крейсера.

1.  Запуск моторов осуществляется сжатым воздухом из двух бортовых баллонов, емко­стью до 20 литров каждый, устанавливаемых в моторных отделениях БГТ. Давление воздуха в баллонах порядка 30-40 атмосфер.  Сжатый воздух в баллоны подается тремя путями: а) от механических компрессоров АК-40 или АК-50, установленных на моторах; б) от стационарных баллонов зарядной станции; в) от ручного ком­прессора, установленного в кабине бортового техника.

Остальные агрегаты воздушного запуска: редукционные клапаны, распределители сжа­того воздуха, автоматы давления, пусковые клапаны на цилиндрах мотора и герметический агрегат запуска для приготовления и подачи сжатой карбюрированной смеси обычного уст­ройства, изготовляемые на советских заводах. В кабине борттехника устанавливаются два пе­реключателя пускового зажигания.

2.  Управление бензосистемой осуществля­ется при помощи перекрывных кранов и кра­нов кольцевания баков, устанавливаемых в ка­бине бортового техника. Здесь же, на прибор­ной доске, устанавливаются бензиномеры  и манометры.

3.  Управление жалюзи и заслонками водя­ных и масляных радиаторов электромеханиче­ское, дистанционное, при помощи нажимных переключателей в кабине борттехника.

4.  Управление газом моторов — механиче­ское, при помощи жестких трубчатых тяг и по­водков. В кабине водителя управление штур­вальное: поворот штурвала вправо увеличивает число оборотов обоих моторов левой группы и уменьшает число оборотов моторов правой группы, и наоборот. Отклонение штурвала от нейтрального положения «на себя» увеличивает число оборотов всех 4 моторов одновремен­но; отклонение штурвала «от себя» уменьшает обороты моторов. В кабине борттехника для уп­равления моторами имеются сектора на каж­дый мотор — для раздельного запуска и регули­ровки оборотов во время движения.

5. Управление фрикционами — электромеха­ническое, дистанционное, только в кабине во­дителя. Выключение и включение фрикционов производится ножными педалями, связанными с переключателями электромоторов. Контроль за работой фрикционов — при помощи свето­вой сигнализации.

6. Управление коробками перемены передач — электромеханическое, дистанционное при по­мощи групповых переключателей, установлен­ных на специальном пульте в кабине водителя.

7. Управление тормозами — гидравлическое, переключением специального крана в кабине водителя.

8.  Управление замками боевых гусеничных транспортеров — гидравлическое, переключе­нием одного специального крана в кабине во­дителя. Кран допускает раздельное запирание передних и задних замков и, одновременно, всех четырех. Для контроля работы крана пре­дусматривается световая сигнализация.

Электродистанционное управление агрега­тами танкового крейсера состоит из следую­щих общих элементов:

а) Реверсивных электромоторов постоян­ного тока, питаемых от бортовой сети крейсе­ра напряжением 24 вольта. Электромоторы выполнены с 2 самостоятельными обмотками возбуждения. Реверс осуществляется одно­полюсными переключателями или реле. Та­кие электромоторы мощностью в 30, 60, 100, 140 и 1700 ватт изготавливаются нашей про­мышленностью и устанавливаются для цепей дистанционного управления на советских са­молетах.

б) Редукторов числа оборотов, укрепляе­мых на корпусах электромоторов.

в) Концевых выключателей  мгновенного действия, вмонтированных в корпуса редукто­ров и автоматически выключающих цепь пита­ния электромотора при достижении управляе­мым органом крайних положений.

VI. Электрооборудование.

Электрооборудование танкового крейсера имеет своим назначением обеспечить нормальную работу и обслуживание: освещения, обогревания приборов и установок, сигнализа­ции, связи, электрофицированного вооруже­ния и механизмов дистанционного управле­ния. Основными источниками тока являются: а) 4 генератора типа ГС-1000, устанавливаемых на моторах и работающих параллельно на об­щую электрическую цепь, б) две аккумулятор­ные батареи типа 12А-30.

Для поддержания постоянства напряжения генераторов, защиты их от перегрузок, обеспе­чения возможности параллельной работы с ак­кумуляторами и нескольких генераторов на об­щую нагрузочную цепь на танковом крейсере устанавливаются, по числу генераторов, четы­ре регуляторных коробки РК-32-1000, соеди­ненных между собой. Для контроля за состоя­нием источников тока и напряжения в сети ус­танавливаются на специальном щите 2 вольт­амперметра и, кроме того, для сигнализации возбуждения генераторов четыре зеленые сиг­нальные лампы.

Система распределения электроэнергии двухпроводная с общим минусом в основных фидерах. Питание сети централизованное от центрального распределительного щита, рас­положенного в кабине управления. Для защи­ты электросети от перегрузок и коротких замы­каний в плюсовых цепях питающих проводов устанавливаются плавкие предохранители в специальных колодках. В местах разъема тан­кового крейсера устанавливаются специаль­ные разъемные коробки.

VII. Управление танковым крейсером.

Управление танковым крейсером сосредо­тачивается в кабине водителя и осуществляет­ся, в основном, при помощи изменения режима работы моторов и переключения скоростей. Так, например, для троганья с места водитель должен проделать следующее (считая, что все моторы запущены):

а) убедиться в том, что моторы правой и ле­вой группы работают с одинаковым, минималь­но-устойчивым числом оборотов и штурвал на­ходится в положении «от себя». При неравен­стве оборотов уравнивает их, поворачивая штурвал, соответственно, вправо или влево; б) увеличить число оборотов моторов обеих групп до средних, ставя для этого штурвал в нейтральное положение; в) выжать фрикцио­ны моторов обеих групп одновременным нажи­мом на ножные педали управления; г) вклю­чить первую скорость у всех четырех коробок перемены передач путем одновременного пе­реключения двух переключателей электродис­танционного управления (по одному на каж­дую группу); д) включить фрикционы, отпустив ножные педали. Танковый крейсер начнет дви­жение.

Для перехода на высшие скорости нужно немного сбавить обороты моторов (штурвал «от себя»), выжать фрикционы (ножные педа­ли), включить высшую скорость (соответствую­щие переключатели электродистанционного управления), включить фрикционы (отпустить ножные педали). Переход на «задний ход» осуществляется таким же способом, но перед включением передачи заднего хода необходи­мо выждать полной остановки крейсера. Неиз­бежные при движении стремления к завороту вправо или влево погашаются соответствую­щим поворотом штурвала.

Поворот на большом радиусе осуществляет­ся на любой скорости движения поворотом штурвала. Поворот на малом радиусе следует производить на пониженных скоростях; при этом, в зависимости от грунта, поворот произ­водится или только вращением штурвала, или, одновременно с этим, наружную, по отноше­нию поворота, группу моторов нужно перевес­ти на большую скорость (или) уменьшить пере­дачу внутренней группы моторов.

Возможность поворота при четырех рядах гусениц, расположенных на разных радиусах от центра окружности, по которой происходит по­ворот, допускается за счет наличия в конструк­ции главной передачи к ведущим колесам спе­циальных зубчатых муфт. Эти муфты автомати­чески выключают сцепление с главными пере­дачами ведущих колес первого и третьего ряда гусениц, считая от центра поворота. Ведущими при повороте являются гусеницы второго и четвертого рядов. При свободном ходе гусени­цы первого и третьего рядов имеют скорости соответственно радиусам их от центра поворо­та и поэтому повороту не препятствуют.

При повороте на твердом грунте с очень ма­лым радиусом гусеницам внутреннего ряда нужно дать задний ход, а гусеницам наружного ряда — передний. Управление танковым крей­сером, как видно, является не более сложным и трудным, чем управление обычным танком и значительно проще управления многомотор­ным самолетом.

VIII. Преодоление водных преград.

Реки, при достаточно большой глубине (более 1,8 м) и ширине их, являются для танкового крейсера одним из серьезных препят­ствий. В том случае, когда боевая обстановка позволяет, для переправы танкового крейсеpa на противоположный берег нужно будет найти и использовать близко расположенные броды. При отсутствии бродов — случай край­не редкий, так как большинство рек сравни­тельно мелководны — для переправы вплавь можно использовать местные плавучие сред­ства — баржи, дебаркадеры, плоты на бочках и пр.

На случай отсутствия местных средств в ар­мейских или тыловых базах должны находить­ся специально изготовленные или доставлен­ные со станции ЭПРОНа металлические жест­кие (или мягкие надувные) понтоны, применя­емые при судоподъемных работах. Такие пон­тоны, общим водоизмещением до 150 тонн, учитывая собственную плавучесть танкового крейсера, прицепляются к последнему для пе­реправы.

Если переправа происходит на рубеже обо­роны противника, необходимо ее предвари­тельно обеспечить в данном месте мощным ог­нем самого танкового крейсера и взаимодейст­вующих с ним частей. При действиях в тылу противника использование понтонов невоз­можно, поэтому необходимо будет совершать обходные марши и поиски бродов. В подавляющем большинстве случаев месторасположе­ние бродов можно будет определить заранее при разработке маршрута рейда или использо­вать указания местных жителей.

IX. Весовой расчет танкового крейсера [об­щий вес в тоннах].

1.  Центральный боевой корпус (кол-во — 1)

—  48,0 (без вооружения, боеприпасов и ба­шен).

2.  Броневая башня для 152-мм гаубиц (1) -8,0 (без гаубиц).

3.  Броневая башня для 23- мм пушек (1) -1,2 (без пушек).

4.  Боевые гусеничные транспортеры БГТ (2)

—  104,0 (с трансмиссией и башнями, но без хо­довой части и без вооружения).

5. Ходовая часть БГТ — 12,0 [без гусениц].

6.  Гусеничные цепи [гусеницы] (8) — 24,0.

7.  Моторы (4) — 4,0.

8.  Оборудование и агрегаты — 3,0.

9.  Вооружение и боекомплект — 37,0.

10.  Горючее и смазочное — 10,0.

11.  Боевой экипаж (34) — 2,8.

ИТОГО: 254,0 + 5% (12,7) ВСЕГО: 266,7 тонн…

XI. Расчет боевого экипажа танкового крей­сера.

1.  Командир танкового крейсера — 1.

2.  Водитель [механик-водитель] — 1.

3.  Борттехник — 1.

4.  Стрелок-радист — 1.

5.  Командиров башен — 6.

6. Заряжающих — 8.

7.  Наводчиков — 6.

8.  Подносчиков снарядов — 2.

9. Стрелков из пулеметов — 6.

10 Механиков — 2.

ИТОГО: 34…»

Мнение специалистов ГАБТУ КА о гигантских «танках прорыва» и «наземных линкорах» было отрицательным. По проекту «Танкового крейсе­ра» главк дал такое же заключение.

6 октября 1942 г. в секретной части Броне­танкового управления (БТУ) ГАБТУ КА зареги­стрировано новое объемистое послание П. Осокина. В нем Осокин отмечает, что возможная причина отказа кроется в том, что от экспертов ускользнули некоторые технические особенности «крейсера», кроме того, проект выполнен лишь в первом приближении, и в соответствии с требованиями, отдельные детали проекта могут быть переработаны и изменены.

Ознакомившись с письмом, начальник 6-го отдела БТУ ГАБТУ КА инженер-подполковник Ковалев распорядился дать такой ответ: «Соз­дание новых танков прорыва, безусловно, явля­ется задачей актуальной. Однако Вами для это­го выбран неверный путь. Танк прорыва должен обладать сильной броневой защитой, мощным вооружением (но в известных пределах) и не превосходить нормальных габаритов и веса тя­желых танков. Кроме того, при проектировании новых танков в особенности в условиях воен­ного времени следует серьезно учитывать воз­можность налаживания их промышленного производства, с тем, чтобы это ни в коей мере не шло в ущерб выпуску серийной продукции».

В итоге, бронетанковая промышленность СССР пошла именно этим путем, наладив производство тяжелых танков серии «ИС».

(И. Желтов, «Броня»)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями