Ядерное оружие первого поколения: после Хиросимы

Бомба пушечного типа Mk.8
Бомба пушечного типа Mk.8

Как известно, первые атомные бом­бы, сброшенные американцами в ав­густе 1945 г. на Хиросиму и Нагаса­ки, имели разный принцип действия. Бомба Мк.1 «Малыш» была так назы­ваемого «пушечного» типа. В ней для создания критической массы и нача­ла цепной реакции часть уранового заряда выстреливалась в урановую же мишень. В какой-то мере устройство напоминало обычную пушку. Бомба Мк.III «Толстяк» являлась бомбой имп­лозивного типа. В ней цепная реакция начиналась в результате сильного сжатия плутониевого ядра в результате «обжимающего» взрыва обычного ВВ.

В первые годы ядерные заряды им­плозивного типа, значительно более эффективные по коэффициенту исполь­зования делящихся материалов, каза­лось, полностью вытеснили пушечные. Это и неудивительно: тогда на счету был каждый килограмм делящихся ядерных материалов.

Однако пушечные заряды имели много преимуществ и отличались про­стотой, надёжностью, компактностью. Даже «Малыш», весивший, как извес­тно, 4090 кг, мог быть существенно легче — его сильно перетяжелили для гарантии надёжности.

Наибольшую заинтересованность в развитии лёгких тактических заря­дов пушечного типа проявляли армия, флот, корпус морской пехоты. ВВС и специалисты Лос-Аламоса, напротив, считали изготовление пушечных за­рядов пустой тратой драгоценного урана-235.

ПРОЕКТ «ЭЛЬЗИ» И ОБЛЕГЧЕННАЯ БОМБА ПУШЕЧНОГО ТИПА MK.8

Тем не менее, после испытаний 1946 г. на Бикини, которые показали большую эффективность подводного ядерного взрыва, флот заказал Лос-Аламосской лаборатории проект облегчённой, по сравнению с «Малы­шом», бомбы пушечного типа. Этот проект получил наименование «Эль­зи» (Elsie — LC, Light Case — легкий корпус). Постепенно, основным назначением «Эльзи» стал не подводный, а подземный ядерный взрыв. Такой взрыв был эффективнее воздушного для мно­гих точечных, сильно укрепленных це­лей: мостов, укрытий подводных лодок, командных пунктов, ВПП аэродромов, кораблей в гавани и т.п. Цели разру­шались сейсмическим воздействием или просто проваливались в образовав­шуюся воронку. Подобные идеи ра­нее легли в основу самых мощных не­ядерных бомб; английских «Толлбой» и «Грэнд Слэм», а также американс­ких «Амазон» и Т-10.

Основным разработчиком «Эльзи» был Военно-морской артиллерийский научно-исследовательский центр в Калифорнии (Navy’s Bureau of Ord­nance — BuOrd), Лос-Аламосская ла­боратория отвечала за новый нейт­ронный инициатор.

Из-за напряжённой ситуации с накоплением делящихся материалов изготовить новую бомбу, получившую обозначение Мк.8, удалось только в январе 1951 г. Её стоимость достига­ла 3127600 долларов.

Истребитель F-86F с бомбой Mk.7
Истребитель F-86F с бомбой Mk.7

Мк.8 было задумана и изготовле­на по инициативе Военно-морского флота для вооружения стратегических палубных бомбардировщиков Локхид P2V-3C Нептун. Однако позднее ею заинтересовалось и командование ВВС. Специалисты ВВС пришли к вы­воду, что для уверенного поражения различных целей бомбы подземного взрыва должны составлять примерно 5% от всего ядерного арсенала.

Первые Мк.8 поступили на воору­жение в апреле 1952 г. Всего с нояб­ря 1951 г. по май 1953 г. было изго­товлено около 40 бомб Мк.8 двух модификаций: Mod.0 и Mod.I. Они состояли на вооружении до августа 1957 г., когда были заменены бомба­ми Mk.11.

Бомба Мк.8 была развитием «Ма­лыша», но намного легче и компакт­нее его. Прочный стальной корпус ди­аметром всего 370 мм напоминал тор­педу. Масса бомбы составляла от 1465 до 1490 кг.

Пушечный ядерный заряд с 3-дюй­мовым стволом был аналогичен заря­ду «Малыша», но развернут на 180 градусов. Это было сделано с целью облегчить заряжание, в том числе в полёте, хотя с точки зрения центровки такая ком­поновка менее выгодна. Кроме того, благодаря тому, что пушка Мк.8 стре­ляла в хвост бомбы, исключалось смещение снаряда в сторону мише­ни под действием осевых перегрузок, возникаю­щих при ударе о грунт.

Тротиловый эквива­лент бомбы Мк.8 состав­лял 15 – 20 кт. На каж­дую бомбу требовалось около 50 кг урана-235 90-процентною обогаще­ния. Здесь виден основной недостаток пушечных зарядов: из такого количества урана можно было изготовить, по крайней мере, пять имплозивных зарядов мощностью по 70 кт каждый или один 500-килотонный заряд.

Бомба Мк.8 имело очень простую систему подрыва, вообще без элект­рических цепей. Для подрыва порохо­вого заряда служили три пиротехни­ческих взрывателя замедленного дей­ствия, установленные один в носовой части и два — в средней, с двух сто­рон корпуса. Замедление — от 60 до 180 секунд — устанавливалось с бор­та самолёта перед сбросом. Взрыва­тели зажигались в момент отделения от самолета.

Благодаря такой схеме системы подрыва самолёт всегда имел время уйти от эпицентра взрыва, поэтому бомба Мк.8 могла сбрасываться с лю­бых, в том числе малых, высот, а её носителями могли быть даже лёгкие винтомоторные штурмовики AD-1 «Скайрейдер». До взрыва бомба Мк.8 углублялась в грунт на глубину от 10 м (песок) до 30 м (мягкая глина).

Мк.8 имела две основные модифи­кации. Mk.8 Mоd.0 предназначалась, в основном, для внутренней подвески в бомбоотсеке. Бомба, урановый снаряд, пороховой заряд и затвор пушки с де­тонатором закреплялись в специальном держателе Т-28. После взлёта один из членов экипажа в бомбоотсеке вруч­ную заряжал пушку. На эту операцию требовалось около 18 минут.

Держатель Т-28 с бомбой Мк.8 Mod,0 мог устанавливаться и на внешней подвеске. При этом самолёт взле­тал с заряженной бомбой, но благо­даря исключительной стойкости сис­темы подрыва Мк.8 к ударным на­грузкам, это считалось довольно бе­зопасным.

Внешне бомба Mk.8 Mod.0 отли­чалась от Mod.1 тупым носом. Длина ее составляла 2950 мм. Бомба Мк.8 Mod.1 размещалась, как правило, на внешней подвеске. Узлы крепления были унифицированы с бомбой Мк.7, Mk.8 Mod.1 имела заостренный носо­вой обтекатель, под которым разме­щался механизм автоматического за­ряжания пушки. Поэтому длина бом­бы составляла 3350 мм.

В 1955 г. все бомбы Mk.8 Mod.1 были переделаны в Mod.2 и Mod.3. В 1951 — 1955 г. предпринимались попытки использовать ядерный заряд Мк.8 в головной части крылатой ра­кеты «Регулус».

Атомная бомба Мк.10 разрабаты­валась с 1950 г. как облегчённый ва­риант Мк.8, предназначенный для воз­душного взрыва. Параллельно созда­вались тактические бомбы Мк.5, Мк.7 и Мк.12 имплозивного типа, но все они базировались на новом 92-линзовом заряде, уверенности в успехе которого ещё не было. Так что факти­чески Mk.10 рассматривалась как за­пасной вариант простой тактической бомбы, хотя низкий коэффициент ис­пользования делящихся материалов, вообще характерный для зарядов пушечного типа, исключал её производ­ство в большом количестве.

После успешных испытаний и на­чала серийного производства Мк.7 и Мк.12 дальнейшие работы над Мк.10 потеряли смысл, и в мае 1952 г. они были прекращены.

Новая бомба подземного взрыва Mk.l1 была первой в мире атомной бомбой, специально спроектиро­ванной для внешней подвески под сверхзвуковыми самолётами и одно­временно последней бомбой пушеч­ного типа. Конструктивно она пред­ставляла собой бомбу Mk.8 Mod.1 в новом, усиленном, корпусе со сверх­звуковыми обводами. Заряд пушеч­ного типа, механизм автоматизиро­ванного заряжания, система подры­ва оставались теми же.

Разработка Мк.11 началась в 1950 г., но имела невысокий приори­тет, даже в 1957 г, бомба Mk.11 ещё считалась экспериментальной. Веро­ятно, причина в том, что самолётов, развивавших сверхзвуковую скорость с вооружением на внешней подвес­ке, тогда ещё не было.

Серийные Mk.11 получили обозна­чение Мк.91 Mod.0, их производство началось 1 января 1956 г. До конца года было изготовлено 40 бомб, веро­ятно, переделанных из Мк.8. Они чис­лились на вооружении до 1960 г.

Корпус бомбы имел большее, чем у Мк.8, удлинение — длина 3730 мм, диаметр — 356 мм. Полный вес бом­бы составлял 1590 кг При размеще­нии на внешней подвеске допускалась скорость самолёта-носителя до М= 1,2.

При сбросе с большой высоты Мк.91 развивала у земли высокие сверхзвуковые скорости, благодаря чему до взрыва углублялась в грунт на большую глубину. Эта глубина со­ставляла 37 м в глинистом грунте, 28 м в плотном песке, почти 7 м в железобетоне.

Тротиловый эквивалент заряда Mk.91 Mod.0 составлял, как и у Мк.8, 15-20 кт.

ТАКТИЧЕСКАЯ БОМБА ИМПЛОЗИВНОГО ТИПА MK.12 BROK

Что касается бомб имплозивного типа, то параллельно с тактической бомбой большой мощности Мк.7, о которой рассказывалось в апрельс­ком номере журнала, на основе того же 92-линзового ядерного заряда в 1950 г. разрабатывалась бомба Мк.12 «Брок». Если Мк.7 создавалась как бомба максимальной для истребите­ля-бомбардировщика тактической авиации мощности, то Мк.12 было задумана как бомба минимальных габаритов и массы, но с лучшим, чем у бомб пушечного типа, коэффициентом использования делящихся мате­риалов.

Тактическая имплозивная бомба Mk.12
Тактическая имплозивная бомба Mk.12

Ядерный заряд Мк.12 имел мень­ший, чем у Мк.7, диаметр и, соот­ветственно, меньшие степень сжатия ядра и тротиловый эквивалент. Испы­тания заряда Мк.12 состоялись вес­ной 1952 г, в двух взрывах мощнос­тью 12 и 14 кт.

Серийное производство тактичес­кой атомной бомбы Мк.12 началось в декабре 1954 г. Всего до февраля 1957 г. было выпущено около 450 бомб трех модификаций: Mod.0, Mod.1 и Mod.2.

Mk.12 имела баллистический кор­пус длиной 3940 мм и диаметром 560 мм. Масса бомбы составляла всего 500 кг. Хвостовое оперение имело четыре плоскости, отклоняемые при взлёте в положение, близ­кое к горизонтальному. Как и Мк.7, Мк.12 стабилизировалась на траек­тории вращением, для чего на плос­костях стабилизатора имелся неболь­шой предкрылок.

Бомба Мк.12  была оборудована той же системой подрыва, что и Мк.7, включавшей один радиовысотомер, два таймера и контактный пьезоэлектри­ческий взрыватель. Соответственно, ав­томатика подрыва имела те же семь режимов работы. Механизм автома­тизированной установки в полёте ядра из делящихся материалов также был заимствован у Мк.7.

В отличие от довольно тяжёлой Мк.7, бомба Мк.12 допускала более высокую скорость самолёта-носителя, хотя реально со сверхзвуковых само­лётов никогда не использовалась. Основными носителями Мк.12 были истребительно-бомбардировочные мо­дификации знаменитого «Сейбра» — F-86F (после 35-й серии) и F-86H, а также палубный истребитель-бомбар­дировщик F9F-8B «Кугуар», оборудо­ванные системой LABS. Нести более мощную бомбу Мк.7 эти самолёты не могли из-за коротких стоек шасси.

Бомба Мк.12 под крылом истреби­теля нбомбардировщика F-86H подвеши­валась на одном из двух пилонов, раз­несенных по крылу довольно широко. При этом атомная бомба подвешива­лась под левой плоскостью, а под проавой в обязательном порядке — 455-лит­ровый топливный бак. В 1954—1955 гт, было построено 265 F-86F и 475 F-86H, оборудованных системой LABS.

Бомба Мк.12 имела тот же ядер­ный заряд, что и Мк.7, но с уменьшен­ной массой ВВ в фокусирующей сис­теме. Тротиловый эквивалент заряда Мк.12 составлял 10-20 кт (у Мк.7 – до 70 кт при том же количестве урана-235). Поэтому, как тактическая удар­ная система, комплекс F-86/Мк. 12 счи­тался значительно менее эффектив­ным, чем F-84/Mk.7.

В 1958 г. истребители-бом­бардировщики F-86H были сняты с вооружения, о комплекс F-84G/Mk.7 был заменен на сверхзвуковой F-100D/Mk.7. Для новых носителей бом­ба Мк.12 была не нужна, и в 1958 г. началось её снятие с вооружения. Последняя Мк. 12 была утилизирована в 1962 г.

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ ЯДЕРНЫХ БОМБ МК.13 И MK.20

Бомба Мк.13 с 92-линзовым ядер­ным зарядом представляла собой даль­нейшее развитие семейства 60-дюй­мовых бомб Мк.III, Мк.4, Мк.5 — ос­новного оружия стратегической авиации США. Предыдущая бомба Мк.6 имела 60-линзовый ядерный заряд и уступала по коэффициенту использо­вания делящихся материалов тактичес­ким бомбам Мк.5 и Мк.7 с 92-линзовым зарядом.

В начале 1950-х гг. командование ВВС продолжало настаивать на мак­симальном наращивании суммарного тротилового эквивалента ядерного арсенала США. Эти требования подкреплялись расчётами возможных сценариев ядерной войны с СССР. Ставилась задача гарантированного нанесения советской промышленнос­ти такого ущерба, который исключал бы ведение им войны и возможность нанесения ответного ядерного удара. При этом использовалась вся доступ­ная, часто противоречивая, информа­ция о составе и размещении советского военно-промышлен­ного комплекса, разви­тие которого после вой­ны шло едва ли не быст­рее наращивания аме­риканских стратегических сил. Учитывая горький опыт  Великой Отече­ственной войны, Совет­ское правительство приложило немалые усилия для рассредоточения предприятий  военной промышленности. Расчёты американ­ских специалистов неизменно показы­вали, что имеющимися силами добить­ся безусловной победы над СССР не­возможно.

Конечно, с нынешней точки зре­ний, такая стратегия бесконечного наращивания ядерных вооружений представляется бессмысленной. Для эффективного ядерного сдерживания достаточно возможности нанесения противнику неприемлемого для него ущерба. Но в те, ещё сталинские, вре­мена, никто не мог сказать, какой ущерб следует считать для Советского Со­юза неприемлемым…

Исследования специалистов Лос-Аламосской лаборатории показали, что при использовании 92-линзового ядер­ного заряда можно в стандартном кор­пусе Мк.6 создать новую бомбу мощ­ностью 120 — 150 кт. Возможным было и дальнейшее увеличение мощности заряда до 500 кт, но за счёт сниже­ния коэффициента использования де­лящихся материалов.

Лётные испытания новой бомбы, получившей обозначение Мк.13, на­чались в 1952 г. Мк. 13 имела тот же баллистический корпус, что и Мк.6, ди­аметром 1550 мм и длиной 3250 мм. Полная масса бомбы — 3360 кг

31 января 1950 г, президент Гар­ри Трумэн объявил о полномасштаб­ном развёртывании работ по водо­родной бомбе (или супербомбе). Пер­вой жертвой программы создания во­дородной бомбы стала Мк.13 и её более мощный вариант Мк.20. Их разработка была прекращена решением Комиссии по атомной энергии от 5 августа 1954 г.

Остались также нереализованны­ми планы создания на базе заряда Мк.13 головной части W-13 для меж­континентальных крылатых ракет «Снарк» и «Навахо» и баллистической ракеты «Редстоун».

500-КИЛОТОННАЯ ЯДЕРНАЯ БОМБА МК.18

Американская 500-килотонная бом­ба Мк.18 вошла в историю как самая мощная бомба, основанная только на реакции деления (без использования термоядерных реакций). Она раз­рабатывалась как запасной вариант на случай неудачи с созданием пер­вых водородных бомб Мк.14, Мк.15, Мк.16 и Мк.18. В отличие от Мк.13, создатели которой стремились добить­ся максимально эффективного исполь­зования делящихся материалов, в Mk.18 всё, в том числе эффективность, было принесено в жертву максималь­ному тротиловому эквиваленту.

Основным идеологом этого направ­ления был один из ведущих специа­листов Лос-Аламоса, доктор Теодор Тэйлор. Бомба Мk.18 имела 92-линзовый заряд от Мк.13 — последнее достижение техники химической им­плозии. В центр заряда было поме­щено ядро из выcокообогащённого урана-235 массой 60 — 90 кг (отсюда неофициальное прозвище Mk.18 — Super Omlloy Bomb, урановая сверх­бомба). Практически эта был предел для заряда имплозивного типа — при дальнейшем увеличении масса ура­на превысила бы критическую. По той же причине исключалось использо­вание плутония. Сверхмощный заряд Mk.18 имел меньший, чем у других 60- и 92-линзовых зарядов, коэффи­циент использования делящихся материалов: большая масса ядра ог­раничивала скорость и степень сжа­тия при имплозии.

Испытание американской 500-килотонной урановой сверхбомбы со­стоялось осенью 1952 г. Разрушитель­ное действие 500-килотонного ядер­ного взрыва было сопоставимо с раз­рушительным действием ранее со­зданных бомб. Из сравнения стало ясно, что соответствующие радиусы поражения приблизительно пропор­циональны кубическому корню тро­тилового эквивалента, поэтому харак­терное для 1950-х гг. увлечение мегатоннами довольно бессмысленно.

Серийное производство бомбы Мk.18 началось в июле 1953 г. До февраля 1955 г, было изготовлено око­ло 90 Мк.18 двух модификаций: Mod.0 и Mod.I.

Урановая сверхбомба отличалась от Mk.6 Mod.6 (основной бомбы американской стратегической авиации) только ядерным зарядом. Корпус и си­стема подрыва заряда оставались теми же: бомба взрывалась по сигналу барометрического высотомера, либо при ударе о грунт от пьезоэлектричес­ких взрывателей. Из-за большого ко­личества оружейного урана, близкого к критической массе, заряд бомбы Мк.18 был не безопасен даже в раз­ряженном состоянии, поэтому он был дополнительна   оборудован   выдвижными поглотителями нейтронов из алюминия.

После успешного завершения раз­работки термоядерных бомб, дальней­шее производство Мк.18 потеряло смысл: нескольким тоннам высокообо­гащённого урана можно было найти лучшее применение. В 1956 г. все 90 бомб были переделаны в стандарт­ные Мк.6 Mod.6.

Интересно сравнить Mk.l8 — вер­шину эволюционного развития амери­канских «Толстяков» — с Mk.III — пер­вой бомбой имплозивного типа, со­зданной  но  семь лет раньше и сброшенной на Нагасаки. Напомним, что все имплозивные за­ряды первого поколения не имели принципиальных различий. Размеры Mk.III и Мк.18 также практически одинаковы, так как определялись вместимостью бомбоотсека В-29.

АВИАЦИОННАЯ НЕУПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА “BOAR”

Неуправляемая авиа­ционная ракета BOAR (Bureau of Ordnance Atomic Rocket) рассматривается в этом об­зоре наравне с бомба­ми, так как с техничес­кой точки зрения пред­ставляла собой тактичес­кую атомную бомбу Мк.7 с твердотопливным ракет­ным ускорителем. Необ­ходимость в ней была выз­вана тем, что в первой половине 1950-х гг ос­новную ударную силу американских авианос­цев составляли поршневые штурмовики AD «Скайрейдер». Небольшая скорость поршневых ма­шин не позволяла им производить бомбометание с кабрирования, по­добно истребителям-бомбардировщи­кам ВВС F-84 и F-86. А простая не­управляемая ракета с атомной бое­вой частью позволила бы лёгким палубным самолётам наносить ядерные удары с горизонтального полёта на малых высотах, не входя в сферу по­ражения атомного взрыва и в зону ближней ПВО противника. Такая ра­кета рассматривалась как временное решение проблемы до поступления на вооружение лёгкого реактивного штурмовика A4D «Скайхок», специ­ально проектировавшегося фирмой «Дуглас» как носитель тактической атомной бомбы Мк.7.

Авиационная ракета BOAR:1 — носовой обтекатель; 2 — пьезоэлектрический ударный взрыватель; 3 — механизм автоматизированной установки ядра из делящихся материалов; 4 — ядерный заряд W-7; 5 — поперечный разъём корпуса; 6 — перемещаемые узлы подвески; 7 — блок автоматики подрыва и таймер; 8 — электрокомпенса¬тор наддува корпуса ядерного заряда; 9 — ракетный двигатель; 10 — электродвигатель поворота нижних плоскостей.
Авиационная ракета BOAR:1 — носовой обтекатель; 2 — пьезоэлектрический ударный взрыватель; 3 — механизм автоматизированной установки ядра из делящихся материалов; 4 — ядерный заряд W-7; 5 — поперечный разъём корпуса; 6 — перемещаемые узлы подвески; 7 — блок автоматики подрыва и таймер; 8 — электрокомпенсатор наддува корпуса ядерного заряда; 9 — ракетный двигатель; 10 — электродвигатель поворота нижних плоскостей.

В феврале 1951 г Комиссия по атомной энергии и командование во­енно-морским флотом США назначи­ли головным разработчиком ракеты Научно-исследовательский артиллерий­ский центр (Bureau of Ordnance), отсюда её наименование — BOAR. За поставку ядерного заряда типа Мк.7 или Мк.12 отвечала Лос-Аламосская лаборатория, за разработку корпуса и хвостового оперения — фирма «Дуг­лас», создатель «Скайрейдера», «Скайхока» и корпуса Мк.7.

В процессе проектирования рас­сматривались четыре варианта ракеты BOAR: сверхзвуковая с ГЧ W-12, доз­вуковая с W-12, сверхзвуковая с W-7 и дозвуковая с W-7. Летом 1952 г. для дальнейшей разработки был при­нят последний вариант, которому присвоили официальное наименование 30,5-дюймовая ракета Mk.l Mod.0.

В 1953 г. авиационной ракетой с атомной боевой частью заинтересо­валось командование ПВО (Air Defence Command). Это оружие (как тогда ка­залось) могло быть достаточно эффек­тивным против бомбардировщиков противника, для чего требовалось толь­ко доработать систему подрыва для работы на больших высотах (автома­тика бомб Мк.7 и Мк.12 работала на высотах не более 4600 м). Впос­ледствии ракету BOAR посчитали слишком тяжелой для оружия класса «воздух-воэдух», но командование ПВО не отказалось от идеи унич­тожать воздушного противника ядер­ными взрывами над своей террито­рией. Ядерными боевыми частями ос­нащались ракеты AIR-2 «Джини» и AIM-26A «Фалкон».

Первые ракеты BOAR Mk.I Mod.0 поступили на вооружение палубной авиации в 1956 г. Сборка велась на заводе фирмы Сенчури Инжиниринг в Санта-Анне, Калифорния. Всего изготовлено около 225 ракет.

Корпус ракеты имел диаметр 775 мм и длину 4650 мм, причем пер­вые 2600 мм были такими же, как у бомбы Мк.7. Хвостовое оперение со­стояло из четырех плоскостей, выполненных по новой тогда техноло­гии из сотовых панелей. При подвес­ке под самолёт нижние две плоско­сти смещались электромотором в пол­ожение, близкое к горизонтальному.

Внутренняя компоновка ракеты от­личалась от Мк.7 из-за наличия дви­гателя и другого состава системы под­рыва. В носовой части перед ядерным зарядом вместо радиовысотомеров ус­танавливались четыре ударных взры­вателя и механизм автоматизирован­ной установки уранового ядра, позади заряда – блоки автоматики подрыва и таймеры.

92-линзовый имплозивный заряд W-7 имел тротиловый эквивалент от 10 до 70 кт. Полная масса ракеты BOAR составляла 1225 кг (у бомбы Mk.7 – 750-770 кг).

Более половины длины корпуса за­нимал твердотопливный двигатель, разработанный специально для ракеты BOAR. Двигатель запускался через 0,5 с после сброса и развивал тягу 6800 кгс в течение 3 с. В конце активного участка траектории раке­та развивала скорость 215 м/с. Даль­ность полёта была относительно небольшой — от 9 до 12 км, но дос­таточной для указанных выше целей.

Система подрыва ядерного заря­да, в отличие от бомбы Мк.7, не име­ла радиовысотомера, бесполезного при пологой траектории ракеты. Взрыв про­исходил по сигналу от таймера или ударного взрывателя. В автоматике подрыва предусматривались четыре режима работы:

  • полёт по траектории свободнопадающей бомбы, наземный взрыв от ударного взрывателя;
  • полёт  с  включением  РДТТ, наземный взрыв от ударного вэрыво-теля;
  • полёт  с  включением  РДТТ, воздушный взрыв по сигналу от тай­мера, запускаемого в момент сбро­са ракеты;
  • полёт с включением РДТТ, воз­душный взрыв по сигналу от таймера, запускаемого в момент включения си­стемы LABS и начала манёвра кабри­рования.

В последних двух режимах ударные взрыватели служили резервом на слу­чай отказа автоматики подрыва.

Ракету BOAR могли нести все са­молёты палубной авиации и истреби­тели-бомбардировщики ВВС F-84E, но основным её носителем был па­лубный штурмовик Дуглас AD «Скайрейдер». Допускалась высота полёта до 10700 м, при этом в корпусе ядер­ного заряда при помощи электрокомпрессора под­держивалось давление, соответствующее высоте 4600 м.

Предполагалось, что ракеты BOAR будут оставаться на вооружении недолго, до поступления реактивных штурмовиков A4D «Скайхок» с систе­мой LABS, оптимизированного для бомбы Мк.7. Однако   поршневые «Скайрейдеры» летали еще долго, до 1966 г., и даже успели принять участие во Вьетнамской войне. Соответ­ственно, и ракеты BOAR числились на вооружении до 1963 г.

АТОМНАЯ ГЛУБИННАЯ БОМБА MK.90 «BETTY»

Ядерный заряд W-7 использовался не только в авиабомбе Мк.7, но и в первой атомной глубинной бомбе Мк.90 «Бетти».

К концу Второй мировой войны противолодочная авиация буквально загнала подводные лодки под воду, но с появлением атомных лодок (1954 г. — в США, 1958 г, — в СССР) борьба с ними вновь превратилось в серьез­ную проблему. Большая скорость подводного хода позволяла атомной под­водной лодке за время между её обнаружением и началом бомбоме­тания глубинными бомбами уходить из-под удара.

Атомная глубинная бомба Mk.90 "Бэти"
Атомная глубинная бомба Mk.90 «Бэти»

В начале 1950-х гг., в период все­общего увлечения военных возможно­стями ядерного оружия, атомная глу­бинная бомба представлялась наилуч­шим решением проблемы. Испытания 1946 г.  но атолле Бикини показали, что ударная волна подводного ядер­ного взрыва мощностью около 20 кт разрушает прочный корпус подводной лодки даже но расстоянии нескольких сотен метров. Атомная подводная лод­ка сама по себе является настолько грозным оружием, что применение против неё атомной бомбы вполне оп­равданно.

Вместе с тем, применение атом­ных глубинных бомб связано с серь­езными проблемами. Первая: из-за большого радиуса поражения под­водного ядерного взрыва примене­ние свободнопадающих глубинных бомб возможно только с самолётов, но не с кораблей. Вторая: длительно сохраняющееся после взрыва радиоактивное загрязнение, опасное для надводных судов. Третья: нару­шение, вследствие взрыва, гид­рологии моря ослепляет гидроакус­тические приборы кораблей ПЛО на длительное время, достигающее не­скольких часов.

Но самая главная проблема зак­лючается в самом применении ядер­ного оружия для решения такой узкой тактической задачи, как уничтожение подвод­ной лодки. В отличие от других видов ядерного оружия, даже тактичес­кого, атомная глубинная бомба является именно оружием, но никак не средством сдерживания вероятного противника. В вооруженных силах всех ядерных держав решение о применении атомного оружия принимается на самом высо­ком военно-политическом уровне. В этих условиях флот, построивший свою противолодочную оборону на ядерном оружии, пока его примене­ние не санкционировано, рискует ос­таться безоружным. Если же делеги­ровать право на применение ядер­ного оружия на более низкий уро­вень, например, командующих фло­тами или корабельными соединения­ми, это может привести к опасному понижению порога начала ядерной войны. Поэтому в настоящее время во флотах всех ядерных держав атомные глубинные бомбы заменены ору­жием точного наведения.

Однако осознание этих проблем пришло позже, после Карибского кри­зиса, а в 1950-х гп, повторимся, ядер­ная глубинная бомба считалась луч­шим средством борьбы с атомными подводными лодками. Предварительные исследования применения ядерного оружия в противолодочной обороне проводились с 1950 г. Массачусетским технологическим институтом (MIT). Было установлено, что наилучшим образом поставленной цели отвечает атомная глубинная бомба небольшой мощнос­ти, подрываемая гидростатическим взрывателем на фиксированной глу­бине около 300 м.

14 апреля 1952 г. разработка та­кой бомбы была возложена на Лос-Аламосскуно лабораторию (ядерный заряд W-7) и Лабораторию военно-морского вооружения в Сильвер-Спрингсе, штат Мэриленд (прочный корпус бомбы и система подрыва). Серийное производство первой в мире атомной глубинной бомбы, получившей обозначение Мк.90 «Бетти», началось уже в июне 1955 г. Всего было выпу­щено около 225 таких бомб.

В состав бомбы Мк.90 входили: корпус Мk.1 Mod.0, ядерный заряд Mk.7 Mod.I, устройство подвески Мr.19 Mod.0 и парашютная система Mk.22 Mod.0. Полная масса бомбы состав­ляла 1120 — 1140 кг, в том числе 565 кг — масса прочного стального корпуса и гидродинамического опере­ния. Корпус имел длину 3175 мм и диаметр 795 мм. Парашют диамет­ром 5 м обеспечивал плавное приводнение бомбы непосредственно под точкой сброса. Последнее требо­вание вытекает из методики наведе­ния самолёта-носителя на обнаружен­ную подводную лодку,

Носителями атомной глубинной бомбы Mk.90 были палубный противо­лодочный самолет Грумман S2F «Трэккер» и летающая лодка Мартин Р5М «Мерлин». Кроме того, в период испытаний она подвешивалась под двухмоторным многоцелевым самолё­том Грумман F7F-3 «Тайгеркэт»» Ядер­ный заряд «Бетти» имел избыточную для глубинной бомбы мощность, и в 1960 г. она была заменена более лёг­кой бомбой Mk.101 «Лулу» с малога­баритным ядерным зарядом нового поколения.

(К. Кузнецов, Г. Дьяконов, «АиК»)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями