Экранирование для танков БТ: броня в обмен на подвижность

БТ с экранами - вид спереди
БТ с экранами — вид спереди

Серийное производство танков БТ-7М завершилось во второй половине 1940 года. К этому моменту уже было ясно, что концепция быстроходного танка на сменном, колесном и гусеничном ходу себя полностью изжила и развитие семейства БТ зашло в тупик. С повышением массы эффективное использование колес делалось все более проблематичным, при этом броня в лобовой проекции оставалась слабой и гарантировала защиту максимум от крупнокалиберных пулеметов…

Опытные работы по БТ не прекраща­лись, несмотря на остановку серии. Зимой и весной 1941 г. испытывались инфракрасные приборы для ночного вожде­ния, оборудование для постановки дымовых завес, огнеметные установки, прорабатывались проекты самоходок с 57-мм противотанковыми пушками ЗИС-4. Но вопрос об усилении брони БТ-5 и БТ-7 дополнительными экранами даже не рассматривался. Легкие танки Т-26, напро­тив, массово экранировали в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Экраниров­ка увеличила боевую массу до 12,25 т, то есть добавила еще пару тонн. Отмечалось, что у эк­ранированных машин двигатели работали на предельной нагрузке, наблюдались частые по­ломки рессор. Что уж говорить о БТ, у крайней версии которого бандажи при езде на колес­ном ходу изнашивались всего за 50-100 кило­метров (шасси, некогда разработанное Джоном Уолтером Кристи для машины боевой массой 11-12 тонн, в случае БТ-7М принимало на себя вес в 14,5 тонн).

Но жестокие реалии большой войны заста­вили задуматься об экранировании быстроход­ных танков: БТ-5 и БТ-7 оказались легкой до­бычей не только для противотанковой артил­лерии и зенитных пушек, но и противотанковых ружей. 26 июня 1941 г. вышло постановление, согласно которому завод № 183 в Харькове должен был разработать экранировку для тан­ков БТ-5 и БТ-7, причем первые пять дорабо­танных машин требовалось отправить на испы­тания уже в конце июля. То обстоятельство, что завод перед самой войной загрузили заказом на Т-34 и работами по бронеэкранам корпуса и башни «тридцатьчетверки», в расчет не при­нималось. Фронт требует!

БТ с экранами - вид слева
БТ с экранами — вид слева

Дополнительной защитой для БТ харьковча­не занялись точно по плану и к 15 июля 1941 г. экраны к обоим типам танков были готовы, бро­ню заказали Мариупольскому металлургическо­му заводу. Но вскоре работы были сорваны: ма­шины, предназначенные для экранировки, от­правили на фронт через завод № 48. Данный факт зафиксирован в сведениях о ходе выпол­нения опытных работ НИИБТ с 15 июля по 15 августа 1941 г. Там же упоминается единствен­ный экранированный экземпляр БТ-7 с кониче­ской башней, прошедший испытания в конце лета 1941 г. Что же касается БТ-5, то его экра­нировка так и не была осуществлена на практи­ке: по упомянутым уже материалам, ни одного танка для этой цели на завод не поступило.

Придуманная конструкторами 183-го заво­да экранировка крепилась при помощи болтов, а также путем приварки к листам корпуса и башни бонок и планок. К вопросу разработ­чики подошли очень основательно. В отличие от КВ-1, дополнительные бронелисты полно­стью прикрывали с лобовой проекции не толь­ко башню, но и корпус танка. Весьма ориги­нально была решена проблема экранировки лобовой части корпуса: бронеэкран собирался из нескольких частей толщиной 30 мм, которые по форме полностью повторяли изогнутую по­верхность, после сборки элементы сварива­лись. Механику-водителю пользоваться персо­нальным люком было уже невозможно. Поэто­му люк перед установкой листов заваривали. Теперь механик-водитель мог попасть в маши­ну или покинуть ее только через башню. Борта и корма защищались дополнительными листа­ми толщиной 13 мм, причем кормовая часть прикрывалась почти полностью, а борта только до надгусеничных полок.

В отличие от корпуса, башня экранирова­лась листами одинаковой толщины (30 мм), ис­ключение составляли лишь детали, защищав­шие башенный погон  (13 мм). Экранировка башни БТ-7 напоминала сварную конструкцию, спроектированную для Т-26 в Ленинграде пос­ле финской войны. Но в Харькове обошлись без сварки, экраны крепились при помощи гужонов. Кроме того, харьковская экранировка имела более простые формы в лобовой части и не повторяла по обводам маску, зато выдер­живала все углы наклона. Гнутыми были лишь бортовые детали, в которых проделали отвер­стия для смотровых приборов и пистолетных портов.

Выполнить экранировку БТ-7 было по силам и полевой мастерской, если в ее арсенале имелся подъемный кран. Это стало и слабым местом — в полевых условиях крана могло не оказаться. Согласно отчету, с работой справля­лись три слесаря-сборщика, а также сварщик. Навеска экранов корпуса производилась без применения шаблонов, каждый лист подгонял­ся к месту при помощи кувалды, молотка и дру­гих инструментов. Продолжительность сборки дополнительного бронирования корпуса скла­дывалась из временных норм на установку сле­дующих элементов:

  • верхнего экрана носовой части корпуса — 12 человеко-часов;
  • нижнего экрана носовой части корпуса -12 человеко-часов;
  • передних боковых экранов носовой час­ти корпуса с последующей сваркой (4 шт.), а также приваркой к ним крюков — 24 челове­ко-часа;
  • экранов бортов (4 шт.) — 24 человеко-ча­са;
  • экрана верхнего кормового листа — 6 че­ловеко-часов;
  • боковых экранов кормы (2 шт.) — 6 чело­веко-часов;
  • экрана центрального кормового листа — 8 человеко-часов;
  • боковых нижних экранов носовой части (2 шт.) — 25 человеко-часов;
  • приварка бонок и планок к корпусу — 12 человеко-часов;
  • навеска экранов с прорезкой  резьбы в бонках — 9 человеко-часов;
  • сварка носовых листов — 7 человеко-часов.

Процесс экранировки  башни  был более сложным по сравнению с усилением корпуса. Башню необходимо было демонтировать и пе­ренести на козлы, что в полевых условиях бы­ло весьма трудоемким процессом. Также, в от­личие от корпуса, листы экранировки башни требовали одновременной подгонки. Для ба­шенной экранировки рассчитали такие вре­менные нормы по операциям:

  • установка экрана лобовой части башни -3 человеко-часа;
  • установка боковых листов с последую­щей приваркой угольников (2 шт.) — 30 челове­ко-часов;
  • установка экрана кормовой части баш­ни — 3 человека-часа;
  • установка экранов подбашенного погона (2 шт.) — 25 человеко-часов;
  • приварка бонок, планок и верхнего лис­та — 12 человеко-часов;
  • навеска  листов   экранировки   башни с прорезкой резьбы в бонках и планках — 8 че­ловеко-часов.

Вместе с подготовительными работами и прочими мелкими операциями полное время установки дополнительного бронирования БТ-7 было определено в 300 человеко-часов. Общий вес экранировки составлял 2900 кило­грамм. В итоге танк получал дополнительное бронирование, которое с лобовой части защи­щало от бронебойных снарядов 37-мм немец­кой противотанковой пушки.

БТ с экранами - вид сзади
БТ с экранами — вид сзади

После установки экранировки машина под­верглась ходовым испытаниям. Танк прошел в общей сложности 330 километров по сухой грунтовой дороге. В условиях, когда противник стремительно развивал наступление, подобная щепетильность может показаться излишней, но из-за проблем экранированного Т-26 и оп­ределенных сомнений в перспективах БТ с до­полнительным бронированием, испытания бы­ли необходимы.

Оказалось, что мероприятия по экранирова­нию дали побочные эффекты. Вследствие перегруженности носовой части танк «клевал» носом при движении по пересеченной местно­сти. Также экранированному БТ-7 стало тяже­лее поворачиваться, особенно на булыжной и щебенчатой мостовой. Средняя скорость дви­жения снизилась с 30-35 км/ч до 26,7 км/ч, причем ограничение накладывалось из-за критической температуры воды в системе охлаж­дения. Снизился и запас хода — для «усилен­ной» машины он составил 150-200 километров. Но, с другой стороны, у экранированного БТ-7 в ходе испытаний не было выявлено ни одного дефекта, в отличие от Т-26, у которого после экранировки наблюдались поломки, особенно в ходовой части. Поэтому сомнения в целесо­образности дополнительного бронирования БТ-7 были напрасны.

По результатам испытаний комиссией были сделаны следующие выводы:

«Произведенные испытания машины пока­зывают, что наряду с рядом недостатков, пони­жающих тактико-технические данные машины, как то:

1. Ухудшение поворачиваемости на малых радиусах, особенно по дорогам с каменистым покрытием;

2.  Уменьшение обзора местности для води­теля;

3. Склонности двигателя к некоторому пе­регреву при условии движения по ухудшенной дороге на IV передаче;

4. Склонности машины к «клевкам» на нос при движении  по  пересеченной  местности и полевым дорогам в результате смещения цен­тра тяжести машин к носу;

5.  Уменьшения радиуса действия машины с 250-300 км для серийной машины до 150-200 км для машины с экраном (при заправке 660 литров);

6. Ухудшение маневренности экипажа. По­садка и выход из танка затруднены вследствие отсутствия переднего люка водителя;

7. Ухудшение   проходимости   по  болоту и снегу вследствие повышения удельного дав­ления на 20% и понижения клиренса до 50 мм;

8. Ухудшение поворачиваемости башни. Экранировка машины является вполне целесообразной и нужной.

Произведенные испытания дают основания считать, что:

1. Ходовая часть и трансмиссия машины до­пускают дополнительную весовую нагрузку до 3-х тонн при условии эксплуатации машины на средних скоростях движения не выше 28 км/ч;

2.  При условии навески более толстой брони на нос и башню целесообразным является также дополнительная защита и нижней части бортов, так как некоторое увеличение веса (на 400 кг) за счет экранировки бортов листами 13-мм брони незначительно отразится на ходовых качест­вах машины и прочности ее механизмов.

3.  Желательно при изготовлении литых тра­ков гусеницы для уменьшения удельного дав­ления делать их уширенными на 70 мм, что по­зволяет увеличить проходимость и улучшить поворотливость машины (примечание: при уширении гусеницы обязательно необхо­димо сохранить ее взаимозаменяемость с ра­нее выпушенными траками).

4. Для улучшения обзора необходимо вве­дение выдвижного перископа для водителя».

Усилению брони БТ-7 был дан зеленый свет. К сожалению, сделано это было слишком позд­но: заключение об испытаниях экранирован­ной машины было подписано 17 сентября 1941 г., то есть за считанные недели до захвата Харькова немцами. Ни о каком внедрении эк­ранировки уже не могло быть и речи. Дополни­тельная броня для БТ-7 осталась опытной ра­ботой, как и харьковский вариант усиления за­щиты Т-34.                                                            

Тактико-технические данные экранированного БТ-7

Длина, мм…………………………………………………..5660
Ширина, мм………………………………………………..2290
Высота, мм………………………………………………….2417
Ширина колеи, мм……………………………………….1960
Клиренс, мм…………………………………………………360
Боевая масса, кг……………………………………………13800 + 2900
Экипаж, чел………………………………………………….3
Бронирование: Корпус
Лоб, мм/угол…………………………………………………20+30/60-18
Борта, мм/угол………………………………………………13+13/90
Борта, мм/угол………………………………………………13+13/90
Крыша, мм/угол……………………………………………….10/0
Днище, мм/угол………………………………………………..6/0
Башня
Лоб, мм/угол…………………………………………………….15+30/15
Маска, мм…………………………………………………………15+30
Борта, мм/угол………………………………………………….15+30/15
Корма, мм/угол…………………………………………………15+30/15
Крыша, мм/угол………………………………………………..10/0
Вооружение………………………………………………………1х 45-мм пушка обр.1932/38 г;
…………………………………………………………………………..1х 7,62-мм пулемет ДТ
Боезапас (с рацией/без)………………………………………146/188 (45-мм)/2394 (ДТ)
Углы наведения в вертикальной плоскости, град………………….-5/+25
Углы наведения в горизонтальной плоскости, град………………360
Приборы наведения……………………………………………ТОП и ПТ-1
Средства связи
Радиостанция……………………………………………………..71-ТК-З
Переговорное устройство……………………………………ТПУ-3
Силовая установка………………………………………………1 х М-17Т
Мощность, л.с……………………………………………………..400
Средняя скорость движения, км/ч………………………..26,7
Запас хода, км…………………………………………………….150-200
(«Броня» № 1/2010)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями