3-дюймовая зенитная самоходная установка M1917 (США)

ЗСУ М1917 в походном положении
ЗСУ М1917 в походном положении

3-дюймовая зенитная самоходная установка M1917 на колесной базе конструкции Кристи  считается первой САУ специальной по­стройки, принятой на вооружение Армии США. Еще до начала войны, и особенно начиная с 1914 года, все основные воюющие армии начали обзаводиться зенитными са­моходными установками, и это было понят­но. Даже тогдашние несовершенные самоле­ты имели относительно большую скорость и дальность полета, и противник мог доста­точно быстро наращивать усилия своей авиации на выбранном им участке. В то же время наличный парк зенитных орудий был невелик, что требовало повышения их мо­бильности для быстрой переброски возмож­но большего числа зениток на такой участок. Именно это заставило начать установку зе­нитных орудий на самоходных шасси, не­редко – бронированных, а иногда и везде­ходных.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЗСУ М1917

На тот момент Армия США получила на вооружение 75-мм зенитную самоходную установку обр. 1917 г. (75-millimeter anti­aircraft track mount, model of 1917), представляющую собой 75-мм американскую поле­вую пушку обр. 1916 г. в зенитной установке на шасси грузовика White TBC. Кроме того, в США имелась значительно более мощная и совершенная 3-дюймовая зенитная пушка М1917 (разработанная на основе орудия бе­реговой обороны), известная также как 15-фунтовая зенитная пушка. Первоначально планировалось произвести 600 таких орудий и установить их на стационарных тумбовых установках для ПВО в системе береговой ар­тиллерии. После вступления США в миро­вую войну военный министр (Secretary of War) принял решение изменить этот план и использовать 150 орудий в составе амери­канских экспедиционных сил во Франции. Для применения пушек M1917 в системе ПВО сухопутных войск тумбовая установка, рассчитанная на стационарную позицию, подходила мало; и было принято решение поставить пушку на самоход.

Это орудие на тумбовой установке веси­ло почти 7 тонн, в то время как, скажем, упомянутая выше 75-мм САУ на базе авто­мобиля White имела боевую массу всего 4,3 т вместе с самим грузовиком. Таким образом, под столь тяжелую артустановку приспособить существующие коммерческие грузовые автомобили не получалось.

Двумя годами ранее, в 1915 г. известный американский изобретатель Джон Уолтер Кристи предложил армии пятитонный тягач собственной разработки. Это была достаточно мощная машина для своего времени, но она не устроила военных, так как на тот момент не имела полного привода. После того, как Кристи доработал свою машину, она пришлась как раз кстати в качестве базы для размещения зенитного орудия M1917. Впрочем, в качестве альтернативы военные рассматривали гусеничное трактор­ное шасси фирмы «Holt». Она получила заказ на опытный образец 3-дюймовой ЗСУ, но в конечном итоге победил тягач Кристи образца 1915 года, дорабо­танный для установки орудия и оснащенный приводом также и на задние колеса.

Контракт на первый экземпляр машины (ценой 7880 дол­ларов — в эту сумму не вошла стоимость орудия, поставляемого Департаментом воо­ружений) был подписан 22 декабря 1916 го­да, патентная заявка подана конструктором 21 ноября 1917 года. Официальным наиме­нованием машины было — «Self-propelled wheeled mount for 3-inch anti-aircraft gun, model of 1917» (самодвижущийся колёсный лафет для 3-дюймовой зенитной пушки, модель 1917 года). В литературе эта машина иногда обозначается и M1916.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 3-ДЮЙМОВОЙ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ М1917 (SELF-PROPELLED WHEELED MOUNT FOR 3-INCH ANTI­AIRCRAFT GUN, MODEL OF 1917)

Самоходная установка представляет собой самоход с артиллерийским воору­жением из 3-дюймовой зенитной пушки М1917.

ЗСУ М1917 в боевом положении
ЗСУ М1917 в боевом положении

Самоход представляет собой полно­приводную (4×4) колесную машину. Ма­шина рамной конструкции. В передней части машины смонтированы радиаторы и поперечно расположенный двигатель в блоке с КПП. Радиаторов два, размещены тандемом (друг за другом по­следовательно); вентилятор охлаждения имеет цепной привод. Двигатель четырехцилиндровый четырёхтактный ряд­ный бензиновый водяного охлаждения конструкции Кристи, выполнен по схеме «T-Head», т.е. впускные клапана находят­ся с одной стороны блока цилиндров, а выпускные — с другой. Рабочий объем со­ставляет 665,2 куб. дюйма (10903 куб. см) – диаметр цилиндра 5,5 дюйма (139,7 мм), длина хода поршня – 7 дюймов (177,8 мм); мощность — 60 л.с. при частоте вращения 1200 об/мин. Коренные подшипники коленвала – шариковые. Пуск двигателя производится вручную, посредством пус­ковой рукоятки.

Картер коробки перемены передач выполнен в одном блоке с картером дви­гателя. КПП простая трехходовая с над­вижными шестернями, имеет три переда­чи и реверс (т.е. обеспечивает три скоро­сти движения вперед и назад); кинемати­ка трансмиссии обеспечивает расчетные значения скоростей в обоих направлениях — 2-15 миль/час (3,2-24,1 км/час). Валы КПП лежат параллельно коленчатому ва­лу двигателя. Вращение с коленвала дви­гателя на КПП передается через сцепле­ние и зубчатую пару, ведущая шестерня которой закреплена на ведомом диске сцепления.

Передний мост состоит из балки с вертикальными шкворнями на концах; двух колёс и двух привод­ных валов, соединенных межко­лёсным дифференциалом. Каждое колесо представляет собой качающийся (поворотный вокруг вертикальной оси) барабан, имеющий осью качания шкво­рень; по барабану на подшипнике большого диаметра вращается обод, не­сущий грузошины. Приводные валы несут на концах ведущие шестерни колёсных редукторов внутреннего зацепления; ве­домые зубчатые венцы находятся на ободах колёс. В конструкции предусмотрены шарниры равных угловых скоростей, по­зволяющие передавать вращение на ко­лёсные редукторы при повороте колёс и при вертикальном ходе колёс в пределах, обеспечиваемых подвеской. К раме мост подвешен на двух листовых полуэллипти­ческих рессорах.

Тактико-технические характеристики ЗСУ M1917
Боевая масса, т14,4
Длина с орудием на нулевом угле возвышения, мм7010
Ширина в походном положении, мм2565
Высота с орудием на нулевом угле возвышения, мм2591
База, мм3988
Расчет, чел.9
Мощность двигателя, л.с.60
Максимальная скорость, км/ч19,3
Калибр, мм76,2
Длина ствола, в калибрах55
Масса снаряда. кг6,8
Начальная скорость снаряда, м/с792,5
Наибольшая горизонтальная дальность шрапнельным снарядом, м8850
Досягаемость по высоте, м8230
Вес орудия, т6,931

Передние колеса являются управляе­мыми, управление осуществляется по­средством поворота колес при помощи рулевого колеса и рулевой тяги. Наименьший радиус поворота машины составляет 40 футов (12,2 м).

Остановочный тормоз машины дейст­вует на передние колёса. Тормоз ленточ­ного типа, тормозной барабан закреплен на корпусе дифференциала переднего мос­та.

Вращение с выходного вала КПП на дифференциал переднего моста передаётся передачей на третий промежуточный вал и далее через цепную передачу на дифференциал заднего моста.

Задний мост состоит из балки, на концах которой сидят на цапфах на подшипниках колёса барабанного типа; и двух приводных валов, соединённых межколёсным дифферен­циалом. Приводные валы несут ве­дущие шестерни колёсных редукторов внутреннего зацепления, ведомые шес­терни их закреплены на ободах колёс. К раме мост подвешен на двух листовых по­луэллиптических рессорах.

На приводных валах заднего моста ус­тановлены барабаны, применяе­мые для самовытаскивания машины по­средством наматывания тросов или цепей, закрепленных за неподвижный местный предмет.

Все колеса машины двухскатные, имеют бандажи из цельной резины (грузошины). Диаметр всех колес по бандажам — 41 дюйм (1041, 4 мм), общая ширина двух бандажей каждого колеса — 10 дюй­мов (254 мм).

Радиаторы размещены открыто, дви­гатель и КПП защищены кожухом из противопульной брони (другой бронезащиты машина не имеет). Маховик двигателя расположен открыто, вне кожуха, с пра­вой стороны машины.

Сидение водителя размещено открыто впереди; в задней части машины имеется сидение для размещения ещё двух-трех человек. Под сиденьем водителя смонти­рован топливный бак. Органы управления включают рулевое колесо, рычаг переключения передач, рычаг ре­верса КПП; педали — тормоза, газа и сцеп­ления. Имеется также рычаг ручного тор­моза, расположенный у заднего сиденья и предназначенный для блокировки задних колес при переводе машины в боевое по­ложение. На приборной панели размеще­ны спидометр и гнездо зажигания.

Сзади на раме прикреплен ящик для перевозки части боекомплекта и имуще­ства. Места для размещения остальной части артиллерийского расчета (кроме номеров, размещенных на заднем сиденье) и боеприпасов на машине не предусмот­рены — они перевозятся отдельно.

Машина оборудована двумя электри­ческими фарами и поворотной фарой-искателем (справа от места водителя).

Средняя часть самохода представляет собой открытую орудийную платформу, несущую опорное кольцо. Опорное кольцо связано с поперечными балками рамы раскосами. Высота верхней плоскости опорного кольца отно­сительно поверхности земли составляет 0,61 м. Вокруг опорного кольца располо­жен кольцевой настил из металлического листа. Уровень настила несколь­ко выше уровня опорного кольца.

Вооружение машины состоит из 3-дюймовой зенитной пушки М1917.

Ствол орудия имеет 24 нареза пере­менной крутизны (прогрессивная нарез­ка). Затвор — вертикальный клиновой по­луавтоматический. Тормоз отката — гид­равлический, расположен над стволом. Цилиндр тормоза отката закреплен на люльке, шток поршня связан с телом ору­дия. Два пружинных накатника расположены под стволом. Нормальная длина от­ката составляет 12 дюймов (304,8 мм). Подъемный и поворотный механизмы -ручные, червячные.

Установка орудия — тумбовая. Основа­ние установки скреплено с опорным кольцом орудийной платформы самохода при помощи болтов. Тумба орудия обка­тывается по основанию на роликах, свя­занных сепаратором.

Для стрельбы из орудия используются унитарные выстрелы со снарядами четы­рех типов — фугасным (high-explosive shell) с механическим дистанционным взрыва­телем; трассирующим, шрапнельным противовоздушным (Mark I antiaircraft shrapnel shell) и осветительным.

Перед стрельбой машина горизонтируется и вывешивается с помощью восьми выносных опор — аутригеров (по два спе­реди, сзади и по каждому борту самохода). Хотя устройство орудийной установки обеспечивает угол возвышения ствола в 90°, вести стрельбу разрешается под углом не более 85° во избежание травм расчета. Горизонтальный обстрел — круговой. До­полнительного вооружения боевая маши­на не имеет.

ПРИНЯТИЕ НА ВООРУЖЕНИЯ И СЛУУЖБА ЗСУ М1917 В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ США

Поставленную в 1917 году машину Кри­сти американские военные испытали (до­вольно неспешно) совместно с установкой зенитного орудия М1917 на шасси гусенич­ного трактора «Holt». В ходе тестов выясни­лось, что образец Кристи был предпочти­тельнее. Несмотря на то, что машина полу­чилась тяжелой и требовала больших физи­ческих усилий для действий рулем, амери­канские военные заказали ещё четыре уста­новки (контракт на общую сумму 60000 долларов был подписан 13 декабря 1917 года); они были поставлены в первой половине 1918 года.

M1917
M1917

В рамках реализации вышеописанной инициативы военного министра начались консультации военного ведомства с командованием американскими экспедиционными силами. В одной из телеграмм Департамента вооружений генералу Першингу (командующему американским Экспедиционным корпусом) от 7 июня 1918 года среди проче­го говорилось:

«…Сейчас имеется 55 зенитных устано­вок типа Береговой артиллерии модели 1917 года с 3-дюймовыми орудиями, дополни­тельно 104 установки находятся в производ­стве и будут поставлены в течение этого го­да.

Эти установки могут быть смонтированы на тяжёлых шасси, оснащённых бензиновым мотором, с которых возможно ведение огня.

Вес данного шасси [без артиллерийской установки] составляет 18000 фунтов; стабильность его при ведении огня очень хоро­шая. Шасси показало себя вполне пригодным для использования на хороших грунто­вых дорогах и дорогах с твёрдым покрыти­ем.

В настоящее время имеются только пять таких машин, но заводские поставки их, вероятно, могут начаться через два-три месяца [после выдачи заказа] в количестве три машины в неделю.

Считаете ли Вы необходимым поставки упомянутых орудий на самоходных шасси или без таковых для защиты складов и дру­гих подобных целей?».

Первоначально генерал Першинг отнёсся к идее поставок мощных 3-дюймовых зени­ток крайне заинтересованно, но уже пару не­дель спустя отказался от них, указывая на достаточное   наличие   более   лёгких   75-мм орудий, смонтированных в том числе и на грузовиках. Огневые возможности пушки M1917 (по дальности и высоте), действи­тельно, выглядели явно избыточными для поражения тогдашних самолётов фронтовой авиации, с которыми и должна была бороть­ся войсковая ПВО.

Таким образом, все 3-дюймовые зенит­ные орудия М1917 остались в США и ис­пользовались за пределами страны только в зоне Панамского канала. Всего по состоянию на март 1919 года было принято 112 тумбо­вых установок и 102 орудия, и только пять из них были смонтированы на самоходах Кри­сти, ещё одно — на базе гусеничного трактора «Holt».

Машины Кристи были переданы берего­вой артиллерии (Coast Artillery) для противовоздушной обороны приморских городов от ожидаемых в конце войны налётов герман­ских цеппелинов — возможности их в то вре­мя, под впечатлением от бомбардировок Лондона, склонны были преувеличивать. К сожалению, новые самоходки оказались приспособлены лишь к движению по дорогам с твёрдым покрытием; впрочем, дорожная сеть вокруг больших городов была вполне разви­той и позволяла без проблем перебрасывать тяжёлые машины.

Насколько долго продолжалась служба этих интересных машин после окончания войны – достоверно неизвестно, но, вероят­но, недолго.

(К. Ромасев, В. Бут, «Военные машины Джона Уолтера Кристи, 1916-1927»)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями