Во второй половине XX века главной особенностью мирового сообщества стала необъявленная война нервов — «Холодная война», которая как дамоклов меч нависала над нашей планетой после окончания Второй мировой войны. Две противоположные в общественно-политическом отношении системы, основанные на военной мощи Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, втянули в свои орбиты большинство стран мира. Суть этого соперничества составляла почти пять десятилетий военная конфронтация между НАТО и Варшавским договором, сердцевиной которой являлся «железный занавес», возникший вскоре после падения гитлеровского режима и разделивший Европу между Востоком и Западом.
В данной статье рассматриваются события послужившие прологом «Холодной войны», в частности блокада СССР Западного Берлина (остававшегося в зоне ответственности союзников) в первые послевоенные годы.
ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА
За три месяца до разгрома фашистской Германии в Ялте состоялась конференция глав правительств ведущих стран антигитлеровской коалиции. Черчилль, Рузвельт и Сталин обсудили раздел послевоенного мира на сферы влияния. Сталин не доверял своим западным союзникам, полагая, что они хотят уничтожить СССР, и поэтому надеялся достичь безопасности путем нейтрализации граничивших с СССР стран. Он считал, что наилучшим способом избежать возрождения германского милитаризма будет раздробление Германии на несколько слабых государств.
Ялтинские соглашения стали основой мира с Германией. СССР были обещаны 55 процентов германских репараций и сфера влияния, включавшая всю Восточную Европу. Капитулировавшая в мае 1945 г. Германия была поделена на четыре оккупационные зоны. Франции также была выделена зона, хотя Париж не был приглашен на крымскую конференцию.
Сталин выполнил условия договора и не сделал никаких попыток взять под свой контроль территорию, не входившую в ту сферу влияния СССР, которая была определена Ялтинскими соглашениями. Он даже остановил советские войска на греческой границе, хотя в противном случае Греция скорее всего оказалась бы втянутой в орбиту стран советской ориентации. Точно так же, в соответствии с решениями крымской конференции, Сталин вывел свои войска из тех частей Берлина, которые были предоставлены западным союзникам, а Великобритания и США убрали свои войска из Чехословакии и Восточной Германии.
БЛОКАДА ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА
Вскоре после войны США и Великобритания пришли к выводу о необходимости восстановления германского государства, способного стать форпостом в дальнейшей борьбе с Советским Союзом. Вопреки решениям Потсдамского договора произошло слияние американской и английской оккупационных зон в одну. Вскоре к ним присоединилась и французская зона. В объединенной западной зоне было создано германское федеративное правительство.
Берлин, также разделенный на четыре оккупационных зоны и управлявшийся администрацией, состоявшей из представителей всех четырех союзных держав, находился в глубине советской зоны, на расстоянии 160 км от границы с Западной Германией. Естественно, что после одностороннего провозглашения западного немецкого государства советское правительство решило, что присутствие бывших союзников в Берлине является противоестественным. В результате был ужесточен контроль на автомобильных и железных дорогах, связывавших Берлин с Западом.
31 марта 1948 г. СССР объявил о том, что весь транспорт, следующий наземными путями в Берлин, будет подвергаться обязательному досмотру. В ответ западные страны отменили все рейсы в Берлин, сделав исключение лишь для поездов, перевозивших продовольствие и некоторые другие грузы первой необходимости. В полночь 18 июня советская администрация ввела официальный запрет на все пассажирские сообщения, а 24 июня были остановлены 4 поезда с продовольствием.
В те время как простые граждане западных стран все еще видели в СССР доблестного союзника Запада в войне против Гитлера, их соотечественникам — военнослужащим американских, британских и французских частей, размещенных в Европе, вскоре стало ясно, что враждебность Запада и подозрительность СССР могут привести к следующей войне. В своей оккупационной зоне Советский Союз преследовал совершенно иные цели, и очень скоро Европа оказалась расколотой на два враждебных лагеря. В 1947 г. Черчилль в своей знаменитей речи, произнесенной в Фултоне, штат Огайо, заявил, что Европейский континент разделен «железным занавесом».
ВОЗДУШНОЕ СНАБЖЕНИЕ ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА
Чтобы оставить за собой Западный Берлин, Англии и США необходимо было снабжать его население продовольствием. По расчетам, для поддержания более или менее нормальной жизнедеятельности города с 2,5-миллионным населением туда ежедневно требовалось доставлять около 2 тыс. тонн продуктов и других грузов. Для выполнения этой задачи был организован воздушный мост. В послевоенное время произошло сокращение транспортной авиации союзников, поэтому пришлось срочно мобилизовать все, что осталось. К 29 июня все 64 «Дакоты», находившиеся в распоряжении RAF, были переброшены на базы Королевских ВВС в Западной Германии. К 1 июля для усиления уже имевшихся в Германии частей RAF туда прибыли также «Йорки», «Гастингсы» и две эскадрильи гидросамолетов «Сандерленд». Но этого количества не хватило, и поэтому было реквизировано некоторое число самолетов британской гражданской авиации типа «Хэлтон» и «Ланкастриэн». В качестве транспортных использовались также переоборудованные бомбардировщики «Галифакс», «Ланкастер» и «Либерейтор».
Американцы назвали воздушный мост операцией «Виттлз» и первоначально задействовали в ней 102 транспортных самолета С-47. Кроме того, началось формирование целого воздушного флота самолетов С-54 «Скаймастер». Очень скоро выяснилось, что в подсчетах количества грузов произошла существенная ошибка в сторону их занижения. Оказалось, что до наступления зимы необходимо ежедневно доставлять в город как минимум 4000 тонн угля, продовольствия и пр. Это грозило привести к полной дезорганизации воздушного движения, поскольку имевшихся транспортных самолетов явно не хватало для перевозки такого количества грузов.
Все же ВВС США и Великобритании достигли неплохих результатов уже в начальной стадии операции. В июле в Берлин по воздуху ежедневно доставлялось свыше 2000 т различных грузов, а в сентябре и октябре эти цифры возросли соответственно до 3839 т и 4600 т. В начале ноября интенданты издали вздох облегчения: из США прибыло восемь эскадрилий С-54. Самолет этого типа мог брать на борт 10 тонн груза и был более простым в эксплуатации, чем меньший по размерам транспортник «Дакота».
РЕОРГАНИЗАЦИЯ «ВОЗДУШНОГО МОСТА»
Развертывание «Скаймастеров» совпало по времени с прибытием нового командующего, генерал-майора Уильяма Таннера, который поставил перед собой задачу более рационально организовать функционирование воздушного моста. Было решено задействовать меньшее количество самолетов большей грузоподъемности. 15 октября произошло объединение частей ВТА RAF и USAF во временное единое соединение для воздушного моста.
На смену С-47 из США вскоре прибыли 300 С-54, которые пришлось собирать по всей стране. Вклад RAF в операцию постепенно становился все менее заметным. «Дакоты» и «Йорки» освободили аэродромы в Целле и Фассберге, перебазировавшись на аэродромы, более отдаленные от Берлина, и уступив свое место С-54. Четырехчасовой цикл воздушного моста поставил транспортные самолеты RAF в невыгодное положение, так как они часто пропускали свое «окно» в следующем цикле: ведь им приходилось перевозить громоздкие, негабаритные грузы, погрузка и выгрузка которых требовали много времени.
На транспортные самолеты американских ВВС Дуглас С-54 «Скаймастер» и С-47 «Скайтрейн» легла основная тяжесть перевозок по берлинскому воздушному мосту. С-54 обладали хорошими по тому времени летными данными, в частности высокой скоростью, однако они не могли брать на борт крупногабаритные грузы, которые доставлялись самолетами С-47, «Дакота» или Авро «Йорк».
Советская 16-я воздушная армия насчитывала 3 000 боевых самолетов, включая истребители Як-3 и Ла-5ФН, которые кружились в опасной близости от тяжелогруженых транспортных самолетов союзников, идущих на Берлин. На это ВВС США ответили развертыванием на британских базах двух групп бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс» и авиакрыла реактивных истребителей Р-80 на аэродроме в Фюрстенфельдбруке. Угрозу Советскому Союзу представляло также наличие у США атомной бомбы.
Осенью воздушный мост действовал чрезвычайно эффективно: транспортные самолеты производили взлеты и посадки в аэропортах Гатов и Темпельхоф каждые 90 секунд. На одного жителя Западного Берлина приходилось почти по одной тонне припасов, доставленных по воздушному мосту, который функционировал круглосуточно, семь дней в неделю, за исключением короткого перерыва в ноябре 1948г. Всего Западный Берлин получил по воздуху 2325809 т грузов, из них 1586530 т угля, 92282 т горючего и 538016 т продовольствия. Советскому руководству в конце концов стало ясно, что ликвидировать зону союзников в Западном Берлине не удастся, и за одну минуту до полуночи 12 мая 1949г. блокада была снята. Несмотря на это, воздушный мост продолжал функционировать вплоть до сентября. Было решено создать неприкосновенный запас топлива и продовольствия на случай, если наземные коммуникации будут опять перерезаны. 21 сентября 1949 г. была основана Федеративная Республика Германии, а СССР, в свою очередь, способствовал созданию ГДР.
В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, и во внутренней политике страны был взят курс на возрождение милитаризма. Бундесвер вскоре внес свою лепту в «холодную войну», которая только начиналась.