«Атомные бомбардировщики» ВМС США

Помимо ВВС с их межконтинен­тальными бомбардировщиками, глобальную стратегическую систему доставки ядерного оружия мог создать флот США, располагавший в августе 1945 г 99(!) авианосцами. По окон­чании войны большинство из них было законсервировано, но в строю оста­лись 20 авианосцев, в том числе три гиганта водоизмещением около 55000 т — «Мидуэй», «Франклин Руз­вельт» и «Корал Си». Как и все во­енные корабли, они обладали пра­вом экстерриториальности, что позво­ляло приблизить эти плавучие авиа­базы непосредственно к территории противника. Немногочисленный флот СССР мог обеспечивать только бе­реговую оборону.

КОНЦЕПЦИЯ ПАЛУБНЫХ САМОЛЕТОВ – НОСИТЕЛЕЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

В декабре 1947 г, был выпущен доклад адмирала Д. Гэллери, в кото­ром он подвергал критике ядерную стратегию, разработанную специалис­тами ВВС. Стратегия ведения войны путём ядерных ударов по городам критиковалась как аморальная, малоэффективная и дорогостоящая. Вместо этого предлагалось нанесе­ние точечных ядерных ударов по во­енным и ключевым промышленным объектам силами палубной авиации. При этом стартующие с авианосцев бомбардировщики с относительно скромной дальностью полёта поряд­ка 3000 км могли держать под при­целом все промышленно развитые районы СССР. Концепция адмирала Гэллери в це­лом была поддержана министром обо­роны Форрестолом, но возможность базирования стратегических бомбар­дировщиков на палубах авианосцев ещё надо было доказать, хотя опре­делённый опыт в этом уже был. 16 апреля 1942 г. 16 армейских сред­них бомбардировщиков В-25 «Митчелл», взлетев с авианосца «Хорнет», бомбили Токио.

В январе 1947 г. с палубы авиа­носца «Филиппин Си» стартовали шесть двухмоторных транспортных са­молетов R4D (флотское обозначение самолета С-47) антарктической экс­педиции адмирала Берда. Взлёт был произведен без катапульт, с помощью твердотопливных стартовых ускорите­лей JATO.

СОЗДАНИЕ «ЯДЕРНЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ» ДЛЯ ВМС США

Бомбардировщик
Бомбардировщик
Взлет бомбардировщика P2V-3C "Нептун" с помощью стартовых ускорителей с авианосца "Корал Си"
Взлет бомбардировщика P2V-3C «Нептун» с помощью стартовых ускорителей с авианосца «Корал Си»

Разработка палубного бомбарди­ровщика (по классификации ВМС — тяжёлого штурмовика) AJ началась на фирме «Норт Америкен» в 1946 г. Самолёт должен был нести стандар­тную 60-дюймовую атомную бомбу массой 4500 кг.

Поскольку поступление AJ на воо­ружение ожидалось не ранее 1949 г., в качестве временной меры было при­нято решение переделать в палубный бомбардировщик базовый патрульный самолёт Локхид P2V «Нептун», Это было смелое решен и е, поскольку «Не­птун» представлял собой большой са­молёт с размахом крыла 30,5 м и взлётной массой до 30 т. Его сильной стороной была огромная дальность по­лёта, превышавшая 6000 км — боль­ше дальности полёта В-29. Основной недостаток — узкий бомболюк, рас­считанный на подвеску торпед, глу­бинных бомб и морских мин. Поэтому использование стандартных 60-дюй­мовых бомб исключалось — «Нептун» мог принимать только значительно менее эффективные бомбы пушечно­го типа Mk.I и Мк.8.

В первую очередь требовалось приспособить «Нептун» к взлёту с палубы авианосца; посадку в мирное время можно совершить на берего­вых аэродромах, а в военное — и прямо в море. В начале 1948 г, про­водились эксперименты по взлёту P2V с палубы авианосца, условно разме­ченной на бетонной взлётно-посадоч­ной полосе. При этом использовались четыре стартовых ускорителя типа JATO. В апреле 1948 г. два P2V-2 успешно взлетели с 300-метровой палу­бы авианосца «Корал Си». После это­го фирма «Локхид» получила заказ на 12 бомбардировщиков P2V-3C, обо­рудованных высотными моторами, топливными баками увеличенной ёмко­сти и бомбоотсеком, приспособленным для подвески перспективной атомной бомбы Мк.8. В январе 1949 г. заказ был выполнен.

В марте того же года состоялось то, что у нас называется генеральс­ким экспериментом. Один из P2V-3C стартовал с палубы авианосца «Корал Си», находящегося у восточного побережья США, пересек с Востока на Запад всю территорию Соединенных Штатов, сбросил макет атомной бомбы на одном из полигонов запад­ного побережья и вернулся обратно, совершив посадку но одной из бе­реговых авиабаз. Общая протяженность всего перелёта составляла бо­лее 7000 км, взлётная масса само­лёта 32200 кг — рекордная для па­лубной авиации того времени.

После поступления «Нептунов» на вооружение, полётные палубы авиа­носцев типа «Мидуэй» были усилены, и допустимая взлётная масса была уве­личена до 34000 кг. Проводились даже эксперименты по посадке «Нептунов» на палубу. Один из них был оборудо­ван тормозным посадочным гаком и совершил 182 успешные посадки на условную палубу авианосца, разме­ченную на аэродроме. Однако реаль­ную посадку «Нептуна» на палубу авианосца посчитали все же слишком рискованной.

В сентябре 1949 г. на вооружение флота поступили первые серийные AJ-1, получившие наименование «Сэвидж». Машина, специально проектировавшаяся как палуб­ный бомбардировщик стратегического назна­чения, имела суще­ственно меньшие, чем P2V-3C, размеры, склады­вающееся крыло и тор­мозной гак для посадки на палубу. Вместе с тем его бомбоотсек имел те же размеры, что и один из двух бомбоотсеков В-29, то есть точно соот­ветствовал стандартным 60-дюймовым бомбам Mk.III, Mk.4 и Мк.6.

"Атомный бомбардировщик" P2V-3C не мог самостоятельно сесть на палубу, поэтому его приходилось загружать на авианосец при помощи крана.
«Атомный бомбардировщик» P2V-3C не мог самостоятельно сесть на палубу, поэтому его приходилось загружать на авианосец при помощи крана.

Вообще, самолёт AJ интересен как пример создания машины минимальных габаритов «вокруг» громоздкой атомной бомбы первого поколения.

Конструкторы «Норт Америкен» сделали всё, что могли, но всё же для палубного самолёта «Сэвидж» был переразмерен; на палубах самых больших тогда авианосцев типа «Ми­дуэй» помещалось не более шести машин. Существенно более лёгкий и компактный бомбардировщик мож­но было бы создать под малогаба­ритную бомбу Мк.5, но её разработка задержалась до 1952 г.

Интересная особенность AJ-1 — комбинированная силовая установка из двух поршневых двигателей «Пратт-Уитни» R2800-44W и одного ГТД «Аллисон» J33-A-10. Это необычное реше­ние позволило получить сочетание боль­шой дальности полёта и достаточно вы­соких максимальной скорости и прак­тического потолка, а также обеспечить взлёт с палубы авианосца без приме­нения катапульты и стартовых ускори­телей. Бомбардировщик AJ не имел оборонительного вооружения, но бла­годаря мощной прицельной РЛС мог применяться ночью и в любую погоду. В 1951 г. выпускались модернизирован­ные AJ-2 с более мощными моторами R3350 и, соответственно, улучшенны­ми лётными характеристиками.

Уже в конце 1949 г. была сформи­рована 5-я стратегическая эскадра ВМС, ядро которой составляли три авианосца типа «Мидуэй». На воору­жение эскадры поступили 12 самолё­тов P2V-3C «Нептун» и 6 AJ-1 «Сэвидж». В январе 1950 г. было офици­ально объявлено, что стратегическая эскадра готова к боевому примене­нию, хотя на то время ещё ни один «Сэвидж» не летал с палубы авианос­ца. Взлёт и посадка на палубу были освоены только к концу года, причём основным вариантом, как и для «Не­птуна», считалась посадка на берего­вых аэродромах, а посадка на палубу рассматривалась только как вынужден­ная. Ускоренные испытания и освое­ние в эксплуатации ещё сырого самолёта обошлись в пять аварий и катас­троф в течение 20 месяцев.

ЯДЕРНЫЕ АВИАНОСНЫЕ СИЛЫ ВМС США

"Атомный бомбардировщик" AJ-2 "Сэвидж" был великоват для авианосцев того времени
«Атомный бомбардировщик» AJ-2 «Сэвидж» был великоват для авианосцев того времени

В феврале 1951 г. авианосцы «Корал Си» и «Франклин Рузвельт» выш­ли в Средиземное море на первое боевое патрулирование с ядерным оружием на борту. Напомним, что это был период наивысшей напряженно­сти за всё время Корейской войны, когда приказ на нанесение ядерных ударов ожидался со дня на день. К каждому из авианосцев было приписано по три «Нептуна» и шесть «Сэвиджей». При этом «Сэвиджи» на­ходились на палубе в готовности к взлёту, а «Нептуны» — на береговых аэродромах в Северной Африке и должны были быть погружены на авиа­носцы только после начала военных действий. После некоторого спада международной напряжённости «Сэвиджи», чтобы не загромождать палу­бу, тоже перелетели на берег. В том же 1951 г. авианосцы 5-й стратеги­ческой эскадры начали боевое пат­рулирование и в Тихом океане.

Палубные бомбардировщики-носи­тели ядерных бомб AJ «Сэвидж» оста­вались основным стратегическим ору­жием американского флота до 1957 г. К тому времени, помимо трёх авиа­носцев «Мидуэй», они могли разме­щаться на палубах ещё четырех новейших кораблей типа «Форрестол».

Палубный штурмовик AJ-1 "Сэвидж"
Палубный штурмовик AJ-1 «Сэвидж»

В 1952 г. на основе глубокой мо­дернизации AJ фирма «Норт Америкен» создала турбовинтовой палуб­ный бомбардировщик A2J-1, но он проиграл реактивному бомбардиров­щику A3D-1 «Скайуорриор» фирмы «Дуглас». «Скойуорриор» в 1956 г. поступил в серийное производство и стал стратегическим оружием авиа­носцев-гигантов типа «Форрестол». Этот же самолёт использовался в качестве тактического бомбардировщика и разведчика ВВС под обозна­чением В-66 «Дестройер». Бомбоотсек «Скайуорриора» вмещал все типы атомных бомб первого поколения — Мк.5, Мк.6, Мк.7, Мк.8, Мк.12, Мк.18, Mk.91. Соответствующие испытания были проведены, но после принятия на вооружение его основным оружи­ем стали мощные термоядерные бом­бы Мк.15 и др.

В начале 1950-х гг. рассматривал­ся также необычный проект создания межконтинентальной системы достав­ки ядерного оружия на основе анг­лийского бомбардировщика средней дальности Виккерс «Вэлиент», переобо­рудованного для взлёта и посадки на палубу. Тяжелые авианосцы типа «Форрестол» должны были обеспечивать до­заправку в океане бомбардировщи­ков, стартовавших с береговых авиа­баз, выполняя роль своеобразных про­межуточных аэродромов.

Бомбардировщик A3D-1 мог нести стратегические атомные бомбы первого поколения
Бомбардировщик A3D-1 мог нести стратегические атомные бомбы первого поколения

Флот сыграл большую роль в раз­витии тактического ядерного ору­жия — большинство тактических атом­ных бомб первого поколения разра­батывалось по его инициативе. Моря­ки стремились к тому, чтобы макси­мальное число самолётов палубной авиации могло использоваться в каче­стве средства его доставки. Для того чтобы переоборудовать палубный са­молёт в носитель ядерного оружия требовалось, как минимум, установить специальный узел подвески и при­цельную систему LABS, после чего он получал в обозначении индекс В, на­пример, А-4В или F2H-2B. При этом палубные самолёты часто несли бо­лее тяжёлые бомбы, чем их аналоги в ВВС. Так, например, палубный ис­требитель FJ-4B «Фьюри» летал с 770-килограммовой бомбой Мк.7, в то время как эксплуатация его сухопут­ного аналога F-86H «Сейбр» с этой бомбой была признана опасной. Это объясняется тем, что мощные паро­вые катапульты авианосцев гаранти­ровали взлёт самолёта с любой допу­стимой для него нагрузкой, а правила производства полётов с авианосца ис­ключали даже вынужденную посадку с оружием на борту.

ЛЕГКИЕ САМОЛЕТЫ – НОСИТЕЛИ ТАКТИЧЕСКОГО ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

В то же время среди самолётов палубной авиации США была одно машина, которая с самого начала проектировалась как специализиро­ванный носитель тактического ядерного оружия. Речь идёт об очень из­вестном самолёте Дуглас А-4 «Скайхок». Эта машина в нашей литера­туре обычно называется лёгким штур­мовиком, хотя в действительности была лёгким многоцелевым ударным самолётом. Мощный подфюзеляжный держатель мог нести атомную бомбу Мк.7, крупнокалиберную (1360 кг) обычную бомбу или торпеду. Отлич­ная маневренность позволяла при не­обходимости использовать «Скайхок» в качестве лёгкого истребителя воз­душного боя. Таким образом, «Скай­хок» представлял собой универ­сальное «оружие ближнего боя» авиа­носцев, в то время как их «главным калибром» были бомбардировщики AJ и A3D. «Скайхок» имел относительно небольшую полную боевую нагруз­ку, недостаточную живучесть, отсутствовало бронирование, поэтому на роль штурмовика непосредственной поддержки наземных войск он подхо­дил менее всего.

Штурмовик А4-B взлетает с палубы авианосца Саратога. Под фюзеляжем подвешена атомная бомба Mk-7.
Штурмовик А4-B взлетает с палубы авианосца Саратога. Под фюзеляжем подвешена атомная бомба Mk-7.

Проектирование «Скайхока» велось практически одновременно с тактичес­кой атомной бомбой Мк.7, которую (кроме ядерного заряда) разрабаты­вала та же фирма «Дуглас». Поэтому А4 с Мк7 на подфюзеляжном пилоне и двумя подвесными топливными ба­ками под крылом представляли собой единую ударную систему, красивую даже внешне. Все «Скайхоки» палуб­ной авиации США оборудовались си­стемой LABS.

Благодаря своей простоте, «Скайхоки» выпускались в больших количе­ствах и широко поставлялись на экс­порт. Они приняли участие во мно­гих локальных войнах, выступая в ги­бельной для себя роли самолёта под­держки наземных войск, поэтому везде были наиболее сбиваемыми маши­нами. В 1960-х гг. в США их частич­но заменили специализированные штурмовики А-7 «Корсар».

5 декабря 1965 г. А-4 с подве­шенной атомной бомбой скатился с подъёмника авианосца и затонул в 500 милях к югу от о-ва Окинава. Самолёт и бомба были потеряны. Летчик погиб.

Кроме реактивных самолётов, на вооружении ВМС США оставалось много винтовых штурмовиков «Скарей­дер» разных модификаций. Они пока­зали себя вполне эффективными и на­дёжными самолётами непосредствен­ной поддержки войск. Их также реши­ли вооружить ядерным оружием. Так как винтовой самолёт не успевал «убе­гать» от атомного взрыва, то была раз­работана ракета BOAR. Что касается специфически морс­кого оружия — атомной глубинной бомбы «Бетти», то ей вооружались все про­тиволодочные самолёты — как палуб­ные, так и берегового базирования. Так как мощность «Бетти» была излишней, то через непродолжительное время её заменила более компактная и с мень­шей мощностью бомба «Лулу».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Штурмовик "Скайрейдер" с атомной ракетой BOAR
Штурмовик «Скайрейдер» с атомной ракетой BOAR

В целом, складывается впечатле­ние, что всю вторую половину XX века великие державы постоянно го­товились к одной войне (надеясь, что её не будет), а участвовали совсем в других. Горы оружия, накопленные для устрашения вероятного противника, для успокоения собственного страха перед ним, о иногда и просто из шкурных интересов военно-промыш­ленного комплекса, созданные на основе новейших достижений науки и техники, часто оказывались совер­шенно бесполезными в условиях ре­ального вооружённого конфликта.

Во время Холодной войны великие державы имели одинаковую точку зре­ния только по одному вопросу — рас­пространение ядерного оружия допу­стить нельзя (хотя стоит заметить, что в факте появления бомбы в Китае, есть частица нашей вины). Режим нераспространения удавалось поддерживать до начала 80-х годов XX века. Потом наступили другие времена — клуб ядерных держав растёт как на дрож­жах. Бомба появилась у Индии, потом у Пакистана. На большом подозре­нии Израиль. Иран открыто строит заводы по обогащению урана. Какие-то подозрительные работы производит Бразилия… Особенно опасна исламская бомба. Но это тема уже для другого рассказа.

(К. Кузнецов, Г. Дьяконов, «Авиация и космонавтика»)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями