В тридцатые годы XX века Великобритания все еще гордо именовала себя «владычицей морей», и быть сопричастными к национальной морской мощи желали все. Да и сам Флот давно уже не мог контролировать Мировой океан в одиночку, даже располагая авианосцами, — ему нужна была поддержка всех видов вооруженных сил, и прежде всего — авиации Берегового Командования Королевских ВВС.
В 1935 г. Имперское министерство авиации заказало два новых морских самолета. Спецификация G.24/35 требовала спроектировать дальний морской разведчик, а М.15/35 — трехместный бомбардировщик-торпедоносец сухопутного базирования. Чтобы уложиться в бюджет, они были объединены, что в принципе было лучше, но экономия на двигателях, массе и размерах самолета не позволила получить достойные летные данные. Первой «пострадала» дальность — достичь заданных 3200 км не удалось.
Первой справилась с заданием фирма «Бристоль», которая на основе фронтового бомбардировщика «Бленхейм» построила морской многоцелевой Тип 152 «Бофорт», торпеду разместив в полуутопленном положении и сохранив небольшие размеры прототипа, но улучшив обзор для наблюдения за морем — кабины «Бленхейма» были слишком тесны. Но за это Главному конструктору самолета Л. Фрайзу пришлось заплатить падением скорости и слабым оборонительным вооружением: единственная турель Бристоль Мк. IV с двумя 7,69-мм пулеметами Виккерс GO защищала только верх задней полусферы минус мертвая зона за оперением. В середине 1938 г. самолет выкатили на аэродром завода в г. Филтон, но гонка моторов «Таурус» Mk. I сопровождалась таким перегревом, что пришлось делать новые мотогондолы с приводными вентиляторами. Из-за этого первый полет машины состоялся только 15 октября 1938 г. Мидель и вес машины выросли, и она не показала расчетных данных.
Самым серьезным дефектом было рыскание: на малой скорости самолет «не держал» боевой курс, много нареканий вызывали и бесклапанные двигатели «Таурус», на применении которых настаивала фирма. Второй опытный образец оказался не лучше, тем не менее, контракт на серию самолетов «Бофорт» В Мк. I, выданный еще в 1936 г., не отменили.
Фирма «Блекберн» облетала свой бомбардировщик-торпедоносец В. 26 «Бота» 28 декабря 1938 г. Единственным его преимуществом был круговой обстрел из верхней турели, но скорость, дальность и особенно устойчивость этой кургузой машины оказались еще хуже. Но и это не помешало Министерству авиации заказать «Боту» не только заводу «Блекберн» в Думбартоне, но и фирме «Болтон Пол».
«Блекберн» упорно игнорировал требования по устранению дефектов самолета, пользуясь тем, что с началом войны Заказчик стал сговорчивее. Стабильность технологии позволила быстро «нашлепать» аж 580 серийных самолетов «Бота» Mk. L
Первой в бой на них вступила 608-я эскадрилья Берегового Командования, получив относительно безопасную задачу охоты за подлодками. С загрузкой глубинными бомбами центровка была лучше, но и в таком варианте самолет оказался небезопасен в пилотировании и после ряда катастроф был снят с вооружения. Оставшиеся «боты» были переделаны в учебные и буксировщики мишеней, продолжая и там «делать вдов» до 1944 г., пока их окончательно не списали.
Фирма «Бристоль», напротив, рьяно взялась за улучшение своего «бофорта», но плотная компоновка затрудняла крупные доработки. Главным успехом на пути улучшения самолета стало решение проблемы устойчивости. С 1941 г. изменили заднюю кромку крыла за мотогондолами — выступавшие назад пластины стабилизировали поток, попадавший на вертикальное оперение, и вредное рыскание пропало.
Оказались неудачными попытки установить пулеметы в кабине штурмана для стрельбы вперед и вниз-назад, но главные проблемы были связаны с моторами. Улучшить надежность модели «Таурус» III не удалось, вместо них пытались ставить варианты Мк. II, VI, XII или XVI, но все они были недостаточно мощными. «Двойка» на взлете развивала лишь 1010 л.с, а на боевом режиме на 1510 м — 1065 л.с. Это обеспечивало скорость не более 420 км/ч, а с торпедой снижала до 360 км/ч.
«Таурус» имел большой мидель из-за архаичной схемы (однорядная 9-цилиндровая звезда) и не располагал резервами мощности. Установка американских Пратт-Уитни R-1830-S3C4-G (взлетная мощность 1200 л.с, боевая на высоте 4000 м — 900, далее до расчетной высоты — 1050 л.с.) выпуска австралийского филиала «Дженерал Моторз» открывала пути для улучшения машины. «Бофорт» В Мк. II получил новую верхнюю турель В1 Мк. V, а неудачную карданную установку пулемета в носке кабины штурмана сменили два неподвижных (низ, правда, остался без защиты). Пытались поставить пулеметы и по бортам за кабиной летчика, но пользоваться ими в бою оказалось практически невозможно, зато радар ASV Mk 111 для обнаружения морских целей оказался полезен.
Головной борт AW244 с моторами R-1830-S3C4-G был сдан в сентябре 1941 г., но всего было сделано только 167 (а по др. данным — 165) машин: моторы из Австралии возить было сложно, и пришлось возобновить выпуск Мк. I с «таурусами», которых в Англии было сделано 1013 штук.
«Бофорт» Мк. II получил тормозные щитки и мог бомбить с пикирования, фирма сделала и специальный пикировщик В Mk. III с высотными моторами «Мерлин» Мк. XX, но их не хватало для истребителей, а под угрозой массированных авианалетов они имели высший приоритет. Завод в Филтоне сам был загружен выпуском ночных перехватчиков «Бофайтер» — и задание на выпуск торпедоносцев «Бофорт» с него сняли. Не пошел в серию и «Бофорт» В Мк. IV, пикирующий бомбардировщик, торпедоносец и разведчик с моторами «Таурус» XX.
Эксплуатационные войсковые испытания «бофорта» в январе 1940 г. в 22-й эскадрилье Берегового Командования показали, что из-за опасности сваливания и рыскания самолета сброс торпеды Мк. XII приходилось выполнять на повышенной скорости, дополнительно разогнавшись с пикирования. Из-за этого боевой путь получался длиннее и самолет дольше оставался в зоне зенитного огня, чем устаревший одномоторный торпедоносец-биплан «Уайлдбист», коим 22-я была вооружена ранее. Да и сама торпеда при этом часто отказывала. До устранения этого дефекта или создания приемлемой тактики применения торпед было решено использовать «бофорты» для постановки магнитных мин и как обычные бомбардировщики, и 22-я эскадрилья первый боевой вылет на новых самолетах выполнила в ночь на 16 апреля 1940 г., выставив мины на фарватере Шиллинг севернее Вильгельмсхафена. Один самолет был потерян. А 7 мая была предпринята и первая атака немецкого военного корабля у острова Норденей (Фризские о-ва у северо-западного побережья Германии), когда впервые были применены новые 907-кг бомбы. Но попаданий отмечено не было.
Двадцать первого июня девятка «бофортов» из только что закончившей переучивание 42-й эскадрильи атаковала у побережья Норвегии линейный крейсер «Шарнхорст». Поскольку вопрос применения торпед еще решен не был, удар выполнялся бомбами с пикирования — каждый самолет нес по две 227-кг фугаски. Цель встретила их сильнейшим зенитным огнем, но роковой оказалась внезапная атака истребителей Bf 109. «Мессеры» сбили 5 самолетов, остальные особых результатов не добились.
Только 11 июля пятерка «бофортов» впервые удачно атаковала конвой, вышедший из бельгийского порта Остенде, и потопила один из трех шедших в нем транспортов. Судно имело водоизмещение 6000 т. В то время Великобритания испытывала острейший дефицит дальних морских патрульных самолетов, потому 22-й эскадрилье была поставлена задача самостоятельного поиска целей, что предусматривала спецификация на самолет «Бофорт». На такие операции, получившие в Королевских ВВС наименование «Ровер» — в честь популярного в те годы молодежного военно-патриотического журнала, ходили обычно несколько, а то и вовсе один «Бофорт» с торпедой. Какого-либо прикрытия не предусматривалось, и потери «роверов» были весьма высоки, но именно они в течение следующих полутора лет стали основной работой «бофортов».
Недостаточная скорость и слабое вооружение делали «Бофорт» легкой добычей истребителей, и потому они старались действовать ночью или в облачную погоду. Но 6 апреля 1941 г. она оказалась совсем уж скверной. В этот день 22-я эскадрилья должна была атаковать линейный крейсер «Гнейзенау», стоявший в Бресте. В ночи на 31 марта и на 5 апреля его пытались бомбить, но лишь одна 227-кг бомба упала рядом с бортом. Базу защищали до тысячи зенитных орудий, линкор стоял за противоторпедной сетью, которую должны были уничтожить бомбами три «бофорта», а от его борта до ограждавшего бухту мола было всего 460 м, что требовало просто ювелирного сброса торпед. Пока подготовку самолетов закончили, дождь над базой Сент-Эвел перешел в ливень, и ни один из бомбардировщиков взлететь не смог. Тройка торпедоносцев все же поднялась, но строем они идти не смогли, и каждый искал цель сам. Только флайт-офицеру Кэмпбеллу удалось атаковать «Гнейзенау», но сразу после сброса торпеды он и сам был сбит. Торпеда попала в борт у задней башни главного калибра, корабль принял 3050 т воды и накренился на 2 градуса. Были повреждены ходовые машины, центральный гребной вал и ряд электронных систем — линкор пришлось поставить в сухой док.
В ночь на 13 июня 1941 г. пять «бофортов» 22-й АЭ и тринадцать из 42-й АЭ с базы Льючерс ушли к берегам Норвегии искать тяжелый крейсер «Лютцов» и четыре эсминца. В полночь разведчик дал координаты противника, но большинство «бофортов» его не нашли. Флайт-сержант Рэй Ловье из 42-й эскадрильи отделился от общей группы и после долгого поиска увидел противника. На «Лютцове» его тоже заметили, но приняли за дальний истребитель Юнкере Ju 88C (они должны были прикрывать эскадру). До того, как зенитчики открыли огонь, он смог сбросить торпеду, попав в правый борт. За ним на цель вышел еще один «Бофорт», но был сбит подоспевшими истребителями Bf 109. Но и от одной торпеды «Лютцов» простоял в ремонте 6 месяцев.
В ночь на 13 февраля 1942 г. линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», тяжелый крейсер «Принц Ойген», 6 эсминцев и 3 миноносца на полном ходу вошли в Ла-Манш. Англичане оказались не готовы к этому: 22-я эскадрилья готовилась к перелету в Сингапур, 42-я тоже «сидела на чемоданах». Хотя обе ее базы были в пределах Шотландии, но были заблокированы снегопадом. Большинство из 33-х «бофортов» 86-й и 127-й эскадрилий находились над Северной Атлантикой, и вместе они смогли выделить только 11 «бофортов». По официальному докладу, все они смогли найти цели и сбросить торпеды, но ни один экипаж не попал, три из них были сбиты.
Немецкие корабли прорвались через Английский Канал и теперь действовали в Северной Атлантике: 16 мая 1942 г. «Принц Ойген» был обнаружен у Тронхейма на юге Норвегии идущим на максимальной скорости на юго-запад в сопровождении двух эсминцев. Первыми на него вышли четыре штурмовика «Бофайтер». Они увидели, что эсминцев не два, а четыре, а над кораблями кружились Bf 109, но англичане от атаки не отказались, целясь по зенитным установкам крейсера. За ними появились шесть «бленхеймов», которые имитировали торпедную атаку, чтобы дезориентировать зенитчиков и истребителей. Фокус почти удался, и 12 «бофортов» из 42-й эскадрильи атаковали внезапно. И все же троих зенитки сбили до сброса торпед, а остальные девять промахнулись. Один «Бофорт» был поврежден зенитками, и в этот момент его зажали три «мессершмитта». Пилот каким-то чудом вырвался из их «клещей», довел израненный самолет до базы и посадил вне аэродрома — машина была разбита, но весь экипаж остался жив. В тот же день удар повторили 15 «бофортов» 86-й эскадрильи, но они пошли значительно севернее из-за ошибки ведущего и у Норвегии сами попали под удар «мессеров», которые сбили 4 торпедоносца. Остальные одиннадцать сбросили торпеды в море и в оборонительном бою, по докладам экипажей, сбили пять Bf 109, что противник полностью отрицает.
В 1941 г. англичане пытались активизировать действия над морем, используя старые типы дальних бомбардировщиков, которые посылать на бомбежку Германии было уже бессмысленно — «Уитли», «Хэмпден» и первые модификации «Веллингтона». Но их эффективность в торпедных атаках была слишком низкой. Уход главных сил надводного флота противника из зоны Бискайского залива облегчил проводку конвоев через Центральную Атлантику — и Береговое Командование начало перегруппировку сил. Устаревшие дальние бомбардировщики Армстронг «Уитли» не могли атаковать немецкие корабли, и переоборудованные самолеты «Уитли» GR VII (General Reconnaissance — общая разведка) использовались в основном как противолодочные. Впрочем, эта задача в 1940 г. была основной и на нее бросили и большинство полученных из США четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков «Либерейтор», которые стали самыми дальними самолетами Берегового Командования, а его ударный компонент пытались пополнить за счет специальной модификации двухдвигательного дальнего бомбардировщика «Веллингтон».
Его модификация GR Mk. VIII (тип 429) от бомбардировщика В Mk. 1С отличалась установкой дополнительного навигационного оборудования, локатора ASW Mk. II с антеннами на фюзеляже и на крыле, а также мощного прожектора на месте нижней пулеметной турели, которым управлял оператор РЛС. В состав вооружения включили торпеду Mk. XII, глубинные и сигнальные бомбы.
В ноябре 1940 г. активизировалась война в Северной Африке, и препятствовать перевозкам подкреплений на аэродром Исмаилия в Египте были переброшены бомбардировщики «Веллингтон» 38-й эскадрильи Бомбардировочного Командования, а 7 декабря вся эскадрилья полностью перебазировалась на египетский аэродром Файяд. Хотя ее постоянно отвлекали на бомбежку войск противника по всему средиземноморскому региону, доходя до Греции и Югославии, но охота за транспортами надолго стала основной задачей эскадрильи, потому неудивительно, что именно она в числе первых получила разведчики-торпедоносцы «Веллингтон» GRMk.VIIL.
В свое время экипажи 38-й эскадрильи уже были пионерами в освоении таких самолетов, как «Хендон» и «Веллингтон», и имели опыт создания новых тактических приемов. И именно они придумали, как эффективно атаковать транспорт на таком неманевренном самолете. На задание в ночь уходили две машины: первая, так называемый «снупингтон» («Snoopington», Снупи — популярная в Англии кличка собак-ищеек) с высоты искала цель радаром. Второй, «торпингтон» («Torpington») летел у самой воды в режиме радиомолчания. Он получал координаты цели, на малом газу выходил в атаку и также тихо ускользал после сброса торпеды. Но этот прием требовал не только четкого взаимодействия экипажей, но и летного таланта — не каждый мог часами летать над морем на высоте порядка 20 м да еще ночью, тем не менее в мае 1942 г. таким способом эскадрилья потопила первый вражеский транспорт.
Удобной базой для таких операций была Мальта, и первые самолеты 38-й эскадрильи появились там уже 9 августа 1941 г. Однако воздушное пространство вокруг нее контролировалось немецкими истребителями, а единственной защитой морского «веллингтона», скорость которого упала из-за громоздких антенн, были два 7,69-мм пулемета в хвосте. Потому и этот самолет не смог заменить «Бофорт» в роли торпедоносца. Промышленность продолжала поставлять «веллингтоны-GR» в вариантах с Mk. XI по XIV, усилив оборонительное вооружение, но они уже были больше разведчиками и противолодочными, чем торпедоносцами, хотя этот компонент вооружения сохраняли.
В сентябре 1941 г. «бофортами» перевооружили бывшую колониальную 39-ю эскадрилью, в июне следующего года в Северную Африку прибыла 42-я эскадрилья, а в июле и 86-я. В декабре 1941 г. одно звено 39-й эскадрильи перелетело на мальтийский аэродром Лука и 28 января 1942 г. вместе с другими самолетами впервые атаковало итальянский конвой торпедами, повредив транспорт «Виктория» водоизмещением 14000 т, который потом был добит одномоторными торпедоносцами «Альбакор».
В июне на Мальту пришли несколько «бофортов» Мк. I и Мк. II из 86-й и 217-й эскадрилий, и таким образом на Мальте была создана еще одна 39-я эскадрилья, действовавшая независимо от части, оставшейся в Египте. (О попытках бомбардировок Мальты немецкой и итальянской авиацией мы уже вспоминали на страницах Авиакаталога.) К 1942 г. англичане уже поняли, что выиграли сражение за остров, обладание которым позволяло контролировать все Средиземноморье.
В ночь на 15 июня 1942 г. девятка «бофортов» 217-й эскадрильи пошла на перехват итальянской эскадры, вышедшей из Таранто. После длительного и безуспешного поиска четыре экипажа отделились. Вскоре после полуночи экипаж флайт-офицера Олдриджа обнаружил врага в 320 км восточнее Мальты. Противник принял его за свой самолет и запоздал с открытием огня. Торпеда Олдриджа повредила крейсер «Тренто», который вскоре добила английская подлодка «Умбра». Когда по вспышкам выстрелов зениток на цель вышли остальные, итальянцы успели поставить дымзавесу. Экипажи доложили о нескольких попаданиях торпед, но на деле больше ни одна торпеда цель себе не нашла. Один «Бофорт» был поврежден и разбился при посадке на аэродром Лука.
За 1942 г. на Средиземном море «бофорты» потопили или повредили еще 6 крупных морских целей. Теплоход «Райченфельс» (7744 т) торпедирован 21 июня 217-й эскадрильей. 17 августа 39-я эскадрилья торпедировала судно «Розалино Пило» (8300 т), его добила подлодка «Юнайтед». Танкер «Розарика» (7800 т) выбросился на берег 21 августа после торпедной атаки тройки «бофортов» 39-й эскадрильи. Быстроходный транспорт «Дельфи» (1500 т) потоплен торпедой 217-й эскадрильи 27 августа. Пара торпедоносцев 39-й эскадрильи 30 августа пустила на дно танкер «Сан Андреа» в 5077 т. Танкер «Прозерпина» (5000 т) стал жертвой комбинированного удара торпедоносцев «Бофорт» 47-й эскадрильи и патрульных бомбардировщиков «Бисли» 15-й эскадрильи ВВС Южно-Африканского Союза 27 октября. Еще один танкер, «Торшаймер», 9955 т, уничтожили четыре торпедоносца «Бофорт» из 39-й эскадрильи 21 февраля 1943 г.
Пятого апреля японская палубная авиация нанесла внезапный бомбовый удар по английским базам Коломбо и Тринкомали на Цейлоне. Появления противника в Индийском океане никто не ждал, и англичанам пришлось срочно перебрасывать на Цейлон 22-ю, 42-ю и 217-ю эскадрильи «бофортов». Правда, вскоре стало понятно, что так далеко на запад японцы идти не собираются, но и на Тихом океане Союзники остро нуждались в дальних торпедоносцах сухопутного базирования.
В середине 1939 г. Британская авиационная миссия провела переговоры с австралийским Департаментом авиационного производства (DAP) по вопросам обороны Сингапура и Австралии, и 1 июля было заключено соглашение о выпуске 180 «бофортов» в варианте морского разведчика на заводах в Мельбурне и Маскоте, еще три завода должны были поставлять отдельные агрегаты. Фирма «Бристоль» передала приспособления, инструмент и 6 комплектов планеров, помогла подобрать замену английских материалов на имевшиеся в Австралии.
Для отработки технологии сборки в Австралию в октябре 1939 г. морем доставили 6-й серийный «Бофорт» I. Но с началом «блицкрига» в Европе в мае 1940 г. Англия запретила экспорт моторов «Таурус», и их заменили на R-1830-S3C4-G с винтами изменяемого шага «Кертисс Электрик», как и на закупленных для RAAF патрульных самолетах Локхид «Хадсон», а выпуск этих двигателей в Австралии был начат на заводе «Дженерал Моторз-Холден» в Лидскомбе (Новый Южный Уэльс). Новая силовая установка прошла отработку на самолете L4448 с положительным результатом.
Первый самолет А9-1, собранный из агрегатов производства фирмы «Бристоль», был облетан 5 мая 1941 г., а борт А9-7 из деталей австралийского производства — в августе, и дело пошло. «Бофорт» Мк. V австралийского производства мог применять торпеды и морские мины как английского (например, торпеда Мк. XII), так и американского производства, часть самолетов комплектовалась нижней стрелковой точкой. Всего построили 50 таких торпедоносцев, а затем было построено еще 30 аналогичных Mk. Va с воздушными винтами «Гамильтон Стандарт» и увеличенным оперением.
С началом войны Австралия перестала справляться с возросшим спросом на моторы R 1830, и производителям самолета «Бофорт» на Зеленом континенте приходилось искать замену дефициту. Сорок «бофортов» Мк. VI получили R-1830-S1СЗ американского производства, а 60 Мк. VII — австралийские R-1830-S1C3-G с винтами «Гамильтон-Стандарт». Лишь на Мк. VIII проблему решили окончательно: все они комплектовались австралийскими R-1830-S3C4-G с винтами «Кертисс-Электрик». Это был самый массовый вариант самолета, производимый заводами DAP — до августа 1944 г. их построили 520 штук. Они комплектовались радаром ASV, штыревые антенны которого были смонтированы по бортам хвостовой части фюзеляжа, а также более эффективным радиокомпасом с большой ромбической антенной. Неподвижный 7,69-мм пулемет в крыле заменили на крупнокалиберный, а последние 140 самолетов получили и новую австралийскую верхнюю турель Mk. VE также с одним 12,7-мм «браунингом».
Первые шесть «бофортов» австралийской постройки поступили в состав английских ВВС в Сингапуре в дни начала марша японцев по Малайе, но ни один из них не попал в боевую 100-ю эскадрилью, которая готовилась к перевооружению на них с октября 1941 г. Времени было достаточно, но к моменту, когда 15 февраля 1942 г. японские велосипедисты (!) захватили первый форт крепости Сингапур, база 100-й эскадрильи Селетар была уже взята, причем часть персонала попала в плен. Остальные успели бежать в Австралию, где из них и молодого пополнения собрали новую, уже австралийскую 100-ю эскадрилью, вооружив ее первыми «бофортами» Mk.V.
Но ее переучивание шло тяжело, новая машина не давалась слишком долго летавшим на устаревших бипланах «Уайлдбист» летчикам, и первый боевой вылет 5 «бофортов» выполнили из Порт-Морсби на севере Австралии 25 июня 1942 г. Они атаковали японские корабли, направлявшиеся к Лаэ, крупнейшему городу на востоке Новой Гвинеи. Зенитки сбили одного, остальные добились трех попаданий бомбами, но никого не потопили.
«Бофорты» австралийского производства поступили в 19 эскадрилий на Тихом океане, как английских, так и стран Британского Содружества. Они участвовали во многих важнейших сражениях, например, в битве в море Бисмарка в марте 1943 г., но на их долю не выпало ни одного громкого успеха. И дело было не только в качестве подготовки летного состава: самолет «Бофорт» к началу 1943 г. давно морально устарел. Австралийцы, новозеландцы, канадцы и южноафриканцы продолжали воевать на нем до 1945 г., в самих же Королевских ВВС последней распрощалась с этими торпедоносцами 39-я эскадрилья уже в июне 1943 г.
Еще в конце 1941 г. штаб ВВС Великобритании потребовал установить на «Бофорт» более мощные моторы «Геркулес», которые ставились на тяжелый ночной перехватчик «Бофайтер». Этот самолет, тип 156 по списку проектов фирмы «Бристоль», сам разрабатывался на базе «бофорта» — и это проблем не составляло, но фирма заявила, что не видит в этом смысла.
Первый опытный Тип 156 был облетан 17 июля 1939 г., а с 1940 г. пошли поставки ночных перехватчиков «Бофайтер» Mk. IF. Моторы «Геркулес» Mk. III по 1425 л.с. обеспечили ему летные качества, сравнимые с одномоторным истребителем «Харрикейн» при существенно большей дальности полета и лучшем оборудовании, включавшем радиолокатор Al Mk. IV. Самолетом заинтересовалось и Береговое Командование, для которого был сделан дальний истребитель «Бофайтер» Мк. 1С (Coastal — береговой). Это был наиболее мощно вооруженный английский истребитель — в фюзеляже стояли 4 пушки «Испано» Mk. III калибра 20 мм, а в крыле — шесть 7,69-мм пулеметов. Когда угроза бомбардировок Британских островов ослабла, их начали шире использовать и над морем. «Бофайтер» Мк. VI с более мощными моторами «Геркулес» VI по 1670 л.с. мог нести две бомбы калибра 113 кг или 8 неуправляемых ракет R.P. 3 с 13-кг бронебойно-фугас-ной боевой частью. Для защиты от атак сзади в кабине наблюдателя (он же — оператор РЛС) поставили пулемет Виккерс К, а установка стабилизатора с поперечным V в 12° заметно улучшила устойчивость самолета. Максимальная скорость достигла 536 км/ч на высоте 4754 м, а крейсерская — 391 км/ч. Дальность по сравнению с МК. IF несколько ухудшилась, но на Mk. VIC, предназначенные Береговому Командованию, сняли локатор, поставили крыльевые баки на 227 л бензина по типу МК. IС в крыле, а бак на 110 л уместили в левой части пушечного отсека — и с ними дальность без подвесок достигла 2910 км. Локатором машина не комплектовалась, зато фирма предложила дооснастить ее замком для подвески торпеды — английской калибра 18 дюймов или американской — 22 дюйма.
Опытный борт Х8065, получивший кличку «Торп-Бо», прошел испытания успешно, и вскоре первые шесть «бофайтеров» VIC с замками для торпед прибыли на базу 254-й эскадрильи Берегового Командования Дайс. Такие самолеты, обозначенные ITF (Interim Torpedo Fighter — «переходной» торпедоносец-истребитель), позволили в 1942 г. начать формирование морских ударных авиационных крыльев, соединений, включавших 3-4 эскадрильи, предназначенных для решения множества задач.
Путем активных концентрированных действий блокировать вражеское судоходство от Азорских островов до Бискайского залива и Гибралтара должны были авиакрылья с баз в южной Англии Дэвидстоу Мур на полуострове Корнуолл и Стабби у Бристоля. Ла-Манш перекрывало крыло из Норт Котса у Ливерпуля, а северный выход из него — крыло из Дэллечи у Абердина, Северное море держало под прицелом крыло из Льючерса, что севернее Эдинбурга, крыло из Уика на самом севере Шотландии контролировало западное побережье Скандинавии.
Теперь атака конвоя начиналась в открытом море с массированного штурмового удара пушками, ракетами и бомбами. Он выполнялся методом «звездного налета» с разных направлений, что распыляло огонь зениток. Когда единое управление зенитным огнем нарушалось, на предельно малой высоте появлялось ударное звено «Торп-Бо», которое топило самые крупные цели. Наряду с торпедными атаками широко практиковалось и топ-мачтовое бомбометание. Впервые такую операцию успешно провело авиакрыло из Норт Котса в середине 1943 г. К концу года суммарный «улов» этого соединения достиг 29762 т, а до конца войны его пилоты потопили 117 судов общим водоизмещением 150000 т. Но и потери оказались высоки — крыло потеряло 120 «бофайтеров», в боевых вылетах погибли 241 пилот и штурман, причем последних гибло больше — задняя пулеметная установка оказалась неэффективной.
Заводы «Бристоль» в Филтоне, «Фейри» в Стокпорте и государственные в Рутсе и в Вестон-супер-Маре сдали 1786 «бофайтеров» VI, значительная часть которых была построена в морских вариантах. С 1942 г. они появились и в Африке, и на Мальте, а затем и на Дальнем Востоке. А тем временем фирма сделала специальную торпедоносную модификацию TF Mk. X. Она получила моторы «Геркулес» Mk. XVII, оптимизированные для длительных маловысотных полетов над морем с новыми нагнетателями с меньшим диаметром рабочего колеса, под фюзеляжем могла подвешиваться не только торпеда, но и две бомбы калибра 227 кг или бак на 910 л бензина, еще две 113-кг бомбы или 8 ракет вешались под крылом. Стрелково-пушечное вооружение было дополнено пулеметом калибра 7,69 мм в кабине штурмана для защиты задней полусферы. Скорость без подвесок на высоте 3050 м составляла 515 км/ч, а с торпедой — 490.
Первые самолеты комплектовались локатором дециметрового диапазона ASV с дипольной антенной, но вскоре в удлиненной носовой части стали ставить универсальную сантиметровую РЛС с параболическим зеркалом Al Mk. VII или VIII, которая могла обнаруживать и корабли, и самолеты с более высокой точностью.
Торпедоносец TF X стал основным вариантом «бофайтера», который задумывался как истребитель — четыре завода выпустили 2205 таких самолетов. По ходу выпуска на них появилось усиленное крыло от оставшегося в проекте варианта Mk. XII с возможностью подвески бомбы калибра 454 кг, пылезащитные фильтры нагнетателей моторов, коки винтов, но главное — большой форкиль, окончательно решивший проблему устойчивости машины. Его появление в 1943 г. на всех морских театрах военных действий сразу изменило расклад сил — оказалось, что этой машине противопоставить нечего, т.к. на малых высотах по скорости она не намного уступала их лучшим истребителям, а по огневой мощи превосходила всех. Они работали не только как торпедоносцы, но и уничтожали важные сильно защищенные береговые объекты — базы торпедных катеров и подводных лодок, склады, штабы, аэродромы на большом удалении. Летали большими однородными группами, при этом часть самолетов шла без подвески, выполняя роль истребителей сопровождения, а наличие РЛС позволяло вовремя обнаружить вражеские перехватчики. Такие качества машины позволили сыграть ей выдающуюся роль во всех крупнейших десантных операциях в Европе, в т.ч. и высадке в Нормандии, начавшейся 6 июня 1944 г.
В 1941 г, в Австралию было поставлено 24 самолета «Бофайтер» IС. На Тихоокеанском ТВД такая машина оказалась особенно полезной. Конструкторы государственного завода DAP в пригороде Мельбурна Фишменс Бэнд переоборудовали один из них американскими моторами Райт «Циклон» 14 GR-2800. Постепенно машина была доведена до уровня английской модификации TF X и получила еще более мощное вооружение — вместо пулеметов винтовочного калибра в крыле появились четыре американских 12,7-мм «браунинга». Английской «десятке» серийный австралийский «Бофайтер» Mk. 21 уступал только по запасу топлива, будучи несколько легче, быстрее и маневреннее. Наладить поставки моторов из Америки не удалось, и в серии ставили английские «Геркулес» XVIII с турбокомпрессорами, с большей взлетной мощностью (что важно в тропиках) и более высотные. Головной самолет с бортовым обозначением А8-1 был облетан в Мельбурне 26.05.44 г., и до конца 1945 г. там и в Маскоте их сделали 364 штуки.
Первыми на новую технику перевооружились 30-я и 31-я эскадрильи ВВС Австралии, которые действовали на юго-западе Тихого океана. Успела получить несколько Mk. 21 и 93-я эскадрилья, а пилоты 92-й освоить этот самолет до конца войны так и не успели. Английские «десятки» также прибыли на Тихий океан, они воевали в Бирме и в Таиланде, став одним из самых универсальных средств ведения войны, решая задачи от стратегических бомбардировок тыловых целей и атак вражеских кораблей до штормовки пехоты в окопах и корректировки артогня.
Подводя итоги боевых действий на всех морских ТВД в 1939-1945 гг., командование ВВС Великобритании назвало самолет «Бофайтер» Мк. X лучшим сухопутным торпедоносцем II Мировой войны, подчеркивая роль этого самолета в стратегических операциях на морских направлениях — и в блокаде судоходства противника, и в контрблокаде своих коммуникаций, и в стратегических десантах в Италии, Греции, во Франции и в Норвегии, последний из которых состоялся в 1945 г. Было решено продолжать разработку этого класса многоцелевых боевых самолетов, тем более, что еще до окончания II мировой войны у Великобритании появилась еще одна стратегическая проблема — борьба с национально-освободительными движениями в Греции, Югославии, в Африке, в Азии и на островах Тихого океана. Считалось, что все эти революции инспирируются из-за рубежа русскими или китайцами и снабжаются морем. Потому Береговому Командованию Королевских ВВС была поставлена задача: блокировать очаги восстаний с моря, лишив их снабжения, и тогда восстания угаснут сами собой. Но это уже отдельная история, не относящаяся ко II Мировой войне.
Модели и характеристики британских торпедоносцев
Тип и годвыпуска | Тип и кол-вомоторов | Скорость,км/чна высоте, м | Потолок,м | Дальностьмакс, км | Бомбы, кгнорм./макс. | Торпедноевооружение | Стрелковоевооружение | Экипаж,чел. |
Великобритания | ||||||||
«Бофорт» I,1939 | 2 «Таурус» II | 420 на 1980 м | 5030 | 2580 | 728/908 | 1 торпеда Мк. XI | 1×1(7,69 мм) и 1×2 (7,69 мм) | 4 |
«Бота» I,1940 | 2″Персей» | 400 | 5334 | 2037 | 908 | 1 торпеда Мк.XI | 1х1(н) и 1×2 (7,69 мм) | 4 |
”Веллингтон» GR VIII, 1942 | 2 «Пегас» XVIII | 378 | 4800 | 4100 | 908 | 1 торпеда Мк.XI | 1×2 (7,69 мм) | 6-7 |
«Веллингтон» GR XI, 1943 | 2″Геркулес» XVI | 410 | Н.д. | 2477 | 908 | 1 торпеда Mk.XI | 1×2 (7,69 мм) и 1×4 (7,69 мм) | 5 |
«Веллингтон» GR XII, 1943 | 2 «Геркулес» XVI | 410 | Н.д. | 2815 | 908 | 1 торпеда Mk.XI I | 1×4 (7,69 мм) | 5 |
«Веллингтон» GR XIII, 1944 | 2 «Геркулес» XVII | 402 | 4876 | 2477 | 908 | 1 торпеда Mk.XI | 1×2 (7,69 мм) и 1×4 (7,69 мм) | 6.-7 |
«Веллингтон» GR XIV, 1944 | 2 «Геркулес» XVII | 410 | Н.д. | 2477 | 908 | 1 торпеда Mk.XI | 1×4 (7,69 мм) | 5 |
«Бофайтер» TF X, 1943 | 2 «Геркулес» XVII | 515 на 3050 м | 6790 | 2816 | нет/1360 | 1 торпеда | 1×4 (20 н), 6 (7,69 н) и 1×1 (7,69) | 2 |
Австралия | ||||||||
«Бофорт» VIII, 1944 | 2 R-1830S3C4-G | 431 на 4420 м | 7620 | 2333 | 728 / 908 | 1 торпеда | 1×1(12,7 н) и 1×1 (12,7 мм) | 4 |
«Бофайтер» 21,1944 | 2 «Геркулес» XVII | 520 на З050 м | 8080 | 2414 | нет/680 | 1 торпеда | 1×4 (20 н), 4 (12,7 н) и 1х1 (7,69) | 2 |
(«Наука и техника», http://nauka-tehnika.com.ua)