Как только в Европе опустился «железный занавес», разведывательная авиация НАТО начала свою долгую и активную деятельность, облетывая границы стран Варшавского договора и залетая на их территорию. Очень часто такие действия осуществлялись с применением переоборудованных патрульных самолетов морской авиации, транспортных машин и бомбардировщиков, которые использовались для радиоэлектронной разведки.
САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ НАТО В НАЧАЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
«Холодная война» шла на земле, в море, в воздухе и даже в космосе. В ней принимали участие многие страны, но в течение полувека она основывалась в основном на противостоянии двух мировых сверхдержав. Эта война унесла как минимум 170 жизней, но ее сторонники утверждали, что благодаря ей удалось предотвратить конфликты куда более крупных масштабов и, возможно, даже третью мировую войну. Существовала и тайная война, ведущаяся средствами радиоэлектронной разведки.
С начала «Холодной войны» в конце 40-х гг. Запад (и в особенности американцы) стал испытывать крайнюю необходимость в получении свежей информации о возможных целях за «железным занавесом». На тот момент достоверных сведений такого рода в распоряжении западных союзников не имелось. Списки стратегических объектов, подлежавших атомным ударам, были составлены почти исключительно на основе данных германской разведки времен Второй мировой войны. Однако бомбардировщикам была необходима более точная навигационная информация о целях. Поэтому американские самолеты-разведчики RB-29 «Суперфортресс», оснащенные сравнительно примитивным радиоэлектронным оборудованием военного времени, начали совершать продолжительные полеты с баз в Англии вдоль границ СССР и его союзников. Иногда они забирались и вглубь территории этих стран.
К концу корейской войны стратегическое командование ВВС США заменило находившиеся в первой линии самолеты-разведчики RB-29 на RB-50, модернизированный вариант самолета «Суперфортресс». В составе 55-го стратегического разведывательного крыла летало свыше 40 самолетов RB-50 модификаций Е, F и G, которые продолжали почти непрерывную цепь послевоенных тайных операций.
РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ США
Вслед за В-29 и В-50 в Англии вскоре появился RB-45C, специальный разведывательный вариант четырехдвигательного реактивного бомбардировщика Норт Америкен «Торнадо». Самолеты-разведчики RB-45C довольно часто производили аэрофотосъемку в глубине территории социалистических стран, несмотря на то что они являлись легкой добычей для только что поступивших на вооружение советских перехватчиков МиГ-15.
В свою очередь, американцы подняли потолок «Торнадо» до 13716 м и значительно увеличили его радиус действия, установив на законцовках крыла топливные баки большой емкости. Кроме того, непосредственно перед нарушением границы RB-45C пополняли топливо в полете с заправщиков КВ-29. Благодаря этим усовершенствованиям RB-45C имел отличные шансы избежать прямого боевого столкновения с перехватчиками, и был недосягаем для зенитной артиллерии. Ни один самолет этого типа не был сбит и даже не получил повреждений над Восточной Европой.
Вышесказанное относится и к В-36, огромному шестимоторному межконтинентальному бомбардировщику. Спроектированный в годы Второй мировой войны в качестве носителя обычных бомб для нанесения ударов по объектам в Германии с баз в США, В-36 затем стал первым в мире межконтинентальным стратегическим бомбардировщиком-носителем ядерного оружия, способным атаковать цели в глубине территории СССР. На основе В-36 было создано немало разведывательных самолетов, большинство которых сохранило качества бомбардировщика и несло фоторазведывательную аппаратуру в переоборудованных бомбовых отсеках.
После переоборудования в самолет-разведчик он получил обозначение RB-36. В двух из его просторных бомбовых отсеках были установлены 14 фотокамер. Последний вариант самолета имел четыре вспомогательных турбореактивных двигателя, которые позволяли машине достигать той же высоты, что и RB-45. Однако у В-36 имелся большой недостаток — очень малая крейсерская скорость. 12 этих самолетов были переоборудованы в авиаматки для реактивных разведчиков Рипаблик RF-84K «Тандерстрик» по необычной программе FICON (транспортировка истребителей): одноместный истребитель-разведчик доставлялся в район разведки в бомбовом отсеке бомбардировщика В-36 в полуутопленном положении. Затем он отделялся от самолета-матки и производил аэрофотосъемку объекта с малой высоты. После этого он возвращался обратно, занимал прежнее положение в бомбовом отсеке и доставлялся на базу.
С принятием на вооружение RB-45 разведывательная авиация США и Великобритании все же не стала менее уязвимой для противника. МиГ-15 по-прежнему оставался грозным соперником, обладавшим более высокой скоростью, и потому RB-45 были вынуждены переключиться на ночные операции, которые не давали нужных результатов. В Корее аналогичные проблемы испытывали тактические разведывательные самолеты Дуглас RB-26 и Локхид RF-80.
Зачастую более уязвимыми для перехвата оказывались самолеты радиоэлектронной, а не аэрофоторазведки, несмотря на то что они проникали за «железный занавес» на гораздо меньшую глубину. Дело было в том, что они создавались на базе более громоздких и тихоходных патрульных машин и бомбардировщиков, на которых только и можно было разместить тяжеловесную и крупногабаритную аппаратуру радиоперехвата. Сам характер выполняемых заданий делал их еще более уязвимыми: для получения необходимой информации они должны были заставить противника включить свои РАС. Все это смахивало на игру в «кошки-мышки», с той лишь разницей, что самолет-шпион сам изо всех сил старался, чтобы его засекли РАС. Кроме того, желательно было перехватить также переговоры между операторами станций наведения и пилотами перехватчиков, поднятых по тревоге. Вместе с тем самолетам радиоэлектронной разведки требовалось не попасть под огонь этих самых перехватчиков. Вдобавок несовершенство аппаратуры того времени иногда вынуждало повторять те же операции с целью подтверждения ранее полученных данных или для получения более четких сигналов вместо тех, что уже были переданы на землю для анализа.
САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ БРИТАНСКИХ ВВС
Еще до образования НАТО в 1949 г. Великобритания установила тесные связи с США в области воздушной разведки. Формальное соглашение об обмене разведывательной информацией было подписано в 1948 г. В том же году в Англию прибыли первые разведывательные самолеты RB-29. Это случилось во время Берлинского кризиса. Англичанам было что предложить: именно они были пионерами в применении самолетов радиоэлектронной разведки и РЭБ во время Второй мировой войны, и этот опыт был сохранен в Центре связи в Уоттоне.
В первые послевоенные годы англичане вели аэрофоторазведку с помощью переоборудованного для этой цели самолета Де Хэвилленд «Москито», который имел дальность полета 5794 км и потолок 11125 м. Эти характеристики позволяли ему беспрепятственно летать над Восточной Европой, пока угроза «МиГов» не стала слишком серьезной.
На смену «Москито» пришел самолет Инглиш Электрик «Канберра», один из первых в мире реактивных бомбардировщиков. Высокие скорость и потолок позволяли ему избегать советских перехватчиков МиГ-15. Этот самолет часто совершал разведывательные полеты у границ СССР, а также вторгался в его воздушное пространство на значительную глубину. С этих операций и поныне, 40 лет спустя, не снят гриф «Секретно». Одной из известных операций, успешно проведенных «Канберрами», стало фотографирование ракетного полигона Капустин Яр. Эта миссия была осуществлена Королевскими ВВС по просьбе США в 1953 или 1954 г.
В 1951 г. 192-я эскадрилья RAF была оснащена самолетами радиоэлектронной разведки Авро «Линкольн» В.Мк2 и получила задачу по сбору электронной разведывательной информации. Когда США предоставили RAF в аренду подразделение бомбардировщиков В-29, переименованных англичанами в «Вашингтон», несколько таких самолетов поступили в 192-ю эскадрилью в дополнение к «Линкольнам» с их негерметизированными кабинами. Англичане первыми получили данные о наличии у СССР бортовых РЛС воздушного перехвата, когда их самолет-разведчик доставил на базу 20-секундную запись системы «Scan Odd». Позднее британские РЛС воздушного и наземного базирования опять-таки первыми обнаружили существование советских систем РЭБ и Лоран (дальней радионавигации).
Взамен англичане получили доступ к данным аэрофотосъемок, проводившихся самолетами-шпионами США. Американские RB-45C, базировавшиеся на британском аэродроме в Скулторне, стали летать с опознавательными знаками RAF, и некоторые из них пилотировались британскими летчиками, хотя официально эти машины никогда не числились в британских частях. Позднее английские летчики освоили также новые самолеты Локхид U-2, появившиеся в Уоттоне.
Тем временем американские спецслужбы планомерно увеличивали штаты своих авиаподразделений, сконцентрировав основные усилия на операциях вблизи границ СССР и его союзников. Сейчас уже не приходится сомневаться, что в ходе таких операций совершались намеренные вторжения в чужое воздушное пространство, но в то время эти факты обычно отрицались. Если советским летчикам удавалось сбить самолет-шпион и в советских газетах появлялись разоблачительные статьи, западные представители попросту объясняли такое нарушение «навигационной ошибкой». К концу 1959 г. было сбито как минимум 12 самолетов-разведчиков США, и не все они находились над «нейтральными водами», как гласило расхожее в то время выражение.
ПОТЕРИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ВМС США
На долю военно-морской авиации США пришлось 6 из 12 сбитых самолетов-разведчиков, в том числе четыре самолета P2V «Нептун», летавших с баз в Японии или на Аляске. Дальний радиус действия этого противолодочного самолета как нельзя лучше соответствовал поставленной ему задаче — прослушиванию радиотелефонных и радиотелеграфных переговоров. Однако в распоряжении ВМФ были и специальные самолеты радиотехнической разведки, такие как Консолидейтед PB4Y «Прайветир», созданный на базе бомбардировщика военного времени В-24.
8 апреля 1950 г. один из этих самолетов стал первой потерей в необъявленной войне разведок. Его сбили четыре истребителя «над Балтийским морем», если верить американским властям, или «в 23 км от границы внутри советского воздушного пространства над Латвией», согласно официальному советскому заявлению. PB4Y взлетел из Висбадена в ФРГ и должен был приземлиться в Копенгагене, в Дании. Географическое положение сделало Балтику очень важным регионом в плане сбора приграничной разведывательной информации.
Эстафету у «Прайветира» принял Мартин Р4М «Меркатор» — самолет с двумя поршневыми и двумя реактивными двигателями, предназначенный для морского патрулирования. Была выпущена 21 машина этого типа, которые в период с 1950 по1960 г. использовались для разведки. Один «Меркатор» был сбит китайскими истребителями у Венчоу в августе 1956 г. «Меркаторами» была оснащена разведывательная эскадрилья VO-1 ВМС США, сформированная в 1955 г. и являвшаяся первой специальной частью радиоэлектронной разведки американского флота.
В конце 50-х гг. Центр разведывательных операций ВМС США переместился в океанские просторы, так как на вооружение тогда поступил палубный самолет Дуглас А-3 «Скайуорриор». Вслед за пятиместным самолетом фоторазведки RA-3B вскоре стал выпускаться семиместный самолет радиоэлектронной разведки ЕА-3В. Несколько машин этого типа летали в составе разведывательных эскадрилий VQ-1 и VO-2 Тихоокеанского и Атлантического флотов вплоть до 1991 г. Это был очень тяжелый палубный самолет, оснащенный аппаратурой для перехвата радиообмена между советскими военными кораблями и фиксации излучения их РЛС.
В Стратегическом авиационном командовании разведывательное трио из RB-36, RB-45 и RB-50 начало с 1954 г. уступать свое место Боингу RB-47. Всего было сформировано не менее пяти стратегических разведывательных авиакрыльев, на вооружении которых находилось 250 «Стратоджетов».
Большую их часть составляли самолеты фоторазведки RB-47E, оснащенные целым набором из 11 фотокамер и осветительных бомб улучшенной конструкции. Однако теперь упор делался на радиолокационную разведку с целью получения точных данных для бомбардировочного флота вторжения. Модификации RB-47H и ERB-47H имелись в меньшем количестве, летая в составе 55-го стратегического разведывательного крыла. На ERB-47H была установлена система радиоэлектронной разведки Мелпар ALD-4, которую первоначально планировалось разместить на внешней подвеске самолета Конвэр В-58. Оборудование и три оператора находились в капсуле в бомбоотсеке.
Один из таких самолетов, вылетевший с авиабазы Брайз Нортон в Англии, был сбит двумя советскими «МиГами» в отдаленных северных водах Баренцева моря 1 июля 1960 г. Из шести членов экипажа спасти удалось лишь двоим, которые были взяты в плен.
На близлежащем Кольском п-ове находились главные базы советского Северного флота, а также многочисленные стартовые позиции МБР и аэродромы, на которых базировались дальние бомбардировщики. Этот район был запланирован для разведки за два месяца до уничтожения RB-47. Над ним должен был пролететь U-2, взлетевший из Пакистана. Но этой машине не удалось выполнить задание и затем совершить посадку в Норвегии, потому что в районе Свердловска она была сбита советской ракетой ЗРК С-75.
Инциденты с U-2 и RB-47 послужили переломным моментом в разведывательной деятельности периода «холодной войны», и не только потому, что президенту Кеннеди пришлось пообещать прекратить полеты над территорией СССР, чтобы вернуть назад двух летчиков RB-47 (пилот U-2, Френсис Гэри Пауэре, был освобожден год спустя в обмен на советского разведчика, задержанного в США).
Это был период, когда быстрый технический прогресс сделал необходимым упор на радиоэлектронную разведку.
1960-й год был для США не только годом провалов, но и первых успехов в космической разведке, осуществлявшейся посредством спутников-шпионов. У СССР космическая разведка появилась лишь три года спустя. А тайная война приобретала тем временем все более широкие масштабы, так как Советский Союз приступил к переоборудованию своих дальних бомбардировщиков для выполнения разведывательных задач на значительном удалении от своих границ.
Материал подготовлен для по книге «Воздушные войны XX века» под ред. К. Бишопа. При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века».