Серийное производство танков БТ-7М завершилось во второй половине 1940 года. К этому моменту уже было ясно, что концепция быстроходного танка на сменном, колесном и гусеничном ходу себя полностью изжила и развитие семейства БТ зашло в тупик. С повышением массы эффективное использование колес делалось все более проблематичным, при этом броня в лобовой проекции оставалась слабой и гарантировала защиту максимум от крупнокалиберных пулеметов…
Опытные работы по БТ не прекращались, несмотря на остановку серии. Зимой и весной 1941 г. испытывались инфракрасные приборы для ночного вождения, оборудование для постановки дымовых завес, огнеметные установки, прорабатывались проекты самоходок с 57-мм противотанковыми пушками ЗИС-4. Но вопрос об усилении брони БТ-5 и БТ-7 дополнительными экранами даже не рассматривался. Легкие танки Т-26, напротив, массово экранировали в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Экранировка увеличила боевую массу до 12,25 т, то есть добавила еще пару тонн. Отмечалось, что у экранированных машин двигатели работали на предельной нагрузке, наблюдались частые поломки рессор. Что уж говорить о БТ, у крайней версии которого бандажи при езде на колесном ходу изнашивались всего за 50-100 километров (шасси, некогда разработанное Джоном Уолтером Кристи для машины боевой массой 11-12 тонн, в случае БТ-7М принимало на себя вес в 14,5 тонн).
Но жестокие реалии большой войны заставили задуматься об экранировании быстроходных танков: БТ-5 и БТ-7 оказались легкой добычей не только для противотанковой артиллерии и зенитных пушек, но и противотанковых ружей. 26 июня 1941 г. вышло постановление, согласно которому завод № 183 в Харькове должен был разработать экранировку для танков БТ-5 и БТ-7, причем первые пять доработанных машин требовалось отправить на испытания уже в конце июля. То обстоятельство, что завод перед самой войной загрузили заказом на Т-34 и работами по бронеэкранам корпуса и башни «тридцатьчетверки», в расчет не принималось. Фронт требует!
Дополнительной защитой для БТ харьковчане занялись точно по плану и к 15 июля 1941 г. экраны к обоим типам танков были готовы, броню заказали Мариупольскому металлургическому заводу. Но вскоре работы были сорваны: машины, предназначенные для экранировки, отправили на фронт через завод № 48. Данный факт зафиксирован в сведениях о ходе выполнения опытных работ НИИБТ с 15 июля по 15 августа 1941 г. Там же упоминается единственный экранированный экземпляр БТ-7 с конической башней, прошедший испытания в конце лета 1941 г. Что же касается БТ-5, то его экранировка так и не была осуществлена на практике: по упомянутым уже материалам, ни одного танка для этой цели на завод не поступило.
Придуманная конструкторами 183-го завода экранировка крепилась при помощи болтов, а также путем приварки к листам корпуса и башни бонок и планок. К вопросу разработчики подошли очень основательно. В отличие от КВ-1, дополнительные бронелисты полностью прикрывали с лобовой проекции не только башню, но и корпус танка. Весьма оригинально была решена проблема экранировки лобовой части корпуса: бронеэкран собирался из нескольких частей толщиной 30 мм, которые по форме полностью повторяли изогнутую поверхность, после сборки элементы сваривались. Механику-водителю пользоваться персональным люком было уже невозможно. Поэтому люк перед установкой листов заваривали. Теперь механик-водитель мог попасть в машину или покинуть ее только через башню. Борта и корма защищались дополнительными листами толщиной 13 мм, причем кормовая часть прикрывалась почти полностью, а борта только до надгусеничных полок.
В отличие от корпуса, башня экранировалась листами одинаковой толщины (30 мм), исключение составляли лишь детали, защищавшие башенный погон (13 мм). Экранировка башни БТ-7 напоминала сварную конструкцию, спроектированную для Т-26 в Ленинграде после финской войны. Но в Харькове обошлись без сварки, экраны крепились при помощи гужонов. Кроме того, харьковская экранировка имела более простые формы в лобовой части и не повторяла по обводам маску, зато выдерживала все углы наклона. Гнутыми были лишь бортовые детали, в которых проделали отверстия для смотровых приборов и пистолетных портов.
Выполнить экранировку БТ-7 было по силам и полевой мастерской, если в ее арсенале имелся подъемный кран. Это стало и слабым местом — в полевых условиях крана могло не оказаться. Согласно отчету, с работой справлялись три слесаря-сборщика, а также сварщик. Навеска экранов корпуса производилась без применения шаблонов, каждый лист подгонялся к месту при помощи кувалды, молотка и других инструментов. Продолжительность сборки дополнительного бронирования корпуса складывалась из временных норм на установку следующих элементов:
- верхнего экрана носовой части корпуса — 12 человеко-часов;
- нижнего экрана носовой части корпуса -12 человеко-часов;
- передних боковых экранов носовой части корпуса с последующей сваркой (4 шт.), а также приваркой к ним крюков — 24 человеко-часа;
- экранов бортов (4 шт.) — 24 человеко-часа;
- экрана верхнего кормового листа — 6 человеко-часов;
- боковых экранов кормы (2 шт.) — 6 человеко-часов;
- экрана центрального кормового листа — 8 человеко-часов;
- боковых нижних экранов носовой части (2 шт.) — 25 человеко-часов;
- приварка бонок и планок к корпусу — 12 человеко-часов;
- навеска экранов с прорезкой резьбы в бонках — 9 человеко-часов;
- сварка носовых листов — 7 человеко-часов.
Процесс экранировки башни был более сложным по сравнению с усилением корпуса. Башню необходимо было демонтировать и перенести на козлы, что в полевых условиях было весьма трудоемким процессом. Также, в отличие от корпуса, листы экранировки башни требовали одновременной подгонки. Для башенной экранировки рассчитали такие временные нормы по операциям:
- установка экрана лобовой части башни -3 человеко-часа;
- установка боковых листов с последующей приваркой угольников (2 шт.) — 30 человеко-часов;
- установка экрана кормовой части башни — 3 человека-часа;
- установка экранов подбашенного погона (2 шт.) — 25 человеко-часов;
- приварка бонок, планок и верхнего листа — 12 человеко-часов;
- навеска листов экранировки башни с прорезкой резьбы в бонках и планках — 8 человеко-часов.
Вместе с подготовительными работами и прочими мелкими операциями полное время установки дополнительного бронирования БТ-7 было определено в 300 человеко-часов. Общий вес экранировки составлял 2900 килограмм. В итоге танк получал дополнительное бронирование, которое с лобовой части защищало от бронебойных снарядов 37-мм немецкой противотанковой пушки.
После установки экранировки машина подверглась ходовым испытаниям. Танк прошел в общей сложности 330 километров по сухой грунтовой дороге. В условиях, когда противник стремительно развивал наступление, подобная щепетильность может показаться излишней, но из-за проблем экранированного Т-26 и определенных сомнений в перспективах БТ с дополнительным бронированием, испытания были необходимы.
Оказалось, что мероприятия по экранированию дали побочные эффекты. Вследствие перегруженности носовой части танк «клевал» носом при движении по пересеченной местности. Также экранированному БТ-7 стало тяжелее поворачиваться, особенно на булыжной и щебенчатой мостовой. Средняя скорость движения снизилась с 30-35 км/ч до 26,7 км/ч, причем ограничение накладывалось из-за критической температуры воды в системе охлаждения. Снизился и запас хода — для «усиленной» машины он составил 150-200 километров. Но, с другой стороны, у экранированного БТ-7 в ходе испытаний не было выявлено ни одного дефекта, в отличие от Т-26, у которого после экранировки наблюдались поломки, особенно в ходовой части. Поэтому сомнения в целесообразности дополнительного бронирования БТ-7 были напрасны.
По результатам испытаний комиссией были сделаны следующие выводы:
«Произведенные испытания машины показывают, что наряду с рядом недостатков, понижающих тактико-технические данные машины, как то:
1. Ухудшение поворачиваемости на малых радиусах, особенно по дорогам с каменистым покрытием;
2. Уменьшение обзора местности для водителя;
3. Склонности двигателя к некоторому перегреву при условии движения по ухудшенной дороге на IV передаче;
4. Склонности машины к «клевкам» на нос при движении по пересеченной местности и полевым дорогам в результате смещения центра тяжести машин к носу;
5. Уменьшения радиуса действия машины с 250-300 км для серийной машины до 150-200 км для машины с экраном (при заправке 660 литров);
6. Ухудшение маневренности экипажа. Посадка и выход из танка затруднены вследствие отсутствия переднего люка водителя;
7. Ухудшение проходимости по болоту и снегу вследствие повышения удельного давления на 20% и понижения клиренса до 50 мм;
8. Ухудшение поворачиваемости башни. Экранировка машины является вполне целесообразной и нужной.
Произведенные испытания дают основания считать, что:
1. Ходовая часть и трансмиссия машины допускают дополнительную весовую нагрузку до 3-х тонн при условии эксплуатации машины на средних скоростях движения не выше 28 км/ч;
2. При условии навески более толстой брони на нос и башню целесообразным является также дополнительная защита и нижней части бортов, так как некоторое увеличение веса (на 400 кг) за счет экранировки бортов листами 13-мм брони незначительно отразится на ходовых качествах машины и прочности ее механизмов.
3. Желательно при изготовлении литых траков гусеницы для уменьшения удельного давления делать их уширенными на 70 мм, что позволяет увеличить проходимость и улучшить поворотливость машины (примечание: при уширении гусеницы обязательно необходимо сохранить ее взаимозаменяемость с ранее выпушенными траками).
4. Для улучшения обзора необходимо введение выдвижного перископа для водителя».
Усилению брони БТ-7 был дан зеленый свет. К сожалению, сделано это было слишком поздно: заключение об испытаниях экранированной машины было подписано 17 сентября 1941 г., то есть за считанные недели до захвата Харькова немцами. Ни о каком внедрении экранировки уже не могло быть и речи. Дополнительная броня для БТ-7 осталась опытной работой, как и харьковский вариант усиления защиты Т-34.
Тактико-технические данные экранированного БТ-7
Длина, мм…………………………………………………..5660
Ширина, мм………………………………………………..2290
Высота, мм………………………………………………….2417
Ширина колеи, мм……………………………………….1960
Клиренс, мм…………………………………………………360
Боевая масса, кг……………………………………………13800 + 2900
Экипаж, чел………………………………………………….3
Бронирование: Корпус
Лоб, мм/угол…………………………………………………20+30/60-18
Борта, мм/угол………………………………………………13+13/90
Борта, мм/угол………………………………………………13+13/90
Крыша, мм/угол……………………………………………….10/0
Днище, мм/угол………………………………………………..6/0
Башня
Лоб, мм/угол…………………………………………………….15+30/15
Маска, мм…………………………………………………………15+30
Борта, мм/угол………………………………………………….15+30/15
Корма, мм/угол…………………………………………………15+30/15
Крыша, мм/угол………………………………………………..10/0
Вооружение………………………………………………………1х 45-мм пушка обр.1932/38 г;
…………………………………………………………………………..1х 7,62-мм пулемет ДТ
Боезапас (с рацией/без)………………………………………146/188 (45-мм)/2394 (ДТ)
Углы наведения в вертикальной плоскости, град………………….-5/+25
Углы наведения в горизонтальной плоскости, град………………360
Приборы наведения……………………………………………ТОП и ПТ-1
Средства связи
Радиостанция……………………………………………………..71-ТК-З
Переговорное устройство……………………………………ТПУ-3
Силовая установка………………………………………………1 х М-17Т
Мощность, л.с……………………………………………………..400
Средняя скорость движения, км/ч………………………..26,7
Запас хода, км…………………………………………………….150-200
(«Броня» № 1/2010)