Самоходная гаубица М8 (США)

Развитие броневых сил в США в 30-е гг. привело к до­минированию в их составе легких танков (в кавалерии называемых  «боевыми  машинами»  — Combat Cars). Вооружение их состояло из 7,62-мм и 12,7-мм пулеметов, ино­гда — 37-мм пушек. Такое оружие было достаточно эффектив­ным против незащищенной живой силы, легкобронированных целей, но бессильным против любых полевых укрытий. По­этому вполне логичным представлялось создание самоходной установки — машины поддержки легких танков, вооруженной более тяжелым орудием.

РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО САУ М8

САУ М8 на испытательном полигоне "Дженерал Моторс"
САУ М8 на испытательном полигоне «Дженерал Моторс»

Впервые требования к такой самоходной установке были сформулированы в 1938 г. В соответствии с ними предполага­лось использовать шасси легкого танка. В максимально забро­нированном боевом отделении следовало установить гаубицу калибра 75 мм. В 1939 г. построили опытный образец само­ходной гаубицы ТЗ на шасси легкого кавалерийского танка – «боевой машины» М1. Самоходка имела полностью закрытый бронированный корпус, в котором размещалось основное во­оружение – 75-мм гаубица М1А1. Дополнительно имелся 7,62-мм пулемет в небольшой вращающейся башенке. Установка испытывалась на полигоне, но была забракована из-за слиш­ком тесной рубки, затрудняющей работу расчета.

С принятием на вооружение в июне 1940 г. легкого танка М3 («Стюарт») подобную схему попробовали реализовать на его базе. Так появилась САУ Т18, также имевшая закрытую рубку с уста­новленной в ней гаубицей М1А1. Результат получился аналогичным: теснота в боевом отделении, плохое распределение масс и другие недостатки не позволили принять самоходку на вооружение. В качестве временного решения в декабре 1941 г. как «ограниченный стандарт» принимается на вооружение самоходная гаубица (Howitzer Motor Carriage) T30, представ­лявшая собой полугусеничный бронетранспортер М3 с откры­то установленной 75-мм гаубицей М1А1. Выпустили 50 таких установок, но о массовом производстве речи не было – Т30 не удовлетворяла требований военных по подвижности (жела­тельно было применить танковое шасси) и защищенности (от­сутствовала закрытая рубка).

В том же декабре 1941 г. Департамент вооружений Армии США изменил требования к САУ поддержки — теперь в каче­стве шасси предписывалось применить легкий танк М5 (новую модификацию «Стюарта»), а также установить бронеплиты рубки под рациональными углами наклона (при сохранении их толщины 25-50 мм). Артиллерийское вооружение должно было остаться прежним – 75-мм гаубица.

Две М8 ведут огонь по германским позициям, Ви-сюр-Эна, Франция, сентябрь, 1944
Две М8 ведут огонь по германским позициям, Ви-сюр-Эна, Франция, сентябрь, 1944

Исходя из новых требований изготовили деревянный ма­кет САУ Т41, построенный по компоновке, считавшейся клас­сической для самоходок: открытое сверху боевое отделение в передней части машины, в котором со смещением вправо устанавливалась гаубица М1А1. Стенки боевого отделения устанавливались под значительным углом. С одной стороны, это увеличивало ширину машины, с другой — давало допол­нительное пространство внутри рубки. В апреле 1942 г. макет был одобрен заказчиком, принявшим решение о постройке прототипа. Но в качестве шасси вновь решили вернуться к легкому танку М3 — предполагалось, что в САУ можно будет переоборудовать танки такого типа, заменяемые в строевых частях более современными М5. Однако до этого дело не до­шло, даже прототип Т41 так и не построили — появился альтер­нативный проект Т47. Конструктивные подходы, примененные в нем, оценивались гораздо выше, чем выбранные создателя­ми Т41. В итоге модель Т41 сбросили со счетов даже как пе­реходный вариант, программу её разработки отменили, а все усилия сосредоточили на доводке Т47,

Разработчики Т47 первоначально также исходили из шасси МЗ – с соответствующей его модификацией путем придания броневым плитам рациональных углов наклона. Но довольно скоро было решено использовать шасси М5, отказавшись от идеи переделки в самоходки старых танков, изымаемых из ча­стей. Прототип Т47 построили уже с применением элементов шасси М5. Но главным новшеством, обеспечившим самоходке победу над конкурентом Т41, стало размещение вооружения – теперь гаубицу установили во вращающейся башне.

В ходе проектирования рассматривалось несколько вари­антов башни для установки гаубицы М1А1. Во всех проектах конструкторы столкнулись с серьезными трудностями, пыта­ясь решить две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: обеспечить надлежащую защиту орудия и расчета, одновре­менно не стеснив пространство для работы расчета. Преодолеть это противоречие удалось, взглянув на проблему с другой стороны: если конструкция гаубицы не позволяет обеспечить указанные условия, значит, надо менять конструкцию! В ору­дии, установленном на Т47, от М1А1 остался только ствол и затвор. Их установили в новой маске, в которой использовали узлы маски М34, применяемой на «Шерманах». Такая

САУ М8 из 106-й кавалерийской группы ведет огонь по немецким войскам. Германия, февраль 1945 г.
САУ М8 из 106-й кавалерийской группы ведет огонь по немецким войскам. Германия, февраль 1945 г.

маска была стандартизирована как М7. Гаубица же получила обозначение М2. Она состояла из ствола и затвора М1А1 с дополни­тельным кожухом (диаметр 165 мм, длина 864 мм), надетым на ствол для создания цилиндрической опорной поверхности, тормозящей откат. Во избежание проворачивания ствола в кожухе были сделаны специальные направляющие. Вся эта сборка монтировалась в маске. Противооткатные устройства находились по обе стороны ствола.

Гаубица М2 стала лишь переходным вариантом. Выпустили 197 таких орудий, после чего перешли к производству упро­щенного орудия М3, в которой опорные поверхности с вы­резанными в них направляющими составляли одно целое со стволом. Гаубицы М2 и М3 были взаимозаменяемыми и мон­тировались в той же люльке М7.

Проект Т47 был стандартизирован уже в мае 1942 г. как 75-мм самоходная гаубица М8 (75 mm Howitzer Motor Carriage M8), хотя к тому времени не существовало даже прототипа – только дере­вянный макет! Прототип был готов только в сентябре 1942 г. Испытания, проведенные на Абердинском полигоне и в Форте Нокс при участии Комитета войны в пустыне, отвечавшего за соответ­ствие техники условиям боевых действий в Северной Африке, были вполне успешными. Но, не дождавшись их результатов, М8 в том же месяце запустили в серийное производство на заводе фирмы «Кадиллак», входившей в концерн «Дженерал Моторз». До прекращения производства в январе 1944 г. изготовили 1778 таких САУ, что сделало М8 второй по массовости американской самоходкой периода Второй мировой войны (после М7 «Прист»). Из этого числа примерно 10 % — 174 единицы — было поставлено по ленд-лизу союзникам. Ни один из трех главных получателей американской помощи — Великобритания, СССР, Китай — такими самоходками не обзавелся (хотя в некоторых источниках встре­чается «англизированное» название М8 — «Генерал Скотт»). Подавляющее же большинство ленд-лизовских М8 досталось Свободной Франции.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ М8

Поставки самоходок М8 в строевые части, дислоцированные на территории США, начались в начале 1943 г. На фронте они появились лишь летом 1943 г., когда такие САУ получила 1-я танковая дивизия – взамен потерянных в боях во время Тунис­ской кампании полугусеничных самоходок Т30. М8 поступали во взводы артиллерии непосредственной поддержки танковых и мотопехотных батальонов — по три машины на взвод. В со­ставе 1-й ТД М8 дебютировали в бою в Италии, но в достаточ­но значительном количестве они пошли в бой лишь в июне 1944 г. – после высадки союзников в Нормандии. Небольшое количество М8 служило на Тихоокеанском театре военных действий, воюя на островах. На момент окончания войны в сентябре 1945 г. в частях Армии США, находившихся за пре­делами американской территории, находилось 862 САУ М8.

Французская САУ М8 в Бизерте во время боев против тунисских вооруженных формирований, 1961 г. (несмотря на провозглашение независимости Туниса в 1956 г., Франция сохраняла контроль над Бизертой до 1963 г.)
Французская САУ М8 в Бизерте во время боев против тунисских вооруженных формирований, 1961 г. (несмотря на провозглашение независимости Туниса в 1956 г., Франция сохраняла контроль над Бизертой до 1963 г.)

Первый опыт применения гаубиц М8 выявил как сильные, так и слабые их стороны. С одной стороны, наличие вращаю­щейся башни давало самоходке преимущества даже по срав­нению со средними танками М3 – у последних 75-мм орудие, смонтированное в корпусе, имело крайне ограниченные углы обстрела. С другой – снаряд 75-мм гаубицы оказался слишком слабым для поражения многих целей, с которыми американ­ским войскам пришлось столкнуться в боях в Италии и Фран­ции. К тому же с осени 1943 г. американские танковые дивизии начали проходить реорганизацию, в ходе которой основным типом боевых машин становились «Шерманы» М4 с 75-мм орудиями. Во взводы поддержки батальонов «Шерманов» по­ступали однотипные танки со 105-мм гаубицами, существенно превосходившие по своим боевым возможностям САУ М8. Не осталось «восьмерок» и в мотопехотных батальонах реорга­низованных дивизий — их взводы поддержки получили по три 105-мм самоходные гаубицы М7.

Но для М8 все же нашлась своя ниша — ею стали кавалерий­ские разведывательные эскадроны (Cavalry Reconnaissance Squadrons). Естественно, «кавалерийскими» они были лишь по названию – на вооружении эскадронов состояли бронеав­томобили М8 и легкие танки М5. Оба типа боевых машин во­оружались 37-мм пушками, и САУ М8 с их 75-мм гаубицами могли существенно усилить огневую мощь эскадронов. К тому же, самоходки, использовавшие шасси легких танков М5, не отличались от базовых машин по массе и подвижности — что было особенно важно для мобильных разведывательных ча­стей. В итоге, в штат кавалерийского разведывательного эска­дрона ввели две САУ М8. Такие эскадроны имелись в составе дивизий, а также сводились в разведывательные группы на уровне корпусов и армий. В ходе боевых действий в Западной Европе они, помимо ведения разведки, осуществляли боевое охранение, прикрытие стыков соединений.

Помимо кавалерийских разведывательных эскадронов, САУ М8 в 1944-1945 гг. применялись в нештатных разведыватель­ных подразделениях пехотных дивизий. На Тихоокеанском ТВД наиболее широко М8 применялись в 1-й кавалерийской дивизии, действовавшей на Филиппинах как пехотная. Её ба­тальоны получили такие САУ во взводы пехотной артиллерии. Успешному применению М8 на Филиппинах способствовала слабость японской противотанковой обороны.

Однако и в разведывательных частях карьера САУ М8 не была особо долгой – крест на ней поставило появление нового легкого танка М24 «Чаффи», вооруженного 75-мм пушкой. В итоге практически сразу же после окончания Второй мировой войны М8 были сняты с вооружения и отправлены на склады.

В частях Свободной Франции САУ М8 использовались так же, как и в американской армии – главным образом в разве­дывательных подразделениях. Но в отличие от американцев французы использовали такие самоходки гораздо дольше – в первой половине 50-х гг. они ещё воевали в Индокитае. Не­которое количество М8 было передано армиям Южного Вьет­нама, Камбоджи и Лаоса. Американцы же передавали свои М8 Филиппинам, Тайваню, Мексике.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ САМОХОДНОЙ ГАУБИЦЫ М8

Базой для САУ М8 является корпус легкого танка М5 с изме­нениями, вызванными установкой башни с увеличенным диа­метром погона. Конструкция корпуса почти полностью сварная (за исключением крепящихся на болтах листов над силовой установкой). Плиты корпуса имеют толщину 25-44 мм (крыша и дно — 10-13 мм), лобовая плита установлена под углом 45°. В лобовой плите имеются довольно большие смотровые люки механика-водителя и его помощника. Кроме того, механик-во­дитель и его помощник имеют по два перископических прибора наблюдения М9, установленных в верхнем листе. Помощник механика-водителя имеет второй комплект органов управле­ния САУ, но приборная доска установлена только перед меха­ником-водителем.

За отделением управления находится боевое отделение, под полом которого проходят карданные валы, а сверху кор­пуса установлена башня. Моторное отделение, отделенное от боевого противопожарной перегородкой, находится в кормо­вой части машины. Силовая установка состоит из двух бен­зиновых моторов «Кадиллак» 42 — 8-цилиндровых V-образных жидкостного охлаждения. Радиаторы размещены горизонтально над двигателями. Моторы сблокированы с автоматически­ми коробками передач «Хайдроматик» (4 передачи вперед и одна назад). Мощность от двигателей посредством карданных валов передается на главную передачу, находящуюся в перед­ней части машины, между местами механика-водителя и его помощника. Управление танком осуществляется посредством спаренных дифференциалов.

Доступ к моторам осуществляется через люк в верхней пли­те корпуса и большую дверь в корме корпуса. Для серьезного ремонта или замены двигателя можно снять весь верхний лист корпуса. Топливные баки находятся в боковых надгусеничных спонсонах топлива.

Тактико-технические характеристики САУ М8
Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 15,7
Длина, мм 4978
Ширина, мм 2324
Высота, мм 2718
Клиренс, мм 356
Мощность силовой установки, л.с. 220
Удельная мощность, л.с/т 12,7
Максимальная скорость (по шоссе), км/ч 56
Запас хода, км 160
Запас топлива, л 336
Удельное давление на грунт, кг/кв. см 0,88
Угол подъема, град. 30
Ширина преодолеваемого рва, см 160
Высота преодолеваемой стенки, см 45
Глубина брода, см 90

Ходовая часть М8 полностью аналогична танку М5. Приме­нительно к одному борту она состоит из четырех обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в две тележки с амортизацией вертикальными конусообразными винтовыми пружинами. Ведущее колесо переднего расположения, натяж­ное – заднего. Имеются также три поддерживающих ролика. Траки стальные с резиновыми накладками (изредка — без накладок) шириной 295 мм. Возможна установка на траки греб­ней противоскольжения, в обычной обстановке крепящихся к боковым стенкам башни.

Открытая сверху башня кругового вращения имеет диаметр погона 1384 мм (у танка М5 — 1187 мм). В ней находилось два члена экипажа: командир, выполняющий также функции на­водчика (справа) и заряжающий (слева сзади). Задачи навод­чика может также выполнять помощник механика-водителя (поднявшись в башню). Толщина маски пушки и лобовой дета­ли башни — 38 мм, боковых и задней стенок – 25 мм.

Вооружение САУ М8 состоит из 75-мм гаубицы М2 или М3, установленной в маске М7. Гаубица имеет ствол длиной 15,9 калибров с 28 правосторонними нарезами. Полная длина орудия — 1376 мм, масса — 144 кг (М2) или 191 кг (М3). Угол вертикальной наводки составляет от –20° до +40°. Гаубица снабжена панорамным прицелом М12А5 и телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой М56, впоследствии замененный более совершенным М70С либо D. Скорострель­ность орудия составляла 8 выстр./мин.

В боекомплект гаубицы входят унитарные боеприпасы со снарядами четырех типов: осколочно-фугасными М41А1 и М48, бронебойно-кумулятивными М66 и дымовыми М64. Вози­мый боекомплект — 46 снарядов, размещенных в корпусе САУ (6 в укладке первых выстрелов между местами механика-во­дителя и его помощника, 9 в левом спонсоне боевого отделе­ния и 31 в укладке у противопожарной стенки). Дополнитель­ный боекомплект может перевозиться в закрытом одноосном прицепе.

Кумулятивный снаряд при начальной скорости 305 м/с обеспечивал дальность стрельбы до 7200 м и бронепробиваемость до 91 мм брони. Осколочно-фугасные снаряды имели начальную скорость 380 м/с, стрельба ими велась на дальности до 8800 м.

Вспомогательное вооружение представлено 12,7-мм пуле­метом «Браунинг» М2НВ, установленным на турели в задней части башни. Боекомплект – 400 патронов в лентах по 50. Большая его часть находится в башне. Личное оружие экипа­жа представлено пистолетом «Кольт» М1911, а также тремя пистолетами-пулеметами «Томпсон» либо самозарядными ка­рабинами М1 и 8 ручными гранатами.

САУ М8 в музее 45-й пехотной дивизии
САУ М8 в музее 45-й пехотной дивизии

САУ оборудована радиостанцией SCR 510, установленной в правом спонсоне боевого отделения, и танковым переговор­ным устройством RC 99 на три абонента. Дополнительно пред­усмотрена укладка 6 сигнальных ракет (по 3 М17 и М18).

Во фронтовых условиях САУ М8 часто подвергались раз­личным модификациям. В частности, на Тихоокеанском ТВД самоходки, участвовавшие в морских десантных операциях, оборудовались высокими ограждениями выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, препятствующими залива­нию их водой. Также на «дальневосточных» М8 часто устанав­ливали смотровой прибор для заряжающего — перископ М6, монтируемый у передней стенки башни. Популярной доработ­кой была установка ещё одного пулемета — 7,62-мм «Браунин­га» М1919А4 на вертлюге на левой стенке башни (обслуживал его заряжающий).

Для САУ, действовавших в Нормандии, практически стан­дартом стало оборудование устройствами для преодоления живых изгородей (т.н. «Каллин Хеджгероу Дивайс»), представ­ляющими собой стальные зубья, привариваемые к нижнему лобовому листу корпуса. Для связи с поддерживаемой пехотой на позиции САУ могла комплектоваться полевым телефонным аппаратом или портативной пехотной радиостанцией SCR 300

Самоходная гаубица М8 разрабатывалась в соответствии с предвоенными требованиями, когда основным вооружением танков были пушки калибром 37-50 мм и короткоствольное 75-мм орудие могло считаться достаточным средством их уси­ления. Долгий поиск удовлетворительного конструкторского решения обусловил значительное увеличение сроков проек­тирования САУ. Получившаяся в итоге самоходка выделялась на фоне аналогичных САУ, создаваемых в других странах, со­вершенно новаторским способом установки орудия — во вра­щающейся башне. Но к моменту принятия на вооружение М8 в середине 1942 г. американская армия уже располагала тан­ками с 75-мм орудиями – следовательно, для их поддержки требовались САУ с более тяжелыми артсистемами. Поэтому основу дивизионной артиллерии танковых дивизий США составили 105-мм САУ М7 классической для самоходок компо­новки (с установкой орудия в неподвижной открытой сверху рубке). Эти же фактором обуславливалось и относительно скорое прекращение серийного выпуска М8 и попытки созда­ния 105-мм и даже 155-мм самоходных гаубиц на шасси легко­го танка М24 (правда, такой калибр обусловил необходимость отказа от вращающейся башни).

Уже после снятия САУ с производства, весной 1944 г., оказа­лось, что технические решения и огневые возможности М8 мо­гут пригодиться для создания плавающего танка. Путем «скре­щения» башни М8 с корпусом плавающего бронетранспортера LVT были разработаны плавающие танки LVT(A)-4 и LVT(A)-5, состоявшие на вооружении американской морской пехоты до второй половины 50-х гг.!

(Материал подготовлен для сайта «Войны XX века» © http://war20.ru  по статье П. Омелянюк в журнале «Арсенал-Коллекция». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века»).

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями