В годы 2-й Мировой войны в Германии был организован выпуск тяжелых истребителей танков, предназначенных для борьбы с тяжелыми танками противника.
Появление этих машин было вызвано опытом боев на Восточном фронте, где немецким «панцервагенам» пришлось противостоять хорошо защищенным советским танкам Т-34 и КВ. Кроме того, немцы располагали информацией о том, что в Советском Союзе ведутся работы над новыми танками. Задачей тяжелых истребителей танков была борьба с танками противника на предельных, дистанциях, прежде чем танк сможет открыть прицельный огонь. Из задачи следовало, что истребители танков должны иметь достаточно толстую лобовую броню и достаточно мощное вооружение. В противоположность американским истребителям танков, немецкие машины несли пушки не в открытой вращающейся башне, а в закрытой неподвижной рубке. Немецкие охотники за танками вооружались пушками калибра 88 и 128 мм.
В числе первых немецкая армия получила два типа тяжелых истребителей танков: 12,8 cm Sfl L/61 (Panzerselbstfahrlafette V) и 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Sd Kfz 184 Panzerjaeger «Tiger» (P) «Elefant-Ferdinand». Позднее им на смену пришли истребители танков «Jagdpanther» и «Jagdtiger».
Темой этой статьи будут именно два первых типа немецких самоходных противотанковых орудий. Кроме того, здесь будет кратко рассказано о бронированной ремонтно-эвакуационной машине Bergepanzer «Tiger» (Р) и о таранном тапке Raumpanzer «Tiger» (P).
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
- СЕРИЙНЫЙ ВЫПУСК САУ «ФЕРДИНАНД»
- БРЭМ BERGERPANZER «TIGER» (P) – «BERGE-ELEFANT»
- ТАРАННЫЙ ТАНК RAUMPANZER «TIGER» (P)
- ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВЫХ ЧАСТЕЙ
- БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ «ФЕРДИНАНДОВ»
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
- Корпус
- Силовая установка
- Рулевое управление
- Шасси
- Вооружение
- Электрооборудование
- Радиооборудование
- Оптическое оборудование
- Окраска
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Истребитель танков 12,8 cm Sfl L/61 (PzSfl V) появился на свет в результате провала прототипа VK 3001 (Н) в конкурсе на создание нового типа тяжелого танка. Над силовым отделением танка была собрана открытая сверху неподвижная рубка, в которой разместилась 128-мм пушка 12,8 cm K40 L/61, представлявшая собой танковую модификацию известной немецкой 128-мм зенитки Geraet 40, созданной фирмой Rheinmetall-Borsig еще в 1936 году. Дополнительное вооружение состояло из 7,92-мм пулемета MG 34 (Rheinmetall-Brosig) с боезапасом 600 патронов. Пулемет устанавливали на борту боевого отделения. Пулемет мог вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.
Для того, чтобы установить столь мощное орудие, корпус пришлось удлинить на 760 мм. Слева, в передней части корпуса оборудовали место механика-водителя.
Модификацию шасси проводили на заводе Henschel. Второй прототип орудия 12,8 cm Sfl L/61 построили 9 марта 1942 года. О боевом использовании этих машин известно очень немного. Известно, что оба они попали в 521-й дивизион тяжелых истребителей танков. Зимой 1943 года одна из самоходок попала в руки Красной Армии. В 1943 и 1944 годах трофей демонстрировался на многочисленных выставках захваченной техники, В наши дни машина экспонируется в танковом музее в Кубинке.
Истребитель танков «Фердинанд-Элефант» был создан на базе прототипа тяжелого танка VK 4501 (Р), участвовавшего в конкурсе на новый тяжелый танк для вермахта. Как известно, на вооружение немецкой армии приняли танк VK4501 (Н), получивший известность как PzKpfw VI «Tiger».
На сравнительных испытаниях VK 4501 (Р) заметно уступал конкуренту, в результате чего в серию пошел VK 4501 (Н), a VK 4501 (Р) приняли в качестве запасного варианта, на случай если выпуск основного танка столкнется со значительными трудностями. Адольф Гитлер приказал построить 90 танков VK 4501 (Р).
Выпуск танков VK 4501 (Р) начали в июне 1942 года. В течение первых двух месяцев построили 5 машин. Две из них в последствии переделали в ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer «Tiger» (P), а три получили стандартное вооружение: 8,8 cm KwK 36 L/56 калибра 88 мм и два 7,92-мм пулемета MG 34 (один курсовой, другой спаренный с пушкой).
В середине августа 1942 года Гитлер приказал прекратить дальнейшее производство машин этого типа. Таким образом было выпущено всего пять танков VK 4501 (Р).
Несогласный с фюрером профессор Порше, создатель VK 4501 (Р) попробовал повлиять на Гитлера и ему это частично удалось. Гитлер согласился на достройку 90 заказанных танковых корпусов, на базе которых в дальнейшем планировалось создать самоходные установки. Департамент WaPruef 6 выдал техническое задание на разработку самоходного штурмового орудия, вооруженного 150-мм или 170-мм гаубицей, однако вскоре поступил приказ создать на базе VK 4501 (Р) истребитель танков. Это было довольно верное решение, поскольку в то время немецкая армия ощущала острую нехватку подобных машин, способных успешно бороться с советскими средними и тяжелыми танками. Имевшиеся в распоряжении немцев противотанковые средства были или недостаточно эффективны или представляли собой откровенную импровизацию. Самыми мощными немецкими истребителями танков того времени были машины, созданные на базе устаревших легких танков PzKpfw II и PzKpfw 38(t), вооруженные противотанковыми пушками калибра 75 и 76,2 мм.
22 сентября 1942 года Шпеер приказал начать работы над новой машиной, которая получила обозначение 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjaeger «Tiger» (Р) SdKfz 184. В ходе проектных работ истребитель танков несколько раз получал временные названия, но в конечном итоге за ним закрепилось официальное название.
После вступления в строй самоходки назывались «Фердинандами», вероятно в честь самого Фердинанда Порше. В феврале 1944 года название «Ferdinand» заменили на «Elefanl» («слон»), а 1 мая 1944 года новое название получило официальное утверждение.
Таким образом, оба названия одинаково применимы к самоходке, но если придерживаться хронологического порядка, то до февраля 1944 года ее правильно называть «Ferdinand», а после – «Elefant».
СЕРИЙНЫЙ ВЫПУСК САУ «ФЕРДИНАНД»
16 ноября 1942 года WaPruef 6 заказал фирме Steyr-Daimler-Puch Nibelungenwerke (Сен-Валентин, Австрия) начать переделку корпусов VK 4501 (Р), планировалось постепенно наращивать выпуск, с тем, чтобы в феврале 1943 года закончить 15 машин, в марте – 35, а в апреле – 40 машин.
«Фердинанды» выстроены для проведения последних наладочных работ и монтажа точного оборудования.
Перед началом работ проф. Порше и специалисты с завода Alkett (Берлин) перепроектировали корпус таким образом, чтобы разместить силовую установку в центральной части корпуса, а не в кормовой, как это было раньше. В конструкцию корпуса добавили новые станины двигателя и противопожарную переборку между силовым и боевым отделениями. Модернизацию корпусов проводили на заводе Eisenwerk Oberdonau в Линце. В январе 1943 года переделке подверглись 15 корпусов, в феврале – 26, в марте – 37, а до 12 апреля 1943 года были закончены остальные 12 корпусов.
Таким образом все было готово к началу серийного выпуска «Фердинандов». Первоначально планировали, что окончательная сборка самоходок будет проходить на заводе Alkett, однако возникли трудности с перевозкой. Дело в том, что для перевозке «Фердинандов» по железной дороге требовались платформы SSsym, однако платформ этого типа не хватало, поскольку все они использовались для перевозки «Тигров». Кроме того, переделка корпусов шла с опозданием. В довершение всего, фирме Alkett приходилось переналаживать сборочную линию, которая в то время занималась сборкой штурмовых орудий Strurmgeschuctz III SdKfz 142. В результате окончательную сборку пришлось перепоручить фирме Nibelungenwerk, выпускавшей танковые корпуса и башни. Рубки «Фердинандов» поставлял завод Krupp из Эссена. Первоначально выпуск рубок также планировали поручить Alkett, no фирма была перегружена заказами, поэтому выпуск перенесли в Эссен. Берлинцы только отправили в Эссен бригаду сварщиков, имевших опыт сварки толстых бронеплит.
Сборку первого «Фердинанда» начали в Сен-Валентине 16 февраля 1943 года. Несколько дней спустя из Эссена подвезли первые рубки. Планировали завершить выпуск серии к 12 мая, но все машины были готовы уже к 8 мая 1943 года. Самоходки имели серийные номера в диапазоне 150011-150100. Последнее шасси было готово 23 апреля 1943 года. В ходе выпуска завод Кruрр получил дополнительный заказ на прямоугольный щиток маски пушки, который должен был значительно усилить этот довольно чувствительный узел. Krupp изготовил щитки в мае 1943 года, затем их отправили непосредственно в формирующиеся части.
С 12 по 23 апреля 1943 года первый серийный образец (номер шасси 150011) проходил испытания на полигоне в Кюммерсдорфе. Вероятно, именно эту машину представили Гитлеру 19 марта 1943 года во время показа новой техники в Рюгенвальде.
Все построенные «Фердинанды» прошли приемку специальной комиссии Heeres Waffenamt и в период с апреля по июнь 1943 года были направлены в боевые части.
Уже в ходе битвы на Курской Дуге в конструкцию машин внесли изменения. Прежде всего экипажи машин жаловались на то, что «Фердинанды» не имеют пулеметов. Этот недостаток танкисты пытались устранить, вставляя пулемет непосредственно в ствол пушки. В этом случае для наведения пулемета на цель приходилось наводить пушку. Можно себе представить, насколько это было тяжело, неудобно и медленно! В качестве другого решения, к кормовой части самоходки приваривалась клетка, в которой помещалось пять гренадер. Однако в полевых условиях, это решение оказалось совершенно неприемлемым. Дело в том, что «Фердинанды» навлекали на себя плотный огонь, в результате гренадеры довольно быстро выходили из строя. В ходе боев также провели дополнительную герметизацию топливной системы двигателей, конструктивные недостатки которой стали причиной нескольких пожаров в первые недели боев. Неудачей завершилась и попытка установить пулемет на крыше рубки. Член экипажа, обслуживающий этот пулемет (заряжающий?), рисковал жизнью не меньше злосчастных гренадер.
Наконец, в ходе боев выяснилось, что ходовая часть «Фердинанда» сильно повреждается противотанковыми минами.
Все замеченные недостатки требовали устранения. Поэтому в середине декабря 1943 года 653-й дивизион сняли с фронта и отвели в Сен-Пёльтен (Австрия).
Все уцелевшие машины (42 штуки) прошли полную модернизацию. После ремонта модернизацию провели и пяти поврежденным «Фердинандам» — всего реконструкцию прошло 47 машин.
Модернизация должна была улучшить боевые характеристики машин и устранить замеченные недостатки.
Модернизация проходила в период с конца января по 20 марта 1944 года на заводах Nibelungenwerk в Сен-Валентине. До конца февраля модернизировали 20 машин, а в марте 1944 – еще 37 «Фердинандов». До 15 марта успели завершить переделку 43 «Элефантов» — именно так теперь назывались эти машины.
Самым важным нововведением в конструкции самоходки был курсовой пулемет, расположенный в правой части корпуса и обслуживаемый радистом. Танковый MG 34 калибра 7,92-мм размещайся в стандартной шаровидной установке Kuegelblende 80. Место командира машины оборудовали командирской башенкой с семью фиксированными перископами. Сверху командирская башенка закрывалась одностворчатым люком. В передней части корпуса днище усилили 30-мм бронеплитой, которая защищала экипаж при взрыве мины. Маска пушки получила дополнительную защиту. На воздухозаборники установили усиленные бронекожухи. Перископы механика-водителя получили солнцезащитный козырек. Были усилены буксирные зацепы, расположенные в передней части корпуса. На бортах и корме машины были установлены дополнительные крепления для инструментов и дополнительного оборудования. При случае эти крепления можно было использовать для растягивания маскировочной сетки.
Вместо гусениц Kgs 62/600/130 «Элефанты» получили гусеницы Kgs 64/640/130.
Была переделана система внутренней связи, внутри смонтировали крепления для 5 дополнительных 88-мм выстрелов. На крыльях и на задней стене боевого отделения поместили крепления для запасных гусеничных траков.
Во время модернизации корпус и нижнюю часть надстройки покрыли циммеритом.
БРЭМ BERGERPANZER «TIGER» (P) – «BERGE-ELEFANT»
Серьезным недостатком частей, оснащенных тяжелыми истребителями танков, было то, что поврежденные машины практически невозможно было эвакуировать с поля боя. Во время битвы на Курской Дуге БРЭМ на базе шасси танка «Пантера» еще не были готовы, а стандартные полугусеничные тягачи SdKfz 9 приходилось соединять по несколько штук, чтобы сдвинуть с места 60-тонного «Фердинанда». Легко себе представить, что советская артиллерия не упускала возможности накрыть огнем подобный «поезд». В августе 1943 года на фирме Nibelungenwerk провели переделку трех танков VK 4501 (Р) в БРЭМ. Как и у «Фердинандов», у ремонтных танков силовое отделение сдвинули в середину корпуса, а в кормовой части соорудили небольшую рубку. В передней стене рубки в шаровидной установке Kugelblende 50 помещался пулемет MG 34, который составлял единственное вооружение машины. Ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer «Tiger» (P) не имели усиленной лобовой брони, поэтому место механика водителя оборудовалось стандартным смотровым прибором. «Родимым пятном» танкового прошлого была заплатка на. лобовой броне – след заваренного отверстия для курсового пулемета.
Осенью 1943 года БРЭМ поступили в 653-й дивизион. По состоянию на 1 июня 1944 года во 2-й и 3-й ротах дивизиона имелось по одному Bergepanzer «Tiger» (Р), 1-я рота 653-го дивизиона потеряла свой БРЭМ летом 1944 года во время боев в Италии.
Один (или два?) танк «Tiger» (Р) использовался в качестве штабного танка командованием 653-го дивизиона. Танк носил тактический номер «003», и вероятно был танком командира дивизиона, капитана Грилленбергера.
ТАРАННЫЙ ТАНК RAUMPANZER «TIGER» (P)
Бои в Сталинграде показали, что немецкая армия нуждается в тяжелом танке, способном таранить завалы и баррикады на улицах, а также разрушать здания.
5 января 1943 года во время совещания в Растенбурге Гитлер приказал переделать три корпуса танков VK 4501 (Р) из числа корпусов, находившихся в Сен-Валентине. Переделка должна была заключаться в усилении лобовой брони на 100-150 мм и оснащения танка специальным тараном, облегчающим разрушение укреплений.
Форма корпуса была такой, что обломки разрушенных зданий скатывались вниз и танк всегда мог выехать из-под завала. Немцы построили только модель в масштабе 1:15, до прототипа дело не дошло. Созданию таранных танков воспротивилось командование панцерваффе, считавшее, что подобные конструкции не имеют практического боевого применения. Вскоре и сам фюрер позабыл о «раумпанцере», поскольку его внимание целиком было поглощено новым колоссом – сверхтяжелым танком «Maus».
ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВЫХ ЧАСТЕЙ
Первоначально Oberkommando der Heeres (ОКХ) планировало сформировать три дивизиона тяжелых истребителей танков. Получить новые машины должны были два уже существовавших дивизиона: 190-й и 197-й, а третий дивизион – 600-й – предполагалось сформировать. Комплектование дивизионов должно было проходить согласно штатному расписанию KStN 446b от 31 января 1943 года, а также согласно штатным расписаниям KStN 416b, 588b и 598 от 31 января 1943 года. Дивизион состоял из трех батарей (по 9 машин в каждой батарее) и штабной батареи (три машины). Состав дивизиона дополнялся моторизованной мастерской и штабом.
Подобная схема носила ясный «артиллерийский» отпечаток. Командование артиллерии также определило, что основная тактическая единица – батарея, а не дивизион целиком. Подобная тактика была достаточно эффективна для борьбы с небольшими танковыми отрядами, но оказалась совершенно бесполезной в том случае, если противник проводил массированную танковую атаку. 9 самоходок не могли держать широкий участок фронта, поэтому русские танки могли легко обойти «Фердинандов» и атаковать их с фланга или с тыла. После того, как 1 марта 1943 года на должность генерал-испектора панцерваффе назначили генерал-полковника Гейнца Гудериана, структура дивизионов подверглась серьезной реорганизации. Одним из первых приказов Г’удериана был перевод формируемых частей штурмовой артиллерии и истребителей танков из юрисдикции артиллерийского командования в область ведения панцерваффе.
Гудериан приказал объединить «Фердинанды» в отдельном полку тяжелых истребителей танков, 22 марта 1943 года Гудериан приказом определил, что полк должен состоять из двух дивизионов (батальонов), состоявших из рот; укомплектованных согласно штатному расписанию KStN 1148с. В каждой роте было по три взвода (по четыре машины во взводе, плюс две машины при командире роты). Штабная рота располагала тремя «Фердинандами» (KStN 1155 от 31 марта 1943 года). Штаб полка, получившего название 656-й полк тяжелой штурмовой артиллерии, сформировали на базе запасной роты 35-го танкового полка в Сен-Пёльтене.
Дивизионы полка получили номера 653 и 654. Одно время дивизионы назывались I и II батальонами 656-го полка.
На вооружении каждого дивизиона помимо «Фердинандов» состояли танки PzKpfw III Ausf. J SdKfz 141 (5 cm Kurz) и один танк-корректировщик огня Panzerbeobaehtungwagen Ausf. J 5 cm L/42. В штабе полка находились три танка PzKpfw II Ausf. F SdKfz 121, два PzKpfw III Ausf. J (5 cm Kurz), а также два танка-корректировщика.
Парк полка дополнялся 25 легковыми автомобилями, 11 санитарными машинами и 146 грузовиками. В качестве тягачей полк использовал 15 полугусеничных Zgkw 18 ton SdKfz 9, а также более легкие SdKfz 7/1, на которых монтировали 20-мм зенитки. Полк не получил тягачи Zgkw 35 ton SdKfz 20, вместо них в ноябре 1943 года полк оснастили двумя «Bergepanther» и тремя Bergcpanzer «Tiger» (P). В полк направили пять подвозчиков боеприпасов Munitionsschlepper III — лишенных башен танков PzKpfw III, приспособленных для подвоза боеприпасов на передовую и эвакуации раненных, поскольку полк не получил стандартных санитарных бронетранспортеров SdKfz 251/8.
В результате потерь, понесенных во время битвы на Курской Дуге в августе 1943 года полк был переформирован в однодивизионный. Вскоре после этого в состав полка включили 216-й дивизион штурмовых орудий, оснащенный машинами Sturpmpanzer IV «Brummbaer».
16 декабря 1943 года полк отвели с фронта. После ремонта и модернизации машин 653-й дивизион полностью восстановил боеспособность. Из-за тяжелой ситуации, сложившейся в Италии, 1-ю роту дивизиона отправили на Апеннины. Остальные две роты дивизиона оказались на Восточном фронте. Рота, сражавшаяся в Италии, с самого начала рассматривалась как отдельная часть. Ей придали ремонтный взвод, располагавший одним Berge «Tiger» (Р) и двумя Munitionspanzer III. Сама рота насчитывала 11 истребителей танков «Elefant».
Более любопытную структуру имел 653-й дивизион, в котором оставалось всего две роты. Каждая рота подразделялась на три взвода по четыре «Элефанта» в каждом взводе (три линейные машины и машина командира взвода). Еще два «Элефанта» было в распоряжении командира роты. Итого рота насчитывала 14 самоходок. В резерве дивизиона оставалось три машины, а с 1 июня 1944 года – две. 1 июня 653-й дивизион насчитывал 30 истребителей танков «Elefant». Кроме того, в составе дивизиона имелись другая бронетехника. Командир дивизиона, гауптманн Грилленбергер в качестве штабного танка использовал танк «Tiger» (P), имевший тактический номер «003». Другим командирским танком была «Пантера» PzKpfw V Ausf. D1, оснащенная башней танка PzKpfw IV Ausf. H (SdKfz 161/1). Зенитное прикрытие дивизиона обеспечивал трофейный Т- 34-76, вооруженный счетверенной 20-мм установкой Flakvierling 38 и два грузовика, вооруженных 20-мм зенитными пушками.
Штабная рота состояла из взвода связи, саперного взвода и взвода ПВО (один SdKfz 7/1, и два грузовика, вооруженных 20-мм зенитными пушками). В каждой роте имелась ремонтно-эвакуационная секция, располагавшая двумя Munitionspanzer III и одним Berge «Tiger» (P). Еще один Berge «Tiger» (P) находился в составе ремонтной роты. 1 июня 1944 года дивизион насчитывал 21 офицера, 8 военных чиновников, 199 унтер-офицеров, 766 рядовых, а также 20 украинских «Hiwi». Вооружение дивизиона, помимо бронетехники, состояло из 619 винтовок, 353 пистолетов, 82 пистолетов-пулеметов, 36 противотанковых ружей. Автопарк дивизиона состоял из 23 мотоциклов, 6 мотоциклов с коляской, 38 легковых машин, 56 грузовиков, 23 полугусеничных грузовиков SdKfz 3 Opel-Maultier, 3 полугусеничных тягачей SdKfz 11, 22 тягачей Zgktw 18 ton SdKfz 9, 9 низкоосных прицепов и 1 санитарного бронетранспортера SdKfz 251 /8. Документы дивизиона говорят о том, что по состоянию на 1 июня дивизион располагал одним Munitionspanzer Т-34, однако неизвестно, к какой роте принадлежал этот подвозчик боеприпасов. По состоянию на 18 июля 1944 года дивизион располагал 33 «Элефан-тами». Два «лишних» «Элефанта», по-видимому были машинами 1-й роты, отправленными в Рейх для ремонта, а затем оказавшимися в составе 653-го дивизиона.
Последней частью, оснащенной «Элефантами», была сформированная осенью 1944 года 614. schwere Heeres Panzerjaeger Kompanie, насчитывавшая в своем составе 10-12 машин (на 3 октября – 10, на 14 декабря 1944 года – 12 «Элефантов»).
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ «ФЕРДИНАНДОВ»
Весной 1943 года проходило формирование двух дивизионов, оснащенных тяжелыми истребителями танков «Ferdinand».
Первый дивизион, известный как 653. schwere Heeres Panzerjaeger Abteilimg, формировался в Брюк/Ляйта. Личный состав дивизиона набирался в 197/StuG Abt и среди выздоравливающих самоходчиков других частей.
Второй дивизион формировался на полигоне под Руаном и Мели-ле-Камп (Франция). Это был 654. schwere Heeres Panzerjaeger Abteilung. Командовал дивизионом майор Ноак. 22 мая началось формирование 656-го полка тяжелых истребителей танков, который помимо двух упомянутых дивизионов включал в себя 216-й дивизион штурмовой артиллерии, оснащенный машинами Sturmpanzer IV «Brummbaer».
Сначала закончили комплектование 654-го дивизиона, а затем приступили к комплектованию 653-го.
Завершив подготовку, дивизионы участвовали в боевых стрельбах (653-й – на полигоне Нойзидль-ам-Зее, а 654-й — на полигоне Мели-ле-Камп). Затем оба дивизиона оказались на Восточном фронте. Отправка проходила 9 июня 1943 года. Накануне начала наступления немецкой армии на Курской Дуге 656-й полк насчитывал 45 «Фердинандов» в составе 653-го дивизиона и 44 «Фердинанда» в составе 654-го дивизиона (отсутствующая машина вероятнее всего была «Фердинандом» №150011, проходившим испытания в Кюммерсдорфе). Кроме того, з каждом дивизионе было по пять танков PzKpfw III Ausf. J SdKfz 141 и одному Panzerbefehlswagеn mit 5 cm KwK 39 L/42. 216-й дивизион насчитывал 42 «Бруммбеpa». Непосредственно перед началом наступления дивизион усилили еще двумя ротами штурмовых орудий (36 машин).
656-й полк во время боев на Курской Дуге действовал в составе XXXXI танкового корпуса, Группа Армий «Центр» (командующий корпусом генерал Гарпе). Полком командовал подполковник Юнгенфельд. 653-й дивизион поддерживал действия 86-й и 292-й пехотной дивизий, а 654-й дивизион поддерживал атаку 78-й Виттембергской штурмовой пехотной дивизии на Мало-Архангельск.
653-й дивизион в первый день наступления продвинулся до Александровки, лежащей в глубине линии обороны Красной Армии. В ходе первого дня боев немцы смогли поджечь 26 танков Т-34-76 и вывести из строя несколько противотанковых пушек. «Фердинанды» 654-го дивизиона поддерживали атаку пехоты 508-го полка 78-й дивизии на высоты 238,1 и 253,5 и в направлении населенного пункта Поныри. Далее дивизион наступал на Ольховатку.
Всего с 7 июня 1943 года за время боев на Курской Дуге (согласно данным ОКХ) «Фердинанды» 656-го полка уничтожили 502 танка, 20 противотанковых пушек и 100 артиллерийских орудий.
Бои на Курской Дуге показали как достоинства, так и недостатки тяжелых истребителей танков «Ferdinand». Достоинствами были толстое лобовое бронирование и мощное вооружение, позволявшее бороться со всеми типами советских танков. Однако на Курской Дуге выяснилось, что у «Фердинандов» слишком тонкая бортовая броня. Дело в том, что мощные «Фердинанды» часто углублялись в оборонительные порядки Красной Армии, а пехота, прикрывавшая фланги, не поспевала за машинами. В результате советские танки и противотанковые пушки могли беспрепятственно вести огонь с фланга.
Выявились и многочисленные технические недостатки, вызванные слишком поспешным принятием «Фердинандов» на вооружение. Недостаточно прочным были станины генераторов тока – часто генераторы срывало со станин. Постоянно лопались гусеничные траки, то и дело отказывала бортовая связь.
Кроме того, в распоряжении Красной Армии появился грозный противник немецкого зверинца – СУ-152 «Зверобой», вооруженная 152,4-мм гаубицей-пушкой. 8 июля 1943 года дивизион СУ-152 из засады обстрелял колонну «Элефантов» из 653-го дивизиона. Немцы потеряли 4 самоходки. Также выяснилось, что ходовая часть «Фердинандов» очень чувствительна к разрывам мин. Примерно половину из 89 «Фердинандов» немцы потеряли на минных нолях.
653-й и 654-й дивизионы не располагали достаточно мощными буксирами, способными эвакуировать поврежденные машины с поля боя. Для эвакуации поврежденных машин немцы пробовали использовать «поезда» из 3-4 полугусеничных тягачей SdKfz 9, однако эти попытки, как правило, пресекались советской артиллерией. Поэтому многие даже незначительно поврежденные «Фердинанды» пришлось бросить или взорвать.
На Курской Дуге 656-й полк вывел из строя около 500 танков противника. Трудно проверить эту цифру, однако очевидно, что «Фердинанды» вместе с «Тиграми» причинили советским танковым войскам наибольшие потери. Циркуляр ОКХ от 5 ноября 1943 года сообщает, что на счету 656-го полка значится 582 танка, 344 противотанковые пушки, 133 артиллерийских орудия, 103 противотанковых ружья, 3 самолета, 3 бронеавтомобиля и 3 самоходные установки противника.
В конце августа 1943 года 654-й дивизион отвели с фронта во Францию, где дивизион получил новые истребители танков «Jagdpanther». Оставшиеся в дивизионе «Фердинанды» были переданы 653-му дивизиону. В первых числах сентября 653-й дивизион находился на небольшом отдыхе, после чего участвовал в боях под Харьковом.
В октябре и ноябре «Фердинанды» 653-го дивизиона участвовали в тяжелых оборонительных боях под Никополем и Днепропетровском. 16 декабря 1943 года дивизион отвели с фронта. До 10 января 1944 года 653-й дивизион находился на отдыхе в Австрии.
Уже 1 февраля 1944 года инспектор панцерваффе приказал как можно быстрее привести в боеспособное состояние одну роту «Элефантов». К тому времени переделку прошли 8 машин, а еще 2-4 самоходки должны были быть готовы в течение нескольких дней. 8 боеспособных машин передали 1-й роте 653-го дивизиона 9 февраля 1944 года. 19 февраля рота получила еще три машины.
В конце февраля 1944 года 1-я рота 653-го дивизиона отправилась в Италию. Еще три «Элефанта» были отосланы в Италию 29 февраля 1944 года. Рота участвовала в боях в районе Анцио-Неттуно и в районе Чистерна. 12 апреля 1944 года два «Элефанта» сожгли 14 атакующих «Шерманов». По штатному расписанию в роте было 11 истребителей танков, однако, как правило, несколько машин постоянно находилось в ремонте. В последний раз рота имела стопроцентную боеготовность 29 февраля 1944 года, то есть в день, когда она прибыла в Италию. В марте рота получила пополнение – два «Элефанта». Кроме тяжелых истребителей танков в роте имелся подвозчик боеприпасов Munitionspanzer III и один Berge «Tiger» (P). Чаще всего «Элефанты» использовались для организации противотанковой обороны. Действовали из засады и уничтожали обнаруженные танки противника.
В мае и июне 1944 года рота участвовала в боях в районе Рима. В конце июня роту отвели в Австрию, в Сен-Пёльтен. Личный состав роты отправили на Восточный фронт, а два уцелевших «Элефанта» передали 653-му дивизиону.
Штабная рота, а также 2-я и 3-я линейные роты 653-го дивизиона действовали на Восточном фронте. 7 и 9 апреля 1944 года дивизион поддерживал действия боевой группы из состава 9-й танковой дивизии СС «Hohenstaufen» в районе Подхаец и Бжезан. В районе Злотник дивизион отражал атаки 10-го танкового корпуса Красной Армии. Немцы могли действовать только вдоль хороших дорог, поскольку тяжелые 65-тонные машины неуверенно чувствовали себя на весеннем талом грунте. С 10 апреля 653-й дивизион действовал в составе 1-й Танковой Армии вермахта. 15 и 16 апреля 1944 года дивизион вел тяжелые бои в пригородах Тернополя. На следующий день было повреждено девять «Элефантов». К концу апреля 2-ю и 3-ю роты 653-го дивизиона сняли с фронта. Снова в бой дивизион вступил уже 4 мая 1944 года под Каменкой-Струмиловской,
В июне и июле дивизион сражался на территории Западной Галиции. Дивизион располагал примерно 20-25 боеспособными машинами. В начале июля число боеспособных машин составляло 33. Во второй половине июля 2-я и 3-я роты 653-го дивизиона были вытеснены на территорию Польши.
1 августа 1944 года в дивизионе не было ни одной боеспособной машины, а 12 «Элефантов» находилось в ремонте. Вскоре механикам удалось вернуть в строй 8 машин.
В августе 1944 года 653-й дивизион понес тяжелые потери во время неудачных контратак под Сандомиром и Дембицы. 19 сентября 1944 года дивизион передали 17-й Армии Группы Армий «А» (бывшая Группа Армий «Северная Украина»).
Текущий ремонт самоходок проводился на ремонтном предприятии в Кракове-Раковицах, а также на сталелитейном комбинате «Baildon» в Катовицах.
В сентябре 1944 года 653-й дивизион сняли с фронта и отправили в тыл для перевооружения.
После того, как дивизион получил «Ягдпантеры», оставшиеся на ходу «Элефанты» собрали в составе 614. schwere Panzerjaeger Kompanie, которая располагала в общем 13-14 машинами.
В начале 1945 года «Элефанты» из 614-й роты действовали в составе 4-й Танковой Армии. О том, как в последние недели войны использовались «Элефанты», нет единого мнения. Некоторые источники утверждают, что 25 февраля рота попала на фронт в районе Вюнсдорфа, а затем «Элефанты» сражались в составе боевой группы «Риттер» в районе Цоссена (22-23 апреля 1945 года). В последних боях участвовало всего четыре «Элефанта». Другие источники утверждают, что «Элефанты» в конце апреля сражались в горной Австрии.
До наших дней сохранились два «Элефанта». Один из них экспонируется в музее в Кубинке (эта самоходка была захвачена на Курской Дуге). Другой «Элефант» находится на полигоне в Абердине, штат Мериленд, США. Это самоходка «102» из 1 -й роты 653-го дивизиона, захваченная американцами в районе Анцио.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Тяжелое самоходное противотанковое орудие предназначалось для борьбы с бронетехникой противника. Экипаж истребителя танков «Фердинанд» состоял из шести человек: механика-водителя, радиста (позже стрелка-радиста), командира, наводчика и двух заряжающих.
Экипаж тяжелого истребителя танков 12,8 cm Sfl L/61 состоял из пяти человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.
Корпус
Цельносварной корпус состоял из каркаса, собранного из стальных тавровых профилей, и бронеплит. Для сборки корпусов выпускались гетерогенные бронеплиты, внешняя поверхность которых была тверже внутренней. Между собой бронеплиты соединялись при помощи сварки. Схема бронирования представлена на рисунке.
К лобовой бронеплите при помощи 32 болтов крепилась дополнительная броня. Дополнительная броня состояла из трех бронеплит.
Корпус самоходки подразделялся на силовое отделение, находящееся в центральной части, боевое отделение – на корме и пост управления – спереди. В силовом отделении размещались бензиновый двигатель и электрогенераторы. Электродвигатели располагались в кормовой части корпуса. Управление машиной осуществлялось при помощи рычагов и педалей. Место механика-водителя оборудовалось полным комплектом приборов, контролирующих работу двигателя, спидометром, часами и компасом. Обзор с места механика-водителя обеспечивали три неподвижных перископа и смотровая щель, расположенная в левом борту корпуса. В 1944 году перископы механика-водителя оснастили солнцезащитным козырьком.
Справа от механика-водителя располагался стрелок-радист. Обзор с места стрелка-радиста обеспечивала смотровая щель, прорезанная в правом борту. Радиостанция размещалась слева от места стрелка-радиста.
Доступ к посту управления осуществлялся через два прямоугольных люка, расположенных в крыше корпуса.
В задней части корпуса размещались остальные члены экипажа: слева – наводчик, справа – командир, а позади казенной части – оба заряжающих. На крыше рубки имелись люки: справа – двухстворчатый прямоугольный люк командира, слева – двухстворчатый круглый люк наводчика, и два небольших круглых одностворчатых люка заряжающих. Кроме того, в задней стенке рубки имелся большой круглый одностворчатый люк, предназначенный для погрузки боеприпасов. В центре люка находился небольшой порт, через который можно было вести огонь из автомата для защиты задней части танка. Еще две бойницы располагались в правой и левой стенках боевого отделения.
В силовом отделении были установлены два карбюраторных двигателя, бензобаки, маслобак, радиатор, насос системы охлаждения, бензонасос и два генератора. Два электромотора располагались в кормовой части машины. Воздухозаборники силового отделения проходили через крышу корпуса. Выхлопные трубы вместе с глушителями располагались таким образом, что выхлоп выбрасывался над гусеницами.
Корпус истребителя танков 12,8 cm Sfl L/61 разделялся на пост управления, силовое отделение и открытое сверху боевое отделение. В боевое отделение можно было попасть через двери, расположенные в кормовой стенке корпуса.
Силовая установка
Машина приводилась в движение двумя карбюраторными двенадцатицилиндровыми верхнеклапанными двигателями жидкостного охлаждения Maybach HL 120 TRM рабочим объемом 11867 куб.см и мощностью 195 кВт/265 л.с. при 2600 об./мин. Общая мощность двигателей составляла 530 л.с. Диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 115 мм, передаточное число 6,5, максимальные обороты 2600 в минуту.
Двигатель Maybach HL 120 TRM оснащался двумя карбюраторами Solex 40 IFF 11, последовательность воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9. Радиатор емкостью около 75 л располагался позади двигателей. Кроме того, «Элефант» оснащался маслорадиатором и системой пуска двигателя на морозе, обеспечивающей подогрев топлива. В качестве топлива «Элефант» использовал этилированный бензин OZ 74 (октановое число 74). Два бензобака вмещали 540 литров бензина. Расход топлива при езде по пересеченной местности достигал 1200 л на 100 км. Бензобаки располагались вдоль бортов силового отделения. Топливный насос Solex имел электрический привод. Маслобак располагался сбоку от двигателей. Маслофильтр находился возле карбюратора. Воздушный фильтр Zyklon. Сцепление сухое, многодисковое.
Карбюраторные двигатели приводили в движение генераторы электрического тока типа Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, запитывали электромоторы Siemens D1495aAC мощностью 230 кВт каждый. Двигатели через электромеханическую передачу вращали ведущие колеса, расположенные в кормовой части машины. «Элефант» имел три передние и три задние передачи. Главный тормоз и вспомогательный тормоз механического типа, выпускался фирмой Krupp.
Истребитель танков 12,8 cm Sfl L/61 приводился в движение карбюраторным двигателем Maybach HL 116.
Двигатель Maybach HL 116 – это шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 265 л.с. при 3300 об./мин и рабочим объемом 11048 куб.см. Диаметр цилиндра 125 мм, ход поршня 150 см. Передаточное число 6,5. Двигатель оснащался двумя карбюраторами Solex 40 JFF II, последовательность воспламенения 1-5-3-6-2-4. Главный фрикцион сухой, трехдисковый. Коробка передач Zahnfabrik ZF SSG 77, шесть передач вперед, одна назад. Тормоза механические, фирмы Henschel.
Рулевое управление
Рулевое управление электромеханического типа. Бортовые передачи и сцепление — электрические. Радиус разворота не превышал 2,15 м!
Самоходные установки 12,8 cm Sfl L/61 также оборудовались бортовыми передачами и бортовыми фрикционами.
Шасси
Шасси «Фердинанда-Элефанта» состояло (применительно к одному борту) из трех двухколесных тележек, ведущего колеса и направляющего колеса. Каждый опорный каток имел независимую подвеску. Опорные катки штамповались из металлического листа и имели диаметр 794 мм. Литое ведущее колесо находилось в задней части корпуса. Ведущее колесо было диаметром 920 мм и имело два ряда по 19 зубьев. В передней части корпуса находилось направляющее колесо с механической системой натяжения гусениц. Направляющее колесо имело такие же зубья, что и ведущее колесо, что позволяло предотвратить набегание гусениц. Гусеницы Kgs 64/640/130 одношкворневые, одногребневые, сухого типа (шкворни не смазывались). Опорная длина гусеницы 4175 мм, ширина 640 мм, шаг 130 мм, колея 2310 мм. Каждая гусеница состояла из 109 траков. На гусеницы можно было устанавливать антипробуксовочные зубья. Гусеничные траки изготавливались из марганцевого сплава. Для «Элефантов» не предусматривалось использования более узких транспортных гусениц, как это имело место в отношении «Тигра». Первоначально использовали гусеницы шириной 600 мм, затем их заменили на более широкие 640 мм.
Шасси истребителя танков 12,8 cm Sfl L/61 (применительно к одному борту) состояло из 16 опорных катков, независимо подвешенных таким образом, что колеса частично перекрывали друг друга. При этом четные и нечетные опорные катки располагались на разном расстоянии от корпуса. Несмотря на то, что корпус был значительно удлинен, добавили всего лишь одну дополнительную пару катков. Диаметр опорных катков 700 мм. Направляющие колеса с механизмом натяжения гусениц располагались на корме, а ведущие колеса – в передней части корпуса. Верхний отрезок гусеницы проходил через три поддерживающих катка. Ширина гусеницы 520 мм, каждая гусеница состояла из 85 траков, опорная длина гусеницы 4750 мм, колея 2100 мм.
Вооружение
Главным вооружением «Фердинандов» была противотанковая пушка 8,8 cm Pak 43/2 L/71 калибра 88 мм. Боекомплект 50-55 выстрелов, размещенных вдоль бортов корпуса и рубки. Горизонтальный сектор обстрела 30 градусов (по 15 влево и вправо), угол возвышения/склонения +18 –8 градусов. При необходимости внутри боевого отделения можно было загрузить до 90 выстрелов. Длина ствола пушки 6300 мм, длина ствола с дульным тормозом 6686 мм. Внутри ствола имелось 32 нареза. Масса пушки 2200 кг. Для пушки использовались следующие боеприпасы:
- бронебойные PzGr39/l (масса 10,2 кг, начальная скорость 1000 м/с),
- фугасные SpGr L/4,7 (масса 8,4 кг, начальная скорость 700 м/с),
- кумулятивные Gr 39 HL (масса 7,65 кг, начальная скорость около 600 м/с)
- бронебойные PzGr 40/43 (масса 7,3 кг).
Личное вооружение экипажа состояло из автоматов МР 38/40, пистолетов, винтовок и ручных гранат, хранившихся внутри боевого отделения.
Вооружение истребителя танков 12,8 cm Sfl L/61 состояло из пушки 12,8 cm К 40, боекомплект 18 выстрелов. В качестве дополнительного вооружения выступал пулемет MG 34 с боекомплектом 600 патронов.
После переделки «Элефанты» были оснащены курсовыми пулеметами MG 34 калибра 7,92 мм с боекомплектом 600 патронов. Пулеметы монтировались в шаровидной установке Kugelblende 80.
Электрооборудование
Электрооборудование построено по одножильной схеме, напряжение бортовой сети 24 В. Сеть оборудована электропредохранителями. Источником тока для карбюраторных двигателей был генератор Bosch GQLN 300/12-90 и два свинцовых аккумулятора Bosch напряжением 12 В и емкостью 150 Ач. Стартер Bosch BNG 4/24, зажигание типа Bosch,
Электропитание имели лампы подсветки, прицел, звуковой сигнал, фара, дорожный огонь Notek, радиостанция, спуск пушки.
Истребитель танков 12,8 cm Sfl L/61 оборудовался одножильной сетью, напряжение 24 В. Стартер и генератор тока того же типа, что и у «Фердинанда». На самоходку устанавливали четыре аккумулятора напряжением 6В и емкостью 105 Ач.
Радиооборудование
Оба типа истребителей танков оборудовали радиостанциями FuG 5 и FuG Spr f.
Оптическое оборудование
Место наводчика «Фердинанда» оборудовалось прицелом Selbstfahrlafetten-Zielfernrohr l a Rblf 36, обеспечивающим пятикратное увеличение и поле зрения 8 гр. Механик-водитель располагал тремя перископами, защищенными вставкой из бронестекла.
Окраска
Самоходки «Фердиналд-Элефант» окрашивались по правилам, принятым в панцерваффе.
Обычно машины были целиком окрашены оливковой краской Wehrmach Olive, на который иногда накладывали камуфляж (темно-зеленая краска Olive Gruen или коричневая Вrun). Некоторые машины получали трехцветный камуфляж.
Немногочисленные «Элефанты», участвовавшие в боях зимой 1943 года на Украине, вероятно, были покрыты белой смываемой краской.
Первоначально все «Фердинанды» были окрашены целиком в темно-желтый цвет. Такую окраску несли «Фердинанды» 653-го дивизиона во время формирования части. Непосредственно перед отправкой на фронт машины перекрасили. Любопытно, машины 653-го дивизиона были выкрашены несколько иначе, чем машины 654-го дивизиона. В 653-м дивизионе использовали оливково-коричневый камуфляж, а в 654-м дивизионе – оливково-зеленый. Может быть, это было вызвано спецификой местности, на которой предполагалось использовать самоходки. В 653-м дивизионе использовали «пятнистый» камуфляж. Такой камуфляж несли машины «121» и «134» из 1-й роты 653-го дивизиона.
В свою очередь в 654-м дивизионе кроме пятнистого камуфляжа (например, машины «501» и «511» из 5-й роты) использовали сетчатый камуфляж (например, машины «612» и «624» из 6-й роты). Вероятнее всего в 654-м дивизионе каждая рота использовала свою схему камуфляжа, хотя были и исключения: например сетчатый камуфляж несли «Фердинанды» «521» из 5-й роты и «724» из 7-й роты.
Некоторый разнобой в камуфляже отмечается и среди машин 653-го дивизиона.
В 656-м полку использовали стандартную схему тактических номеров, принятую во всех танковых частях. Тактические номера представляли собой трехзначные числа, которые наносили на борта корпуса, а иногда и на корму (например, в 7-й роте 654-го дивизиона в июле 1943 года и во 2-й и 3-й ротах 653-го дивизиона в 1944 году). Номера наносили белой краской. В 653-м дивизионе в 1943 году номера обводили черной каймой. Во 2-й и 3-й ротах 653-го дивизиона в 1944 году использовали черные тактические номера с белым кантом.
Первоначально машины 656-го полка не несли каких-либо эмблем. В 1943 году на бортах корпуса и в нижней части кормы белой краской наносили балочные кресты. В 1944 году балочные кресты на задней стенке рубки появились у машин 2-й роты 653-го дивизиона.
Во время битвы на Курской Дуге машины 654-го дивизиона на левом переднем крыле или лобовой броне несли литеру «N». Эта буква, вероятно, обозначала фамилию командира дивизиона – майора Ноака. Машины 1-й роты 653-го дивизиона, сражавшиеся в Италии, также несли эмблему роты (или дивизиона?), нанесенную на левом борту рубки сверху и спереди, а также на правом борту сверху и сзади.
Два истребителя танков 12,8 cm Sfl L/61, сражавшиеся на Восточном фронте, были целиком выкрашены серой краской Panzer Grau.
(Статья подготовлена для сайта «Войны XX века» © http://war20.ru по книге «Фердинанд – германский истребитель танков. Торнадо. Армейская серия». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века»).