Создание сверхтяжёлого танка «Маус» (Maus) и предшествующих ему проектов боевых машин массой превосходящих серийные образцы было продиктовано не столько гигантоманией фюрера, сколько необходимостью что-либо противопоставить разрабатываемым советским танкам аналогичного класса. Также перед этими машинами ставилась задача прорыва линии обороны противника. По данным немецкой разведки на вооружение Красной Армии новые танки должны были поступить к весне 1943, что определяло и срок поставки первого прототипа «Маус», и направление работ в целом.
НАЧАЛО РАБОТ
С декабря 1941 года фирма Krupp вела разработку перспективного танка под индексом VK 70.01. Техзаданием предусматривалась масса 70 тонн, толщина лобовой брони 140 мм, двигатель от торпедного катера мощностью 1000 л.с. и максимальная скорость 44 км/ч. Чтобы остаться в рамках заданной проектом массы, толщину лобовой брони снизили до 100 мм, и установили менее мощный двигатель. В ходе дальнейших конструктивных изменений толщина лобовой брони достигла 120 мм, а масса 90 тонн. Основным орудием выбрана 105-мм пушка KwK L/70. Прорабатывались варианты с носовым и кормовым расположением башни. Машине присвоили новое наименование – VK 72.01 (К) Lowe, а к концу июля 1942 года проект был закрыт, чтобы дать дорогу новой идее – разработке 100-тонного танка, заказ на который Krupp получил еще 5 марта 1942 года. 22 марта 1942 года аналогичное задание дали и Porsche. Разработчиком башни для образцов обеих фирм назначили Krupp.
Проект танка получил название Mammut (Мамонт) и индекс VK 100.01. Летом 1942 года в документах стало употребляться обозначение Pz.Kpfw. Mauschen (Мышонок), а с сентября стало использоваться Pz.Kpfw. Maus или просто Maus (Мышь). Проект Порше имел заводское обозначение Porsche Тур 205.
Первый вариант проекта задавал массу танка в 100 тонн, а в качестве орудия рассматривалась 149-мм пушка KwK L/40 с раздельным заряжанием или 128-мм на базе зенитки 12.8 см Flak 40 L/61, укороченная до 50 калибров, однако в мае года конструкторы стали рассматривать установку 128-мм орудия на базе зенитки 12.8 см Flak 40 L/61, с увеличением длины ствола до 70 калибров. В июле разработчики стали склоняться к 105-мм пушке на базе зенитки 10.5 см Flak 38 с длиной ствола 70 калибров или 149-мм пушке с длиной ствола 37 калибров. Также предусматривалось наличие вспомогательной 75-мм пушки. Первоначально её хотели установить в отдельной башни, но вскоре от этого отказались.
13 мая 1942 года Гитлер пересмотрел технические требования, повысив проектную массу до 120 тонн и сделав упор на максимальную защищенность и мощное орудие в ущерб скорости.
ОПЫТНЫЕ ПРОТОТИПЫ ТАНКА «МАУС»
Проект башни фирмы Krupp был утвержден 18 апреля 1942 года, а макет был представлен 25 июня. В качестве вооружения были выбраны 149-мм пушка 15 см KwK L/31 с унитарным заряжанием и 7,5 см KwK L/24. Боекомплект основного орудия составлял 25 выстрелов, а вспомогательного 50. Лобовая броня имела толщину 250 мм, борта и корма 200 мм. Соединение бронелистов сварочное шиповое с применением шпонок. В кормовой части башни имелся люк для демонтажа пушки, по бортам – смотровые щели. На крыше справа размещалась командирская башенка, слева люк заряжающего и бронированный перископ. Масса башни с боекомплектом составляла 57 тонн.
Porsche в своем проекте предусматривала оснастить башню 15 см KwK L/37 или 128-мм орудием.
При разработке самого танка «Маус» требовалось учесть немалую массу башни и возможность транспортировки машины по железной дороге, что накладывало ограничения на габариты и массу.
В октябре 1942 года Porsche представила два варианта проекта, отличавшихся силовой установкой:
- Тур 205A Mauschen, 28 октября 1942 года.
- Тур 205А — 12-цилиндровый V-образный дизель водяного охлаждения Daimler-Benz объёмом 42,4 литра мощностью 1000 л.с. при 2400 об/мин.
- Тур 205В — 18-цилиндровый дизель Тур 141 воздушного охлаждения объёмом 41,5 литра мощностью 780 л.с. при 2400 об/мин, разработки Porsche.
Масса танка «Маус» возросла до 150 тонн, расчётная скорость составила 20 км/ч. Башню расположили в корме, ходовую часть разместили под бортовыми бронеэкранами, к которым с внутренней стороны крепился внешний ряд тележек подвески. Ходовая часть на борт состояла из пяти сдвоенных двухкатковых тележек с продольными торсионами (аналогичные тележки применили на танке Tiger конструкции Porsche и на самоходках Ferdinand на его базе). Были варианты относительно гусениц – либо 2 гусеницы с траком шириной 1000 мм, либо 4 гусеницы по 500 мм шириной.
В носовой части корпуса размещалось отделение управления с раздельными люками механика-водителя и радиста-пулемётчика с шаровой установкой пулемёта MG-34 в лобовом бронелисте. По бокам в нишах расположили 780 литровые топливные баки, а в полу имелся люк для эвакуации. В походе механик-водитель мог вести танк, высунувшись из люка за счёт приподнимаемого кресла, а в боевом положении ориентирование осуществлялось по перископическим приборам наблюдения.
Далее в корму следовали моторный, боевой и трансмиссионный отсеки с силовой установкой, системой охлаждения, частью боекомплекта в нишах надгусеничных полок, электродвигателями, промежуточными редукторами с тормозами и бортовыми передачами. Особенностью танка «Маус» стала электромеханическая трансмиссия, уже применённая Porsche на танке Tiger собственной разработки и на самоходках Ferdinand на его базе – двигатель вращал генераторы, которые питали электромоторы, приводившие в движение через передачи ведущие колёса. Крыша моторного и трансмиссионного отделений имела съёмные панели для доступа к агрегатам.
В силу возросшей до 168 тонн массы танка в декабре 1942 года толщину брони корпуса снизили на 10%, а лобового листа башни с 250 до 220 мм, убрали шаровую установку пулемета.
В январе 1943 года Гитлеру были представлены проекты обеих фирм. Образец Porsche был принят к дальнейшей разработке и производству, а проект Krupp, именовавшийся Tiger-Maus, в последующем лёг в основу сверхтяжёлого танка Е-100. В качестве основного орудия танка «Маус» утвердили модифицированную зенитную пушку 12.8 KwK, как вспомогательное, в спарке с основным, утвердили пушку 7,5 см KwK 44 L/36. Внесли правки по башне – смотровые приборы по бортам башни заменили на пистолетные порты, люк для демонтажа пушки поменяли на люк для выброса гильз. Также были разработаны более лёгкие траки гусениц, люки механика-водителя и радиста увеличили до 500 мм в диаметре, добавили 100-мм бронезащиту ходовой части спереди.
Управлением вооружений были определены производители и поставщики узлов и агрегатов для танка «Маус»: корпус и башня – Krupp, силовая установка – Daimler-Benz, электродвигатели и электрогенераторы – Siemens-Schuckert, ходовая часть и трансмиссия – Skoda, итоговая сборка и траки – Alkett.
Изготовление двух опытных прототипов танка «Маус» планировалось завершить к концу 1943 года, и в случае успешных испытаний запустить серию, производя с начала 1944 года по 10 танков ежемесячно.
В феврале 1943 года в проект внесли изменения относительно силовой установки –разработка дизельных двигателей не могла быть завершена в срок, и в качестве замены был выбран V-образный дефорсированный до 1200 л.с. авиационный двигатель Daimler-Benz DB.603, получивший обозначение MB.509. Еще одним новшеством было предложение установить огнеметную установку, разработанную для среднего танка Panzer III, с запасом горючей смеси 1000 л и максимальной дальностью стрельбы 150-200 м, реальная же дистанция могла составлять 100 м при расходовании 33 л огнесмеси в секунду. Размещение огнеметов предполагалось справа и слева в кормовой части корпуса, управление брандспойтами в бронекожухах дистанционное радиооператором. И хотя фирмы-разработчики высказались против огнеметов. Управление вооружений настояло на пересмотре проекта с учетом возможности их установки, масса танка увеличилась на 5 тонн.
Вновь пересмотрели вооружение – была высказана идея об установке в лобовой плите башни, слева от орудийной маски, крупнокалиберной зенитной установки. В качестве зенитной установки рассматривалась 20-мм авиационная пушка Mauser MG-151/20 с боезапасом 250 снарядов (позже снизили до 80) и углом возвышения 30°, управляемая из специальной башенки. Но дальше чертежей дело не пошло.
Изменения затронули и корпус танка «Маус» – два раздельных люка механика-водителя и радиооператора заменили одним большим люком, установили отбойники на съемных секциях крыши моторного отделения для защиты от пороховых газов 75-мм орудия и осколков. В корме корпуса появился дополнительный съемный топливный бак объёмом 1000 л, изначально разработанный для горючей смеси огнеметов.
ПЛАНЫ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАНКОВ «МАУС»
Планы производства танка «Маус» постепенно обретали реальные показатели – 22 февраля 1943 года Krupp получил заказ на производство 120 корпусов и башен. На Alkett для сборки предполагалось поставлять: ноябрь – 2 корпуса, декабрь – 4, январь – 6, февраль – 8, с марта – по 10 корпусов. Первую башню собирались поставить к 15 октября. Корпуса должны были выпускаться с опережением на месяц по сравнению с выпуском башен. Контрактом от 5 марта 1943 года орудия 12,8 см KwK также поручалось производить Krupp в соответствии с планом: август – первая пушка, сентябрь – 3, октябрь – 6, ноябрь и декабрь – 5, январь – 7, с февраля по 10.
Но эти планы были подкорректированы. В ночь на 6 марта 1943 года бомбардировщики Королевских ВВС совершили серию налётов на промышленные и нефтеперерабатывающие предприятия в городе Эссен, в том числе на заводы Krupp. В ходе этого рейда были уничтожены как документы на башню и вооружение, так и полноразмерный макет самой башни. Чертежи корпуса не пострадали. Дата сдачи первой башни была перенесена на 15 ноября. План выпуска был пересмотрен: ноябрь – 1, декабрь – 3, январь – 5, февраль – 5, март – 5, апрель – 7, с мая по 10.
Промежуточные итоги по проекту были подведены 2 апреля 1943 года – масса танка «Маус» возросла с проектных 150 тонн до почти 180, и это не было пределом. Перегрузка в 30 тонн не могла не сказаться на ходовой части – тележечная подвеска с продольными торсионами не удовлетворяла повысившимся требованиям. Фирма Skoda разработана новую систему тележек – четыре опорных катка с буферными пружинами на пару в шахматном порядке и два поддерживающих ролика сверху крепились на общей балке, 6 тележек на борт, всего 48 опорных катков, что способствовало более благоприятному распределению нагрузки на ходовую часть.
Вносить изменения в проект продолжали и дальше: 16 апреля 1943 года было решено разместить в бортах башни порты с шаровыми установками для стрельбы из пистолетов-пулеметов, а 29 апреля отказались от командирской башенки в пользу перископического прибора наблюдения кругового обзора, расположенного перед правым башенным люком.
К началу апреля 1943 года был готов полноразмерный деревянный макет танка, а 14 мая в штаб-квартире фюрера «Волчье логово» в Растенбурге он был продемонстрирован Гитлеру и высшему руководству рейха. В башне макета еще не были учтены изменения относительно шаровых установок и отказа от командирской башенки. Также была показана действующая модель танка «Маус». Оба макета были оснащены огнеметами.
По результатам ознакомления с макетом были сделаны определенные выводы относительно дальнейших изменений конструкции танка и его запуска в серийное производство. Главный инспектор бронетанковых войск, генерал Гейнц Гудериан отмечал отсутствие пулемётов для ведения ближнего боя, в результате на лобовой и кормовой башенных плитах предусмотрели установку пулемётов MG-34. Окончательно отказались от зенитной установки. На крышу башни добавили вентиляторы. Начиная с третьей опытной машины, толщину бортовой брони решили уменьшить до 170 мм, т.к. ширина танка, 3700 мм, рассчитывалась исходя из возможности транспортировки по железной дороге.
В июне 1943 года было принято решение увеличить серийный выпуск со 120 до 141 танка, но Гудериан настоял на том, что для фронтовых испытаний хватит 5 опытных машин, и 1 июля месячный план выпуска серии был определен в 5 машин. 7 июля на заводе Krupp был сварен первый корпус, причем расчетная ширина 3700 мм была превышена на 17 мм. В середине месяца в работе были еще 6 корпусов и первая башня.
Для транспортировки танка австрийской вагоностроительной компанией Simmering-Graz-Pauker была разработана специальная 14-осная 27-метровая железнодорожная платформа грузоподъёмностью 180 тонн. Конструкция весом 72,5 тонны состояла из трёх секций: центральная 6-осная с пространственной рамой в своей основе и рельсом для жёсткости конструкции и фиксации танка; передняя и задняя 4-осные маневренные секции.
Однако планы выпуска вновь были сорваны – в ночь с 25 на 26 июля 1943 года массированный авиаудар бомбардировщиков Королевских ВВС произвёл масштабные разрушения производственных мощностей Krupp вместе с опытными образцами техники, в числе которых был и «Маус». Дата изготовления первой башни переносится на 1 декабря. К тому моменту были уже сварены 7 корпусов, а еще для трёх заготовлены бронеплиты. По отчёту Krupp производство корпусов могло быть возобновлено только через 7 месяцев, а башен – через 8, а изготовлено может быть только 30 комплектов корпусов и башен. Таким образом, по корпусам намечались поставки: сентябрь – 1, октябрь – 2, ноябрь – 1, декабрь – 1, январь – 2, февраль – 2, март – 3, апрель – 4, май – 4, июнь – 4, июль – 4, август – 2; по башням: ноябрь – 1, декабрь – 1, январь – 1, февраль – 1, март – 2, апрель – 3, с мая по сентябрь – по 4.
