Торпедоносцы Великобритании

«Бофорт» В Мк. I L9938 из 42-й эскадрильи на аэродроме Льючерс. На подвеске — 13-дюймовая (457 мм) торпеда Мк. XII с дополнительным стабилизатором размером 1070 мм
«Бофорт» В Мк. I L9938 из 42-й эскадрильи на аэродроме Льючерс. На подвеске — 13-дюймовая (457 мм) торпеда Мк. XII с дополнительным стабилизатором размером 1070 мм

В тридцатые годы XX века Великобритания все еще гордо именовала себя «владычицей морей», и быть сопричастными к национальной морской мощи желали все. Да и сам Флот давно уже не мог контролировать Мировой океан в одиночку, даже располагая авианосцами, — ему нужна была поддержка всех видов вооруженных сил, и прежде всего — авиации Берегового Командования Королевских ВВС.

В 1935 г. Имперское министерство авиации заказало два новых морских самолета. Спецификация G.24/35 требовала спроектировать дальний морской разведчик, а М.15/35 — трех­местный бомбардировщик-торпедоносец сухопутного базирования. Чтобы уложиться в бюджет, они были объединены, что в принципе было лучше, но экономия на двигателях, массе и размерах само­лета не позволила получить достойные летные данные. Первой «пострадала» дальность — достичь заданных 3200 км не удалось.

Первой справилась с заданием фир­ма «Бристоль», которая на основе фрон­тового бомбардировщика «Бленхейм» построила морской многоцелевой Тип 152 «Бофорт», торпеду разместив в полуутоп­ленном положении и сохранив небольшие размеры прототипа, но улучшив обзор для наблюдения за морем — кабины «Бленхейма» были слишком тесны. Но за это Главному конструктору самолета Л. Фрайзу пришлось заплатить падением скорости и слабым оборонительным вооружением: единственная турель Бристоль Мк. IV с двумя 7,69-мм пулеметами Виккерс GO защищала только верх задней полусфе­ры минус мертвая зона за оперением. В середине 1938 г. самолет выкатили на аэродром завода в г. Филтон, но гонка моторов «Таурус» Mk. I сопровождалась таким перегревом, что пришлось делать новые мотогондолы с приводными вентиляторами. Из-за этого первый полет машины состоялся только 15 октября 1938 г. Мидель и вес машины выросли, и она не показала расчетных данных.

Самым серьезным дефектом было рыскание: на малой скорости самолет «не держал» боевой курс, много нареканий вызывали и бесклапанные двигатели «Таурус», на применении которых настаивала фирма. Второй опытный образец оказался не лучше, тем не менее, контракт на серию самолетов «Бофорт» В Мк. I, выданный еще в 1936 г., не отменили.

Самолет «Бофорт» атакует только что обнаруженный им же вражеский транспорт — типичная операция «Ровер»
Самолет «Бофорт» атакует только что обнаруженный им же вражеский транспорт — типичная операция «Ровер»

Фирма «Блекберн» облетала свой бомбардировщик-тор­педоносец В. 26 «Бота» 28 декабря 1938 г. Единственным его преимуществом был круговой обстрел из верхней турели, но скорость, дальность и особенно устойчивость этой кургузой ма­шины оказались еще хуже. Но и это не помешало Министерству авиации заказать «Боту» не только заводу «Блекберн» в Думбартоне, но и фирме «Болтон Пол».

«Блекберн» упорно игнорировал требования по устранению дефектов самолета, пользуясь тем, что с началом войны За­казчик стал сговорчивее. Стабильность технологии позволила быстро «нашлепать» аж 580 серийных самолетов «Бота» Mk. L

Первой в бой на них вступила 608-я эскад­рилья Берегового Командования, получив относительно безопасную задачу охоты за подлодками. С загрузкой глубинными бом­бами центровка была лучше, но и в таком варианте самолет оказался небезопасен в пилотировании и после ряда катаст­роф был снят с вооружения. Оставшиеся «боты» были переделаны в учебные и буксировщики мишеней, продолжая и там «делать вдов» до 1944 г., пока их оконча­тельно не списали.

Фирма «Бристоль», напротив, рьяно взялась за улучшение своего «бофорта», но плотная компоновка затрудняла круп­ные доработки. Главным успехом на пути улучшения самолета стало решение про­блемы устойчивости. С 1941 г. изменили заднюю кромку крыла за мотогондолами — выступавшие назад пластины стабилизи­ровали поток, попадавший на вертикальное оперение, и вред­ное рыскание пропало.

Оказались неудачными попытки установить пулеметы в ка­бине штурмана для стрельбы вперед и вниз-назад, но главные проблемы были связаны с моторами. Улучшить надежность мо­дели «Таурус» III не удалось, вместо них пытались ставить вари­анты Мк. II, VI, XII или XVI, но все они были недостаточно мощ­ными. «Двойка» на взлете развивала лишь 1010 л.с, а на боевом режиме на 1510 м — 1065 л.с. Это обеспечивало скорость не более 420 км/ч, а с торпедой снижала до 360 км/ч.

«Таурус» имел большой мидель из-за архаичной схемы (од­норядная 9-цилиндровая звезда) и не располагал резервами мощности. Установка американских Пратт-Уитни R-1830-S3C4-G (взлетная мощность 1200 л.с, боевая на высоте 4000 м — 900, далее до расчетной высоты — 1050 л.с.) выпуска австралийско­го филиала «Дженерал Моторз» открывала пути для улучшения машины. «Бофорт» В Мк. II получил новую верхнюю турель В1 Мк. V, а неудачную карданную установку пулемета в носке каби­ны штурмана сменили два неподвижных (низ, правда, остался без защиты). Пытались поставить пулеметы и по бортам за ка­биной летчика, но пользоваться ими в бою оказалось практичес­ки невозможно, зато радар ASV Mk 111 для обнаружения морских целей оказался полезен.

Торпедоносец «Бофорт» В Мк. II готовится к боевому вылету, остров Мальта, 1942 г.
Торпедоносец «Бофорт» В Мк. II готовится к боевому вылету, остров Мальта, 1942 г.

Головной борт AW244 с моторами R-1830-S3C4-G был сдан в сентябре 1941 г., но всего было сделано только 167 (а по др. данным — 165) машин: моторы из Австралии возить было слож­но, и пришлось возобновить выпуск Мк. I с «таурусами», которых в Англии было сделано 1013 штук.

«Бофорт» Мк. II получил тормозные щитки и мог бомбить с пикирования, фирма сделала и специ­альный пикировщик В Mk. III с высотны­ми моторами «Мерлин» Мк. XX, но их не хватало для истребителей, а под угрозой массированных авианалетов они имели высший приоритет. Завод в Филтоне сам был загружен выпуском ночных перехват­чиков «Бофайтер» — и задание на выпуск торпедоносцев «Бофорт» с него сняли. Не пошел в серию и «Бофорт» В Мк. IV, пики­рующий бомбардировщик, торпедоносец и разведчик с моторами «Таурус» XX.

Эксплуатационные войсковые испы­тания «бофорта» в январе 1940 г. в 22-й эскадрилье Берегового Командования показали, что из-за опасности сваливания и рыскания самолета сброс торпеды Мк. XII приходилось выполнять на повышенной скорости, дополнительно разогнав­шись с пикирования. Из-за этого боевой путь получался длин­нее и самолет дольше оставался в зоне зенитного огня, чем устаревший одномоторный торпедоносец-биплан «Уайлдбист», коим 22-я была вооружена ранее. Да и сама торпеда при этом часто отказывала. До устранения этого дефекта или создания приемлемой тактики применения торпед было решено исполь­зовать «бофорты» для постановки магнитных мин и как обыч­ные бомбардировщики, и 22-я эскадрилья первый боевой вылет на новых самолетах выполнила в ночь на 16 апреля 1940 г., вы­ставив мины на фарватере Шиллинг севернее Вильгельмсхафена. Один самолет был потерян. А 7 мая была предпринята и первая атака немецкого военного корабля у острова Норденей (Фризские о-ва у северо-западного побережья Германии), когда впервые были применены новые 907-кг бомбы. Но попаданий отмечено не было.

Двадцать первого июня девятка «бофортов» из только что закончившей переучивание 42-й эскадрильи атаковала у по­бережья Норвегии линейный крейсер «Шарнхорст». Поскольку вопрос применения торпед еще решен не был, удар выполнялся бомбами с пикирования — каждый самолет нес по две 227-кг фугаски. Цель встретила их сильнейшим зенитным огнем, но роковой оказалась внезапная атака истребителей Bf 109. «Мес­серы» сбили 5 самолетов, остальные особых результатов не добились.

Только 11 июля пятерка «бофортов» впервые удачно атако­вала конвой, вышедший из бельгийского порта Остенде, и по­топила один из трех шедших в нем транспортов. Судно имело водоизмещение 6000 т. В то время Великобритания испытывала острейший дефицит дальних морских патрульных самолетов, потому 22-й эскадрилье была поставлена задача самостоятельного поиска целей, что предусматривала спецификация на самолет «Бофорт». На такие операции, получившие в Королевских ВВС наимено­вание «Ровер» — в честь популярного в те годы молодежного военно-патриотичес­кого журнала, ходили обычно несколько, а то и вовсе один «Бофорт» с торпедой. Какого-либо прикрытия не предусматри­валось, и потери «роверов» были весьма высоки, но именно они в течение следую­щих полутора лет стали основной работой «бофортов».

Подвеска торпед Mk. XII под самолеты «Веллингтон» GR Mk. VIII в 38-й эскадрилье Берегового Командования
Подвеска торпед Mk. XII под самолеты «Веллингтон» GR Mk. VIII в 38-й эскадрилье Берегового Командования

Недостаточная скорость и слабое во­оружение делали «Бофорт» легкой добы­чей истребителей, и потому они старались действовать ночью или в облачную погоду. Но 6 апреля 1941 г. она оказалась совсем уж скверной. В этот день 22-я эскадрилья должна была атаковать линейный крейсер «Гнейзенау», стоявший в Бресте. В ночи на 31 марта и на 5 апреля его пытались бомбить, но лишь одна 227-кг бомба упала рядом с бортом. Базу защищали до тысячи зенитных орудий, линкор стоял за проти­воторпедной сетью, которую должны были уничтожить бомбами три «бофорта», а от его борта до ограждавшего бухту мола было всего 460 м, что требовало просто ювелирного сброса торпед. Пока подго­товку самолетов закончили, дождь над базой Сент-Эвел перешел в ливень, и ни один из бомбардировщиков взлететь не смог. Тройка торпедоносцев все же под­нялась, но строем они идти не смогли, и каждый искал цель сам. Только флайт-офицеру Кэмпбеллу удалось атаковать «Гнейзенау», но сразу после сброса торпеды он и сам был сбит. Торпеда попала в борт у задней башни главного калибра, корабль принял 3050 т воды и накренился на 2 градуса. Были повреждены ходовые машины, центральный гребной вал и ряд электронных систем — линкор пришлось поставить в сухой док.

В ночь на 13 июня 1941 г. пять «бофортов» 22-й АЭ и тринад­цать из 42-й АЭ с базы Льючерс ушли к берегам Норвегии искать тяжелый крейсер «Лютцов» и четыре эсминца. В полночь раз­ведчик дал координаты противника, но большинство «бофор­тов» его не нашли. Флайт-сержант Рэй Ловье из 42-й эскадрильи отделился от общей группы и после долгого поиска увидел про­тивника. На «Лютцове» его тоже заметили, но приняли за дальний истребитель Юнкере Ju 88C (они должны были прикрывать эскадру). До того, как зенитчики открыли огонь, он смог сбросить торпеду, попав в правый борт. За ним на цель вышел еще один «Бофорт», но был сбит подоспевшими истребителями Bf 109. Но и от одной торпеды «Лютцов» простоял в ремонте 6 месяцев.

В ночь на 13 февраля 1942 г. линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», тяжелый крейсер «Принц Ойген», 6 эсмин­цев и 3 миноносца на полном ходу вошли в Ла-Манш. Англичане оказались не готовы к этому: 22-я эскадрилья готовилась к пере­лету в Сингапур, 42-я тоже «сидела на чемоданах». Хотя обе ее базы были в пределах Шотландии, но были заблокированы сне­гопадом. Большинство из 33-х «бофортов» 86-й и 127-й эскадри­лий находились над Северной Атлантикой, и вместе они смогли выделить только 11 «бофортов». По официальному докладу, все они смогли найти цели и сбросить торпеды, но ни один экипаж не попал, три из них были сбиты.

Немецкие корабли прорвались через Английский Канал и те­перь действовали в Северной Атлантике: 16 мая 1942 г. «Принц Ойген» был обнаружен у Тронхейма на юге Норвегии идущим на максимальной скорости на юго-запад в сопровождении двух эсминцев. Первыми на него вышли четыре штурмовика «Бофайтер». Они увидели, что эсминцев не два, а четыре, а над кораб­лями кружились Bf 109, но англичане от атаки не отказались, целясь по зенитным установкам крейсера. За ними появились шесть «бленхеймов», которые имитировали торпедную атаку, чтобы дезориентировать зенитчиков и истребителей. Фокус почти удался, и 12 «бофортов» из 42-й эскадрильи атаковали внезапно. И все же троих зенитки сбили до сброса торпед, а ос­тальные девять промахнулись. Один «Бофорт» был поврежден зенитками, и в этот момент его зажали три «мессершмитта». Пилот каким-то чудом вырвался из их «клещей», довел изранен­ный самолет до базы и посадил вне аэродрома — машина была разбита, но весь экипаж остался жив. В тот же день удар повто­рили 15 «бофортов» 86-й эскадрильи, но они пошли значитель­но севернее из-за ошибки ведущего и у Норвегии сами попали под удар «мессеров», которые сбили 4 торпедоносца. Осталь­ные одиннадцать сбросили торпеды в море и в оборонительном бою, по докладам экипажей, сбили пять Bf 109, что противник полностью отрицает.

«Снупингтон» (разведчик и торпедоносец «Веллингтон» GR VII) из 221-й эскадрильи Берегового Командования RAF выполняет радиолокационный поиск судов противника. Фюзеляж и крыло разведчика и торпедоносца «Веллингтон» GR VII «украшали» многочисленные антенны РЛС типа ASV
«Снупингтон» (разведчик и торпедоносец «Веллингтон» GR VII) из 221-й эскадрильи Берегового Командования RAF выполняет радиолокационный поиск судов противника. Фюзеляж и крыло разведчика и торпедоносца «Веллингтон» GR VII «украшали» многочисленные антенны РЛС типа ASV

В 1941 г. англичане пытались активизировать действия над морем, используя старые типы дальних бомбардировщиков, ко­торые посылать на бомбежку Германии было уже бессмыслен­но — «Уитли», «Хэмпден» и первые модификации «Веллингто­на». Но их эффективность в торпедных атаках была слишком низкой. Уход главных сил надводного флота про­тивника из зоны Бискайского залива облегчил проводку конвоев через Центральную Атлантику — и Береговое Командование начало перегруппировку сил. Устаревшие дальние бомбарди­ровщики Армстронг «Уитли» не могли атаковать немецкие ко­рабли, и переоборудованные самолеты «Уитли» GR VII (General Reconnaissance — общая разведка) использовались в основном как противолодочные. Впрочем, эта задача в 1940 г. была ос­новной и на нее бросили и большинство полученных из США четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков «Либерейтор», которые стали самыми дальними самолетами Берегового Командования, а его ударный компонент пытались пополнить за счет специальной модификации двухдвигательного дальнего бомбардировщика «Веллингтон».

Его модификация GR Mk. VIII (тип 429) от бомбардировщика В Mk. 1С отличалась установкой дополнительного навигацион­ного оборудования, локатора ASW Mk. II с антеннами на фюзеляже и на крыле, а также мощного прожектора на месте ниж­ней пулеметной турели, которым управлял оператор РЛС. В состав вооружения вклю­чили торпеду Mk. XII, глубинные и сигналь­ные бомбы.

В ноябре 1940 г. активизировалась война в Северной Африке, и препятство­вать перевозкам подкреплений на аэро­дром Исмаилия в Египте были перебро­шены бомбардировщики «Веллингтон» 38-й эскадрильи Бомбардировочного Ко­мандования, а 7 декабря вся эскадрилья полностью перебазировалась на египет­ский аэродром Файяд. Хотя ее постоянно отвлекали на бомбежку войск противника по всему средиземноморскому региону, доходя до Греции и Югославии, но охота за транспортами надолго стала основной за­дачей эскадрильи, потому неудивительно, что именно она в числе первых получила разведчики-торпедоносцы «Веллингтон» GRMk.VIIL.

В свое время экипажи 38-й эскадри­льи уже были пионерами в освоении таких самолетов, как «Хендон» и «Веллингтон», и имели опыт создания новых тактических приемов. И именно они придумали, как эффективно атаковать транспорт на таком неманевренном само­лете. На задание в ночь уходили две ма­шины: первая, так называемый «снупинг­тон» («Snoopington», Снупи — популярная в Англии кличка собак-ищеек) с высоты искала цель радаром. Второй, «торпингтон» («Torpington») летел у самой воды в режиме радиомолчания. Он получал ко­ординаты цели, на малом газу выходил в атаку и также тихо ускользал после сброса торпеды. Но этот прием требовал не толь­ко четкого взаимодействия экипажей, но и летного таланта — не каждый мог часами летать над морем на высоте порядка 20 м да еще ночью, тем не менее в мае 1942 г. таким способом эскадрилья потопила пер­вый вражеский транспорт.

Удобной базой для таких операций была Мальта, и первые самолеты 38-й эскадрильи появились там уже 9 августа 1941 г. Однако воздушное пространство вокруг нее контроли­ровалось немецкими истребителями, а единственной защитой морского «веллингтона», скорость которого упала из-за громоз­дких антенн, были два 7,69-мм пулемета в хвосте. Потому и этот самолет не смог заменить «Бофорт» в роли торпедоносца. Про­мышленность продолжала поставлять «веллингтоны-GR» в ва­риантах с Mk. XI по XIV, усилив оборонительное вооружение, но они уже были больше разведчиками и противолодочными, чем торпедоносцами, хотя этот компонент вооружения сохраняли.

В сентябре 1941 г. «бофортами» перевооружили бывшую колониальную 39-ю эскадрилью, в июне следующего года в Северную Африку прибыла 42-я эскадрилья, а в июле и 86-я. В декабре 1941 г. одно звено 39-й эскадрильи перелетело на мальтийский аэродром Лука и 28 января 1942 г. вместе с другими самолетами впервые атаковало итальянский конвой торпедами, повредив транспорт «Виктория» водоизмещением 14000 т, который потом был добит одномоторными торпедоносцами «Альбакор».

В июне на Мальту пришли несколько «бофортов» Мк. I и Мк. II из 86-й и 217-й эскадрилий, и таким образом на Мальте была создана еще одна 39-я эскадрилья, действовавшая независимо от части, ос­тавшейся в Египте. (О попытках бомбар­дировок Мальты немецкой и итальянской авиацией мы уже вспоминали на страни­цах Авиакаталога.) К 1942 г. англичане уже поняли, что выиграли сражение за остров, обладание которым позволяло контроли­ровать все Средиземноморье.

В ночь на 15 июня 1942 г. девятка «бо­фортов» 217-й эскадрильи пошла на пере­хват итальянской эскадры, вышедшей из Таранто. После длительного и безуспеш­ного поиска четыре экипажа отделились. Вскоре после полуночи экипаж флайт-офицера Олдриджа обнаружил врага в 320 км восточнее Мальты. Противник принял его за свой самолет и запоздал с откры­тием огня. Торпеда Олдриджа повредила крейсер «Тренто», который вскоре доби­ла английская подлодка «Умбра». Когда по вспышкам выстрелов зениток на цель вышли остальные, итальянцы успели пос­тавить дымзавесу. Экипажи доложили о нескольких попаданиях торпед, но на деле больше ни одна торпеда цель себе не нашла. Один «Бофорт» был поврежден и разбился при посадке на аэродром Лука.

За 1942 г. на Средиземном море «бофорты» потопили или повредили еще 6 крупных морских целей. Теплоход «Райченфельс» (7744 т) торпедирован 21 июня 217-й эскадрильей. 17 ав­густа 39-я эскадрилья торпедировала судно «Розалино Пило» (8300 т), его добила подлодка «Юнайтед». Танкер «Розарика» (7800 т) выбросился на берег 21 августа после торпедной атаки тройки «бофортов» 39-й эскадрильи. Быстроходный транспорт «Дельфи» (1500 т) потоплен торпедой 217-й эскадрильи 27 ав­густа. Пара торпедоносцев 39-й эскадрильи 30 августа пусти­ла на дно танкер «Сан Андреа» в 5077 т. Танкер «Прозерпина» (5000 т) стал жертвой комбинированного удара торпедоносцев «Бофорт» 47-й эскадрильи и патрульных бомбардировщиков «Бисли» 15-й эскадрильи ВВС Южно-Африканского Союза 27 октября. Еще один танкер, «Торшаймер», 9955 т, уничтожили че­тыре торпедоносца «Бофорт» из 39-й эскадрильи 21 февраля 1943 г.

Пятого апреля японская палубная авиация нанесла внезап­ный бомбовый удар по английским базам Коломбо и Тринкомали на Цейлоне. Появления противника в Индийском океане никто не ждал, и англичанам пришлось срочно перебрасывать на Цейлон 22-ю, 42-ю и 217-ю эскадрильи «бофортов». Правда, вскоре стало понятно, что так далеко на запад японцы идти не собираются, но и на Тихом океане Союзники остро нуждались в дальних торпедоносцах сухопутного базирования.

В середине 1939 г. Британская авиационная миссия провела переговоры с австралийским Департаментом авиационного про­изводства (DAP) по вопросам обороны Сингапура и Австралии, и 1 июля было заключено соглашение о выпуске 180 «бофортов» в варианте морского разведчика на заводах в Мельбурне и Маскоте, еще три завода должны были поставлять отдельные агре­гаты. Фирма «Бристоль» передала приспособления, инструмент и 6 комплектов планеров, помогла подобрать замену английских материалов на имевшиеся в Австралии.

Для отработки технологии сборки в Австралию в октябре 1939 г. морем доставили 6-й серийный «Бофорт» I. Но с началом «блицкрига» в Европе в мае 1940 г. Англия запретила экспорт моторов «Таурус», и их заменили на R-1830-S3C4-G с винтами изменяемого шага «Кертисс Электрик», как и на закупленных для RAAF патрульных самолетах Локхид «Хадсон», а выпуск этих двигателей в Австралии был начат на заводе «Дженерал Моторз-Холден» в Лидскомбе (Новый Южный Уэльс). Новая си­ловая установка прошла отработку на самолете L4448 с положи­тельным результатом.

Первый самолет А9-1, собранный из агрегатов производства фирмы «Бристоль», был облетан 5 мая 1941 г., а борт А9-7 из де­талей австралийского производства — в августе, и дело пошло. «Бофорт» Мк. V австралийского производства мог применять торпеды и морские мины как английского (например, торпеда Мк. XII), так и американского производства, часть самолетов комплектовалась нижней стрелковой точкой. Всего построили 50 таких торпедоносцев, а затем было построено еще 30 анало­гичных Mk. Va с воздушными винтами «Гамильтон Стандарт» и увеличенным оперением.

С началом войны Австралия перестала справляться с воз­росшим спросом на моторы R 1830, и производителям самолета «Бофорт» на Зеленом континенте приходилось искать замену де­фициту. Сорок «бофортов» Мк. VI получили R-1830-S1СЗ американского производства, а 60 Мк. VII — австралийские R-1830-S1C3-G с винтами «Гамильтон-Стандарт». Лишь на Мк. VIII проблему ре­шили окончательно: все они комплектовались австралийскими R-1830-S3C4-G с винтами «Кертисс-Электрик». Это был самый массовый вариант самолета, производимый заводами DAP — до августа 1944 г. их построили 520 штук. Они комплектовались ра­даром ASV, штыревые антенны которого были смонтированы по бортам хвостовой части фюзеляжа, а также более эффективным радиокомпасом с большой ромбической антенной. Неподвижный 7,69-мм пулемет в крыле заменили на крупнокалиберный, а пос­ледние 140 самолетов получили и новую австралийскую верхнюю турель Mk. VE также с одним 12,7-мм «браунингом».

Первые шесть «бофортов» австралий­ской постройки поступили в состав англий­ских ВВС в Сингапуре в дни начала марша японцев по Малайе, но ни один из них не попал в боевую 100-ю эскадрилью, кото­рая готовилась к перевооружению на них с октября 1941 г. Времени было достаточ­но, но к моменту, когда 15 февраля 1942 г. японские велосипедисты (!) захватили первый форт крепости Сингапур, база 100-й эскадрильи Селетар была уже взя­та, причем часть персонала попала в плен. Остальные успели бежать в Австралию, где из них и молодого пополнения собрали новую, уже австралийскую 100-ю эскадри­лью, вооружив ее первыми «бофортами» Mk.V.

Но ее переучивание шло тяжело, но­вая машина не давалась слишком долго летавшим на устаревших бипланах «Уайлдбист» летчикам, и первый боевой вылет 5 «бофортов» выполнили из Порт-Морсби на севере Австралии 25 июня 1942 г. Они атаковали японские корабли, направляв­шиеся к Лаэ, крупнейшему городу на вос­токе Новой Гвинеи. Зенитки сбили одного, остальные добились трех попаданий бомбами, но никого не по­топили.

«Бофорты» австралийского производства поступили в 19 эскадрилий на Тихом океане, как английских, так и стран Бри­танского Содружества. Они участвовали во многих важнейших сражениях, например, в битве в море Бисмарка в марте 1943 г., но на их долю не выпало ни одного громкого успеха. И дело было не только в качестве подготовки летного состава: самолет «Бофорт» к началу 1943 г. давно морально устарел. Австралий­цы, новозеландцы, канадцы и южноафриканцы продолжали во­евать на нем до 1945 г., в самих же Королевских ВВС последней распрощалась с этими торпедоносцами 39-я эскадрилья уже в июне 1943 г.

Еще в конце 1941 г. штаб ВВС Великобритании потребовал установить на «Бофорт» более мощные моторы «Геркулес», ко­торые ставились на тяжелый ночной перехватчик «Бофайтер». Этот самолет, тип 156 по списку проектов фирмы «Бристоль», сам разрабатывался на базе «бофорта» — и это проблем не со­ставляло, но фирма заявила, что не видит в этом смысла.

Первый опытный Тип 156 был облетан 17 июля 1939 г., а с 1940 г. пошли поставки ночных перехватчиков «Бофайтер» Mk. IF. Моторы «Геркулес» Mk. III по 1425 л.с. обеспечили ему летные качества, сравнимые с одномоторным истребителем «Харрикейн» при существенно большей дальности полета и лучшем оборудовании, включавшем радиолокатор Al Mk. IV. Самолетом заинтересовалось и Береговое Командование, для которого был сделан дальний истребитель «Бофайтер» Мк. 1С (Coastal — береговой). Это был наиболее мощно вооруженный английский истре­битель — в фюзеляже стояли 4 пушки «Испано» Mk. III калибра 20 мм, а в кры­ле — шесть 7,69-мм пулеметов. Когда угроза бомбардировок Британских островов ослабла, их начали шире использовать и над морем. «Бофайтер» Мк. VI с более мощными моторами «Геркулес» VI по 1670 л.с. мог нести две бомбы калибра 113 кг или 8 неуправляемых ракет R.P. 3 с 13-кг бронебойно-фугас-ной боевой частью. Для защиты от атак сзади в кабине наблю­дателя (он же — оператор РЛС) поставили пулемет Виккерс К, а установка стабилизатора с поперечным V в 12° заметно улуч­шила устойчивость самолета. Максимальная скорость достигла 536 км/ч на высоте 4754 м, а крейсерская — 391 км/ч. Дальность по сравнению с МК. IF несколько ухудшилась, но на Mk. VIC, предназначенные Береговому Командованию, сняли локатор, поставили крыльевые баки на 227 л бензина по типу МК. IС в крыле, а бак на 110 л уместили в левой части пушечного отсе­ка — и с ними дальность без подвесок достигла 2910 км. Локато­ром машина не комплектовалась, зато фирма предложила дооснастить ее замком для подвески торпеды — английской калибра 18 дюймов или американской — 22 дюйма.

Опытный борт Х8065, получивший кличку «Торп-Бо», прошел испытания успешно, и вскоре первые шесть «бофайтеров» VIC с замками для торпед прибыли на базу 254-й эскадрильи Бере­гового Командования Дайс. Такие самолеты, обозначенные ITF (Interim Torpedo Fighter — «переходной» торпедоносец-истреби­тель), позволили в 1942 г. начать формирование морских ударных авиационных крыльев, соединений, включавших 3-4 эскадрильи, предназначенных для решения множества задач.

Путем активных концентрированных действий блокировать вражеское судоходство от Азорских островов до Бискайского за­лива и Гибралтара должны были авиакрылья с баз в южной Анг­лии Дэвидстоу Мур на полуострове Корнуолл и Стабби у Бристоля. Ла-Манш перекрывало крыло из Норт Котса у Ливерпуля, а северный выход из него — крыло из Дэллечи у Абердина, Се­верное море держало под прицелом кры­ло из Льючерса, что севернее Эдинбурга, крыло из Уика на самом севере Шотлан­дии контролировало западное побережье Скандинавии.

Теперь атака конвоя начиналась в от­крытом море с массированного штурмо­вого удара пушками, ракетами и бомбами. Он выполнялся методом «звездного нале­та» с разных направлений, что распыляло огонь зениток. Когда единое управление зенитным огнем нарушалось, на предель­но малой высоте появлялось ударное зве­но «Торп-Бо», которое топило самые круп­ные цели. Наряду с торпедными атаками широко практиковалось и топ-мачтовое бомбометание. Впервые такую операцию успешно провело авиакрыло из Норт Кот­са в середине 1943 г. К концу года суммар­ный «улов» этого соединения достиг 29762 т, а до конца войны его пилоты потопили 117 судов общим водоизмещением 150000 т. Но и потери оказались высоки — крыло потеряло 120 «бофайтеров», в боевых вы­летах погибли 241 пилот и штурман, при­чем последних гибло больше — задняя пулеметная установка оказалась неэф­фективной.

Заводы «Бристоль» в Филтоне, «Фейри» в Стокпорте и государственные в Рутсе и в Вестон-супер-Маре сдали 1786 «бофайтеров» VI, значи­тельная часть которых была построена в морских вариантах. С 1942 г. они появились и в Африке, и на Мальте, а затем и на Дальнем Востоке. А тем временем фирма сделала специаль­ную торпедоносную модификацию TF Mk. X. Она получила мо­торы «Геркулес» Mk. XVII, оптимизированные для длительных маловысотных полетов над морем с новыми нагнетателями с меньшим диаметром рабочего колеса, под фюзеляжем могла подвешиваться не только торпеда, но и две бомбы калибра 227 кг или бак на 910 л бензина, еще две 113-кг бомбы или 8 ракет вешались под крылом. Стрелково-пушечное вооружение было дополнено пулеметом калибра 7,69 мм в кабине штурмана для защиты задней полусферы. Скорость без подвесок на высо­те 3050 м составляла 515 км/ч, а с торпедой — 490.

Первые самолеты комплектовались локатором дециметрово­го диапазона ASV с дипольной антенной, но вскоре в удлиненной носовой части стали ставить универсальную сантиметровую РЛС с параболическим зеркалом Al Mk. VII или VIII, которая могла об­наруживать и корабли, и самолеты с более высокой точностью.

Дальний морской штурмовик и торпедоносец «Бофайтер» TF Mk. X из 236-й эскадрильи Берегового Командования ВВС Великобритании
Дальний морской штурмовик и торпедоносец «Бофайтер» TF Mk. X из 236-й эскадрильи Берегового Командования ВВС Великобритании

Торпедоносец TF X стал основным вариантом «бофайтера», который задумывался как истребитель — четыре завода выпус­тили 2205 таких самолетов. По ходу выпуска на них появилось усиленное крыло от оставшегося в проекте варианта Mk. XII с возможностью подвески бомбы калибра 454 кг, пылезащитные фильтры нагнетателей моторов, коки винтов, но главное — боль­шой форкиль, окончательно решивший проблему устойчивости машины. Его появление в 1943 г. на всех морских театрах военных действий сразу изменило расклад сил — оказалось, что этой машине противопоставить нечего, т.к. на малых высотах по скорости она не намного уступала их лучшим истребителям, а по огневой мощи превосходила всех. Они работали не только как торпедоносцы, но и уничтожали важные сильно защищен­ные береговые объекты — базы торпедных катеров и подводных лодок, склады, штабы, аэродромы на большом удалении. Летали большими однородными группами, при этом часть са­молетов шла без подвески, выполняя роль истребителей со­провождения, а наличие РЛС позволяло вовремя обнаружить вражеские перехватчики. Такие качества машины позволили сыграть ей выдающуюся роль во всех крупнейших десантных операциях в Европе, в т.ч. и высадке в Нормандии, начавшейся 6 июня 1944 г.

В 1941 г, в Австралию было поставлено 24 самолета «Бофай­тер» IС. На Тихоокеанском ТВД такая машина оказалась осо­бенно полезной. Конструкторы государственного завода DAP в пригороде Мельбурна Фишменс Бэнд переобо­рудовали один из них американскими моторами Райт «Циклон» 14 GR-2800. Постепенно машина была доведена до уровня английской модификации TF X и получила еще более мощное вооружение — вместо пулеметов винтовочного калибра в кры­ле появились четыре американских 12,7-мм «браунинга». Анг­лийской «десятке» серийный австралийский «Бофайтер» Mk. 21 уступал только по запасу топлива, будучи несколько легче, быстрее и маневреннее. Наладить поставки моторов из Амери­ки не удалось, и в серии ставили английские «Геркулес» XVIII с турбокомпрессорами, с большей взлетной мощностью (что важ­но в тропиках) и более высотные. Головной самолет с бортовым обозначением А8-1 был облетан в Мельбурне 26.05.44 г., и до конца 1945 г. там и в Маскоте их сделали 364 штуки.

«Бофайтеры» атакуют быстроходную десантную баржу ВМС Германии
«Бофайтеры» атакуют быстроходную десантную баржу ВМС Германии

Первыми на новую технику перевооружились 30-я и 31-я эс­кадрильи ВВС Австралии, которые действовали на юго-западе Тихого океана. Успела получить несколько Mk. 21 и 93-я эскад­рилья, а пилоты 92-й освоить этот самолет до конца войны так и не успели. Английские «десятки» также прибыли на Тихий океан, они воевали в Бирме и в Таиланде, став одним из самых универсальных средств ведения войны, решая задачи от стратегических бомбардировок тыловых целей и атак вражеских кораблей до штормовки пехоты в окопах и коррек­тировки артогня.

Подводя итоги боевых действий на всех морских ТВД в 1939-1945 гг., коман­дование ВВС Великобритании назвало самолет «Бофайтер» Мк. X лучшим су­хопутным торпедоносцем II Мировой войны, подчеркивая роль этого самолета в стратегических операциях на морских направлениях — и в блокаде судоходства противника, и в контрблокаде своих коммуникаций, и в стратегических десантах в Италии, Греции, во Франции и в Норвегии, последний из которых состоялся в 1945 г. Было решено продолжать разработку этого класса многоцелевых боевых самолетов, тем более, что еще до окончания II мировой войны у Великобритании появилась еще одна стратегическая проблема — борьба с национально-освобо­дительными движениями в Греции, Югославии, в Африке, в Азии и на островах Тихого океана. Считалось, что все эти революции инспирируются из-за рубежа русскими или китайцами и снабжаются морем. Потому Береговому Командованию Королевских ВВС была поставлена задача: блокировать очаги восстаний с моря, лишив их снабжения, и тогда восстания угаснут сами собой. Но это уже отдельная история, не относящаяся ко II Мировой войне.

Модели и характеристики британских торпедоносцев

Тип и годвыпускаТип и кол-вомоторовСкорость,км/чна высоте, мПотолок,мДальностьмакс, кмБомбы, кгнорм./макс.ТорпедноевооружениеСтрелковоевооружениеЭкипаж,чел.
Великобритания
«Бофорт» I,19392 «Таурус» II420 на 1980 м50302580728/9081 торпеда Мк. XI1×1(7,69 мм) и 1×2 (7,69 мм)4
«Бота» I,19402″Персей»400533420379081 торпеда Мк.XI1х1(н) и 1×2 (7,69 мм)4
”Веллингтон» GR VIII, 19422 «Пегас» XVIII378480041009081 торпеда Мк.XI1×2 (7,69 мм)6-7
«Веллингтон» GR XI, 19432″Геркулес» XVI410Н.д.24779081 торпеда Mk.XI1×2 (7,69 мм) и 1×4 (7,69 мм)5
«Веллингтон» GR XII, 19432 «Геркулес» XVI410Н.д.28159081 торпеда Mk.XI I1×4 (7,69 мм)5
«Веллингтон» GR XIII, 19442 «Геркулес» XVII402487624779081 торпеда Mk.XI1×2 (7,69 мм) и 1×4 (7,69 мм)6.-7
«Веллингтон» GR XIV, 19442 «Геркулес» XVII410Н.д.24779081 торпеда Mk.XI1×4 (7,69 мм)5
«Бофайтер» TF X, 19432 «Геркулес» XVII515 на 3050 м67902816нет/13601 торпеда1×4 (20 н), 6 (7,69 н) и 1×1 (7,69)2
Австралия
«Бофорт» VIII, 19442 R-1830S3C4-G431 на 4420 м76202333728 / 9081 торпеда1×1(12,7 н) и 1×1 (12,7 мм)4
«Бофайтер» 21,19442 «Геркулес» XVII520 на З050 м80802414нет/6801 торпеда1×4 (20 н), 4 (12,7 н) и 1х1 (7,69)2


(«Наука и техника», http://nauka-tehnika.com.ua)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями