3-дюймовая зенитная самоходная установка M1917 на колесной базе конструкции Кристи считается первой САУ специальной постройки, принятой на вооружение Армии США. Еще до начала войны, и особенно начиная с 1914 года, все основные воюющие армии начали обзаводиться зенитными самоходными установками, и это было понятно. Даже тогдашние несовершенные самолеты имели относительно большую скорость и дальность полета, и противник мог достаточно быстро наращивать усилия своей авиации на выбранном им участке. В то же время наличный парк зенитных орудий был невелик, что требовало повышения их мобильности для быстрой переброски возможно большего числа зениток на такой участок. Именно это заставило начать установку зенитных орудий на самоходных шасси, нередко – бронированных, а иногда и вездеходных.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЗСУ М1917
На тот момент Армия США получила на вооружение 75-мм зенитную самоходную установку обр. 1917 г. (75-millimeter antiaircraft track mount, model of 1917), представляющую собой 75-мм американскую полевую пушку обр. 1916 г. в зенитной установке на шасси грузовика White TBC. Кроме того, в США имелась значительно более мощная и совершенная 3-дюймовая зенитная пушка М1917 (разработанная на основе орудия береговой обороны), известная также как 15-фунтовая зенитная пушка. Первоначально планировалось произвести 600 таких орудий и установить их на стационарных тумбовых установках для ПВО в системе береговой артиллерии. После вступления США в мировую войну военный министр (Secretary of War) принял решение изменить этот план и использовать 150 орудий в составе американских экспедиционных сил во Франции. Для применения пушек M1917 в системе ПВО сухопутных войск тумбовая установка, рассчитанная на стационарную позицию, подходила мало; и было принято решение поставить пушку на самоход.
Это орудие на тумбовой установке весило почти 7 тонн, в то время как, скажем, упомянутая выше 75-мм САУ на базе автомобиля White имела боевую массу всего 4,3 т вместе с самим грузовиком. Таким образом, под столь тяжелую артустановку приспособить существующие коммерческие грузовые автомобили не получалось.
Двумя годами ранее, в 1915 г. известный американский изобретатель Джон Уолтер Кристи предложил армии пятитонный тягач собственной разработки. Это была достаточно мощная машина для своего времени, но она не устроила военных, так как на тот момент не имела полного привода. После того, как Кристи доработал свою машину, она пришлась как раз кстати в качестве базы для размещения зенитного орудия M1917. Впрочем, в качестве альтернативы военные рассматривали гусеничное тракторное шасси фирмы «Holt». Она получила заказ на опытный образец 3-дюймовой ЗСУ, но в конечном итоге победил тягач Кристи образца 1915 года, доработанный для установки орудия и оснащенный приводом также и на задние колеса.
Контракт на первый экземпляр машины (ценой 7880 долларов — в эту сумму не вошла стоимость орудия, поставляемого Департаментом вооружений) был подписан 22 декабря 1916 года, патентная заявка подана конструктором 21 ноября 1917 года. Официальным наименованием машины было — «Self-propelled wheeled mount for 3-inch anti-aircraft gun, model of 1917» (самодвижущийся колёсный лафет для 3-дюймовой зенитной пушки, модель 1917 года). В литературе эта машина иногда обозначается и M1916.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 3-ДЮЙМОВОЙ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ М1917 (SELF-PROPELLED WHEELED MOUNT FOR 3-INCH ANTIAIRCRAFT GUN, MODEL OF 1917)
Самоходная установка представляет собой самоход с артиллерийским вооружением из 3-дюймовой зенитной пушки М1917.
Самоход представляет собой полноприводную (4×4) колесную машину. Машина рамной конструкции. В передней части машины смонтированы радиаторы и поперечно расположенный двигатель в блоке с КПП. Радиаторов два, размещены тандемом (друг за другом последовательно); вентилятор охлаждения имеет цепной привод. Двигатель четырехцилиндровый четырёхтактный рядный бензиновый водяного охлаждения конструкции Кристи, выполнен по схеме «T-Head», т.е. впускные клапана находятся с одной стороны блока цилиндров, а выпускные — с другой. Рабочий объем составляет 665,2 куб. дюйма (10903 куб. см) – диаметр цилиндра 5,5 дюйма (139,7 мм), длина хода поршня – 7 дюймов (177,8 мм); мощность — 60 л.с. при частоте вращения 1200 об/мин. Коренные подшипники коленвала – шариковые. Пуск двигателя производится вручную, посредством пусковой рукоятки.
Картер коробки перемены передач выполнен в одном блоке с картером двигателя. КПП простая трехходовая с надвижными шестернями, имеет три передачи и реверс (т.е. обеспечивает три скорости движения вперед и назад); кинематика трансмиссии обеспечивает расчетные значения скоростей в обоих направлениях — 2-15 миль/час (3,2-24,1 км/час). Валы КПП лежат параллельно коленчатому валу двигателя. Вращение с коленвала двигателя на КПП передается через сцепление и зубчатую пару, ведущая шестерня которой закреплена на ведомом диске сцепления.
Передний мост состоит из балки с вертикальными шкворнями на концах; двух колёс и двух приводных валов, соединенных межколёсным дифференциалом. Каждое колесо представляет собой качающийся (поворотный вокруг вертикальной оси) барабан, имеющий осью качания шкворень; по барабану на подшипнике большого диаметра вращается обод, несущий грузошины. Приводные валы несут на концах ведущие шестерни колёсных редукторов внутреннего зацепления; ведомые зубчатые венцы находятся на ободах колёс. В конструкции предусмотрены шарниры равных угловых скоростей, позволяющие передавать вращение на колёсные редукторы при повороте колёс и при вертикальном ходе колёс в пределах, обеспечиваемых подвеской. К раме мост подвешен на двух листовых полуэллиптических рессорах.
Тактико-технические характеристики ЗСУ M1917 | |
Боевая масса, т | 14,4 |
Длина с орудием на нулевом угле возвышения, мм | 7010 |
Ширина в походном положении, мм | 2565 |
Высота с орудием на нулевом угле возвышения, мм | 2591 |
База, мм | 3988 |
Расчет, чел. | 9 |
Мощность двигателя, л.с. | 60 |
Максимальная скорость, км/ч | 19,3 |
Калибр, мм | 76,2 |
Длина ствола, в калибрах | 55 |
Масса снаряда. кг | 6,8 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 792,5 |
Наибольшая горизонтальная дальность шрапнельным снарядом, м | 8850 |
Досягаемость по высоте, м | 8230 |
Вес орудия, т | 6,931 |
Передние колеса являются управляемыми, управление осуществляется посредством поворота колес при помощи рулевого колеса и рулевой тяги. Наименьший радиус поворота машины составляет 40 футов (12,2 м).
Остановочный тормоз машины действует на передние колёса. Тормоз ленточного типа, тормозной барабан закреплен на корпусе дифференциала переднего моста.
Вращение с выходного вала КПП на дифференциал переднего моста передаётся передачей на третий промежуточный вал и далее через цепную передачу на дифференциал заднего моста.
Задний мост состоит из балки, на концах которой сидят на цапфах на подшипниках колёса барабанного типа; и двух приводных валов, соединённых межколёсным дифференциалом. Приводные валы несут ведущие шестерни колёсных редукторов внутреннего зацепления, ведомые шестерни их закреплены на ободах колёс. К раме мост подвешен на двух листовых полуэллиптических рессорах.
На приводных валах заднего моста установлены барабаны, применяемые для самовытаскивания машины посредством наматывания тросов или цепей, закрепленных за неподвижный местный предмет.
Все колеса машины двухскатные, имеют бандажи из цельной резины (грузошины). Диаметр всех колес по бандажам — 41 дюйм (1041, 4 мм), общая ширина двух бандажей каждого колеса — 10 дюймов (254 мм).
Радиаторы размещены открыто, двигатель и КПП защищены кожухом из противопульной брони (другой бронезащиты машина не имеет). Маховик двигателя расположен открыто, вне кожуха, с правой стороны машины.
Сидение водителя размещено открыто впереди; в задней части машины имеется сидение для размещения ещё двух-трех человек. Под сиденьем водителя смонтирован топливный бак. Органы управления включают рулевое колесо, рычаг переключения передач, рычаг реверса КПП; педали — тормоза, газа и сцепления. Имеется также рычаг ручного тормоза, расположенный у заднего сиденья и предназначенный для блокировки задних колес при переводе машины в боевое положение. На приборной панели размещены спидометр и гнездо зажигания.
Сзади на раме прикреплен ящик для перевозки части боекомплекта и имущества. Места для размещения остальной части артиллерийского расчета (кроме номеров, размещенных на заднем сиденье) и боеприпасов на машине не предусмотрены — они перевозятся отдельно.
Машина оборудована двумя электрическими фарами и поворотной фарой-искателем (справа от места водителя).
Средняя часть самохода представляет собой открытую орудийную платформу, несущую опорное кольцо. Опорное кольцо связано с поперечными балками рамы раскосами. Высота верхней плоскости опорного кольца относительно поверхности земли составляет 0,61 м. Вокруг опорного кольца расположен кольцевой настил из металлического листа. Уровень настила несколько выше уровня опорного кольца.
Вооружение машины состоит из 3-дюймовой зенитной пушки М1917.
Ствол орудия имеет 24 нареза переменной крутизны (прогрессивная нарезка). Затвор — вертикальный клиновой полуавтоматический. Тормоз отката — гидравлический, расположен над стволом. Цилиндр тормоза отката закреплен на люльке, шток поршня связан с телом орудия. Два пружинных накатника расположены под стволом. Нормальная длина отката составляет 12 дюймов (304,8 мм). Подъемный и поворотный механизмы -ручные, червячные.
Установка орудия — тумбовая. Основание установки скреплено с опорным кольцом орудийной платформы самохода при помощи болтов. Тумба орудия обкатывается по основанию на роликах, связанных сепаратором.
Для стрельбы из орудия используются унитарные выстрелы со снарядами четырех типов — фугасным (high-explosive shell) с механическим дистанционным взрывателем; трассирующим, шрапнельным противовоздушным (Mark I antiaircraft shrapnel shell) и осветительным.
Перед стрельбой машина горизонтируется и вывешивается с помощью восьми выносных опор — аутригеров (по два спереди, сзади и по каждому борту самохода). Хотя устройство орудийной установки обеспечивает угол возвышения ствола в 90°, вести стрельбу разрешается под углом не более 85° во избежание травм расчета. Горизонтальный обстрел — круговой. Дополнительного вооружения боевая машина не имеет.
ПРИНЯТИЕ НА ВООРУЖЕНИЯ И СЛУУЖБА ЗСУ М1917 В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ США
Поставленную в 1917 году машину Кристи американские военные испытали (довольно неспешно) совместно с установкой зенитного орудия М1917 на шасси гусеничного трактора «Holt». В ходе тестов выяснилось, что образец Кристи был предпочтительнее. Несмотря на то, что машина получилась тяжелой и требовала больших физических усилий для действий рулем, американские военные заказали ещё четыре установки (контракт на общую сумму 60000 долларов был подписан 13 декабря 1917 года); они были поставлены в первой половине 1918 года.
В рамках реализации вышеописанной инициативы военного министра начались консультации военного ведомства с командованием американскими экспедиционными силами. В одной из телеграмм Департамента вооружений генералу Першингу (командующему американским Экспедиционным корпусом) от 7 июня 1918 года среди прочего говорилось:
«…Сейчас имеется 55 зенитных установок типа Береговой артиллерии модели 1917 года с 3-дюймовыми орудиями, дополнительно 104 установки находятся в производстве и будут поставлены в течение этого года.
Эти установки могут быть смонтированы на тяжёлых шасси, оснащённых бензиновым мотором, с которых возможно ведение огня.
Вес данного шасси [без артиллерийской установки] составляет 18000 фунтов; стабильность его при ведении огня очень хорошая. Шасси показало себя вполне пригодным для использования на хороших грунтовых дорогах и дорогах с твёрдым покрытием.
В настоящее время имеются только пять таких машин, но заводские поставки их, вероятно, могут начаться через два-три месяца [после выдачи заказа] в количестве три машины в неделю.
Считаете ли Вы необходимым поставки упомянутых орудий на самоходных шасси или без таковых для защиты складов и других подобных целей?».
Первоначально генерал Першинг отнёсся к идее поставок мощных 3-дюймовых зениток крайне заинтересованно, но уже пару недель спустя отказался от них, указывая на достаточное наличие более лёгких 75-мм орудий, смонтированных в том числе и на грузовиках. Огневые возможности пушки M1917 (по дальности и высоте), действительно, выглядели явно избыточными для поражения тогдашних самолётов фронтовой авиации, с которыми и должна была бороться войсковая ПВО.
Таким образом, все 3-дюймовые зенитные орудия М1917 остались в США и использовались за пределами страны только в зоне Панамского канала. Всего по состоянию на март 1919 года было принято 112 тумбовых установок и 102 орудия, и только пять из них были смонтированы на самоходах Кристи, ещё одно — на базе гусеничного трактора «Holt».
Машины Кристи были переданы береговой артиллерии (Coast Artillery) для противовоздушной обороны приморских городов от ожидаемых в конце войны налётов германских цеппелинов — возможности их в то время, под впечатлением от бомбардировок Лондона, склонны были преувеличивать. К сожалению, новые самоходки оказались приспособлены лишь к движению по дорогам с твёрдым покрытием; впрочем, дорожная сеть вокруг больших городов была вполне развитой и позволяла без проблем перебрасывать тяжёлые машины.
Насколько долго продолжалась служба этих интересных машин после окончания войны – достоверно неизвестно, но, вероятно, недолго.
(К. Ромасев, В. Бут, «Военные машины Джона Уолтера Кристи, 1916-1927»)