Работы по изготовлению первых 6 танков установочной серии продолжались, но к концу октября 1943 года стало очевидно, что поточный выпуск «Маус» отвлекает слишком много мощностей и ресурсов, необходимых для текущего производства серийных машин для фронта, и 5 ноября было принято решение ограничиться выпуском 2 танков и 1 башни.
В ночь с 22 на 23 ноября 1943 года в результате налёта британских бомбардировщиков были серьёзно повреждены предприятия Alkett и Siemens, принимавшие непосредственное участие в производстве танков «Маус».
ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП
Несмотря на отмену серийного производства работы по Maus продолжались. Для сборки на Alkett первый корпус доставили 26 сентября. Машина получила обозначение Pz.Kpfw. Maus V1, он же Тур 205/1. К 22 декабря 1943 года танк был собран до состояния самостоятельного передвижения, а вместо башни установили массогабаритный макет.
Предлагались новые изыскания. Возможность преодоления водных преград вброд была нелишней, и к ноябрю 1943 года были завершены эскизные работы по данной теме. На люк отделения управления должна была устанавливаться труба для питания воздухом экипажа и воздухозаборников силовой установки. По лестнице в трубе можно было покинуть танк. Система была рассчитана на глубину 10 м, если преграда была глубже, то предполагалось питать электроэнергией танк под водой от танка на берегу посредством кабеля. Проект остался на бумаге.
Ставился вопрос об использовании башен на стационарных инженерных сооружениях, но проект так и не вышел из стадии чертежей.
Наконец 24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд прототипа танка «Маус» на территорию завода Alkett. Это мероприятие проводилось без ведома Управления вооружений и к тому же танк фотографировали, что было запрещено. Машина была загрунтована и не несла опознавательных знаков. Один из участников испытаний написал на бортах и корме слово «Mausen» и над ним нарисовал мышонка. Проходимость оказалась вполне удовлетворительной – территория завода после бомбардировок представляла собой нагромождение обломков и строительного мусора. Благодаря электрической трансмиссии танк был лёгок в управлении.
Испытания продолжились на полигоне в Бёблингене в пригороде Штутгарта, куда, на специально разработанной для него железнодорожной платформе, танк «Маус» был доставлен 14 января 1944 года. После самостоятельного спуска с платформы танк прошёл 5 км до мастерских 7-го запасного танкового батальона. На следующий день состоялись заезды по бездорожью. Прототип двигался погруженным в грязь на полметра без каких-либо затруднений. До конца января проводился монтаж электрооборудования и покраска танка в тёмно-желтый цвет, позже добавили красно-коричневые разводы. В целях секретности, чтобы выдать танк за трофей, на борта были нанесены перевернутые серп и молот, а на макет башни красные звёзды.
К этому моменту износились внутренние бандажи опорных катков. Были заказаны новые катки, однако испытания было решено не прекращать. 31 января было пройдено 14 километров, в том числе 4,6 по пересеченной местности. Радиус поворота при движении вперёд составил 14,5 м. 7-8 февраля позади были оставлены ещё 42,4 км, из них 6,4 по бездорожью. Машину вел лично Фердинанд Порше.
Во время очередного пробега 16 марта имел место инцидент. На полигоне танк заехал в болотистую низину, в которой благодаря своей массе погряз больше чем на полтора метра. Целый день 20 солдат 7-го танкового батальона работали лопатами и подкладывали под гусеницы бревна для улучшения сцепления, чтобы освободить завязшего гиганта. В это же время были доставлены новые катки, которые установили прямо на полигоне. После этого машина вернулась в расположение 7-го танкового батальона для демонтажа механизмов с целью их обследования.
ВТОРОЙ ПРОТОТИП И БАШНЯ
Работы над вторым танком Тур 205/II также шли своим чередом: сборка на заводе Alkett происходила медленно, и для дальнейшего монтажа было решено отправить танк в Бёблинген, куда он и прибыл 10 марта 1944 года. Стоит отметить, что это были шасси без двигателя и башни. С платформы его вытянули тросами, затем подцепили к первому прототипу Maus, который отбуксировал его в расположение 7-го запасного танкового батальона, показав способность перемещать массу аналогичную собственной. К середине апреля 1944 года единственная башня для танка «Маус», изготавливавшаяся в Эссене, была практически собрана; 128-мм пушка, испытанная в составе двухорудийного лафета на полигоне в Меппене, была готова уже в ноябре 1943 года. В первоначальный проект башни внесли некоторые изменения: в лобовой лист башни, слева от орудийной маски, добавили пулемёт MG-34, в корму крыши – бомбомёт для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами. В целях экономии места боеприпасы 128-мм орудия сделали раздельными и разместили в двух укладках по 7 снарядов и 12 зарядов в башне, остальные – в нишах надгусеничных полок корпуса. Унитарный боекомплект 75-мм пушки в количестве 50 выстрелов располагался в носовой части башни, справа от самого орудия, ещё 150 выстрелов – в нишах корпуса. Вместо командирской башенки перед правым люком установили перископический прибор наблюдения, аналогичный планировали поставить и перед левым люком заряжающего, даже прорезали отверстие, но потом заварили, решив применить другой тип перископа.
В Бёблинген башня была доставлена 3 мая 1944 года, а в ночь на 8 июня её установили на второй прототип. Текущая стадия сборки позволяла производить ходовые испытания, состоявшиеся в конце июня. Был выявлен люфт в механизмах наводки орудий, электромотор поворота башни выходил из строя. Шаровые пулемётные установки смонтировали только 12 июля, но во время очередных испытаний они сломались.
В июле танк «Маус» окрасили камуфляжем – базовый темно-жёлтый цвет с красно-коричневыми и оливково-зелёными разводами. Сборка продолжалась. По сравнению с первым прототипом вторая машина отличались гораздо более выразительной комплектацией. Было установлено всё электрооборудование, в том числе две светомаскировочные фары и кормовой фонарь; на крыше отделения управления появились перископический прибор механика-водителя и убирающийся вниз перископический прибор кругового обзора радиооператора, на боковых секциях моторного отделения предусмотрели защитные отбойники. В ходовой части использовали тележки с перфорированными катками, от которых, в силу отсутствия каких-либо преимуществ, отказались после испытаний. Радиостанция, антенны на крыше моторного отделения и танковые переговорные устройства также заняли свои места.
Дал о себе знать и двигатель MB.509 – проблемы с клапанами и большой расход топлива требовали поиска альтернативы, которой стал Daimler-Benz MB.507 — 12-цилиндровый дизель объёмом 42,4 л мощностью 850 л.с., спроектированный для торпедного катера. Форсированный до 1200 л.с. и обозначенный MB.517 двигатель был установлен в танк в декабре 1944 года.
ПРЕКРАЩЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОЕКТУ «МАУС»
В июле 1944 года работы по проектированию и постройке сверхтяжелых танков «Маус» было приказано прекратить, а заготовленные корпуса и башни пустить в переплавку, что не было сделано: три комплекта корпусов и башен отправили в Меппен, остальные остались в Эссене. Специалисты, собиравшие Maus Typ 205/II, в августе уехали из Бёблингена.
С конца декабря 1944 года испытания обоих прототипов не проводились. Сами танки были перевезены на Куммерсдорфский полигон.
Весной 1945 года Maus Тур 205/II включили в состав сил внешнего кольца обороны Берлина, для чего в марте танк прибыл своим ходом в Штамлагер недалеко от Цоссена, где находилась Ставка германского генштаба.
При подходе 3-й танковой армии генерал-полковника П.С. Рыбалко в ночь на 22 апреля 1945 года отступавшие немцы, ввиду невозможности эвакуации, взорвали Maus Тур 205/II. Maus Тур 205/I, оставшийся на полигоне в Куммерсдорфе также был взорван.
Подробным исследованием танков «Маус» советские специалисты занялись в июне 1945 года. Осенью башню второго прототипа поставили на шасси первого, эту конструкцию погрузили на специально разработанную немцами железнодорожную платформу, и подготовили эшелон для отправки на полигон в Кубинку для испытаний. Отправка задерживалась, и до места назначения «Маус» добрался лишь 6 мая 1946 года.
Ходовые испытания танка «Маус» не состоялись в силу отсутствия многих механизмов, потому провели только огневые – обстрел корпуса и башни, после чего танк отбуксировали в музей при полигоне, где экземпляр находится по настоящее время.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Компоновка
Сверхтяжёлый танк «Маус» являлся боевой гусеничной машиной с размещением вооружения во вращающейся башне кормового расположения. Компоновка представляла собой четыре отделения в корпусе от носа в корму – управления, моторное, боевое, трансмиссионное – разделённые поперечными перегородками.
Отделение управления занимало носовую часть корпуса и включало в себя рабочие места механика-водителя и радиооператора с приборами управления танком и радиооборудованием. В днище отделения имелся люк для эвакуации, в нишах бортов располагались топливные баки ёмкостью по 780 л каждый. Для посадки экипажа в крыше отделения предусматривался люк, перед которым располагались перископический прибор наблюдения для механика-водителя и убирающийся перископ радиооператора.
В моторном отсеке, находившемся за отделением управления, размещались двигатель в центральном колодце, в нишах бортов – водяные и масляные радиаторы, вентиляторы системы охлаждения, масляный бак и выхлопные коллекторы.
Боевое отделение в средней части танка содержало блок генераторов, редуктор, соединявший двигатель и генераторы, часть боекомплекта основного орудия в нишах надгусеничных полок.
Башня, установленная на роликовой опоре над боевым отделением, включала в себя рабочие места командира, наводчика и двоих заряжающих, вооружение – спаренная пушечная установка и пулемёт, часть боекомплекта, приборы наблюдения, прицел, механические и ручные приводы поворота башни. Доступ экипажа в башню обеспечивали два люка в крыше.
В корме корпуса размещались элементы трансмиссии: тяговые электромоторы, промежуточные редукторы (гитары) с дисковыми тормозами и бортовые передачи.
Бронезащита
Сварной корпус из катаных гомогенных бронелистов имел рациональные углы наклона лобовой и кормовой бронеплит (35°-55°), отсутствие в них люков, щелей, пулемётной установки повышали противоснарядную стойкость. Толщина лобовой брони составляла 200 мм, кормовой 160 мм.
Бортовые бронелисты вертикальные сплошные переменной толщины – верхняя часть 185 мм, нижняя 105 мм, представлявшая собой одновременно защиту и крепление ходовой части, располагавшейся между бортовым листом и внешним листом центрального колодца корпуса. Спереди ходовая часть прикрывалась 100 мм бронекозырьками с углами наклона 100.
Крыша над отделением управления имела толщину 105 мм, надмоторная плита состояла из трёх съёмных бронелистов толщиной 50 мм с 60 мм треугольными бронекозырьками против попадания снарядов под нижний срез башни, подбашенный лист толщиной 55 мм приваривался к бортам корпуса, крыша трансмиссионного отделения также была съёмной и состояла из трёх 50 мм бронелистов.
Бронезащита днища корпуса в носовой части составляла 105 мм, остальная часть 55 мм. Надгусеничные листы и борта центрального колодца корпуса имели толщину 40 мм и 80 мм соответственно.
Распределение толщин элементов бронекорпуса продиктовано стремлением конструкторов создать равнопрочную бронезащиту. Отношение толщины бортового бронелиста к толщине лобовой брони у других немецких тяжёлых танков составляет 0,5 — 0,6, у танка «Маус» данный показатель равен 0,925, т.е. толщина бортового листа приближается к толщине лобового.
Основные детали бронекорпуса имели прямоугольное шиповое соединение с цилиндрическими штифтами, что повышало прочность конструкции и делало соединение неразъёмным ещё до сварки. Штифт представлял собой стальной валик диаметром 50 мм или 80 мм, вставляемый в высверленные в стыках соединяемых бронелистов отверстия. Верхняя часть штифта была на одном уровне с поверхностью соединяемых листов и приваривалась к ним. Аналогичное решение применялось на самоходке «Фердинанд».
Штифты использовались в соединениях верхнего и нижнего лобовых бронелистов, бортовых листов с верхним лобовым, кормовыми и днищем, а верхний и нижний кормовые листы соединялись в косой шип без шпонок. Остальные детали корпуса соединялись в четверть, впритык, внахлёст и заваривались с двух сторон.
Башня, также соответствовавшая принципу равнопрочного бронирования, сваривалась из деталей, соединявшихся в шип с применением штифтов. Лобовая часть литая цилиндрической формы толщиной 220 мм, бортовые и кормовые листы плоские катаные толщиной 210 мм, угол наклона бортовых листов — 30°, кормового — 15°. В корме башни располагался люк для загрузки боекомплекта. В крыше толщиной 65 мм имелись два люка для доступа в башню, бронеколпак перископического прицела, командирский прибор наблюдения, два вентилятора и амбразура для оборонительного гранатомёта.
Погон башни состоял из неподвижных и подвижных элементов. Неподвижная часть с зубчатым венцом крепилась к ступенчатой расточке крыши корпуса, подвижная часть включала в себя три двухроликовые тележки в основании башни, двигавшиеся по круговой беговой дорожке неподвижного элемента погона, обеспечивая вращение башни.
Электромеханический и аварийный ручной привод давали возможность вращения с двумя скоростями: 8 град/сек и 4 град/сек. Три стопора и специально пневматическое устройство обеспечивали фиксацию башни в походном положении.
Детали корпуса и башни разной толщины имели разную твёрдость: до 50 мм – высокая, 160 мм – средняя и низкая, 80 мм листы внутренних бортов корпуса – низкая, 185 – 210 мм – низкая. Химический состав брони также отличался в зависимости от толщины: 50 мм листы выполнялись из хромоникельмолибденовой брони с повышенным содержанием марганца, 65 мм – хромомарганцевая с 0,5% никеля, 80 мм –хромоникельмолибденовая с повышенным содержанием марганца, 200-210 мм – хромоникельмолибденовая с содержанием никеля свыше 30%. Содержание углерода составляло 0,3-0,45%.
Вооружение
Вооружение танка «Маус» состояло из спаренной установки 128-мм и 75-мм пушек, защищенных литой бронемаской, крепившейся болтами к люльке, и 7,92-мм пулемёта. Углы вертикальной наводки пушек составляли от –7° до +23°.
128-мм орудие KwK 44 с длинной ствола 55 калибров, разработанное фирмой Krupp в 1943 году на базе самой мощной зенитной пушки Flak 40, имело раздельное заряжание, скорострельность не превышала 2-3 выстрела в минуту, несмотря на наличие двух заряжающих в составе экипажа. В боекомплект входили бронебойные снаряды с начальной скоростью 920 м/с, пробивавшие с дистанции 1000 м 202 мм брони, установленной под углом 30°, и осколочно-фугасные с дальностью стрельбы 12,5 км. Затвор клиновый горизонтальный, открывание затвора и извлечение гильзы производилось вручную, после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически. Боезапас составлял порядка 68 выстрелов, 25 из которых размещались в стеллажах по бортам башни, остальные – в нишах надгусеничных полок корпуса. Данная пушка устанавливалась также на самоходках «Ягдтигр» и являлась самым мощным противотанковым орудием Второй мировой войны.
75-мм пушка с увеличенной до 36 калибров длиной ствола разработана на базе орудия KwK 37, применявшегося на танках Panzer III модификации N, Panzer IV модификаций А, В, С, D, E, F1, самоходных штурмовых орудиях Sturmgeschutz III модификаций А, В, С, D, Е.
В состав боекомплекта входили бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, всего 200 выстрелов, 50 из которых размещались в носовой части башни справа от самого орудия, остальные – в корпусе.
7,92-мм пулемёт устанавливался в лобовой части башни слева от 128-мм орудия, боекомплект насчитывал 1000 патронов в четырёх коробках, располагавшихся в башне под самим пулемётом.
Для ближнего боя и обороны танка применялся 26-мм гранатомёт-мортирка, располагавшийся в корме крыши башни и стрелявший дымовыми, осколочными и осколочно-зажигательными гранатами.
Силовая установка
Изначально на танк планировалось установить дизельный двигатель, разработки Daimler-Benz или Porsche, но ни тот, ни другой не были готовы в срок, поэтому в качестве замены на первом прототипе танка «Маус» применили V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива дефорсированный до 1200 л.с. авиационный двигатель Daimler-Benz DB.603, получивший обозначение MB.509. Этот же двигатель установили и на втором танке, однако из-за проблем с клапанами и большого расхода топлива его заменили на MB.517 –форсированный до 1200 л.с. Daimler-Benz MB.507, представлявший собой V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный жидкостного охлаждения дизель объёмом 42,4 л мощностью 850 л.с., спроектированный для лёгкого торпедного катера.
Питание топливом осуществлялось из баков общей ёмкостью 1560 л, расположенных в носовой части корпуса. К верхнему кормовому бронелисту крепился дополнительный съёмный бак на 1500 л.
Охлаждение двигателя производилось принудительной циркуляцией по замкнутому контуру водоэтиленгликовой смеси, проходившей через два радиатора, обдуваемых четырьмя двухступенчатыми вентиляторами, расположенных в направляющих насадках справа и слева от мотора. Также система охлаждения ёмкостью 110 л включала в себя два пароотделителя, водяной насос, компенсационный бачок с паровым клапаном и трубопроводы.
Снизить риск возникновения пожара из-за перегрева выхлопных коллекторов позволила отдельная жидкостная замкнутая с принудительной циркуляцией система охлаждения, четыре радиатора которой устанавливались рядом с радиаторами системы охлаждения двигателя.
Одной из наиболее значительных особенностей танка «Маус» являлась электромеханическая трансмиссия, разработанная Porsche и применённая сначала на опытном танке VK 30.01 (Р), а затем на самоходках «Фердинанд». Принцип работы заключался во вращении ведущих колёс тяговыми электромоторами, ток для которых вырабатывали электрогенераторы, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания. На каждую гусеницу работала отдельная независимая связка генератора, электромотора и контроллера-реостата.
Электрические компоненты трансмиссии включали в себя блок генераторов, два тяговых электромотора, генератор-возбудитель, два контроллера-реостата, коммутационный ящик, аккумуляторную батарею.
Соединенные единым валом два главных генератора и вспомогательный генератор на одном валу с задним главным генератором образовывали генераторный блок.
Скорость вращения тяговых электродвигателей регулировалась снимаемым с главных генераторов напряжением, которое менялось в зависимости от силы тока, подаваемого на обмотки независимого возбуждения.
Питание обмоток независимого возбуждения главных генераторов и тяговых электромоторов при работающем двигателе, а также зарядка аккумулятора производились вспомогательным генератором с обмоткой независимого возбуждения, которая запитывалась током от вращаемого двигателем генератора-возбудителя. В момент пуска двигателя вспомогательный генератор использовался как электростартёр, получая энергию от аккумуляторной батареи.
Промежуточные редукторы (гитары) с дисковыми тормозами и бортовые передачи, с которых крутящий момент тяговых электромоторов передавался на ведущие колёса, составляли механические компоненты трансмиссии.
Режим работы электромоторов регулировался изменением напряжения в их обмотках и обмотках главных генераторов, что достигалось перемещением рукояток контроллеров-реостатов, установленных в ящиках по обе стороны от механика-водителя.
Движение вперёд осуществлялось смещением рукояток вперёд от нейтрального положения – чем больше требовалась скорость, тем сильнее смещение, чтобы подать большее напряжение на электромоторы. Для заднего хода – смещение рукояток назад от нейтрального положения. Регулирование скорости аналогично. Поворот осуществлялся снятием напряжения с электромотора отстающей гусеницы (одна рукоятка – вперёд, другая – в нейтральном положении) или реверсом его крутящего момента для поворота вокруг оси (одна рукоятка – вперёд, другая – назад). Для торможения танка электромоторы переводились в генераторный режим, выработанное ими напряжение передавалось генераторам, работавшим в режиме электромоторов, вращавших коленчатый вал двигателя. Напряжение с тяговых электродвигателей в этот момент превышало напряжение генераторов. Для более эффективного торможения в дополнение к электрике использовались дисковые тормоза.
Увеличение нагрузки на электродвигатели могло приводить к их перегрузке, для защиты от которой использовалось специальное реле в коммутационном ящике, там же располагались шины переключения трансмиссии в специальные режимы работы — питание электродвигателей другого танка при преодолении им водной преграды.
К преимуществам электромеханической трансмиссии следует отнести широкое и плавное изменение скорости и направления движения, лёгкость управления и меньший износ двигателя за счёт отсутствия жёсткой кинематической связи с ведущими колёсами. Недостатки заключались в большом размере системы в целом, некритичном однако в силу предусмотренных проектом габаритов танка, и в использовании дефицитных цветных металлов, что становилось весьма неблагоприятным фактором при не лучшем положении германской промышленности к концу войны.
Ходовая часть
Ходовая часть танка «Маус» располагалась между внутренними бортами корпуса и бортовым бронелистом, к которым крепились тележки подвески, состоявшей из четырёх опорных катков с внутренней амортизацией с буферными пружинами на пару в шахматном порядке и двух поддерживающих роликов, крепившихся на общей балке. Всего устанавливалось 6 тележек на борт с 48 опорных катков в целом, что способствовало более благоприятному распределению нагрузки на ходовую часть.
Ведущие колёса, состоявшие из двух половин, монтировались между двумя ступенями планетарного бортового редуктора. Съемные зубчатые венцы с 17 зубьями, обеспечивавшие цевочное зацепление, крепились к фланцам корпуса ведущего колеса болтами.
Двухободные направляющие колёса представляли собой полую форменную отливку. На концах оси срезались плоскости и выполнялись сквозные радиальные сверления с полукруглой нарезкой, в которую вворачивались винты механизма натяжения. Перемещение оси в направляющих бортового листа корпуса и фальшборта посредством вращения винтов обеспечивало натяжение гусеницы.
Каждая гусеница массой 14302 кг и шириной 1100 мм состояла из 56 цельных и 56 составных чередующихся между собой траков, соединяемых пальцами. Цельный трак представлял собой отливку с гребнем на внутренней стороне, составной состоял из трёх деталей. Масса обоих видов траков с пальцем составляла 127,7 кг.
Тактико-технические характеристики танка «Маус»
Боевая масса, т ………………………………………………………….180
Экипаж, чел……………………………………………………………….6
Габаритные размеры, мм
длина с пушкой вперед ……………………………………………..10 085
длина с пушкой назад …………………………………………….12 659
длина корпуса …………………………………………………………..9020
ширина ………………………………………………………………………3710
высота………………………………………………………………………..3630
клиренс ……………………………………………………………………..500
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм…….2330
Высота линии огня, мм ………………………………………………2790
Толщина брони, мм:
лоб корпуса ………………………………………………………………..200
борт…………………………………………………………………………….185 — 105 + 80
корма ……………………………………………………………………….1600
крыша ………………………………………………………………………..105
днище…………………………………………………………………………105
лоб башни ………………………………………………………………….210
борт и корма ………………………………………………………………210
крыша ……………………………………………………………………….65
Макс, скорость движения, км/ч:
по шоссе …………………………………………………………………….20 — 25
по пересеченной местности…………………………………………4-10
Запас хода, км:
по шоссе …………………………………………………………………..186
по пересеченной местности ………………………………………..68
Удельная мощность, л.с/т ……………………………………………9,6
(Материал подготовлен для сайта «Войны XX века» http://war20.ru по статье Арсения Малахова, «Арсенал-Коллекция». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века»).