Гидросамолет «Каталина» в советской морской авиации

Consolidated "Catalina" Mk.IVA из состава 210-й эскадрильи королевских ВВС Великобритании и "Каталина" из состава 16-го дальне-разведывательного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота
Consolidated «Catalina» Mk.IVA из состава 210-й эскадрильи королевских ВВС Великобритании и «Каталина» из состава 16-го дальне-разведывательного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота

Летающая лодка «Каталина» в годы Второй мировой войны стала основной машиной морской авиации стран антигитлеровской коалиции. «Каталины» вели морскую разведку, наносили бомбовые и торпедные удары, боролись с подводными лодками, перевозили людей и грузы. Не стал исключением и Военно-морской флот СССР.

На 21 июня 1941 г. в составе советской морской авиации насчитывалось более 2,5 тысяч боевых самолетов, четверть из которых (859 машин) составляли гидросамолеты. Однако основная часть парка гидроавиации приходилась на ближние разведчики МБР-2, количество которых в строю составляло 672 единицы,

Несмотря на все усилия конструкторских бюро, проекти­ровавших морские самолеты, дела с созданием и запуском в предвоенные годы в массовую серию дальнего морского разведчика обстояли далеко не лучшим образом. Серийное производство дальних морских разведчиков МДР-6 (Че-2) на­чалось на авиационном заводе №31 в Таганроге в 1939 году, в следующем году оно было передано на новый авиационный за­вод в Савелово. В связи с эвакуацией завода в 1941 году серия составила всего 37 машин. По американской лицензии в 1938-1940 годах в Таганроге строилась копия гражданской версии американского гидросамолета PBY-1 — летающая лодка ГСТ. Всего было выпущено 27 машин. Имевший высокие тактико-технические характеристики морской тяжелый бомбардиров­щик МТБ-2 так и не был запущен в серию.

С началом войны положение еще более усугубилось, так как имевшиеся в составе ВВС ВМФ и так в незначительном количестве гидросамолеты ГСТ и Че-2 понесли большие поте­ри в первые месяцы войны, когда их использовали в качестве дневных бомбардировщиков и дальних разведчиков. В свою очередь советская авиационная промышленность практиче­ски прекратила выпуск гидросамолетов. За всю войну от промышленности было получено только 39 машин (корабельных разведчиков Бе-4 и Че-2). От других ведомств авиация ВМФ получила еще 141 гидросамолет, в основ­ной массе это были все те же МБР-2. Это количество не покрывало даже текущих потерь, которые на 1 июня 1944 года со­ставили 588 машин. Фактически к концу войны гидроавиацию ВМФ требовалось срочно воссоздавать. Флоту срочно требовался современный тяжелый гидросамолет, способный ве­сти разведку и поиск подводных лодок, выполнять поисково-спасательные операции и транспортные перевозки.

Поскольку отечественная промышленность справиться с этой задачей не могла, пришлось обращаться к союзникам. Первым и практически единственным кандидатом на поставки стала летающая лодка «Каталина» американской фирмы «Консолидейтед».

«КАТАЛИНА» — ЛУЧШИЙ ВЫБОР ДЛЯ ФЛОТА

«Каталина» была хорошо знакома советским специалистам. Во-первых, как уже отмечалось, до войны малой серией про­изводился и состоял на вооружении ее лицензионный вариант летающая лодка ГСТ. Во-вторых, английские «Каталины» с 1942 года регулярно появлялись на аэродромах Северного флота, решая разнообразные задачи, в том числе и в интересах со­ветского командования, Так, например, в сентябре-октябре 1942 года девять «Каталин» из 210-й эскадрильи королевских ВВС Великобритании действовали с наших северных аэродро­мов при проведении операции по проводке конвоя PQ-18.

Сравнение характеристик «Каталины» с серийными отече­ственными гидросамолетами убеждало в полном превосходст­ве американской машины. Кроме того, американ­ские летающие лодки оснащались куда более совершенным приборным и радиооборудованием, а главное имели радиоло­кационные станции. На самолете были созданы комфортные условия для работы экипажа в условиях продолжительного (до 28 часов) полета.

Первая неудачная попытка получить у американцев совре­менные летающие лодки типа «Каталина» была предпринята еще в 1942 году. Тогда намеревались запросить 60 самолетов-амфибий PBY-5A для Северного и Тихоокеанского флотов. Еще 80 летающих лодок были запрошены 28 мая 1944 года для ис­пользования на Тихом океане. В СССР первоначально постав­лялись гидросамолеты типа PBN-1 «Номад», которые с февраля 1943 года производились на заводе NAF в Филадельфии. Позже ВМФ получил также машины более совершенной моди­фикации — амфибии PBY-6A. Всего же в нашу страну было по­ставлено 137 PBN-1 (из 156 выпущенных в США) и 48 PBY-6A. Американские летающие лодки независимо от модификации назывались у нас одинаково — «Каталина», Эти гидросамолеты уже существенно отличались от прототипа ГСТ. Мощнее стали двигатели, вооружение было усилено, сдвижные люки по бор­там заменили каплевидными блистерами, было значительно усовершенствовано оборудование.

В отечественной литературе также высказывается предпо­ложение о поставке в Советский Союз около 20 самолетов типа PBY-5A. Возможно, косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что инструкции по эксплуатации самолетов этой модификации в нашу страну все-таки попали.

«КАТАЛИНЫ» ПОСТУПАЮТ НА ВООРУЖЕНИЕ ВМФ СССР

Поступление американских летающих лодок в действую­щие флоты началось летом 1944 года. Их перегонка была орга­низована следующим образом, Самолеты принимались в США в городе Элизабет-Сити (штат Северная Каролина) советскими морскими летчиками авиагруппы специального назна­чения. Авиагруппа состояла из 26 экипажей: десять – от ВВС Северного флота, 10 — от ВВС Тихоокеанского и шесть — от ВВС Черноморского флота. Командиром группы был назначен полковник В.Н. Васильев.

Первую партию «Каталин» в количестве 47 машин перегоняли для Северного флота. Протяженность мар­шрута составляла 8325 км, полетное время около — 50 часов. Самолеты выходили на маршрут отрядами по 4 машины. По ходу перелета им при­ходилось совершать промежуточные посадки на авиабазах союзников. Для обеспечения полета английским коман­дованием на каждый самолет были вы­делены штурман и бортрадист, которые следовали с нашими экипажами до Рей­кьявика, Затем англичане возвращались в США для повторного вылета с другими экипажами. Вся операция по перегону гидросамолетов для Северного флота была произведена в период с 25 мая по 26 июля 1944 года. На последнем этапе пути (Исландия — Мурманск) погиб эки­паж командира авиагруппы В.Н. Василье­ва. В сложных метеоусловиях их самолет врезался в скалы на северном побере­жье Норвегии. Руководство авиагруппой принял полковник М.Н. Чибисов.

Подготовка к боевому вылету гидросамолета ГСТ из 118-го ОРАП Северного флота
Подготовка к боевому вылету гидросамолета ГСТ из 118-го ОРАП Северного флота

Для нужд Тихоокеанского флота ги­дросамолеты перегонялись восточным маршрутом через Берингов пролив во Владивосток. С 25 августа по 11 сентя­бря 1944 года по нему перелетели 30 ле­тающих лодок. Для Черноморского фло­та и полярной авиации Главсевморпути было выделено 59 машин. Их перегон осуществлялся самым длинным мар­шрутом. Из США самолеты следовали через Бразилию, Марокко, Ирак в Баку, а оттуда в Севастополь. Протяженность этой трассы составила 13685 км. Пере­гон осуществлялся в период с 28 сен­тября 1944 года по 28 марта 1945 года. Один самолет разбился при взлете но­чью с гидроаэродрома Элизабет-Сити. Экипаж летчика Чикова погиб. Послед­няя партия (28 машин) была перегнана в Москву с 23 июня по 21 августа 1945 года.

К моменту поступления на вооружение морской авиации американских летающих лодок численность гидросамолетов в ВВС ВМФ значительно сократилась. Поэтому в составе авиа­ции западных флотов «Каталины» составили не только лучшую в качественном отношении часть, но и заняли ведущее место по численности. Наличие гидросамолетов в составе ВВС трех действующих флотов показано в таблице. Следует особо под­черкнуть, что в этот период в их составе практически отсут­ствовали тяжелые гидросамолеты. На Севере в описываемый период имелся один Че-2, на Черном море — один ГСТ и два Че-2, а на Балтике отечественных гидросамолетов дальнего действия вообще не было.

Первыми PBN-1 на вооружение получила авиация Север­ного флота. Новые летающие лодки были направлены в 118-й разведывательный, 44-й, 53-й и 54-й смешанные авиационные полки, а также в 20-ю отдельную авиационную эскадрилью.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕТАЮЩИХ ЛОДОК «КАТАЛИНА»

Самолеты включались в боевую работу по мере их прибытия в Советский Союз, Основной задачей американских машин стала дальняя разведка и поиск подвод­ных лодок. Следует заметить, что для воздушной разведки немецких комму­никаций вдоль норвежского побережья «Каталины» привлекались достаточно редко. Во-первых, для этого успешно использовались самолеты других типов. Во-вторых, при действиях у вражеских берегов резко возрастала вероятность потери ценных самолетов. Поэтому PBN-1 использовались в основном в рай­онах, где вероятность противодействия противника (прежде всего его истреби­тельной авиации) была минимальной. И хотя несколько раз «Каталины» попадали под обстрел зенитных установок немец­ких подводных лодок, боевых потерь они не понесли. По небоевым причинам было потеряно четыре гидросамолета. Один разбился при тренировочном полете 9 июня 1944 года. При взлете с озера Холмовское механик по ошибке перекрыл кран бензопровода. Двигатели остановились, и машина упала на лес. Во время шторма 6 сентября 1944 года три летающие лодки, находившиеся в губе Белушья, были выброшены на берег. Две из них были разбиты, одна – серьезно повреждена и списана.

Посадка морских пехотницев на PBN-1, Тихоокеанский флот, 1945 г.
Посадка морских пехотницев на PBN-1, Тихоокеанский флот, 1945 г.

Первая атака «Каталиной» вражеской подводной лодки в Баренцевом море отмечена уже 3 мюля 1944 года. Прибы­тие на Север этих машин позволило наконец-то организовать регулярный противолодочный поиск и в Карском море. Почти полное отсутствие там аэродромной сети препятствовало использованию колесных самолетов с большой дальностью полета. Гидросамолеты МБР-2 имели ограниченный ради­ус действия и отчего также не нашли широкого применения в Арктике. Поэтому уже 4 июля PBN-1 начали работу с аэро­дромов Беломорской флотилии (Лахта, Нарьян-Мар). 6 августа четыре «Каталины» 44-го авиационного полка перелетели на аэродром Диксон. Всего в составе ВВС БВФ в 1944 году дей­ствовало девять американских гидросамолетов. Их прибытие совпало с началом развертывания в Карском море немецких подводных лодок. Одна из них, U-711, была обнаружена 12 ав­густа у острова Вардропер командиром 44-го полка майором С.М. Рубаном. На борту «Каталины», к сожалению, не имелось противолодочных бомб, так как самолет вылетел на ледовую разведку. Тем не менее экипаж не только атаковал противника пулеметным огнем, но и обеспечил наведение в район атаки еще двух летающих лодок, которые и произвели бомбомета­ние. Показательно, что при этом машина майора Рубана нахо­дилась в воздухе около 20 часов. Через десять часов в точку обнаружения для ведения противолодочного поиска прибыли тральщики Т-112 и Т-115. Их наведение также обеспечивали «Каталины» 44-го полка. Зарубежные источники отрицают по­вреждение немецкой лодки в данной атаке. Однако известно, что U-711 покинула Карское море уже 14 августа. Официальной причиной этого явилось повреждение перископа при столкно­вении со льдиной. Однако не исключено, что атака советских самолетов была более результативной, чем это до сих пор счи­тается.

Всего на Северном флоте «Каталины» совершили 340 вы­летов и 14 раз атаковали подводные лодки противника. В че­тырех атаках наблюдались видимые признаки поражения цели. Это вышеупомянутая атака 12 августа 1944 года и три атаки в 1945 году; 19 января, 22 и 23 апреля 1945 года. Наиболее достоверным случаем повреждения «У-бота» может считаться случай 22 апреля 1945 года. В этот день «Каталина», пилоти­руемая экипажем капитана Лятика, обнаружила в 12 милях от мыса Цып-Наволок подводную лодку в надводном положении. В результате внезапной атаки было достигнуто прямое попада­ние в корму вражеской субмарины.

В качестве противолодочного самолета «Каталины» заре­комендовали себя самым наилучшим образом. Это был един­ственный самолет авиации флота, который производил поиск подводных лодок противника одиночно. При использовании других типов минимальной тактической единицей признава­лась пара. Только в этом случае гарантировался надежный просмотр заданного района. Боевая нагрузка американской машины (восемь глубинных бомб ПЛАБ-100) вдвое превосхо­дила таковую у МБР-2. Весьма показательно и число самоле­то-вылетов, совершенных для обнаружения одной подводной лодки противника. Для МБР-2 этот показатель составил 170 вылетов на одно обнаружение. «Каталина» же обнаруживала цель в каждых сорока вылетах.

Конечно, высокие тактико-технические характеристики са­молета еще не являлись залогом успешной борьбы с подвод­ным противником. На эффективность его использования влияли трудные гидрометеорологические условия, свойственные акваториям Баренцева и Карского морей. Дальность обнаруже­ния подводной лодки в надводном положении на Севере была в два раза ниже, чем на Черном или балтийском море. В ряде случаев сказывалась недостаточная подготовка экипажей к ре­шению задач противолодочной борьбы.

Важным достоинством «Каталин» было оснащение части летающих лодок радиолокационными станциями, что резко повышало их возможности по обнаружению надводных целей. С помощью РЛС надводные корабли в условиях малой види­мости обнаруживались с дистанции 75-80 миль. Хотя случаев обнаружения вражеских конвоев не было, «Каталины» неодно­кратно привлекались к поиску союзных конвоев или отставших от ордера транспортов и наведению на них кораблей охране­ния.

Еще одной важной задачей «Каталин» помимо воздушной разведки и противолодочной борьбы стало выполнение пои­сково-спасательных операций. Следует отметить, что поиско­во-спасательная служба являлась обязательным элементом обеспечения действий как авиации наших союзников, так и ВВС Германии. В частности, в каждом оперативном объеди­нении Люфтваффе имелся специальный отряд поисково-спасательной службы для оказания помощи экипажам терпящих

(А.Заболотский, Р.Ларинцев «Наука и техника»)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями