Сверхтяжелый танк «Маус» (Германия)

"Маус" 205/2 в трехцветном камуфляже
«Маус» 205/2 в трехцветном камуфляже

Создание сверхтяжёлого танка «Маус» (Maus) и предшеству­ющих ему проектов боевых машин массой превос­ходящих серийные образцы было продиктовано не столько гигантоманией фюрера, сколько необходимос­тью что-либо противопоставить разрабатываемым совет­ским танкам аналогичного класса. Также перед этими ма­шинами ставилась задача прорыва линии обороны против­ника. По данным немецкой разведки на вооружение Красной Армии новые танки должны были поступить к весне 1943, что определяло и срок поставки первого про­тотипа «Маус», и направление работ в целом.

НАЧАЛО РАБОТ

С декабря 1941 года фирма Krupp вела разработку пер­спективного танка под индексом VK 70.01. Техзаданием предусматривалась масса 70 тонн, толщина лобовой бро­ни 140 мм, двигатель от торпедного катера мощностью 1000 л.с. и максимальная скорость 44 км/ч. Чтобы остать­ся в рамках заданной проектом массы, толщину лобовой брони снизили до 100 мм, и установили менее мощный двигатель. В ходе дальнейших конструктивных измене­ний толщина лобовой брони достигла 120 мм, а масса 90 тонн. Основным орудием выбрана 105-мм пушка KwK L/70. Прорабатывались варианты с носовым и кормовым расположением башни. Машине присвоили новое наимено­вание – VK 72.01 (К) Lowe, а к концу июля 1942 года про­ект был закрыт, чтобы дать дорогу новой идее – разработ­ке 100-тонного танка, заказ на который Krupp получил еще 5 марта 1942 года. 22 марта 1942 года аналогичное задание дали и Porsche. Разработчиком башни для образ­цов обеих фирм назначили Krupp.

Проект танка получил название Mammut (Мамонт) и ин­декс VK 100.01. Летом 1942 года в документах стало упо­требляться обозначение Pz.Kpfw. Mauschen (Мышонок), а с сентября стало использоваться Pz.Kpfw. Maus или про­сто Maus (Мышь). Проект Порше имел заводское обо­значение Porsche Тур 205.

Первый вариант проекта задавал массу танка в 100 тонн, а в качестве орудия рассматривалась 149-мм пуш­ка KwK L/40 с раздельным заряжанием или 128-мм на ба­зе зенитки 12.8 см Flak 40 L/61, укороченная до 50 кали­бров, однако в мае года конструкторы стали рассматривать установку 128-мм орудия на базе зенитки 12.8 см Flak 40 L/61, с увеличением длины ствола до 70 калибров. В июле разработчики стали склоняться к 105-мм пушке на базе зенитки 10.5 см Flak 38 с длиной ствола 70 калибров или 149-мм пушке с длиной ствола 37 калибров. Также предусматривалось наличие вспомогательной 75-мм пуш­ки. Первоначально её хотели установить в отдельной баш­ни, но вскоре от этого отказались.

13 мая 1942 года Гитлер пересмотрел технические тре­бования, повысив проектную массу до 120 тонн и сделав упор на максимальную защищенность и мощное орудие в ущерб скорости.

ОПЫТНЫЕ ПРОТОТИПЫ ТАНКА «МАУС»

Проект башни фирмы Krupp был утвержден 18 апреля 1942 года, а макет был представлен 25 июня. В качестве вооружения были выбраны 149-мм пушка 15 см KwK L/31 с унитарным заряжанием и 7,5 см KwK L/24. Боекомплект основного орудия составлял 25 выстрелов, а вспомогатель­ного 50. Лобовая броня имела толщину 250 мм, борта и корма 200 мм. Соединение бронелистов сварочное шипо­вое с применением шпонок. В кормовой части башни имелся люк для демонтажа пушки, по бортам – смотровые щели. На крыше справа размещалась командирская ба­шенка, слева люк заряжающего и бронированный пери­скоп. Масса башни с боекомплектом составляла 57 тонн.

Porsche в своем проекте предусматривала оснастить башню 15 см KwK L/37 или 128-мм орудием.

При разработке самого танка «Маус» требовалось учесть нема­лую массу башни и возможность транспортировки машины по железной дороге, что накладывало ограничения на габа­риты и массу.

В октябре 1942 года Porsche представила два варианта проекта,  отличавшихся силовой установкой:

  • Тур 205A Mauschen,  28 октября 1942 года.
  • Тур 205А — 12-цилиндровый V-образный дизель водяно­го охлаждения Daimler-Benz объёмом 42,4 литра мощно­стью 1000 л.с. при 2400 об/мин.
  • Тур 205В — 18-цилиндровый дизель Тур 141 воздушно­го охлаждения объёмом 41,5 литра мощностью 780 л.с. при 2400 об/мин, разработки Porsche.

Масса танка «Маус» возросла до 150 тонн, расчётная скорость соста­вила 20 км/ч. Башню расположили в корме, ходовую часть разместили под бортовыми бронеэкранами, к которым с внутренней стороны крепился внешний ряд тележек подве­ски. Ходовая часть на борт состояла из пяти сдвоенных двухкатковых тележек с продольными торсионами (аналогичные тележки применили на танке Tiger конструкции Porsche и на самоходках Ferdinand на его базе). Были варианты относи­тельно гусениц – либо 2 гусеницы с траком шириной 1000 мм, либо 4 гусеницы по 500 мм шириной.

"Маус" 205/2 в Бёблингене, лето 1944 г.
«Маус» 205/2 в Бёблингене, лето 1944 г.

В носовой части корпуса размещалось отделение управ­ления с раздельными люками механика-водителя и ради­ста-пулемётчика с шаровой установкой пулемёта MG-34 в лобовом бронелисте. По бокам в нишах расположили 780 литровые топливные баки, а в полу имелся люк для эва­куации. В походе механик-водитель мог вести танк, высу­нувшись из люка за счёт приподнимаемого кресла, а в бо­евом положении ориентирование осуществлялось по пе­рископическим приборам наблюдения.

Далее в корму следовали моторный, боевой и трансмис­сионный отсеки с силовой установкой, системой охлажде­ния, частью боекомплекта в нишах надгусеничных полок, электродвигателями, промежуточными редукторами с тор­мозами и бортовыми передачами. Особенностью танка «Маус» ста­ла электромеханическая трансмиссия, уже применённая Porsche на танке Tiger собственной разработки и на само­ходках Ferdinand на его базе – двигатель вращал генера­торы, которые питали электромоторы, приводившие в движение через передачи ведущие колёса. Крыша мо­торного и трансмиссионного отделений имела съёмные па­нели для доступа к агрегатам.

В силу возросшей до 168 тонн массы танка в декабре 1942 года толщину брони корпуса снизили на 10%, а ло­бового листа башни с 250 до 220 мм, убрали шаровую установку пулемета.

В январе 1943 года Гитлеру были представлены проекты обеих фирм. Образец Porsche был принят к дальнейшей раз­работке и производству, а проект Krupp, именовавшийся Tiger-Maus, в последующем лёг в основу сверхтяжёлого танка Е-100. В качестве основного орудия танка «Маус» утвердили моди­фицированную зенитную пушку 12.8 KwK, как вспомогатель­ное, в спарке с основным, утвердили пушку 7,5 см KwK 44 L/36. Внесли правки по башне – смотровые приборы по бор­там башни заменили на пистолетные порты, люк для демон­тажа пушки поменяли на люк для выброса гильз. Также бы­ли разработаны более лёгкие траки гусениц, люки механи­ка-водителя и радиста увеличили до 500 мм в диаметре, добавили 100-мм бронезащиту ходовой части спереди.

Управлением вооружений были определены производи­тели и поставщики узлов и агрегатов для танка «Маус»: корпус и башня – Krupp, силовая установка – Daimler-Benz, электродвигате­ли и электрогенераторы – Siemens-Schuckert, ходовая часть и трансмиссия – Skoda, итоговая сборка и траки – Alkett.

Изготовление двух опытных прототипов танка «Маус» планировалось завершить к концу 1943 года, и в случае успешных испы­таний запустить серию, производя с начала 1944 года по 10 танков ежемесячно.

В феврале 1943 года в про­ект внесли изменения отно­сительно силовой установки –разработка дизельных двига­телей не могла быть завер­шена в срок, и в качестве за­мены был выбран V-образный дефорсированный до 1200 л.с. авиационный двигатель Daimler-Benz DB.603, получив­ший обозначение MB.509. Еще одним новшеством бы­ло предложение установить огнеметную установку, разра­ботанную для среднего танка Panzer III, с запасом горючей смеси 1000 л и максималь­ной дальностью стрельбы 150-200 м, реальная же дистанция могла составлять 100 м при расходовании 33 л огнесмеси в секунду. Размещение огне­метов предполагалось справа и слева в кормовой части кор­пуса, управление брандспойтами в бронекожухах дистанци­онное радиооператором. И хотя фирмы-разработчики вы­сказались против огнеметов. Управление вооружений настояло на пересмотре проекта с учетом возможности их установки, масса танка увеличилась на 5 тонн.

Вновь пересмотрели вооружение – была высказана идея об установке в лобовой плите башни, слева от орудийной ма­ски, крупнокалиберной зенитной установки. В качестве зенит­ной установки рассматривалась 20-мм авиационная пушка Mauser MG-151/20 с боезапасом 250 снарядов (позже сни­зили до 80) и углом возвышения 30°, управляемая из специ­альной башенки. Но дальше чертежей дело не пошло.

Изменения затронули и корпус танка «Маус» – два раздельных люка ме­ханика-водителя и радиооператора заменили одним боль­шим люком, установили отбойники на съемных секциях крыши моторного отделения для защиты от пороховых га­зов 75-мм орудия и осколков. В корме корпуса появился до­полнительный съемный топливный бак объёмом 1000 л, из­начально разработанный для горючей смеси огнеметов.

ПЛАНЫ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАНКОВ «МАУС»

Планы производства танка «Маус» постепенно обретали реаль­ные показатели – 22 февраля 1943 года Krupp получил за­каз на производство 120 корпусов и башен. На Alkett для сборки предполагалось поставлять: ноябрь – 2 корпуса, де­кабрь – 4, январь – 6, февраль – 8, с марта – по 10 кор­пусов. Первую башню собирались поставить к 15 октября. Корпуса должны были выпускаться с опережением на ме­сяц по сравнению с выпуском башен. Контрактом от 5 мар­та 1943 года орудия 12,8 см KwK также поручалось про­изводить Krupp в соответствии с планом: август – первая пушка, сентябрь – 3, октябрь – 6, ноябрь и декабрь – 5, ян­варь – 7, с февраля по 10.

Но эти планы были подкорректированы. В ночь на 6 марта 1943 года бомбардировщики Королевских ВВС совершили серию налётов на промышленные и нефтепе­рерабатывающие предприятия в городе Эссен, в том числе на заводы Krupp. В ходе этого рейда были уничтожены как документы на башню и вооружение, так и полноразмерный макет самой башни. Чертежи корпу­са не пострадали. Дата сдачи первой башни была пере­несена на 15 ноября. План выпуска был пересмотрен: но­ябрь – 1, декабрь – 3, январь – 5, февраль – 5, март – 5, апрель – 7, с мая по 10.

Промежуточные итоги по проекту были подведены 2 апреля 1943 года – масса танка  «Маус» возросла с проектных 150 тонн до почти 180, и это не было пределом. Перегрузка в 30 тонн не могла не сказаться на ходовой части – тележечная подвеска с продольными торсионами не удовлетворя­ла повысившимся требованиям. Фирма Skoda разработа­на новую систему тележек – четыре опорных катка с бу­ферными пружинами на пару в шахматном порядке и два поддерживающих ролика сверху крепились на общей бал­ке, 6 тележек на борт, всего 48 опорных катков, что спо­собствовало более благоприятному распределению нагруз­ки на ходовую часть.

Вносить изменения в проект продолжали и дальше: 16 апреля 1943 года было решено разместить в бортах баш­ни порты с шаровыми установками для стрельбы из пис­толетов-пулеметов, а 29 апреля отказались от командир­ской башенки в пользу перископического прибора на­блюдения кругового обзора, расположенного перед правым башенным люком.

К началу апреля 1943 года был готов полноразмерный деревянный макет танка, а 14 мая в штаб-квартире фюре­ра «Волчье логово» в Растенбурге он был продемонстри­рован Гитлеру и высшему руководству рейха. В башне ма­кета еще не были учтены изменения относительно шаро­вых установок и отказа от командирской башенки. Также была показана действующая модель танка «Маус». Оба макета бы­ли оснащены огнеметами.

По результатам ознакомления с макетом были сделаны определенные выводы относительно дальнейших изме­нений конструкции танка и его запуска в серийное производство. Главный инспектор бронетанковых войск, генерал Гейнц Гудериан отмечал отсутствие пулемётов для веде­ния ближнего боя, в результате на лобовой и кормовой башенных плитах предусмотрели установку пулемётов MG-34. Окончательно отказались от зенитной установки. На крышу башни добавили вентиляторы. Начиная с третьей опытной машины, толщину бортовой брони решили умень­шить до 170 мм, т.к. ширина танка, 3700 мм, рассчитывалась исходя из возможности транспортировки по желез­ной дороге.

В июне 1943 года было принято решение увеличить се­рийный выпуск со 120 до 141 танка, но Гудериан настоял на том, что для фронтовых испытаний хватит 5 опытных машин, и 1 июля месячный план выпуска серии был опреде­лен в 5 машин. 7 июля на заводе Krupp был сварен пер­вый корпус, причем расчетная ширина 3700 мм была превышена на 17 мм. В середине месяца в работе были еще 6 корпусов и первая башня.

Для транспортировки танка австрийской вагонострои­тельной компанией Simmering-Graz-Pauker была разра­ботана специальная 14-осная 27-метровая железнодо­рожная платформа грузоподъёмностью 180 тонн. Конст­рукция весом 72,5 тонны состояла из трёх секций: центральная 6-осная с пространственной рамой в сво­ей основе и рельсом для жёсткости конструкции и фик­сации танка; передняя и задняя 4-осные маневренные секции.

Однако планы выпуска вновь были сорваны – в ночь с 25 на 26 июля 1943 года массированный авиаудар бомбар­дировщиков Королевских ВВС произвёл масштабные раз­рушения производственных мощностей Krupp вместе с опытными образцами техники, в числе которых был и «Маус». Дата изготовления первой башни переносится на 1 декабря. К тому моменту были уже сварены 7 корпусов, а еще для трёх заготовлены бронеплиты. По отчёту Krupp производство корпусов могло быть возобновлено только через 7 месяцев, а башен – через 8, а изготовлено может быть только 30 комплектов корпусов и башен. Таким об­разом, по корпусам намечались поставки: сентябрь – 1, октябрь – 2, ноябрь – 1, декабрь – 1, январь – 2, фе­враль – 2, март – 3, апрель – 4, май – 4, июнь – 4, июль – 4, август – 2; по башням: ноябрь – 1, декабрь – 1, январь – 1, февраль – 1, март – 2, апрель – 3, с мая по сентябрь – по 4.

Работы по изготовлению первых 6 танков установоч­ной серии продолжались, но к концу октября 1943 года ста­ло очевидно, что поточный выпуск «Маус» отвлекает слишком много мощностей и ресурсов, необходимых для теку­щего производства серийных машин для фронта, и 5 ноября было принято решение ограничиться выпуском 2 танков и 1 башни.

В ночь с 22 на 23 ноября 1943 года в результате налё­та британских бомбардировщиков были серьёзно повреж­дены предприятия Alkett и Siemens, принимавшие непо­средственное участие в производстве танков «Маус».

ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП

Несмотря на отмену серийного производства работы по Maus продолжались. Для сборки на Alkett первый корпус доставили 26 сентября. Машина получила обозначение Pz.Kpfw. Maus V1, он же Тур 205/1. К 22 декабря 1943 го­да танк был собран до состояния самостоятельного пере­движения, а вместо башни установили массогабаритный макет.

ЧП во время испытаний «Мауса» в Бёблингене. 16 марта 1944 года, при попытке преодолеть вязкий участок грунта танк безнадежно застрял. Спасательная операция с привлечением личного состава 7-го запасного танкового батальона завершилась успешно, после чего танк еще долго очищали от грязи.
ЧП во время испытаний «Мауса» в Бёблингене. 16 марта 1944 года, при попытке преодолеть вязкий участок грунта танк безнадежно застрял. Спасательная операция с привлечением личного состава 7-го запасного танкового батальона завершилась успешно, после чего танк еще долго очищали от грязи.

Предлагались новые изыскания. Возможность преодоле­ния водных преград вброд была нелишней, и к ноябрю 1943 года были завершены эскизные работы по данной те­ме. На люк отделения управления должна была устанав­ливаться труба для питания воздухом экипажа и воздухо­заборников силовой установки. По лестнице в трубе мож­но было покинуть танк. Система была рассчитана на глубину 10 м, если преграда была глубже, то предполага­лось питать электроэнергией танк под водой от танка на берегу посредством кабеля. Проект остался на бумаге.

Ставился вопрос об использовании башен на стационар­ных инженерных сооружениях, но проект так и не вышел из стадии чертежей.

Наконец 24 декабря 1943 года состоялся первый проб­ный выезд прототипа танка «Маус» на территорию завода Alkett. Это ме­роприятие проводилось без ведома Управления вооружений и к тому же танк фотографировали, что было запре­щено. Машина была загрунтована и не несла опознавательных знаков. Один из участников испытаний на­писал на бортах и корме слово «Mausen» и над ним нари­совал мышонка. Проходимость оказалась вполне удовле­творительной – территория завода после бомбардиро­вок представляла собой нагромождение обломков и строительного мусора. Благодаря электрической трансмис­сии танк был лёгок в управлении.

Испытания продолжились на полигоне в Бёблингене в пригороде Штутгарта, куда, на специально разработанной для него железнодорожной платформе, танк «Маус» был достав­лен 14 января 1944 года. После самостоятельного спуска с платформы танк прошёл 5 км до мастерских 7-го запасного танкового батальона. На следующий день состоялись заезды по бездорожью. Прототип двигался погруженным в грязь на полметра без каких-либо затруднений. До кон­ца января проводился монтаж электрооборудования и по­краска танка в тёмно-желтый цвет, позже добавили крас­но-коричневые разводы. В целях секретности, чтобы вы­дать танк за трофей, на борта были нанесены перевернутые серп и молот, а на макет башни красные звёзды.

К этому моменту износились внутренние бандажи опор­ных катков. Были заказаны новые катки, однако испытания было решено не прекращать. 31 января было пройдено 14 километров, в том числе 4,6 по пересеченной местности. Радиус поворота при движении вперёд составил 14,5 м. 7-8 февраля позади были оставлены ещё 42,4 км, из них 6,4 по бездорожью. Машину вел лично Фердинанд Порше.

Во время очередного пробега 16 марта имел место ин­цидент. На полигоне танк заехал в болотистую низину, в которой благодаря своей массе погряз больше чем на полтора метра. Целый день 20 солдат 7-го танкового баталь­она работали лопатами и подкладывали под гусеницы бревна для улучшения сцепления, чтобы освободить завязшего гиганта. В это же время были доставлены новые кат­ки, которые установили прямо на полигоне. После этого машина вернулась в расположение 7-го танкового батальона для демонтажа механизмов с целью их обследования.

ВТОРОЙ ПРОТОТИП И БАШНЯ

Работы над вторым танком Тур 205/II также шли своим че­редом: сборка на заводе Alkett происходила медленно, и для дальнейшего монтажа было решено отправить танк в Бёблинген, куда он и прибыл 10 марта 1944 года. Стоит от­метить, что это были шасси без двигателя и башни. С плат­формы его вытянули тросами, затем подцепили к перво­му прототипу Maus, который отбуксировал его в располо­жение 7-го запасного танкового батальона, показав способность перемещать массу аналогичную собственной. К середине апреля 1944 года единственная башня для танка «Маус», изготавливавшаяся в Эссене, была практически со­брана; 128-мм пушка, испытанная в составе двухорудийного лафета на полигоне в Меппене, была готова уже в но­ябре 1943 года. В первоначальный проект башни внесли не­которые изменения: в лобовой лист башни, слева от орудийной маски, добавили пулемёт MG-34, в корму кры­ши – бомбомёт для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами. В целях экономии места боеприпасы 128-мм орудия сделали раздельными и разместили в двух уклад­ках по 7 снарядов и 12 зарядов в башне, остальные – в ни­шах надгусеничных полок корпуса. Унитарный боекомплект 75-мм пушки в количестве 50 выстрелов располагался в но­совой части башни, справа от самого орудия, ещё 150 выстрелов – в нишах корпуса. Вместо командирской ба­шенки перед правым люком установили перископичес­кий прибор наблюдения, аналогичный планировали поста­вить и перед левым люком заряжающего, даже прореза­ли отверстие, но потом заварили, решив применить другой тип перископа.

В Бёблинген башня была доставлена 3 мая 1944 года, а в ночь на 8 июня её установили на второй прототип. Те­кущая стадия сборки позволяла производить ходовые ис­пытания, состоявшиеся в конце июня. Был выявлен люфт в механизмах наводки орудий, электромотор поворота башни выходил из строя. Шаровые пулемётные установ­ки смонтировали только 12 июля, но во время очередных испытаний они сломались.

В июле танк «Маус» окрасили камуфляжем – базовый темно-жёл­тый цвет с красно-коричневыми и оливково-зелёными разводами. Сборка продолжалась. По сравнению с первым прототипом вторая машина отличались гораздо более выразительной комплектацией. Было установлено всё эле­ктрооборудование, в том числе две светомаскировочные фары и кормовой фонарь; на крыше отделения управле­ния появились перископический прибор механика-водите­ля и убирающийся вниз перископический прибор кругово­го обзора радиооператора, на боковых секциях моторного отделения предусмотрели защитные отбойники. В ходовой части использовали тележки с перфорирован­ными катками, от которых, в силу отсутствия каких-либо преимуществ, отказались после испытаний. Радиостанция, антенны на крыше моторного отделения и танковые пере­говорные устройства также заняли свои места.

Дал о себе знать и двигатель MB.509 – проблемы с кла­панами и большой расход топлива требовали поиска аль­тернативы, которой стал Daimler-Benz MB.507 — 12-цилиндровый дизель объёмом 42,4 л мощностью 850 л.с., спро­ектированный для торпедного катера. Форсированный до 1200 л.с. и обозначенный MB.517 двигатель был уста­новлен в танк в декабре 1944 года.

ПРЕКРАЩЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОЕКТУ «МАУС»

В июле 1944 года работы по проектированию и постройке сверхтяжелых танков  «Маус» было приказано прекратить, а заготов­ленные корпуса и башни пустить в переплавку, что не бы­ло сделано: три комплекта корпусов и башен отправили в Меппен, остальные остались в Эссене. Специалисты, соби­равшие Maus Typ 205/II, в августе уехали из Бёблингена.

С конца декабря 1944 года испытания обоих прототипов не проводились. Сами танки были перевезены на Куммерсдорфский полигон.

Весной 1945 года Maus Тур 205/II включили в состав сил внешнего кольца обороны Берлина, для чего в марте танк прибыл своим ходом в Штамлагер недалеко от Цоссена, где находилась Ставка германского генштаба.

При подходе 3-й танковой армии генерал-полковника П.С. Рыбалко в ночь на 22 апреля 1945 года отступавшие немцы, ввиду невозможности эвакуации, взорвали Maus Тур 205/II. Maus Тур 205/I, оставшийся на полигоне в Куммерсдорфе также был взорван.

Подробным исследованием танков «Маус» советские специали­сты занялись в июне 1945 года. Осенью башню второго прототипа поставили на шасси первого, эту конструкцию погрузили на специально разработанную немцами желез­нодорожную платформу, и подготовили эшелон для отправ­ки на полигон в Кубинку для испытаний. Отправка задерживалась, и до места назначения «Маус» добрался лишь 6 мая 1946 года.

Ходовые испытания танка «Маус» не состоялись в силу отсутствия многих механизмов, потому провели только огневые – обстрел корпуса и башни, после чего танк отбуксировали в музей при полигоне, где экземпляр находится по насто­ящее время.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Компоновка

Сверхтяжёлый танк «Маус» являлся боевой гусеничной ма­шиной с размещением вооружения во вращающейся баш­не кормового расположения. Компоновка представляла собой четыре отделения в корпусе от носа в корму – управления, моторное, боевое, трансмиссионное – разделён­ные поперечными перегородками.

Отделение управления занимало носовую часть корпуса и включало в себя рабочие места механика-водителя и ра­диооператора с приборами управления танком и радиооборудованием. В днище отделения имелся люк для эвакуации, в нишах бортов располагались топливные баки ёмкостью по 780 л каждый. Для посадки экипажа в крыше отделения пре­дусматривался люк, перед которым располагались периско­пический прибор наблюдения для механика-водителя и убирающийся перископ радиооператора.

В моторном отсеке, находившемся за отделением управ­ления, размещались двигатель в центральном колодце, в нишах бортов – водяные и масляные радиаторы, вентиля­торы системы охлаждения, масляный бак и выхлопные коллекторы.

Боевое отделение в средней части танка содержало блок генераторов, редуктор, соединявший двигатель и генераторы, часть боекомплекта основного орудия в ни­шах надгусеничных полок.

Башня, установленная на роликовой опоре над боевым отделением, включала в себя рабочие места командира, наводчика и двоих заряжающих, вооружение – спаренная пушечная установка и пулемёт, часть боекомплекта, при­боры наблюдения, прицел, механические и ручные приво­ды поворота башни. Доступ экипажа в башню обеспечи­вали два люка в крыше.

В корме корпуса размещались элементы трансмиссии: тяговые электромоторы, промежуточные редукторы (гита­ры) с дисковыми тормозами и бортовые передачи.

Бронезащита

Сварной корпус из катаных гомогенных бронелистов имел рациональные углы наклона лобовой и кормовой бронеплит (35°-55°), отсутствие в них люков, щелей, пулемётной установки повышали противоснарядную стойкость. Толщина лобовой брони составляла 200 мм, кормовой 160 мм.

На начальном этапе испытаний в Бёблингене «Маус» 205/2 был окрашен в стандартный темно-серый цвет Панцерваффе.
На начальном этапе испытаний в Бёблингене «Маус» 205/2 был окрашен в стандартный темно-серый цвет Панцерваффе.

Бортовые бронелисты вертикальные сплошные пере­менной толщины – верхняя часть 185 мм, нижняя 105 мм, представлявшая собой одновременно защиту и крепление ходовой части, располагавшейся между бортовым листом и внешним листом центрального колодца корпуса. Спере­ди ходовая часть прикрывалась 100 мм бронекозырьками с углами наклона 100.

Крыша над отделением управления имела толщину 105 мм, надмоторная плита состояла из трёх съёмных бронелистов толщиной 50 мм с 60 мм треугольными бронекозырь­ками против попадания снарядов под нижний срез башни, подбашенный лист толщиной 55 мм приваривался к бортам корпуса, крыша трансмиссионного отделения также была съёмной и состояла из трёх 50 мм бронелистов.

Бронезащита днища корпуса в носовой части составля­ла 105 мм, остальная часть 55 мм. Надгусеничные листы и борта центрального колодца корпуса имели толщину 40 мм и 80 мм соответственно.

Распределение толщин элементов бронекорпуса продик­товано стремлением конструкторов создать равнопрочную бронезащиту. Отношение толщины бортового бронелиста к толщине лобовой брони у других немецких тяжёлых тан­ков составляет 0,5 — 0,6, у танка «Маус» данный показатель равен 0,925, т.е. толщина бортового листа приближается к тол­щине лобового.

Основные детали бронекорпуса имели прямоугольное ши­повое соединение с цилиндрическими штифтами, что повы­шало прочность конструкции и делало соединение неразъ­ёмным ещё до сварки. Штифт представлял собой стальной валик диаметром 50 мм или 80 мм, вставляемый в высвер­ленные в стыках соединяемых бронелистов отверстия. Верх­няя часть штифта была на одном уровне с поверхностью со­единяемых листов и приваривалась к ним. Аналогичное ре­шение применялось на самоходке «Фердинанд».

Штифты использовались в соединениях верхнего и ниж­него лобовых бронелистов, бортовых листов с верхним ло­бовым, кормовыми и днищем, а верхний и нижний кормовые листы соединялись в косой шип без шпонок. Осталь­ные детали корпуса соединялись в четверть, впритык, внахлёст и заваривались с двух сторон.

Башня, также соответствовавшая принципу равнопроч­ного бронирования, сваривалась из деталей, соединявших­ся в шип с применением штифтов. Лобовая часть литая ци­линдрической формы толщиной 220 мм, бортовые и кор­мовые листы плоские катаные толщиной 210 мм, угол наклона бортовых листов — 30°, кормового — 15°. В корме башни располагался люк для загрузки боекомплекта. В крыше толщиной 65 мм имелись два люка для доступа в башню, бронеколпак перископического прицела, командирский прибор наблюдения, два вентилятора и амбразура для оборонительного гранатомёта.

Погон башни состоял из неподвижных и подвижных эле­ментов. Неподвижная часть с зубчатым венцом крепилась к ступенчатой расточке крыши корпуса, подвижная часть включала в себя три двухроликовые тележки в основании башни, двигавшиеся по круговой беговой дорожке непо­движного элемента погона, обеспечивая вращение башни.

Электромеханический и аварийный ручной привод дава­ли возможность вращения с двумя скоростями: 8 град/сек и 4 град/сек. Три стопора и специально пневматическое устройство обеспечивали фиксацию башни в походном по­ложении.

Детали корпуса и башни разной толщины имели разную твёрдость: до 50 мм – высокая, 160 мм – средняя и низкая, 80 мм листы внутренних бортов корпуса – низкая, 185 – 210 мм – низкая. Химический состав брони также отличался в зависимости от толщины: 50 мм листы выполнялись из хромоникельмолибденовой брони с повышенным содержани­ем марганца, 65 мм – хромомарганцевая с 0,5% никеля, 80 мм –хромоникельмолибденовая с повышенным содер­жанием марганца, 200-210 мм – хромоникельмолибдено­вая с содержанием никеля свыше 30%. Содержание угле­рода составляло 0,3-0,45%.

Вооружение

Вооружение танка «Маус» состояло из спаренной установки 128-мм и 75-мм пушек, защищенных литой бронемаской, крепившей­ся болтами к люльке, и 7,92-мм пулемёта. Углы вертикаль­ной наводки пушек составляли от –7° до +23°.

128-мм орудие KwK 44 с длинной ствола 55 калибров, раз­работанное фирмой Krupp в 1943 году на базе самой мощ­ной зенитной пушки Flak 40, имело раздельное заряжание, скорострельность не превышала 2-3 выстрела в минуту, не­смотря на наличие двух заряжающих в составе экипажа. В боекомплект входили бронебойные снаряды с начальной скоростью 920 м/с, пробивавшие с дистанции 1000 м 202 мм брони, установленной под углом 30°, и осколочно-фугас­ные с дальностью стрельбы 12,5 км. Затвор клиновый го­ризонтальный, открывание затвора и извлечение гильзы производилось вручную, после досылания снаряда и заряда за­твор закрывался автоматически. Боезапас составлял порядка 68 выстрелов, 25 из которых размещались в стеллажах по бортам башни, остальные – в нишах надгусеничных полок корпуса. Данная пушка устанавливалась также на само­ходках «Ягдтигр» и являлась самым мощным противотанко­вым орудием Второй мировой войны.

75-мм пушка с увеличенной до 36 калибров длиной ствола разработана на базе орудия KwK 37, применявше­гося на танках Panzer III модификации N, Panzer IV моди­фикаций А, В, С, D, E, F1, самоходных штурмовых оруди­ях Sturmgeschutz III модификаций А, В, С, D, Е.

В состав бо­екомплекта входили бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, всего 200 выстрелов, 50 из которых размещались в носовой части башни справа от самого орудия, осталь­ные – в корпусе.

7,92-мм пулемёт устанавливался в лобовой части баш­ни слева от 128-мм орудия, боекомплект насчитывал 1000 патронов в четырёх коробках, располагавшихся в башне под самим пулемётом.

Для ближнего боя и обороны танка применялся 26-мм гранатомёт-мортирка, располагавшийся в корме крыши башни и стрелявший дымовыми, осколочными и осколочно-зажигательными гранатами.

Силовая установка

Изначально на танк планировалось установить дизель­ный двигатель, разработки Daimler-Benz или Porsche, но ни тот, ни другой не были готовы в срок, поэтому в качестве замены на первом прототипе танка «Маус» применили V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный жидкостного охлаж­дения с непосредственным впрыском топлива дефорсированный до 1200 л.с. авиационный двигатель Daimler-Benz DB.603, получивший обозначение MB.509. Этот же двига­тель установили и на втором танке, однако из-за проблем с клапанами и большого расхода топлива его заме­нили на MB.517 –форсированный до 1200 л.с. Daimler-Benz MB.507, представлявший собой V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный жидкостного охлажде­ния дизель объёмом 42,4 л мощностью 850 л.с., спроек­тированный для лёгкого торпедного катера.

Питание топливом осуществлялось из баков общей ём­костью 1560 л, расположенных в носовой части корпуса. К верхнему кормовому бронелисту крепился дополни­тельный съёмный бак на 1500 л.

Охлаждение двигателя производилось принудительной циркуляцией по замкнутому контуру водоэтиленгликовой смеси, проходившей через два радиатора, обдуваемых четырьмя двухступенчатыми вентиляторами, расположен­ных в направляющих насадках справа и слева от мотора. Также система охлаждения ёмкостью 110 л включала в се­бя два пароотделителя, водяной насос, компенсацион­ный бачок с паровым клапаном и трубопроводы.

Снизить риск возникновения пожара из-за перегрева вы­хлопных коллекторов позволила отдельная жидкостная замкнутая с принудительной циркуляцией система охлаж­дения, четыре радиатора которой устанавливались ря­дом с радиаторами системы охлаждения двигателя.

Одной из наиболее значительных особенностей танка «Маус» яв­лялась электромеханическая трансмиссия, разработан­ная Porsche и применённая сначала на опытном танке VK 30.01 (Р), а затем на самоходках «Фердинанд». Принцип ра­боты заключался во вращении ведущих колёс тяговыми электромоторами, ток для которых вырабатывали электро­генераторы, приводимые в движение двигателем внут­реннего сгорания. На каждую гусеницу работала отдель­ная независимая связка генератора, электромотора и кон­троллера-реостата.

Электрические компоненты трансмиссии включали в се­бя блок генераторов, два тяговых электромотора, генера­тор-возбудитель, два контроллера-реостата, коммутационный ящик, аккумуляторную батарею.

Соединенные единым валом два главных генератора и вспомогательный генератор на одном валу с задним глав­ным генератором образовывали генераторный блок.

Скорость вращения тяговых электродвигателей регули­ровалась снимаемым с главных генераторов напряжени­ем, которое менялось в зависимости от силы тока, подаваемого на обмотки независимого возбуждения.

Питание обмоток независимого возбуждения главных ге­нераторов и тяговых электромоторов при работающем двигателе, а также зарядка аккумулятора производились вспо­могательным генератором с обмоткой независимого возбуж­дения, которая запитывалась током от вращаемого двига­телем генератора-возбудителя. В момент пуска двигателя вспомогательный генератор использовался как электро­стартёр, получая энергию от аккумуляторной батареи.

Взорванный немцами второй прототип «Мауса» (205/2), обнаруженный в Штаммлагере.
Взорванный немцами второй прототип «Мауса» (205/2), обнаруженный в Штаммлагере.

Промежуточные редукторы (гитары) с дисковыми тормо­зами и бортовые передачи, с которых крутящий момент тя­говых электромоторов передавался на ведущие колёса, составляли механические компоненты трансмиссии.

Режим работы электромоторов регулировался измене­нием напряжения в их обмотках и обмотках главных гене­раторов, что достигалось перемещением рукояток контрол­леров-реостатов, установленных в ящиках по обе сторо­ны от механика-водителя.

Движение вперёд осуществлялось смещением рукояток вперёд от нейтрального положения – чем больше требо­валась скорость, тем сильнее смещение, чтобы подать большее напряжение на электромоторы. Для заднего хо­да – смещение рукояток назад от нейтрального положения. Регулирование скорости аналогично. Поворот осуществлял­ся снятием напряжения с электромотора отстающей гусе­ницы (одна рукоятка – вперёд, другая – в нейтральном по­ложении) или реверсом его крутящего момента для пово­рота вокруг оси (одна рукоятка – вперёд, другая – назад). Для торможения танка электромоторы переводились в генераторный режим, выработанное ими напряжение передавалось генераторам, работавшим в режиме электро­моторов, вращавших коленчатый вал двигателя. Напряже­ние с тяговых электродвигателей в этот момент превыша­ло напряжение генераторов. Для более эффективного торможения в дополнение к электрике использовались дисковые тормоза.

Увеличение нагрузки на электродвигатели могло приво­дить к их перегрузке, для защиты от которой использова­лось специальное реле в коммутационном ящике, там же располагались шины переключения трансмиссии в специ­альные режимы работы — питание электродвигателей дру­гого танка при преодолении им водной преграды.

К преимуществам электромеханической трансмиссии следует отнести широкое и плавное изменение скорости и направления движения, лёгкость управления и мень­ший износ двигателя за счёт отсутствия жёсткой кинема­тической связи с ведущими колёсами. Недостатки заклю­чались в большом размере системы в целом, некритичном однако в силу предусмотренных проектом габаритов тан­ка, и в использовании дефицитных цветных металлов, что становилось весьма неблагоприятным фактором при не лучшем положении германской промышленности к концу войны.

Ходовая часть

Ходовая часть танка «Маус» располагалась между внутренними бор­тами корпуса и бортовым бронелистом, к которым крепи­лись тележки подвески, состоявшей из четырёх опорных катков с внутренней амортизацией с буферными пружина­ми на пару в шахматном порядке и двух поддерживающих роликов, крепившихся на общей балке. Всего устанавли­валось 6 тележек на борт с 48 опорных катков в целом, что способствовало более благоприятному распределению нагрузки на ходовую часть.

Ведущие колёса, состоявшие из двух половин, монтиро­вались между двумя ступенями планетарного бортового ре­дуктора. Съемные зубчатые венцы с 17 зубьями, обеспе­чивавшие цевочное зацепление, крепились к фланцам корпуса ведущего колеса болтами.

Двухободные направляющие колёса представляли собой полую форменную отливку. На концах оси срезались пло­скости и выполнялись сквозные радиальные сверления с полукруглой нарезкой, в которую вворачивались винты механизма натяжения. Перемещение оси в направляющих бортового листа корпуса и фальшборта посредством вра­щения винтов обеспечивало натяжение гусеницы.

Каждая гусеница массой 14302 кг и шириной 1100 мм состояла из 56 цельных и 56 составных чередующихся меж­ду собой траков, соединяемых пальцами. Цельный трак представлял собой отливку с гребнем на внутренней сто­роне, составной состоял из трёх деталей. Масса обоих ви­дов траков с пальцем составляла 127,7 кг.

Тактико-технические характеристики танка «Маус»

Боевая масса, т ………………………………………………………….180

Экипаж, чел……………………………………………………………….6

Габаритные размеры, мм

длина с пушкой вперед ……………………………………………..10 085

длина с пушкой назад     …………………………………………….12 659

длина корпуса  …………………………………………………………..9020

ширина ………………………………………………………………………3710

высота………………………………………………………………………..3630

клиренс ……………………………………………………………………..500

Колея (расстояние между серединами гусениц), мм…….2330

Высота линии огня, мм ………………………………………………2790

Толщина брони, мм:

лоб корпуса ………………………………………………………………..200

борт…………………………………………………………………………….185 — 105 + 80

корма   ……………………………………………………………………….1600

крыша ………………………………………………………………………..105

днище…………………………………………………………………………105

лоб башни  ………………………………………………………………….210

борт и корма  ………………………………………………………………210

крыша   ……………………………………………………………………….65

Макс, скорость движения, км/ч:

по шоссе …………………………………………………………………….20 — 25

по пересеченной местности…………………………………………4-10

Запас хода, км:

по шоссе   …………………………………………………………………..186

по пересеченной местности  ………………………………………..68

Удельная мощность, л.с/т ……………………………………………9,6

(Материал подготовлен для сайта «Войны XX века» http://war20.ru  по статье Арсения Малахова,  «Арсенал-Коллекция». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века»).

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями