ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТАНКОВ «ТИГР»
В годы Второй мировой войны танки «Тигр» состояли на вооружении 11 танковых батальонов вермахта (Heeres schwere Panzer Abteilung 501 – 510 и III тяжелый танковый батальон танкового полка дивизии «Великая Германия») и трех танковых батальонов войск СС (schwere SS Panzer Abteilung 101 – 103). «Тигры» также имелись в наскоро сформированных боевых группах, типа Tigergruppe Meyer, учебных подразделениях (например Tigergruppe Fehrmann). В большинстве своем подобные боевые группы существовали очень непродолжительное время, не оставив истории ничего кроме факта своего существования и названия. В конце войны были попытки использовать танки «Тигр» в качестве машин управления гусеничными транспортерами со взрывчаткой Borgward B.IV (Sd.Kfz. 301). В 1944 г. на базе 301-го батальона штурмовых орудий был сформирован 301-й тяжелый танковый (дистанционного управления) батальон. Вместо штурмовых орудий StuG III батальон получил на вооружение танки «Тигр».
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЯЖЕЛОГО ТАНКОВОГО БАТАЛЬОНА ТАНКОВ «ТИГР», 1942-1944 Г.
1942 г.
Вначале танки «Тигр» поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых рот (schwere Panzer Kompanie, sPzKp), которые находились в резерве штабов армий. Рота состояла из трех взводов по три танка «Тигр» в каждом. Таким образом, на вооружении отдельной роты имелось девять тяжелых танков. Кроме боевых взводов в роту входили подразделения обеспечения и тыла. Концепция отдельных подразделений тяжелых танков напрямую отражала идею Гитлера в отношении боевого применения таких машин –проламывание хорошо укрепленных оборонительных позиций противника. Приказ о формировании двух тяжелых танковых рот, sPzKp 501 и sPzKp 502, был отдан 16 февраля 1942 г., за шесть месяцев до начала массового производства танков «Тигр»! Одновременно в Падерборне началось формирование 500-го учебного танкового батальона, schwere Panzer Ersatz- und Ausbildung Abteilung 500, получившим впоследствии известность как «Тигр-школа». Батальон формировался как рота, но рота очень быстро стала батальоном, а в августе 1944 г. – учебным полком. «Тигр-школа» поставляла на фронт экипажи тяжелых танков до последних дней войны в Европе.
Первоначальная концепция использования тяжелых танков по ходу действия претерпела существенные изменения в сторону расширения объема возлагаемых на танки задач. В конечном итоге тяжелые танки стали рабочими лошадками сухопутных войск Германии, выполнявшими практически любые оборонительные и наступательные задачи. Помимо тяжелых машин на вооружении schwere Panzer Kompanie состояли средние танки (десять Pz.Kpfw. III), на которые возлагалась охрана флангов главных сил. Очень быстро роту как тактическую единицу признали недостаточно мощной – началось формирование тяжелых танковых батальонов в составе двух рот тяжелых танков.
10 мая 1942 г. вышел приказ о слиянии двух существовавших тогда тяжелых танковых рот в один тяжелый танковый батальон – schwere Panzer Abteilung 501. Интересно, что формирование 502-го тяжелого танкового батальона началось раньше – 5 мая. Третий батальон, schwere Panzer Abteilung 503, начали формировать 25 мая 1942 г. Вплоть до конца 1942 г., когда в части поступили первые тяжелые танки, батальоны буквально оставались «бумажными тиграми». Тем не менее, они успели пройти реорганизацию. Так в августе 1942 г. был переформирован 502-й тяжелый танковый батальон, который теперь стал включать три роты – штабную и две линейных. Штабная рота состояла из двух взводов – взвода связи и легкого взвода. Рота формировалась по штату K.St.N. 1150d. Взвод связи (Nachrichtenzug) должен был иметь на вооружении три командирских танка – два «Тигра» и один Pz.Kpfw. III (5cm). Легкий взвод (leichter Zug) по штату имел на вооружении пять танков Pz.Kpfw. III с длинноствольными 50-мм пушками. Тяжелая танковая рота согласно штату K.St.N. 1176d состояла из штаба (Kompanietrupp, один «Тигр» командира роты и два Pz.Kpfw. III) и четырех взводов по два «Тигра» и две «тройки» в каждом. Вскоре на новый штат был переведен еще и 503-й батальон, организация 501-го тяжелого танкового батальона пока не изменилась. 501-й батальон был переформирован в конце октября 1942 г. Очередные нововведения середины декабря 1942 г. имели «косметическую» природу.
13 ноября 1942 г. началось формирование трех тяжелых рот в войсках СС. Структура рот войск СС была полностью идентична структуре тяжелых танковых рот вермахта.
В декабре 1942 г. началось формирование очередной вооруженной «Тиграми» части – 504-го тяжелого танкового батальона.
1943 г.
В начале 1943 г. произошли драматические изменения в организации подразделений тяжелых танков. Тщательно изучались все «за» и «против» существования отдельных тяжелых танковых подразделений, неоднократно переписывались старые и создавались новые организационные штаты. Анализ первых боевых уроков, полученных 502-м тяжелым танковым батальоном на Восточном фронте, показал желательность исключения из состава боевых рот средних танков и увеличения количества тяжелых машин в роте до 14, взамен выведенных за штат Pz.Kpfw. III.
После формирования трех отдельных тяжелых танковых батальонов рассматривался вопрос о включении их в состав танковых дивизий, по батальону на дивизию. Подготовка к переводу панцердивизий на новой штат с включением тяжелого танкового батальона активно велась в январе-феврале 1943 г., но решение принято не было прежде всего из-за ожесточенного сопротивления командиров батальонов «Тигров». Батальоны сохранили статус отдельных.
17 января 1943 г. началось формирование 504-го тяжелого танкового батальона. Батальон предназначался для отправки в Северную Африку. На вооружение штаба и двух рот батальона поступили 20 «Тигров» и 25 средних танков Pz.Kpfw. III. Вскоре батальон был отправлен в Тунис.
13 января 1943 г., вслед за формированием тяжелых танковых рот С, началось формирование еще одного «элитного» подразделения – 13-й тяжелой танковой роты танкового полка «Великая Германия». Рота формировалась на основе 3-й роты 203-го танкового полка. Окончательно рота была сформирована по штату K.St.N. 1176d Ausf. В – штаб и четыре танковых взвода – 9 танков «Тигр» и десять танков Pz.Kpfw. III. Позже переименованная в 9-ю, эта рота стала ядром тяжелого танкового батальона панцерполка «Великая Германия».
24 января 1943 г. – дата формирования пятого по счету тяжелого танкового батальона – schwere Panzer Abteilung 505. Батальон также формировался по утвержденному в декабре 1942 г. штату: 20 «Тигров» и 26 Pz.Kpfw. III. На фронт батальон отправили в начале апреля.
5 марта 1943 г. был введен новый организационный штат тяжелого танкового батальона: K.St.N. 1150 для штабной роты и K.St.N. 1176е для боевых рот. Согласно этому штату на вооружении батальона оставались только тяжелые танки «Тигр», хотя командиры батальонов считали необходимым иметь еще и средние Pz.Kpfw.III, поскольку «Тигры» не всегда могли выполнять поставленные задачи хотя бы по причине своей ограниченной проходимости. Кроме того, средние танки обеспечивали тяжелым выполнение основной боевой задачи. Согласно новому штату в штабной роте оставалось всего три танка, зато – все «Тигры», в том числе два в командирском варианте. В состав штабной роты вводился разведывательный взвод, имевший на вооружении полугусеничные бронетранспортеры SD.Kfz. 250. В роте теперь по штату K.St.N. 1176е насчитывалось 14 «Тигров» — два в штабе роты и по четыре в каждом из трех взводов. Всего на вооружении полагалось иметь 45 тяжелых танков, в то время как согласно прежнему «смешанному» штату на вооружении батальона находилось 46 танков.
Реорганизация тяжелых танковых батальонов началась буквально на следующий день после введения новой организационно-штатной структуры.
Приказом от 6 марта 1943 г. в состав 501-го батальона вводилась 3-я рота, приказом от 20 марта 3-я рота вводилась в состав 504-го батальона. 13 апреля 3-я рота появилась в составе 505-го батальона. 10 февраля 2-я рота 503-го батальона стала 3-й, новая 2-я рота начала формироваться 1 апреля.
Тяжелая танковая компонента панцергренадерской дивизии «Великая Германия» также была переформирована и развернута до уровня батальона. 1 июля был сформирован III батальон танкового полка «Великая Германия»; в него вошли 13-я тяжелая танковая рота (она стала 9-й ротой), 3-я рота из 501-го тяжелого танкового батальона (стала 10-й ротой) и 3-я рота из 504-го тяжелого танкового батальона (стала 11-й ротой). Вслед за реорганизаций существовавших тяжелых танковых батальонов началось формирование новых – 8 мая 3-й батальон 33-го танкового полка был преобразован в 506-й тяжелый танковый батальон. 9 сентября фактически заново началось формирование 501-го тяжелого танкового батальона, ядром батальона послужило то, что от него уцелело в пекле Восточного фронта. Одновременно формировался 509-й тяжелый танковый батальон. Через две недели началось формирование еще двух частей: 23 сентября — 507-го (на базе I батальона 4-го танкового полка) и 25 сентября — 508-го (на базе остатков 8-го танкового полка) тяжелых танковых батальонов. Разгромленный союзниками в Африке и на Сицилии 504-й тяжелый танковый батальон начали воссоздавать 18 ноября на основе 18-го танкового батальона. Вновь сформированные 506-й и 508-й тяжелые танковые батальоны прибыли на Восточный фронт соответственно в сентябре и ноябре.
В SS-Furungsshauptamt (SS-FHA) пo опыту вермахта 22 апреля было принято решение о формировании собственных тяжелых танковых батальонов. В отличие от вермахта, где тяжелые танковые батальоны придавались армиям, в войсках СС такие батальоны находились в подчинении штабов корпусов. Первый тяжелый танковый батальон СС был придан I танковому корпусу СС. В июне I корпус переименовали во II SS Panzer Corps, а в июле началось формирование нового I корпуса – I SS Panzer Korps Leibstandarte SS Adolf Hitler. В состав корпуса включили второй тяжелый танковый батальон СС, формирование которого началось 19 июля в Зеннелагере. Вскоре рота «Тигров» была изъята из состава дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и переведена в состав формируемого корпуса с тем же названием, что и дивизия. Ранее рота (батальон) именовалась (schwere) SS Panzer Abteilung 13 — стала 2/schwere SS Panzer-Abteilung Gen. Kdo. I. SS-Panzer-Korps Leibstandarte SS Adolf Hitler, 2-я рота тяжелого танкового батальона СС штаба 1 танкового корпуса СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер».
22 ноября все части танковых корпусов СС изменили номера – 100 плюс номер корпуса. Тяжелые танковые батальоны I и II танковых корпусов СС получили номера 101 и 102.
Неделей позже на фронт в составе I корпуса были отправлены 1-я и 2-я рота 101-го тяжелого танкового батальона.
1 июля в баварском учебном центре Графенвохр началось формирование 2-го батальона 11-го танкового полка СС. Танков батальон получить не успел – в августе его отправили для борьбы с партизанами в Югославию.1 ноября часть переименовали в 103-й тяжелый танковый батальон СС, в Югославии он оставался до начала 1944 г. Только тогда ситуация на Балканах позволила вывести батальон из боев для укомплектования танками в качестве действительно третьего тяжелого танкового батальона войск СС.
В ноябре произошли очередные косметические изменения организационно-штатной структуры, учитывающие появление танков «Тигр II». В целом же, принятая 5 марта 1943 г. организационно-штатная структура (штаб, три роты, 45 «Тигров») оставалась неизменной до конца войны.
1944 г.
1 июня 1944 г. некоторые подразделения тяжелых танков были реорганизованы в так называемые «freie Gliederung», части «свободного формирования», согласно штатам K.St.N 1107b (f.G.) для штаба и K.St.N 1176b (f.G.) для рот тяжелых танков. Штаб по штату K.St.N 1107b (f.G.) включал вместо взвода связи взвод управления (Gruppe Fuhrer, три «Тигра», включая два командирских). В случае реорганизации батальона в freie Gliederung формировались роты двух типов – Ausf. А и Ausf. В. В роге Ausf. А имелись взвод управления (два «Тигра») и три взвода по четыре «тигра». Рота Ausf. В являлась подразделением дистанционно управляемых танков: 14 «Тигров» и 36 радиоуправляемых самоходных носителей взрывчатых зарядов. Первым в конце 1944 г. согласно freie Gliedcrune был реорганизован 501-й тяжелый танковый батальон, тогда же батальон получил «Королевские Тигры».
В день высадки союзников в Нормандии, 6 июня 1944 г., началось формирование последнего, 11-го, тяжелого танкового батальона вермахта – 510-го. Уже в июле этот последний полноценный батальон «Тигров» был отправлен на Восточный фронт.
В конце 1944 – начале 1945 г.г. изменилась нумерация тяжелых танковых батальонов вермахта и войск СС. 101-й, 102-й и 103-й тяжелые танковые батальоны СС стали 501-м, 502-м и 503-м. В вермахте 27 ноября 1944 г. 501-й тяжелый танковый батальон стал 424-м, 20 декабря изменился номер 503-го тяжелого танкового батальона, теперь он именовался schwere Panzer Abteilung Feldhermhalle (sPzAbt FHH). 5 января 502-й тяжелый танковый батальон был переименован в schwere Panzer Abteilung 511.
В начале 1944 г. были сформированы три роты дистанционно управляемых танкеток. В роту входили взвод управления (два «Тигра») и три боевых взвода по четыре «Тигра» и по девять радиоуправляемых танкеток Borgward В.IV (Sd.Kfz. 301) с взрывчатыми зарядами. Кроме того в роте имелся еще «взвод замены» — девять танкеток Borgward В.IV. Ни одна из этих рот не использовалась по своему прямому назначению, их в короткий срок передали на пополнение тяжелых танковых батальонов. Последним и самым крупным формированием «Тигров» в комбинации с самоходными минами стал schwere Panzer Abteilung 301. Это был 301-й танковый (дистанционно управляемый) батальон, перевооруженный «Тиграми» после вывода с фронта 19 августа 1944 г.
НЕУДАЧНЫЙ ДЕБЮТ
При доставке на фронт первых «Тигров» не обошлось без инцидентов. На одном танке поломалась трансмиссия, но ее не стали чинить в надежде отремонтировать поломку уже на месте, в России. Ранним утром 29 августа 1942 г. эшелон с платформами, на которых стояли укутанные брезентом секретные танки прибыл на станцию Mгa. Танк Маркера пошел в бой сразу же, как только закончилась разгрузка. «Тигр» пошел по изрытому снарядами полю, чтобы поддержать огнем своей пушки атаку немецкой пехоты. Прежде чем танк Маркера сделал первый выстрел, сломались трансмиссии еще у двух «Тигров». В пункт назначения своим ходом прибыл, таким образом, единственный танк. Как оказалось – зря: атаку отложили. Ночью подошел ремонтно-эвакуационный взвод. Под сильнейшим артиллерийско-минометным огнем на следующий день ремонтники отбуксировали два сломанных танка обратно на станцию Мга, где имелись железнодорожные мастерские. Цена буксировки – один убитый унтер-офицер из ремонтного взвода и 15 убитых пехотинцев.
Сломанные детали трансмиссии самолетом доставили на завод фирмы Майбах в Германию. Ремонт «Тигров» продолжался до 15 сентября. В этот день экспериментальное подразделение «Тигров» вновь обрело боеспособность.
16 сентября пять танков 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона снова пошли в бой. Примерно в пять часов вечера «Тигры» напоролись на замаскированный полевой укрепрайон противника. Огнем танковых орудий удалось разрушить несколько укреплений. Снаряды советских пушек толстую броню тяжелых панков не пробивали. Перестрелка продолжалась полчаса. В наступающих сумерках командир танков принял решение покинуть опасный район до наступления темноты. «Тигры» благополучно отошли, потерь танкисты не понесли. Этот бой заставил экипажи преодолеть неверие в свои машины, связанное с постоянными поломками, преследовавшими танки в первые дни пребывания во фронтовых условиях. Теперь техника функционировала безотказно, пушки продемонстрировали свою эффективность, а броня – надежность. Ни один снаряд, выпущенный из советских противотанковых пушек, не пробил броню, хотя прямые попадания были. Теперь следовало испытать тяжелые танки в настоящем бою, а не в артиллерийской дуэли с пушками противника.
Великий день наступил 21 сентября, когда 1-ю роту придали 170-й пехотной дивизии. Когда майор Маркер узнал о предстоящем задании, его возмущению не было предела. Командира поддержали все офицеры роты. Майор требовал отменить приказ о прикомандированию к пехоте, не понимая, зачем его новейшие танки загнали на богом забытый участок фронта. Бесполезно. Место, куда были направлены четыре «Тигра» и один Pz.Kpfw. III выбрал лично Гитлер. При всем желании он вряд ли смог бы выбрать более не подходящую для использования тяжелых танков местность: болота, единственная твердая почва – узкая извилистая дамба протяженностью несколько километров, окруженная с обоих сторон лесом.
Маркеру оставалось только выполнять приказ. 22 сентября он повел свои танки вперед. Как он и предполагал, дамба простреливалась с обеих сторон, а болота лишили танки возможности маневра. Вскоре Pz.Kpfw. III остановился, блокировав дорогу. После этого, наткнувшись на сильный огонь противотанковых пушек, встали и «Тигры». Один «Тигр» попытался объехать горевший Pz.Kpfw. III, но застрял в грязи. Маркер решил таранить горящий танк в надежде сбросить его с дороги. Ему это удалось. Между тем, обстрел усилился. 45-мм снаряды в общем-то не могли причинить особого вреда «Тиграм», требовалось точное попадание в уязвимое место. И тут «Тиграм» не повезло. По иронии судьбы снаряды «сорокапяток» поразили главные «козыри» тяжелых танков – 88-мм пушки KwK-36. За несколько минут пушки трех из четырех «Тигров» вышли из строя из-за попаданий в их стволы 45-мм снарядов. «Тигры» остались безоружными!
Один за другим «Тигры» останавливались, подбитые или завязшие в грязи при попытке развернуться. Танк Маркера находился далеко впереди наступающей немецкой пехоты. Очередной снаряд попал в танк – двигатель заглох и не запускался. Как потом выяснилось, оказался поврежденным электрогенератор. Смысла сидеть в подбитом танке не оставалось не малейшего. Командир батальона отдал экипажу приказ покинуть танк и возвращаться назад пешком. Атака пехоты захлебнулось в море огня.
Больше в этом месте немцы уже не атаковали. Все подбитые «Тигры» превратились в долговременные огневые точки. Чудо техники середины XX века по прихоти Гитлера стало простым укрытием для пехотинца с винтовкой или автоматом в руках. Высшее командование вермахта отдало приказ вытащить поврежденные машины в тыл любой ценой. Под прикрытием артогня ремонтники сумели отбуксировать в тыл три «Тигра». Один монстр завяз настолько плотно, что его не стронули с места три связанных цугом 18-тонных тягача.
26 сентября люди Маркера отбыли с фронта в Фаллингбостель. Уже 30 октября, согласно рапортам в штаб сухопутных войск Германии, в 1-й роте 502-го тяжелого танкового батальона имелось девять танков «Тигр» и 18 Pz.Kpfw. III (девять Pz.Kpfw. Ill Ausf. M с 75-мм пушками длиной 24 калибра и девять Pz.Kpfw. III Ausf. J с 50-мм пушками длиной 60 калибров).
1 ноября Маркер вместе с ремонтной ротой майора Скултитуса предпринял очередную неудачную попытку вытащить подбитый «Тигр». Оба командира доложили о невозможности эвакуации танка. Через две недели сверху спустили ценное указание: не можете вытащить – тогда взорвите!
21 ноября Маркер был вызван в ставку Гитлера. Геринг, Иодль и компания устроили боевому офицеру выволочку. Тем не менее Маркер сумел доказать всю дурь «бриллиантового» плана проверки боевых качеств «Тигра». Майор легко отделался — его сослали командиром II батальона 31-го танкового полка 5-й панцердивизии. Маркер уже был представлен к присвоению очередного воинского звания, но после Мги звание задержали, а потом стало поздно: майор погиб 22 февраля 1943 г.
24 и 25 ноября механики сняли с подбитого «Тигра» все полезное, что можно было утащить на себе. Вечером 25 ноября в танк заложили взрывчатку. Утром в куче железа нельзя было узнать танк.
Боевой дебют танка «Тигр» вышел провальным и, мало того, еще и обильно политым кровью немецких солдат. За такое начало боевой карьеры тяжелого танка несут персональную ответственность Гитлер и высшее командование вермахта.
РЕВАНШ «ТИГРА»
Столь неудачное начало боевой карьеры танка «Тигр» (ответственность за которое лежит не на людях и технике, а на военно-политическом руководстве Рейха) отнюдь не обесценивает боевых качеств данной машины. В последующих сражениях Второй мировой войны «Тигры» сыграли немаловажную роль, в какой-то мере сумев отсрочить конец нацистского режима.
На момент своего появления «Тигр» не имел достойного конкурента по боевой мощи ни среди советских танков, ни среди танков союзников. Весьма неплохо «Тигры» проявили себя в сражениях на Курской дуге. Так, за 50 дней боев два тяжелых танковых батальона, где было сосредоточено 2/3 находившихся на Курском выступе «Тигров», – 503-й и 505-й – потеряли всего 19 танков этого типа.
Лишь с появлением на Восточном фронте в середине 1943 г. – начале 1944 г. тяжелых советских танков ИС-2 и самоходок СУ-152 «Тигры» начали утрачивать свое превосходство. Тем не менее, были случаи, когда «Тиграм» удавалось брать верх даже над столь грозным противником. Например, в бою 12 января 1945 г. «Тигры» из 507-го тяжелого танкового батальона уничтожили 22 танка ИС-2.
Всего в боях на Восточном фронте принимали участие примерно 1000 танков «Тигр», уничтоживших порядка 8000 советских танков различных типов.
Что касается англо-американских союзников, то до самого конца войны в их сухопутных войсках не имелось боевых машин, способных противостоять «Тиграм». Случаи массовых потерь бронетехники союзников при столкновениях с «Тиграми» не были редкостью. Например, в сражении в районе Кассеринского прохода, Тунис, длившемся с 14 по 22 февраля 1943 г. 11 танков «Тигр» 1-й роты 501-го тяжелого танкового батальона уничтожили 15 американских танков, не понеся потерь. Всего же в этом сражении было уничтожено 44 американских танка.
В целом же, воевавшие в Тунисе 501-й и 504-й тяжелые танковые батальоны оказали значительное влияние на ход боевых действий. 20-24 апреля, незадолго до окружения германских войск в Тунисе, экипажи «Тигров» из кампфгруппы «Зейдстикер» в ходе ожесточенных боев уничтожили 75 танков противника.
Поэтому союзникам приходилось делать ставку на авиацию, которая вела охоту на немецкие тяжелые танки с воздуха. Погодные условия в Западной Европе и Северной Африке в большей степени способствовали действиям авиации, тогда как на Восточном фронте часто стояла низкая облачность, не позволявшая эффективно применять самолеты.
ТАКТИКА «ТИГРОВ»
Первые «Тигры» использовались, что называется, вслепую, каких бы то ни было тактических наставлений по применению тяжелых танков тогда не существовало. Единственный руководящий документ, который имели в своем распоряжении командиры «Тигров» — Приказ № 87/42 General der Schnellen Truppen, датированный 10 февраля 1942 г. Документ, принятый за полгода до сборки прототипов «Тигра» Хеншеля и Порше содержал очень расплывчатые рекомендации по применению тяжелых танков вообще. В нем ничего не говорилось о конкретных тактических приемах на реальном поле боя.
Опыт первых шести месяцев использования танков «Тигр» на фронте был обобщен в документе Merkblatt 47a/29 «Подготовка и использование тяжелых танковых батальонов». 20 мая 1943 г. было издано наставление H.Dv.470/7 «Рота средних танков». Тем не менее, по-прежнему не существовало отдельного наставления для командного состава тяжелых танковых рот и батальонов, словно тактика использования тяжелых танков ничем не отличалась от применения танков средних.
Согласно наставлению отмечались большая огневая мощь, хорошая бронезащпта и высокая проходимость (даже в зимнее время) материальной части тяжелых танковых рот. Тяжелый танковый батальон идеально подходил для прорыва хорошо укрепленной полосы обороны противника и для борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.
Тяжелые танковые роты могли использоваться отдельно от тяжелых танковых батальонов как мобильный резерв армейского уровня для прорыва обороны и глубоких рейдов в тыл противника.
В состав каждого тяжелого танкового батальона входило ремонтное подразделение – рота, организованная по штату K.St.N. 1187b. Только в этих ротах имелась техника, необходимая для эвакуации подбитых тяжелых танков с поля боя в тыл для ремонта. Все другие типы танков сухопутных войск Германии могли быть отбуксированы и отремонтированы силами других подразделений. Лишь «Тигры» нуждались в специальной технике и специальных ремонтно-эвакуационных формированиях. Замену двигателя можно было произвести установленным на грузовике краном, демонтаж башни – только специальным 15-тонным П-образным краном. Таких кранов нигде кроме ремонтных рот тяжелых танковых батальонов не имелось.
Ремонтная рота включала эвакуационный взвод (18 тягачей Sd.Kfz.9, лишь сцепленных цугом три таких тягача могли буксировать «Тигр») и ремонтного подразделения. Рота была загружена работой постоянно. К примеру, за два месяца с 22 июня по 21 августа 1944 г. ремонтная рота 502-го тяжелого танкового батальона (в этот период батальон действовал в Прибалтике) отремонтировала 102 танка «Тигр». По штату в батальоне имелось 45 «Тигров», таким образом, каждый танк побывал в ремонте за два месяца минимум дважды! Помимо танков, рота осуществляла ремонт другой техники батальона: тягачи ремонтировались за этот же период 41 раз, грузовые автомобили — 35 раз, бронеавтомобили — 44 раза, мотоциклы 10 раз. Кроме того, было отремонтировано 11 пулеметов MG-34 (хорошо еще, что на вооружении батальона состояли обычные пехотные MG-34, в случае MG-34S или MG-34/41 работы могло быть гораздо больше) и 21 танковая пушка. Радиомеханики за это время 80 раз ремонтировали танковые радиостанции. Эвакуационный взвод буксировал «тигры» 144 раза – каждый танк, как минимум, трижды. Ремонтная рота батальонного уровня считалась «госпиталем» для «Тигров», мелкий и средний ремонт производился на уровне рот, ремонтными взводами. Ремонтные взводы за те же два месяца отремонтировали еще 26 танков. Из 128 случаев ремонта за двухмесячный период, чаще всего работали с двигателями (55 раз), затем шли – ремонт трансмиссий (41 раз), ходовой части (32 раза). В 22 случаях требовался ремонт корпуса из-за боевых повреждений брони. За этот период 12 «Тигров» списали: три взорваны из-за невозможности буксировки, восемь сгорели в результате попаданий снарядов, один подбитый танк остался на контролируемой противником территории; еще 21 танк получил тяжелые повреждения.
Тяжелый танковый взвод (Zug) имел на вооружении четыре «Тигра». Взвод делился на два полувзвода (Halb-Zug). Командир взвода (Zugfuhrer) непосредственно командовал первым полувзводом, заместитель командира взвода – вторым полувзводом. Взвод являлся основной тактической единицей тяжелой танковой роты.
Большое внимание уделялось разведке маршрутов передвижения тяжелых танков, по причине огромной массы и значительных габаритов «Тигра». На стадии планирования марша изучались все возможные документы – от аэрофотоснимков до топографических карт. Колонны «Тигров» никогда не смешивались на марше с колоннами другой техники. Рухнувший под тяжелым танком мост (что случалось сплошь и рядом) мог напрочь заблокировать передвижение других частей и подразделений.
При совершении ночных маршей на броне находились наблюдатели из числа членов экипажа. Днем также выделялся наблюдатель, но с другой целью. Ночью наблюдатель был «глазами и ушами» механика-водителя, днем – наблюдал за воздушным пространством. При совершении длительных маршей делались остановки для осмотра техники, первая – через 5 км марша, в последующем – через каждые 10-15 км. Оптимальная скорость движения 10-15 км/ч днем и 7-10 км/ч ночью.
Шум двигателей «Тигров» ни с чем нельзя было спутать, поэтому противник достаточно легко мог установить передислокацию подразделений тяжелых танков. При выдвижении «Тигров» к передовой приходилось учитывать скорость и направление ветра, принимать меры акустической маскировки, например, проводить марши под прикрытием артиллерийской канонады или летающих на малых высотах самолетов.
В конечной точке марша тяжелые танки первым делом заправляли, чтобы восполнить расход горючего на марше. Тяжелые танки выдавал не только гул двигателей, но и характерные следы широких гусениц. Превентивные меры против воздушной разведки противника — № 2 в повестке дел, после прибытия танков в конечный пункт маршрута: заметание на дороге следов от гусеничных траков. Если «Тигры» прибывали в конечный пункт днем, то танки немедленно рассредоточивали.
Основные козыри танков «Тигрв» в бою – мощная пушка, толстая броня и высокая подвижность. Баллистика пушки позволяла экипажам «Тигров» поражать вражеские танки, оставаясь не досягаемыми для ответных снарядов. Первые успехи «Тигров» породили миф об их неуязвимости и способность в одночасье решить ход боя. Многие командиры вермахта уверовали в этот миф. Эта вера дорого обошлась танкистам. «Тигры» стали бросать на передовую взводами, полувзводами и даже одиночными танками без прикрытия пехотой. В результате росли потери материальной части танковых батальонов. На «Тиграх» концентрировался огонь артиллерии, танков, самоходок и даже пехоты противника.
В состав боекомплекта к 88-мм пушке KwK-36 входило эффективное противопехотное средство – осколочный снаряд Sprenggranate L/4,5. Даже один «тигр» мог остановить волну атакующей советской пехоты. Тем не менее, сам «Тигр» нуждался в пехотном прикрытии, а также – в пространстве для маневра. В то время как многие общевойсковые командиры отводили тяжелому танку роль подвижной огневой точки. Сам по себе факт присутствия «Тигров» оказывал огромное моральное влияние на германскую пехоту. Моральный фактор вступал в противоречие с критериями боевой эффективности. Наибольшую пользу своей пехоте тяжелые танки могли принести, оставаясь в ближнем тылу на хорошо подготовленных огневых позициях. В этом случае «Тигры» имели наиболее выигрышную тактическую ситуацию: внезапный огонь с замаскированных позиции, возможность смены заранее подготовленных позиций, сведенный к минимуму риск поражения танков apтогнем или авиацией противника; немаловажный фактор — между танками и противником находилась собственная нехота — можно было не опасаться ручных гранат. Зато в тылу «Тигры» не видела собственная пехота. «Тигры» на передовой пехота видела, ее боевой дух от этого поднимался, но танкисты разом теряли все тактические преимущества, взамен приобретая массу проблем. Чаще всею выбор позиции находился не в руках танкистов.
© Контент подготовлен для сайта «Войны XX века» http://war20.ru по материалам серии брошюр «Военные машины. Тигр». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века».