29.11.2013     "Холодная война" >> События, факты

Холодная война: "Железный занавес" опускается

Берлинская стена

Вид на стену между Западным и Восточным Берлином

Во второй половине XX века главной особенностью мирового сообщества стала необъявленная война нервов — «Холодная война», которая как да­моклов меч нависала над нашей планетой после окончания Второй мировой войны. Две противополож­ные в общественно-политическом отношении системы, основанные на военной мощи Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, втянули в свои орбиты большинство стран мира. Суть этого соперничества составляла почти пять десятилетий военная конфронтация между НАТО и Варшавским договором, сердцеви­ной которой являлся «железный занавес», возникший вскоре после падения гитлеровского режима и разделивший Европу между Восто­ком и Западом.

В данной статье рассматриваются события послужившие прологом «Холодной войны», в частности блокада СССР Западного Берлина (остававшегося в зоне ответственности союзников) в первые послевоенные годы.

 

ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

За три месяца до разгрома фашистской Германии в Ялте состоялась конферен­ция глав правительств ведущих стран антигитлеровской коали­ции. Черчилль, Рузвельт и Сталин обсудили раздел послевоенного мира на сферы влияния. Сталин не доверял своим западным союз­никам, полагая, что они хотят уничтожить СССР, и поэтому на­деялся достичь безопасности пу­тем нейтрализации граничивших с СССР стран. Он считал, что наи­лучшим способом избежать воз­рождения германского милита­ризма будет раздробление Гер­мании на несколько слабых госу­дарств.

Ялтинские соглашения стали основой мира с Германией. СССР были обещаны 55 процен­тов германских репараций и сфе­ра влияния, включавшая всю Во­сточную Европу. Капитулировав­шая в мае 1945 г. Германия была поделена на четыре оккупацион­ные зоны. Франции также была выделена зона, хотя Париж не был приглашен на крымскую конференцию.

Сталин выполнил условия договора и не сделал никаких попыток взять под свой контроль территорию, не входив­шую в ту сферу влияния СССР, которая была определена Ялтинскими соглаше­ниями. Он даже остановил советские войска на греческой границе, хотя в про­тивном случае Греция скорее всего ока­залась бы втянутой в орбиту стран со­ветской ориентации. Точно так же, в со­ответствии с решениями крымской кон­ференции, Сталин вывел свои войска из тех частей Берлина, которые были предоставлены западным союзникам, а Великобритания и США убрали свои вой­ска из Чехословакии и Восточной Гер­мании.

 

БЛОКАДА ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА

Вскоре после войны США и Великобритания пришли к выво­ду о необходимости восстановле­ния германского государства, способного стать форпостом в дальнейшей борьбе с Советским Союзом. Вопреки решениям Потсдамского договора произошло слияние американской и англий­ской оккупационных зон в одну. Вскоре к ним присоединилась и французская зона. В объединен­ной западной зоне было создано германское федеративное прави­тельство.

Берлин, также разде­ленный на четыре оккупацион­ных зоны и управлявшийся администрацией, состоявшей из представителей всех четырех со­юзных держав, находился в глу­бине советской зоны, на рассто­янии 160 км от границы с Запад­ной Германией. Естественно, что после одностороннего провозгла­шения западного немецкого госу­дарства советское правительство решило, что присутствие бывших союзников в Берлине является противоестественным. В резуль­тате был ужесточен контроль на автомобильных и железных до­рогах, связывавших Берлин с За­падом.

31 марта 1948 г. СССР объявил о том, что весь транс­порт, следующий наземными пу­тями в Берлин, будет подвергать­ся обязательному досмотру. В от­вет западные страны отменили все рейсы в Берлин, сделав ис­ключение лишь для поездов, перевозивших продовольствие и некоторые другие грузы первой необходимости. В полночь 18 июня советская администрация ввела официальный запрет на все пассажирские сообщения, а 24 июня были остановлены 4 поез­да с продовольствием.

В те время как простые граждане западных стран все еще видели в СССР доблестного союзника Запада в войне против Гитлера, их соотечественникам - военно­служащим американских, британских и французских частей, размещенных в Европе, вскоре стало ясно, что враждебность Запада и подозрительность СССР могут привести к следующей войне. В своей оккупационной зоне Советский Союз преследовал совершенно иные цели, и очень скоро Европа оказалась расколотой на два враждебных лагеря. В 1947 г. Черчилль в своей знаменитей речи, произнесенной в Фултоне, штат Огайо, заявил, что Европейский континент разделен «железным занавесом».

 

ВОЗДУШНОЕ СНАБЖЕНИЕ ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА

Схема воздушного снабжения Западного Берлина британской авиацией

Схема воздушного снабжения Западного Берлина британской авиацией

Чтобы оставить за собой За­падный Берлин, Англии и США необходимо было снабжать его население продовольствием. По расчетам, для поддержания более или менее нормальной жизнеде­ятельности города с 2,5-миллион­ным населением туда ежедневно требовалось доставлять около 2 тыс. тонн продуктов и других гру­зов. Для выполнения этой задачи был организован воздушный мост. В послевоенное время про­изошло сокращение транспорт­ной авиации союзников, поэтому пришлось срочно мобилизовать все, что осталось. К 29 июня все 64 «Дакоты», находившиеся в распо­ряжении RAF, были переброше­ны на базы Королевских ВВС в Западной Германии. К 1 июля для усиления уже имевшихся в Гер­мании частей RAF туда прибыли также «Йорки», «Гастингсы» и две эскадрильи гидросамолетов «Сандерленд». Но этого количе­ства не хватило, и поэтому было реквизировано некоторое число самолетов британской граждан­ской авиации типа «Хэлтон» и «Ланкастриэн». В качестве транс­портных использовались также переоборудованные бомбарди­ровщики «Галифакс», «Ланкас­тер» и «Либерейтор».

Американцы назвали воздушный мост операцией «Виттлз» и первоначально задействовали в ней 102 транспортных самолета С-47. Кроме того, началось формирование целого воздушного флота самолетов С-54 «Скаймас­тер». Очень скоро выяснилось, что в подсчетах количества грузов произошла существенная ошибка в сторону их занижения. Оказа­лось, что до наступления зимы не­обходимо ежедневно доставлять в город как минимум 4000 тонн угля, продовольствия и пр. Это грозило привести к полной дезорганиза­ции воздушного движения, по­скольку имевшихся транспорт­ных самолетов явно не хватало для перевозки такого количества гру­зов.

Все же ВВС США и Великобри­тании достигли неплохих результа­тов уже в начальной стадии опера­ции. В июле в Берлин по воздуху ежедневно доставлялось свыше 2000 т различных грузов, а в сен­тябре и октябре эти цифры возрос­ли соответственно до 3839 т и 4600 т. В начале ноября интендан­ты издали вздох облегчения: из США прибыло восемь эскадрилий С-54. Самолет этого типа мог брать на борт 10 тонн груза и был более простым в эксплуатации, чем меньший по размерам транспорт­ник «Дакота».

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ «ВОЗДУШНОГО МОСТА»

Развертывание «Скаймастеров» совпало по времени с прибы­тием нового командующего, гене­рал-майора Уильяма Таннера, ко­торый поставил перед собой задачу более рационально органи­зовать функционирование воз­душного моста. Было решено задействовать меньшее количество самолетов большей грузоподъем­ности. 15 октября произошло объединение частей ВТА RAF и USAF во временное единое соеди­нение для воздушного моста.

Разгар перевозок по воздушному мосту. Диспетчер аэродрома RAF в Вуншторфе сигналит

Разгар перевозок по воздушному мосту. Диспетчер аэродрома RAF в Вуншторфе сигналит "Дакоте", осуществляющей рулежку.

На смену С-47 из США вскоре прибыли 300 С-54, которые при­шлось собирать по всей стране. Вклад RAF в операцию постепен­но становился все менее замет­ным. «Дакоты» и «Йорки» осво­бодили аэродромы в Целле и Фассберге, перебазировавшись на аэродромы, более отдаленные от Берлина, и уступив свое место С-54. Четырехчасовой цикл воздушного моста поставил транспортные самолеты RAF в не­выгодное положение, так как они часто пропускали свое «окно» в следующем цикле: ведь им прихо­дилось перевозить громоздкие, не­габаритные грузы, погрузка и выг­рузка которых требовали много времени.

На транспортные самолеты американских ВВС Дуглас С-54 «Скаймастер» и С-47 «Скайтрейн» легла основная тяжесть пе­ревозок по берлинскому воздушному мосту. С-54 обладали хорошими по тому времени летными данными, в частности высокой скоростью, однако они не могли брать на борт крупногабаритные грузы, которые доставлялись самолетами С-47, «Дакота» или Авро «Йорк».

Советская 16-я воздушная ар­мия насчитывала 3 000 боевых са­молетов, включая истребители Як-3 и Ла-5ФН, которые кружи­лись в опасной близости от тяже­логруженых транспортных само­летов союзников, идущих на Бер­лин. На это ВВС США ответили развертыванием на британских базах двух групп бомбардировщи­ков В-29 «Суперфортресс» и авиа­крыла реактивных истребителей Р-80 на аэродроме в Фюрстенфельдбруке. Угрозу Советскому Союзу представляло также нали­чие у США атомной бомбы.

Осенью воздушный мост дей­ствовал чрезвычайно эффективно: транспортные самолеты произво­дили взлеты и посадки в аэропор­тах Гатов и Темпельхоф каждые 90 секунд. На одного жителя Западно­го Берлина приходилось почти по одной тонне припасов, доставлен­ных по воздушному мосту, кото­рый функционировал круглосу­точно, семь дней в неделю, за ис­ключением короткого перерыва в ноябре 1948г. Всего Западный Бер­лин получил по воздуху 2325809 т грузов, из них 1586530 т угля, 92282 т горючего и 538016 т продовольствия. Советскому руковод­ству в конце концов стало ясно, что ликвидировать зону союзников в Западном Берлине не удастся, и за одну минуту до полуночи 12 мая 1949г. блокада была снята. Несмот­ря на это, воздушный мост продолжал функционировать вплоть до сентября. Было решено создать не­прикосновенный запас топлива и продовольствия на случай, если на­земные коммуникации будут опять перерезаны. 21 сентября 1949 г. была основана Федератив­ная Республика Германии, а СССР, в свою очередь, способствовал со­зданию ГДР.

В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, и во внутренней политике страны был взят курс на возрождение милитаризма. Бундесвер вскоре внес свою лепту в «холодную вой­ну», которая только начиналась.

Факт

В 1945 г. американцы не имели бомбардировщиков, способных нести атомные бомбы. Для этих целей было переоборудовано 15 тяжелых бомбардировщиков B-29, при этом с них пришлось снять все бронирование и оборонительное вооружение...

Понравился материал? Поддержите наш сайт!

Вам есть, что добавить? Оставляйте комментарии!

Введите символы:
Captcha
  
 
 
 
Танковый ас Виттман Первая мировая Лейбштандарт СС Противотанковые средства Первая САУ Стрелковое оружие Берлинский гарнизон Торпедоносцы Винтовки Второй мировой Малыш и Толстяк Хиросима Вторая мировая
 

Вход

Логин:
Пароль:

Регистрация

Закрыть
Логин:
Email:
Пароль:
Повтор пароля:
Введите символы:

Captcha