27.09.2015     "Холодная война" >> Военно-воздушные силы

Самолеты-разведчики НАТО

Как только в Европе опустился «железный занавес», разведывательная авиация НАТО начала свою долгую и активную деятельность, облетывая границы стран Варшавского договора и залетая на их тер­риторию. Очень часто такие действия осуществлялись с применением переоборудованных патрульных само­летов морской авиации, транспортных машин и бом­бардировщиков, которые использовались для радио­электронной разведки.

 

САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ НАТО В НАЧАЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

«Холодная война» шла на земле, в море, в воздухе и даже в космосе. В ней принимали участие многие страны, но в течение полувека она основыва­лась в основном на противостоя­нии двух мировых сверхдержав. Эта война унесла как минимум 170 жизней, но ее сторонники утвер­ждали, что благодаря ей удалось предотвратить конфликты куда более крупных масштабов и, воз­можно, даже третью мировую вой­ну. Существовала и тайная война, ведущаяся средствами радиоэлек­тронной разведки.

С начала «Холодной войны» в конце 40-х гг. Запад (и в особен­ности американцы) стал испыты­вать крайнюю необходимость в получении свежей информации о возможных целях за «железным занавесом». На тот момент досто­верных сведений такого рода в распоряжении западных союзни­ков не имелось. Списки стратеги­ческих объектов, подлежавших атомным ударам, были составле­ны почти исключительно на осно­ве данных германской разведки времен Второй мировой войны. Однако бомбардировщикам была необходима более точная навига­ционная информация о целях. Поэтому американские самолеты-разведчики RB-29 «Суперфортресс», осна­щенные сравнительно примитив­ным радиоэлектронным оборудо­ванием военного времени, начали совершать продолжительные по­леты с баз в Англии вдоль границ СССР и его союзников. Иногда они забирались и вглубь террито­рии этих стран.

К концу корейской войны стратегическое командование ВВС США заменило находивши­еся в первой линии самолеты-разведчики RB-29 на RB-50, модернизирован­ный вариант самолета «Супер­фортресс». В составе 55-го страте­гического разведывательного крыла летало свыше 40 самолетов RB-50 модификаций Е, F и G, ко­торые продолжали почти непре­рывную цепь послевоенных тай­ных операций.

 

РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ США

Вслед за В-29 и В-50 в Англии вскоре появился RB-45C, специ­альный разведывательный вари­ант четырехдвигательного реак­тивного бомбардировщика Норт Америкен «Торнадо». Самолеты-разведчики RB-45C довольно часто производи­ли аэрофотосъемку в глубине тер­ритории социалистических стран, несмотря на то что они являлись легкой добычей для только что по­ступивших на вооружение совет­ских перехватчиков МиГ-15.

Самолет-разведчик RB-36

Самолет-разведчик RB-36

В свою очередь, американцы подняли потолок «Торнадо» до 13716 м и значительно увеличили его радиус действия, установив на законцовках крыла топливные баки большой емкости. Кроме того, непосредственно перед на­рушением границы RB-45C попол­няли топливо в полете с заправщи­ков КВ-29. Благодаря этим усовершенствованиям RB-45C имел отличные шансы избежать прямо­го боевого столкновения с пере­хватчиками, и был недосягаем для зенитной артиллерии. Ни один самолет этого типа не был сбит и даже не получил повреждений над Восточной Европой.

Вышесказанное относится и к В-36, огромному шестимоторному межконтинентальному бомбарди­ровщику. Спроектированный в годы Второй мировой войны в качестве носителя обычных бомб для нанесения ударов по объектам в Германии с баз в США, В-36 затем стал первым в мире межконтинентальным стратегическим бомбардировщиком-носителем ядерного оружия, способным атаковать цели в глубине территории СССР. На основе В-36 было создано немало разведывательных самолетов, большинство которых сохранило качества бомбардировщика и несло фоторазведывательную аппаратуру в переоборудованных бомбовых отсеках.

После переоборудова­ния в самолет-разведчик он получил обо­значение RB-36. В двух из его про­сторных бомбовых отсеках были установлены 14 фотокамер. Пос­ледний вариант самолета имел че­тыре вспомогательных турборе­активных двигателя, которые по­зволяли машине достигать той же высоты, что и RB-45. Однако у В-36 имелся большой недостаток — очень малая крейсерская ско­рость. 12 этих самолетов были пе­реоборудованы в авиаматки для реактивных разведчиков Рипаблик RF-84K «Тандерстрик» по нео­бычной программе FICON (транс­портировка истребителей): одно­местный истребитель-разведчик доставлялся в район разведки в бомбовом отсеке бомбардиров­щика В-36 в полуутопленном по­ложении. Затем он отделялся от самолета-матки и производил аэрофотосъемку объекта с малой высоты. После этого он возвра­щался обратно, занимал прежнее положение в бомбовом отсеке и доставлялся на базу.

С принятием на вооружение RB-45 разведывательная авиация США и Великобритании все же не стала менее уязвимой для против­ника. МиГ-15 по-прежнему оста­вался грозным соперником, обла­давшим более высокой скоро­стью, и потому RB-45 были вынуждены переключиться на ночные операции, которые не да­вали нужных результатов. В Ко­рее аналогичные проблемы испы­тывали тактические разведыва­тельные самолеты Дуглас RB-26 и Локхид RF-80.

Зачастую более уязвимыми для перехвата оказывались самолеты радиоэлектронной, а не аэрофото­разведки, несмотря на то что они проникали за «железный занавес» на гораздо меньшую глубину. Дело было в том, что они создавались на базе более громоздких и тихоход­ных патрульных машин и бомбар­дировщиков, на которых только и можно было разместить тяжело­весную и крупногабаритную аппа­ратуру радиоперехвата. Сам ха­рактер выполняемых заданий де­лал их еще более уязвимыми: для получения необходимой информа­ции они должны были заставить противника включить свои РАС. Все это смахивало на игру в «кош­ки-мышки», с той лишь разницей, что самолет-шпион сам изо всех сил старался, чтобы его засекли РАС. Кроме того, желательно было перехватить также переговоры между операторами станций наве­дения и пилотами перехватчиков, поднятых по тревоге. Вместе с тем самолетам радиоэлектронной раз­ведки требовалось не попасть под огонь этих самых перехватчиков. Вдобавок несовершенство аппара­туры того времени иногда вынуж­дало повторять те же операции с целью подтверждения ранее полу­ченных данных или для получения более четких сигналов вместо тех, что уже были переданы на землю для анализа.

 

САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ БРИТАНСКИХ ВВС

Еще до образования НАТО в 1949 г. Великобритания установи­ла тесные связи с США в области воздушной разведки. Формальное соглашение об обмене разве­дывательной информацией было подписано в 1948 г. В том же году в Англию прибыли первые разве­дывательные самолеты RB-29. Это случилось во время Берлинского кризиса. Англичанам было что предложить: именно они были пионерами в применении самоле­тов радиоэлектронной разведки и РЭБ во время Второй мировой войны, и этот опыт был сохранен в Центре связи в Уоттоне.

Самолеты-разведчики

Едва войдя в строй, самолеты-разведчики "Канберра" оказались очень востребованы

В первые послевоенные годы англичане вели аэрофоторазведку с помощью переоборудованного для этой цели самолета Де Хэвилленд «Москито», который имел дальность полета 5794 км и пото­лок 11125 м. Эти характеристики позволяли ему беспрепятственно летать над Восточной Европой, пока угроза «МиГов» не стала слишком серьезной.

На смену «Москито» пришел самолет Инглиш Электрик «Кан­берра», один из первых в мире ре­активных бомбардировщиков. Высокие скорость и потолок позволяли ему избегать советских перехватчиков МиГ-15. Этот са­молет часто совершал разведывательные полеты у границ СССР, а также вторгался в его воздушное пространство на значительную глубину. С этих операций и поны­не, 40 лет спустя, не снят гриф «Секретно». Одной из известных операций, успешно проведенных «Кан­беррами», стало фотографирование ракетного полигона Капустин Яр. Эта миссия была осуществлена Королевскими ВВС  по просьбе США в 1953 или 1954 г.

В 1951 г. 192-я эскадрилья RAF была оснащена самолетами радио­электронной разведки Авро «Лин­кольн» В.Мк2 и получила задачу по сбору электронной разведывательной информации. Когда США предоставили RAF в аренду под­разделение бомбардировщиков В-29, переименованных англича­нами в «Вашингтон», несколько та­ких самолетов поступили в 192-ю эскадрилью в дополнение к «Лин­кольнам» с их негерметизированными кабинами. Англичане пер­выми получили данные о наличии у СССР бортовых РЛС воздушно­го перехвата, когда их самолет-разведчик доставил на базу 20-секундную запись системы «Scan Odd». Позднее британские РЛС воздуш­ного и наземного базирования опять-таки первыми обнаружили существование советских систем РЭБ и Лоран (дальней радионави­гации).

Взамен англичане получили доступ к данным аэрофотосъе­мок, проводившихся самолетами-шпионами США. Американские RB-45C, базировавшиеся на бри­танском аэродроме в Скулторне, стали летать с опознавательными знаками RAF, и некоторые из них пилотировались британскими летчиками, хотя официально эти машины никогда не числились в британских частях. Позднее анг­лийские летчики освоили также новые самолеты Локхид U-2, по­явившиеся в Уоттоне.

Тем временем американские спецслужбы планомерно увели­чивали штаты своих авиаподраз­делений, сконцентрировав основ­ные усилия на операциях вблизи границ СССР и его союзников. Сейчас уже не приходится сомне­ваться, что в ходе таких операций совершались намеренные втор­жения в чужое воздушное про­странство, но в то время эти фак­ты обычно отрицались. Если со­ветским летчикам удавалось сбить самолет-шпион и в совет­ских газетах появлялись разобла­чительные статьи, западные пред­ставители попросту объясняли такое нарушение «навигацион­ной ошибкой». К концу 1959 г. было сбито как минимум 12 само­летов-разведчиков США, и не все они находились над «нейтральны­ми водами», как гласило расхожее в то время выражение.

 

ПОТЕРИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ВМС США

Фоторазведывательный вариант бомбардировщика

Фоторазведывательный вариант бомбардировщика "Стратоджет" RB-47E

На долю военно-морской авиа­ции США пришлось 6 из 12 сби­тых самолетов-разведчиков, в том числе четыре самолета P2V «Не­птун», летавших с баз в Японии или на Аляске. Дальний радиус действия этого противолодочного самолета как нельзя лучше соот­ветствовал поставленной ему за­даче — прослушиванию радиоте­лефонных и радиотелеграфных переговоров. Однако в распоряжении ВМФ были и специальные самолеты радиотехнической раз­ведки, такие как Консолидейтед PB4Y «Прайветир», созданный на базе бомбардировщика военного времени В-24.

8 апреля 1950 г. один из этих самолетов стал первой потерей в необъявленной войне разведок. Его сбили четыре истребителя «над Балтийским морем», если верить американским властям, или «в 23 км от границы внутри советского воздушного пространства над Латвией», согласно офи­циальному советскому заявле­нию. PB4Y взлетел из Висбадена в ФРГ и должен был приземлиться в Копенгагене, в Дании. Геогра­фическое положение сделало Бал­тику очень важным регионом в плане сбора приграничной разведывательной информации.

Эстафету у «Прайветира» при­нял Мартин Р4М «Меркатор» — самолет с двумя поршневыми и двумя реактивными двигателями, предназначенный для морского патрулирования. Была выпущена 21 машина этого типа, которые в период с 1950 по1960 г. использо­вались для разведки. Один «Мер­катор» был сбит китайскими ис­требителями у Венчоу в августе 1956 г. «Меркаторами» была осна­щена разведывательная эскадри­лья VO-1 ВМС США, сформи­рованная в 1955 г. и являвшаяся первой специальной частью ра­диоэлектронной разведки амери­канского флота.

В конце 50-х гг. Центр разведы­вательных операций ВМС США переместился в океанские просто­ры, так как на вооружение тогда поступил палубный самолет Дуглас А-3 «Скайуорриор». Вслед за пятиместным самолетом фотораз­ведки RA-3B вскоре стал выпус­каться семиместный самолет ра­диоэлектронной разведки ЕА-3В. Несколько машин этого типа лета­ли в составе разведывательных эскадрилий VQ-1 и VO-2 Тихооке­анского и Атлантического флотов вплоть до 1991 г. Это был очень тя­желый палубный самолет, осна­щенный аппаратурой для пере­хвата радиообмена между совет­скими военными кораблями и фиксации излучения их РЛС.

Разработанный в качестве патрульного самолета, способного конкурировать с «Нептуном» фирмы «Локхид», Мартин «Меркатор» стал затем платформой для самолета радиоэлектронной разведки P4M-1Q, который состоял на вооружении частей ВМФ США, занимавшихся радиоперехватом.

Разработанный в качестве патрульно­го самолета, способного конкурировать с «Нептуном» фирмы «Локхид», Мартин «Меркатор» стал затем платформой для самолета радиоэлектронной разведки P4M-1Q, который состоял на вооруже­нии частей ВМФ США, занимавшихся радиоперехватом.

В Стратегическом авиационном командовании разведывательное трио из RB-36, RB-45 и RB-50 начало с 1954 г. уступать свое место Боин­гу RB-47. Всего было сформирова­но не менее пяти стратегических разведывательных авиакрыльев, на вооружении которых находи­лось 250 «Стратоджетов».

Большую их часть составляли самолеты фоторазведки RB-47E, оснащенные целым набором из 11 фотокамер и осветительных бомб улучшенной конструкции. Одна­ко теперь упор делался на радио­локационную разведку с целью получения точных данных для бомбардировочного флота втор­жения. Модификации RB-47H и ERB-47H имелись в меньшем коли­честве, летая в составе 55-го стра­тегического разведывательного крыла. На ERB-47H была установ­лена система радиоэлектронной разведки Мелпар ALD-4, которую первоначально планировалось разместить на внешней подвеске самолета Конвэр В-58. Оборудова­ние и три оператора находились в капсуле в бомбоотсеке.

Один из таких самолетов, вылетевший с авиабазы Брайз Нор­тон в Англии, был сбит двумя со­ветскими «МиГами» в отдаленных северных водах Баренцева моря 1 июля 1960 г. Из шести членов экипажа спасти удалось лишь дво­им, которые были взяты в плен.

На близлежащем Кольском п-ове находились главные базы со­ветского Северного флота, а также многочисленные стартовые пози­ции МБР и аэродромы, на которых базировались дальние бомбарди­ровщики. Этот район был запланирован для разведки за два месяца до уничтожения RB-47. Над ним должен был пролететь U-2, взлетевший из Пакистана. Но этой машине не удалось выпол­нить задание и затем совершить посадку в Норвегии, потому что в районе Свердловска она была сби­та советской ракетой ЗРК С-75.

Инциденты с U-2 и RB-47 по­служили переломным моментом в разведывательной деятельности периода «холодной войны», и не только потому, что президенту Кеннеди пришлось пообещать прекратить полеты над террито­рией СССР, чтобы вернуть назад двух летчиков RB-47 (пилот U-2, Френсис Гэри Пауэре, был осво­божден год спустя в обмен на со­ветского разведчика, задержан­ного в США).

Это был период, когда быст­рый технический прогресс сделал необходимым упор на радиоэлек­тронную разведку.

1960-й год был для США не только годом провалов, но и первых успехов в космической разведке, осуществлявшейся по­средством спутников-шпионов. У СССР космическая разведка по­явилась лишь три года спустя. А тайная война приобретала тем временем все более широкие мас­штабы, так как Советский Союз приступил к переоборудованию своих дальних бомбардировщи­ков для выполнения разведыва­тельных задач на значительном удалении от своих границ.

Материал подготовлен для  по книге "Воздушные войны XX века" под ред. К. Бишопа. При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны XX века».

Факт

В 1945 г. американцы не имели бомбардировщиков, способных нести атомные бомбы. Для этих целей было переоборудовано 15 тяжелых бомбардировщиков B-29, при этом с них пришлось снять все бронирование и оборонительное вооружение...

Понравился материал? Поддержите наш сайт!

Вам есть, что добавить? Оставляйте комментарии!

Введите символы:
Captcha
  
 
 
 
Танковый ас Виттман Первая мировая Лейбштандарт СС Противотанковые средства Первая САУ Стрелковое оружие Берлинский гарнизон Торпедоносцы Винтовки Второй мировой Малыш и Толстяк Хиросима Вторая мировая
 

Вход

Логин:
Пароль:

Регистрация

Закрыть
Логин:
Email:
Пароль:
Повтор пароля:
Введите символы:

Captcha