09.01.2014     "Холодная война" >> Военно-воздушные силы

Стратегическое авиационное командование США, 1946-1955

Философия сдерживания агрессии со стороны ми­ровой сверхдержавы пу­тем угрозы немедленного и сокру­шительного возмездия стала ре­альностью после того, как на вооружение НАТО и стран Варшавского договора поступило ядер­ное оружие. В течение более 40 лет основной составляющей ядер­ных сил США являлось Стратеги­ческое авиационное командова­ние ВВС, сокращенно САК, в распоря­жении которого находились соединения дальних бомбарди­ровщиков, размещенных на базах по всему миру.

Материал подготовлен для сайта "Войны XX века" © http://war20.ru

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ АВИАЦИОННОЕ КОМАНДОВАНИЕ – ИНСТРУМЕНТ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ

Строй из шести B-47

Строй из шести B-47 "Стратоджет" во время демонстрационного полета

Стратегическое авиационное командование, образованное 21 марта 1946 г., возглавил ге­нерал Джордж Кении. Некоторое время спустя после этого среди летчиков ВВС США получило распространение выражение «мир — наша профессия». Но вообще пос­ле того, как было создано САК, со­стоявшее вначале всего из шести групп бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс» с парой-трой­кой ядерных бомб Мк III (идентич­ных плутониевой бомбе, которая стерла с лица Нагасаки), никто и не думал о мире. Для личного со­става и техники каждый рабочий день был наполнен одним — подготовкой к войне.

В начале «холодной войны» атомные бомбы рассматрива­лись как новый вид устрашаю­щего оружия. США регулярно проводили их испытания. Так, 1 июля 1946 г. бомбардировщик В-29 сбросил плутониевую бом­бу на 73 трофейных корабля у атолла Бикини в западной части Тихого океана. Тот факт, что Со­ветский Союз также вел работы по созданию ядерного оружия — первая советская атомная бомба была взорвана в 1949 г., — дал толчок быстрому расширению и модернизации Стратегического авиационного командования.

Постоянное ожидание ядерной войны между СССР и США привела к тому, что летчики САК стали считать­ся элитой американских ВВС. Генерал Кертис Ле Мэй, сменив­ший в 1950 г. Кении на посту ко­мандующего, применял различ­ные меры материального и мо­рального поощрения личного состава, чтобы подчеркнуть осо­бый статус летчиков САК, — от вручения разноцветных шарфов до повышения за особые заслу­ги в звании и должности прямо на месте.

Концепция превентивных ядерных ударов нашла в США свое конкретное воплощение в период между 1947 и 1950 гт. Она ускорила разработку новых, бо­лее мощных стратегических бом­бардировщиков, предназначен­ных, в первую очередь, для ис­пользования в ядерной войне против СССР. Бомбардировщики В-29, хорошо зарекомендовавшие себя в боевых действиях против Японии в годы Второй мировой войны, постепенно понижались в классификации от «сверхтяже­лых» до просто «тяжелых», а за­тем и до «средних», по мере того как на смену им приходили В-50, В-47 «Стратоджет» и громадные В-36 «Писмейкер» (об этих самолетах будет рассказано чуть ниже).

В число задач, поставленных перед Стратегическим авиационным командованием, входила не только бомбардировка стра­тегических объектов противника, но и стратегическая разведка, для чего были приспособлены некоторые стратегиче­ские бомбардировщики. В начале «Хо­лодной войны» самолеты-разведчики RB-29, RB-50, ЯВ-47 и RB-36 часто со­вершали полеты над территорией Совет­ского Союза.

Материал подготовлен для сайта "Войны XX века" © http://war20.ru

 

В-36 «ПИСМЕЙКЕР» - «БОЛЬШАЯ ДУБИНКА» САК

Гигантский межконтинентальный бом­бардировщик Конвэр В-36  «Писмейкер» был спроектирован в годы Второй мировой войны. По замыслу его создателей он должен был с баз в США наносить удары по объек­там, расположенным в Германии и Япо­нии.

B-36

B-36 "Писмейкер"

Несмотря на то что работы по созданию бомбарди­ровщика B-36 начались еще до вступления США во Вто­рую мировую войну, он поспел только к началу «Холодной войны» — мощный шестимоторный «бегемот» с размахом крыла 70,1 м и бомбовым отсеком такой величины, что там мог размес­титься автомобиль «нэш рэмблер». На серебристом фюзеляже от носа до хвоста располагались 16 20-мм пушек. После того как на концах крыла были размещены четыре дополнительных реактив­ных двигателя, В-36 стал самым большим и самым дальним бом­бардировщиком того времени. Его боевое дежурство в небе продолжалось обычно 12 часов. Самолеты-разведчики RB-36 могли на­ходиться в воздухе до 22 часов.

Первые В-36А поступили на вооружение ВВС США ле­том 1948г. В конце того же года один из таких бомбар­дировщиков совершил учебный полет с авиабазы ВВС Карсвелл, штат Техас, до Гонолулу, Гавайи, сбросив в море незаряженную бомбу весом 4536 кг. В ходе 13036-км полета, совершенного без дозаправки, бомбардировщик не был обнаружен местными средства­ми ПВО.

Самолетами В-36 оснастили 10 авиакрыльев. Первые В-36 поступили на вооруже­ние 7-й и 11 -й групп тяжелых бомбардировщиков 8-й воздушной армии, размещенных на авиабазе Карсвелл. Большая их часть была обозначена буквами ВМ с трехзначным числом.

Бомбардировщики В-36 предназнача­лись главным образом для нанесения межконтинентальных ядерных ударов по объектам, расположенным в глубине территории Советского Союза, и несли огромные водородные бомбы Мк 17. Эта бомба длиной 7,3 м весила 21 т.

С начала и до конца выпуска бомбардировщика В-36 в его конструкцию постоянно вносили усовершенствования. Так, модифика­ция B-36D получила четыре ТРД J47, установленных в гондолах под плоскостями крыла, и бомболюки с шарнирной подвеской. В-36Н были оснащены новыми прицелами для бомбометания. С 1954 г. проводились также работы по снижению веса самолета для улучшения его летных данных, в частности скорости и потолка.

Всего было построено 383 бом­бардировщика В-36. Но из этого числа в распоряжении САК все­гда находилось не более 205 ма­шин данного типа.

В-36 был снят с вооружения в 1959 г.

Материал подготовлен для сайта "Войны XX века" © http://war20.ru

 

БОЕВОЙ СОСТАВ САК В ЭРУ ВОДОРОДНОГО ОРУЖИЯ

На вооружение бомбардиро­вочных групп, число которых не­уклонно росло, поступали также машины В-50, являвшиеся значи­тельно модернизированным вари­антом бомбардировщика В-29 с гораздо более комфортными усло­виями для экипажа. Когда в арсе­налах США и СССР в 50-е гг. появились водородные бомбы, сред­ние бомбардировщики топа В-50 уже мало подходили на роль носи­телей больших новых водородных бомб, таких как, например, Мк 15 «Зомби». В-50 все же продолжали выполнять свои функции, но это стоило боль­ших усилий. Стало ясно, что срок их дальнейшей эксплуатации огра­ничен двумя-тремя годами.

Ветеран В-29 был единствен­ным тяжелым бомбардировщи­ком, который вновь оказался в строю во время Корейской войны 1950-1953 гг. Причина этого со­стояла в том, что Пентагон отдавал приоритет ожидаемой ядерной войне с СССР, а не уже ведущим­ся боевым действиям на Корей­ском полуострове. Поэтому нахо­дившиеся на базах САК в США бомбардировщики В-50 и В-47, а также переоборудованные для доставки ядерного оружия транс­портные самолеты С-124 «Глобмастер» так и не приняли участия в Корейской войне.

Во время корейской войны В-29 долж­ны были наносить точечные удары по мостам. При этом испытывались новью образцы вооружения, в частности радио­управляемая бомба «Тарзан» с кольце­образным стабилизатором, показавшая плохие результаты. Всего были сброше­ны три такие бомбы.

Бомбардировщики B-47

Бомбардировщики B-47 "Стратоджет", прилетевшие на базу ВВС Барксдейл на шестой ежегодный конкурс по бомбометанию и штурманскому делу, 1954 г.

В 50-х гг. в своем стремлении гарантировать победу над СССР Пентагон стал полагаться в основном на В-47 «Стратоджет», бомбар­дировщик, который почти во всех отношениях радикально отличал­ся от всех своих предшественни­ков. Этот бомбардировщик был самым мощным в США в начале 50-х гг. По внешнему виду он скорее походил на истребитель, посколь­ку имел скошенные назад плоско­сти крыла и турбореактивные двигатели в гондолах. Несмотря на очевидные преимущества перед предшественниками, В-47 не прощал ошибок в пилотирова­нии, и, кроме того, в аварийной ситуации экипажу было чрезвы­чайно трудно, почти невозможно, покинуть самолет с парашютом.

На В-47Е было установлено шесть турбореактивных двигателей «Дженерал Электрик» J47-GE-25 или J47-GE-25A тягой по 2710 кгс или по 3265 кгс каждый. Экипаж В-47 состоял из трех человек – командира корабля и второго пилота, размещавшихся один за другим в катапультируемых вверх креслах под длинным фонарем, и штурмана-бомбардира, сидевшего на катапультирующемся вниз кресле в носовой части фюзеляжа. Экипаж разведыва­тельного варианта самолета состоял из шести человек, т. е. был увеличен на три человека, которые размещались в капсуле в бывшем бомбовом отсеке.

Всего было выпущено 2102 таких самолета, которыми оснастили 43 бомбардировочных авиакрыла 2, 8 и 15-й воздушных армий. Этот самолет использовался также для стратеги­ческой разведки, радиоэлектронной борьбы и разведки погоды. В своем главном качестве он применялся до 1965 г.

Советское руководство было всерьез обеспокоено угрозой, ко­торую B-47 представлял для СCCH. В зените славы и могущества американс­кой стратегической авиации по­чти 2000 В-47 составляли ее осно­ву, так как по мере приближения 60-х гг. В-29, В-36 и В-50 постепен­но снимались с вооружения, а ядерный их арсенал исчислялся уже десятками тысяч боеголовок. Стратегические бом­бардировщики США, находивши­еся на постоянном боевом дежур­стве в воздухе в 50-е и 60-е гг., были вооружены бомбами Mk.17 массой 21 т.

Истребители-бомбардировщики F-84F

Истребители-бомбардировщики F-84F "Тандерстрик", входившие в состав сил сопровождения САК

В 40-е и 50-е гг. в состав САК входили также эскадрильи истре­бителей сопровождения, осна­щенные сначала самолетами F-82 «Твин Мустанг» со спаренными фюзеляжами, а затем реактивны­ми истребителями F-84F «Тандер­стрик» со стреловидным крылом. Командующий САК генерал Кертис Ле Мэй рвал и метал, когда его 27-я истребительная группа сопровож­дения, вооруженная истребителя­ми F-84 D/E с прямым крылом, была переброшена на Корейский полуостров. Под нажимом генерала эту авиачасть все же вернули в США, где ее тут же оснастили усовер­шенствованными F-84G.

Опытные пилоты истребите­лей САК прекрасно понимали, что в случае возникновения ядерной войны их ждала перспектива со­вершить полет в один конец. Их мужество не подвергалось сомне­нию, и все же истребители так и не смогли завоевать симпатии своего командующего. В ходе эк­сперимента по совместным поле­там истребителя со стреловидным крылом RF-84K «Тандерфлэш» и бомбардировщика В-36 генерал Ле Мэй был настроен скептиче­ски. Командующий страте­гической авиацией США заявил во всеуслышание, что «истребите­ли — смешны, а бомбардировщи­ки — важны». В конце 50-х гг. Ле Мэй отказался от приобретения более современных, скоростных истребителей. Непродолжитель­ное время на вооружении САК находились истребители F-101A «Вуду», а затем части истребите­лей сопровождения были выведе­ны за штат Стратегического авиационного командования.

В некотором смысле самым важным самолетом САК того пе­риода стал самолет-танкер, произ­водивший дозаправку бомбарди­ровщиков в полете. Поршневые заправщики КС-97 «Стратофрайтер» и, позднее, реактивные КС-135 «Стратотанкер» дали бомбардировщикам возможность летать в любую точку земного шара. За­правщики в буквальном смысле сделали революцию в воздушной войне, и мир стал другим.

Под командованием генера­ла Кертиса Ле Мэя стратегиче­ская авиация достигла пика сво­ей численности в 1956 г., когда ее парк насчитывал 3188 машин (247 B/RB-36, 97 В-52, 254 RB-47, 1306 В-47, 16 RB-57, 51 C-124, 750 КС-97, 74 КВ-29, 366 F-84, 57 RF-84 F/K). Таким количеством са­молетов стратегическая авиа­ция США больше никогда не располагала.

Однако качествен­ное совершенствование Стратегического авиационного командования США продолжалось. 29 июня 1955 г. на вооружение ВВС США был принят бомбардировщик В-52 «Стратофортресс», вооружен­ный термоядерным оружием невиданной до тех пор мощи. Он стал символом новой стадии «Холодной войны».

В зените своего могущества Стратегическое авиационное командование располагало 1640 бомбардировщиками первой линии В-36, В-47 и В-52. Флот заправщиков насчитывал 844 машины.

(Материал подготовлен для сайта "Войны XX века" © http://war20.ru по справочнику «Воздушные войны XX века» под ред. К. Бишопа. При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны ХХ века»).

(Материал подготовлен для сайта "Войны XX века" © http://war20.ru по книге А.В. Платонова «Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941-1945». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны ХХ века»).

Источник: http://war20.ru/article/32/nadvodniye-sili-vmf-sssr-v-godi-vov © Портал "Войны XX века"

(Материал подготовлен для сайта "Войны XX века" © http://war20.ru по книге А.В. Платонова «Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941-1945». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны ХХ века»).

Источник: http://war20.ru/article/32/nadvodniye-sili-vmf-sssr-v-godi-vov © Портал "Войны XX века"

(Материал подготовлен для сайта "Войны XX века" © http://war20.ru по книге А.В. Платонова «Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941-1945». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник сайта «Войны ХХ века»).

Источник: http://war20.ru/article/32/nadvodniye-sili-vmf-sssr-v-godi-vov © Портал "Войны XX века"

Смотрите также:

Факт

В 1945 г. американцы не имели бомбардировщиков, способных нести атомные бомбы. Для этих целей было переоборудовано 15 тяжелых бомбардировщиков B-29, при этом с них пришлось снять все бронирование и оборонительное вооружение...

Понравился материал? Поддержите наш сайт!

Вам есть, что добавить? Оставляйте комментарии!

Введите символы:
Captcha
  
 
 
 
Танковый ас Виттман Первая мировая Лейбштандарт СС Противотанковые средства Первая САУ Стрелковое оружие Берлинский гарнизон Торпедоносцы Винтовки Второй мировой Малыш и Толстяк Хиросима Вторая мировая
 

Вход

Логин:
Пароль:

Регистрация

Закрыть
Логин:
Email:
Пароль:
Повтор пароля:
Введите символы:

Captcha