Танки и самоходные артиллерийские установки массой свыше 100 тонн разрабатывались в России еще в начале XX века. «Обой» («Катающаяся крепость») И. Семчишина (1915 г.), 35-метровый «Земной броненосец» А. Пороховщикова (1915 г.), 197-тонный «Бронеавтомобиль» В. Менделеева (1916 г.). С их помощью надеялись переломить ситуацию на фронтах мировой войны, одолеть кайзера…
И советскому правительству предлагались проекты сверхтяжелых «кораблей»: 1000-тонные танки Э. Гроте (1933 г.), 100- и 107-тонные КВ-4 Л. Переверзева и Г. Крученых (1941 г.). Все это хорошо известно историкам-профессионалам и любителям. Но мало кто знает о следующей волне предложений строить «танковые крейсера», «наземные линкоры» и целые сухопутные «флотилии».
ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОСТРОЙКЕ СВЕРХТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ ПРОРЫВА
Январь 1942 г. Завершилось контрнаступление Красной армии на западном стратегическом направлении. Освобождено свыше 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, агрессор отброшен от Москвы. Разгром ударных группировок противника, наступавших на столицу, укрепил уверенность в победе. Многие считали, что теперь советские войска будут безостановочно гнать «фрицев», и очень скоро потребуются средства для прорыва мощных вражеских укреплений. В первой половине года в Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) поступили несколько предложений о постройке танков прорыва.
10 февраля 1942 г. Ташкент. Начальник Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) генерал-майор танковых войск Ковалев подписал два секретных письма. Одно адресовано заместителю Председателя Совета Народных комиссаров (СНК) СССР и Народному комиссару танковой промышленности В.А. Малышеву, другое — заместителю Народного комиссара обороны генерал-лейтенанту танковых войск Я.Н. Федоренко. Содержание одинаковое:
«В ходе отечественной войны Красной Армии придется преодолевать заранее подготовленные укрепленные линии противника с наличием хорошо вооруженных железобетонных ДОТов… Чтобы вывести их из строя, необходимо подойти к ним на близкую дистанцию и вести по ним огонь прямой наводкой. Наиболее целесообразно это можно сделать при помощи специальных танков прорыва.
Такие танки должны иметь броневую защиту против наиболее эффективного противотанкового орудия, каким является немецкая зенитная 88-мм пушка, которая пробивает на предельно-короткой дистанции 120-130 мм броню. Вооружение танка прорыва должно обладать скорострельностью и большой пробивной способностью. Схематичный проект… разработанный кафедрой танков Академии, представляю на Ваше рассмотрение. Основные данные танка следующие:
1. Толщина брони в лобовых частях — 150 мм, в бортовых — 120 мм.
2. Установка в невращающейся башне 107-мм пушки (ЗИС-6) с большой пробивной способностью (на дистанции в 100 метров пушка пробивает 137,5 мм броню). В случае необходимости башня может быть спроектирована и вращающаяся.
3. Использование всех основных агрегатов танка KB (трансмиссия, ходовая часть, двигатель).
4. Вес танка не превышает веса танка KB вследствие меньших габаритов».
Пояснительная записка к проекту, подписанная начальником кафедры танков ВАММ военинженером 1-го ранга профессором Н.И. Груздевым, подробно излагала проблемы преодоления сильно укрепленных линий обороны. Делался вывод: «Из двух основных советских танков Т-34 и KB ни один не может выполнить функции танка прорыва, и хотя танк KB проектировался именно как танк прорыва, фактически он ни по бронировке ни по вооружению не подходит для решения этой задачи».
В технических условиях на проектирование танка специального назначения были определены: «1. Вес машины 50-55 т. 2. Бронирование: лоб — 150 мм, борт — 120 мм, дно — 60 мм, крыша — 60 мм, наклонные и кормовые листы -100 мм. 3. Габаритные размеры: длина 6 м, ширина — KB, высота не более КВ. 4. Вооружение и боевой комплект: пушка 107 мм — 1; снарядов не менее 50 шт. Огнеметов — 1; дальность действия не менее 80 м. Пулеметов — 4; патрон не менее 6000 шт. Углы обстрела орудия: вертикальный от +15° до — 6°, горизонтальный ±10°. 5. Команда [экипаж]: командир машины — 1, механик-водитель — 1, радист-огнеметчик — 1, артиллерист — 1, заряжающий — 1. Всего 5 чел. 6. Двигатель — дизель В-2К мощностью 600 л.с. при 1900 об/мин. 7. Запас горючего – 600 литр. 8. Максимальная скорость не ниже 30 км/ч… 9. Специальные требования: …Желательно ведущее колесо сделать опорным катком в целях повышения надежности движения машины со сбитой гусеницей».
В пояснительной записке указывалось: «Чтобы увеличить гибкость маневрирования огнем, целесообразно иметь дублированное управление танком — у водителя и у командира танка в башне… По бортам [корпуса танка установить] по две реактивных мины [неуправляемые ракеты]; в каждой мине по 100-125 кг взрывчатого вещества… В носу танка установлен огнемет и два спаренных авиационных пулемета ДА. В корме танка установлен один пулемет ДТ. По бокам башни установлены две 20-мм пушки, для обстрела подвижных целей (танки, пушки) в стороне от курса машины. На корме танка установлены две дымовые шашки с управлением из башни».
24 марта 1942 года заместитель начальника ГАБТУ КА генерал-майор танковых войск И.А. Лебедев направил генерал-майору Ковалеву заключение, в котором указывалось: «Представленный проект танка прорыва ничего нового не представляет. Предлагаемая схема разрабатывалась конструкторами Кировского завода и завода № 183 [185] не только в техническом проекте, но и в макете и даже опытном образце… Для пользы делу конструирования танков, Ваш материал будет послан на Кировский завод в гор. Челябинск».
ПРОЕКТ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА ПРОРЫВА «ИС» С.А. ГИНЗБУРГА
19 апреля 1942 г. Заместитель начальника II отдела Народного комиссариата танковой промышленности (НКТП) инженер-конструктор военинженер 1-го ранга С.А. Гинзбург направил председателю Государственного комитета обороны (ГКО) И.В. Сталину, заместителю председателя СНК СССР В.М. Молотову и генерал-лейтенанту Я.Н. Федоренко докладную записку о создании «тяжелого танка прорыва «ИС».
В записке отмечалось, что «для комплексного решения задачи по преодолению мощных укреплений… на важнейших стратегических рубежах на большую глубину требуется мощная самоходная артиллерийская установка… Исходя из имеющегося опыта, можно гарантировать постройку этого танка… с достаточной защищенностью, маневренностью и круговым обстрелом из 152-мм пушки МЛ-20…
Вес в тоннах: а) боевой — 100, б) погрузочный — 60; основная толщина вертикальных бронелистов — 120-150 мм; …мощность моторной установки — 1200-1500 л.с; …скорость движения (вперед, назад) — от 2,8 до 24 км/ч; …команда [экипаж] — 7-8 чел.; габариты: а) длина — 8000-8300 мм, б) высота — 3240 мм, в) ширина — 4320 мм, г) погрузочная ширина -3220 мм…
Тяжелый танк прорыва «ИС» имеет обычную схему гусеничного танка. В передней его части расположена большая башня с командирской башенкой и передним постом управления. За башней к корме моторная установка из двух, параллельно расположенных на общей массивной раме дизельмоторов В-2, далее обычная схема трансмиссии к задним ведущим колесам.
Как вариант, возможна планетарная трансмиссия. В кормовой части расположена малая башня и кормовой пост управления на заднем ходу танка. Ходовая часть обычной конструкции типа КВ-1 с торсионной подвеской и сдвоенным гусеничным ходом, т.е. по каждому борту будут рядом расположены по две гусеницы шириною каждая по 0,5 м. И общей шириной в 1 м. Это необходимо для решения двух задач:
а) для перевозки по ж.д. один гусеничный ход снимается, и машина своим ходом погружается (или обратно разгружается) на 60-тонную платформу, при этом с танка снимаются башни со своим вооружением (общее время на монтаж и демонтаж отдельных узлов танка 12-24 часа);
б) ходовые траки гусеницы будут сделаны достаточно прочными, чтобы выдержать взрывы отдельных мин, но все же разрывы гусеницы не исключены, и в этом случае наличие сдвоенного хода даст возможность в подавляющем большинстве случаев сохранить возможность движения танка.
В большой башне размещается 152-мм пушка с двумя спаренными пулеметами и командирская башня с зенитным пулеметом. В кормовой малой башне устанавливается один 20-мм автомат для ведения зенитного огня. В передней и кормовой части корпуса устанавливается по одному танковому огнемету АТО-41.
Более высокий запас удельной мощности у танка «ИС» против танка КВ-1, наличие возможности легкого перехода на всех скоростях с переднего хода на задний (с управлением из кормовой части) сообщит танку высокую маневренность и проходимость».
27 апреля 1942 г. после рассмотрения в ГАБТУ КА предложения С.А. Гинзбурга, Я.Н. Федоренко докладывал зампредседателя СНК СССР В.М. Молотову:
«Вполне понятно, что броня толщиной 120-150 мм защитит от бронебойных снарядов калибра до 105 мм. В то же время, гусеница, хотя и двойная, а так же и вооружение остаются уязвимыми местами в танке.
Часть танка, которая грузится своим ходом, весит 60 тонн, и является предельной для железнодорожных платформ. Снимаемая часть танка (башня с вооружением), гусеницы по одной с каждого борта требуют, чтобы при эшелоне был железнодорожный кран грузоподъемностью до 45 тонн.
Дизель В-2, серийного выпуска, мощностью 600 л.с. в танке КВ-1 работает с напряжением. Дизели мощностью 750 л.с. были только опытные образцы, которые потребовали значительной конструктивной переделки, и в серийное производство не приняты.
Кроме того, отбуксировать танк весом 100 тонн с поля боя не представляется возможным, а для ремонта на месте надо иметь мощные краны (грузоподъемностью до 5 тонн), которые для движения по местности необходимо монтировать на соответствующем тракторном шасси. Мосты на дорогах, за исключением немногих, такого веса танка не выдержат.
Аналогичный образец танка с пушкой Б-13 (калибр 130 мм), броней 60 мм и весом около 60 тонн был изготовлен заводом № 185. Этот танк на вооружение принят не был и находится сейчас в Казани на НИПолигоне ГАБТУ КА.
1 июня 1942 г. сотрудник отдела военных сообщений (ВОСО) штаба Юго-Западного фронта подполковник Манагадзе направил Народному комиссару обороны И.В. Сталину данное письмо с предложением построить 100 танков — «наземных линкоров».
5 июня Сталин ознакомился с письмом Манагадзе и написал красным карандашом, как он обычно это делал, краткую резолюцию: «т. Федоренко». Примечательно, что подписался Иосиф Виссарионович только первой буквой своего имени — «И». Получив письмо с резолюцией Сталина, заместитель наркома обороны генерал-лейтенант танковых войск Я.Н. Федоренко в тот же день сделал следующую запись на первом листе документа: «БТУ дайте ответ. Это не лезет ни в какие ворота и что эту же бронь можно поставить на 50 тон. танк и поэтому не целесообразно делать так как мостов нет таких чтобы выдерживали 100 тонн.
Считаю, что разрабатывать и изготавливать подобные танки прорыва, без учета всех вышеуказанных требований, не представляется возможным. Более актуальным вопросом для конструкторов и производственников танковых заводов и самого Наркомтанкопрома является доработка в самый кратчайший срок качества танков KB и Т-34 — по увеличению обзорности, двигателю, трансмиссии и ходовой части».
ПРОЕКТ «ТАНКОВОГО КРЕЙСЕРА» П. ОСОКИНА
2 августа 1942 г. В секретной части ГАБТУ КА зарегистрирован документ под № 12265сс с очередным проектом сверхтяжелой боевой машины. Предложение прислал инженер-подполковник П. Осокина, преподаватель Ленинградских авиационно-технических курсов усовершенствования ВВС РККА им. К.Е. Ворошилова, дислоцировавшихся в то время в г. Магнитогорск Челябинской области. К письму прилагались четыре схемы «танкового крейсера» (все представлены в данной статье) и «Краткое описание» на 22 страницах:
«I. Основные боевые и технические данные «Танкового Крейсера».
Моторная [силовая] установка…
16. Количество двигателей — 4.
17. Тип охлаждения моторов — водяное.
18. Коробка передач: механическая — 8 передач вперед и 2 передачи назад…
Пушечное и пулеметное вооружение [оружие].
20. Танковые гаубицы, калибр 152 мм, обр. 1938/1940 гг. — 2.
21. Танковые пушки, 76 мм, Л-11 обр. 1939 г. или Ф-34 — 4.
22. Зенитная пушка, 76 мм, на тумбовой установке — 1.
23. Авиацион. автомат, пушки системы ВЯ, 23 мм — 2.
24. Универсальные пулеметы УБТ сист. Березина, 12,7 мм — 3.
25. Пулеметы ДТ (Дегтярева), 7,62 мм — 14.
26. Личное оружие боевого экипажа — автоматы…
Бронирование [толщина брони].
33. Центральный боевой корпус:
а) Лобовая — 125 мм.
б) Бортовая (в разных местах) — 50-100 мм.
в) Кормовая — 60 мм.
г) Дно и крыша (в разных местах) — 50-80 мм.
34. Боевые отделения гусеничных транспортеров:
а) Лобовая — 100 мм.
б) Бортовая (в разных местах) — 50-100 мм.
в) Кормовая и дно — 50 мм.
г) Крыша — 80 мм.
35. Моторно-трансмиссионные отделения гусеничных транспортеров:
а) Передняя стенка — 50 мм.
б) Задняя стенка — 40 мм.
в) Бортовая (в разных местах) — 40-70 мм.
г) Дно — 50 мм.
д) Крыша — 60 мм
36. Толщина откидных броневых [щитов] с бойницами для танкового десанта — 7-8 мм…
II. Тактическое применение танковых крейсеров (в порядке предложения).
Тактическое использование танковых крейсеров на поле боя и в самостоятельных операциях следующее:
1. Разгром укрепленных полос, узлов и районов сопротивления противника — основная тактическая задача;
2. Борьба с артиллерией всех калибров и полный разгром артиллерийских позиций противника;
3. Действия на уничтожение против танков, бронемашин, самоходной артиллерии и мото-мехчастей противника;
4. Вывод в атаку и прикрытие действий наших танковых частей и соединений;
5. Действие артиллерией, пулеметами и пр. вооружением против живой силы противника…
III. Установка вооружения. Вооружение танкового крейсера размещается:
1. Две 152-мм танковые гаубицы обр. 1938/40 гг. в центральной двухорудийной башне, с круговым обстрелом 360°.
Установка двух гаубиц в одной башне даст возможность:
а) повысить скорострельность;
б) вести одновременно сосредоточенный огонь по одной цели или по двум различным целям в глубине расположения обороны противника;
в) повысить «живучесть» башенной установки в случае выхода из строя одной из гаубиц.
2. Четыре 76-мм танковые пушки Л-11, образца 1939 года (или Ф-34) устанавливаются по одной в четырех башнях типа Т-34 — в двух передних и в двух задних, на боевых гусеничных транспортерах. Обстрел по горизонту каждой башни в 234°.
3. Одна 76-мм зенитная пушка — размещенная на тумбовой установке на специальной платформе в среднем отсеке центрального боевого корпуса. В походном положении пушка убирается внутрь корпуса и сверху закрывается крышей из отдельных створок с противовесами. Закрытие и открытие створок при помощи гидравлической системы с механическим дублированием. Зенитный обстрел в 360°; вертикальный — до +85°. Установка допускает также стрельбу по земным целям.
4. Две 23-мм авиационные автоматические пушки системы ВЯ (Волкова-Ярцева), спаренные во вращающейся легкой броневой башне, установленной в задней части центрального боевого корпуса. Пушки предназначены, в основном, для зенитной стрельбы по самолетам противника, но могут быть использованы и для стрельбы по земным целям.
5. Три универсальных пулемета УБТ (сист. Березина) калибра 12,7 мм, установленные по одному в шаровых масках на лобовых листах брони центрального боевого корпуса и передних боевых отделений гусеничных транспортеров.
6. 14 пулеметов ДТ (Дегтярева) устанавливаются в следующих местах боевых гусеничных транспортеров:
а) 4 пулемета спарены с пушками в башнях;
б) 2 пулемета устанавливаются по одному в задних боевых отделениях;
в) 4 пулемета помещаются в блистерных установках на наружных боковых стенках моторных отделений;
г) 4 пулемета на 2 спаренных турельных установках на крышах моторных отделений — для зенитной и наземной стрельбы.
Возимый запас патронов на каждый пулемет — 30 дисков (1890 патронов).
Кроме перечисленного выше вооружения или, частично вместо него, может быть установлено вооружение других калибров и видов, а также установки химического вооружения и огнеметные. Перечень вооружения танкового крейсера и его образцов окончательно определяется и устанавливается Правительственной Комиссией при утверждении проекта для реализации.
Прицельный огонь из пулеметов и пушек возможен не только с коротких остановок, но и «с хода», что обеспечивается достаточной длинной танкового крейсера, представляющего собою очень спокойную, устойчивую пушечную платформу при движении.
Расположение вооружения очень удачное и дает возможность вести мощный круговой обстрел по всем направлениям, даже в случае выхода части вооружения из строя. Мощный пулеметный огонь обеспечивает ближнюю самооборону против абордажа и попыток противника поджечь крейсер или затемнить наблюдение через смотровые приборы.
При выборе типов и количества огневых средств большое внимание уделено активной самообороне танкового крейсера от воздушного противника. Совместные действия даже небольшого соединения танковых крейсеров (2-3) обеспечивают полный разгром противника на любом участке любого фронта
IV. Краткое описание конструкции.
По конструкции танковый крейсер представляет собою четырехмоторную машину, состоящую из центрального боевого корпуса (ЦБК) и двух боевых гусеничных транспортеров (БГТ), расположенных по бокам. Каждый из гусеничных транспортеров, в свою очередь, конструктивно делится на три части: моторно-трансмиссионное отделение — посредине и два боевых отделения — переднее и заднее.
Подобное разделение танкового крейсера на части преследует следующие основные цели: а) возможность перевозки по жел. дорогам, б) улучшение свойства вездеходности и проходимости по грунту, в) возможность быстрой замены и ремонта поврежденной части, г) удобство изготовления и сборки. Центральный боевой корпус при сборке жестко скрепляется при помощи специальных простых замков и болтов с моторно-трансмиссионными отделениями правого и левого гусеничных транспортеров.
Передние и задние боевые отделения гусеничных транспортеров крепятся шарнирно к соответствующим средним моторно-трансмиссионным отделениям. Шарнирная связь отделений БГТ друг с другом дает им возможность, при движении по неровной местности, вращаться в вертикальной плоскости, вокруг поперечной горизонтальной оси шарниров, в пределах до 20-24°. Этим обеспечивается наиболее полное сцепление гусениц с грунтом, неизменность удельной нагрузки на опорную площадь гусениц, увеличение высоты зацепа при переходе через препятствия и уменьшение изгибающих направлений в отдельных частях гусеничных транспортеров. В необходимых случаях, при движении по ровной местности или при переходе через ров, водитель может при помощи специальных замков запереть боевые отделения гусеничных транспортеров в нейтральном положении и, тем самым, сообщить жесткость всему гусеничному транспортеру.
Центральный боевой корпус (ЦБК) имеет прямоугольное сечение, со свесами в верхней части, при помощи которых он и крепится к мо-торно-трансмиссионным отделениям. Выполняется он сварным из броневой стали различной толщины (см. данные) и внутри имеет поперечные шпангоуты-перегородки, которые делят весь корпус по длине на несколько отсеков.
В передней части ЦБК размещается кабина управления. В передней левой части ее размещается пост управления танковым крейсером с сидением для водителя и с необходимыми рычагами, штурвалами, кранами, приборами и пр. С правой стороны, рядом с водителем, устанавливается сидение для командира крейсера, которое он занимает при движении крейсера вне боевой обстановки. Оба места — командира и водителя снабжаются смотровыми приборами. Кроме того, в лобовом листе брони в отсеке командира устанавливается шаровая маска с крупнокалиберным пулеметом, и на боковой стенке и на полу — ящики для патронных лент. В боевой обстановке место командира занимает стрелок-радист, а командир переходит в центральный пост управления огнем — в башне для 152-мм гаубиц.
За отсеком водителя находится отсек для бортового техника. В этом отсеке сосредотачиваются на приборных досках и пультах контрольные приборы моторной группы, краны бензо-масло-водосистемы, пожарные краны, сигнальное и прочее оборудование, при помощи которых бортовой техник следит за работой моторов и всех агрегатов.
С правой стороны от бортового техника размещается кабина радиста с приемо-передающей аппаратурой. Между сидениями правой и левой стороны имеется коридор для входа и выхода.
Далее за кабиной управления в ЦБК вваривается цилиндрическое основание для 2-орудийной башни главной артиллерии танкового крейсера (2 гаубицы калибра 152 мм). Над цилиндрической частью, на специальном погоне и катках, устанавливается орудийная башня кругового обстрела, сваренная из броневой стали.
Внутри башни, в передней ее части, устанавливаются две танковые гаубицы калибра 152 мм с их масками и прицельными приборами. В задней части башни оборудуется центральный пост управления огнем с сидением для командира танкового крейсера, всеми необходимыми смотровыми приборами, средствами внутренней связи и сигнализацией. В верхней части башни устанавливается входной люк (в качестве запасного), вентиляторы, штыревая складывающаяся антенна и пр. В задней стенке башни устраивается люк для установки и съемки орудий.
Пол башни вращается вместе с нею; в нем устанавливается нижний люк для входа в башню и для подачи снарядов к орудиям, взамен израсходованных из укладок в самой башне. Башня с дном ЦБК связана центрирующей пустотелой трубой, внутри которой проходит вся электропроводка к механизмам в башне. Управление башней осуществляется при помощи электромотора, а аварийное — механическое или гидравлическое. Свободное пространство ЦБК под башней используется командой для подачи снарядов в башню из крюйт-камеры, для сообщения с другими отделениями корпуса, для помещения раненых, а также для входа экипажа внутрь корпуса через главный входной люк снизу.
За башней главной артиллерии помещается крюйт-камера с запасом снарядов для башенных орудий. Емкость камеры рассчитана на 160-200 снарядов. Камера со всех сторон имеет усиленную броню. Для подачи снарядов в башню устраивается рельсовый путь с вагонеткой. Внутри камеры проходит сквозной коридор с броневыми дверями. Расположение крюйт-камеры нужно признать удачным, так как она со всех сторон защищена от прямых попаданий в нее снарядов артиллерии противника другими частями ТК (сверху — башней, с боков — гусеничными транспортерами).
Отсек корпуса, находящийся за крюйт-камерой используется для установки добавочных баков для горючего, хранения запасного вооружения и пр. В боковых его стенках устраиваются лазы для сообщения с моторно-трансмиссионными отделениями боевых гусеничных транспортеров, а в задней стенке броневая дверь в отсек зенитной пушки. В отсеке зенитной пушки помещается на тумбовой установке одна зенитная пушка калибра 76 мм. Для тумбовой установки дно корпуса специально усилено поперечными тавровыми балками, и пол, для удобства работы с пушкой, несколько приподнят.
В походном положении ствол пушки занимает горизонтальное положение, дульным срезом вперед по ходу. Сверху отсек пушки закрывается броневыми щитами-створками, снабженными специальными противовесами и механизмами для быстрого их открытия при приведении отсека в положение «к бою». В передней части зенитного отсека, по бортам корпуса устроены снарядные отделения, емкостью на 150-200 снарядов для пушки. Снарядные отделения имеют внутреннюю (помимо наружной) броневую защиту.
В самом конце центрального боевого корпуса, имеющего в этом месте наклонное дно, размещается легкая сферическая башня… для турельной установки двух спаренных авиационных пушек ВЯ, калибром в 23 мм, предназначенных для зенитной и наземной стрельбы. Центральный боевой корпус в данном варианте спроектирован как одно целое, но возможно (и желательно) сделать его разъемным по длине на две части. Плоскость разъема — за крюйт-камерой. Общий вес ЦКБ вместе с вооружением боекомплектами и оборудованием получается порядка 80-85 тонн.
Передние и задние боевые отделения боевых гусеничных транспортеров БТГ по конструкции и размерам совершенно одинаковы. Корпус боевого отделения сваривается из броневой стали различной толщины и имеет переменное по длине трапециевидное сечение со свесами над гусеницами. Толщина листов брони указана выше в данных танкового крейсера. По длине корпус боевого отделения делится на три отсека. В переднем отсеке помещается вооружение, состоящее из башенной установки типа танка Т-34 с танковой пушкой калибра 76 мм и спаренным с ней пулеметом сист. Дегтярева. В лобовом листе брони устанавливается шаровая маска для крупнокалиберного пулемета, и имеются входной люк и смотровые и прицельные приборы.
Устройство и управление башней аналогичное башне танка Т-34. В среднем отсеке корпуса боевого отделения размещается снарядная камера емкостью на 125 снарядов, помимо снарядов размещенных в укладках по бортам переднего отсека и в самой башне. За снарядной камерой в последнем, глухом, отсеке устанавливаются два бака для горючего, общей емкостью на 2200 литров. Для съемки и монтажа баков в крыше отсека устроен специальный люк.
Кормовая стенка отделения скошена для того, что бы дать боевому отделению возможность вращения в вертикальной плоскости, на соединительном шарнире. Петли шарнира приварены снаружи к кормовой стенке. По бокам, в верхней части кормовой стенки из корпуса боевого отделения выступают соединительные клыки, служащие для жесткого закрепления боевого отделения в нейтральном положении.
На крыше боевого отделения, за башней, предусматриваются места для танковой десантной группы. Для защиты танкового десанта от пуль и осколков, по наружному борту крыши устанавливаются откидные броневые щиты с бойницами для стрельбы из винтовок и автоматов. Заднее боевое отделение отличается от переднего только тем, что в его лобовом листе брони устанавливается маска для пулемета калибра 7,62 мм, вместо крупнокалиберного — 12,7 мм. В качестве запасных выходов имеются люки в дне каждого боевого отделения и в крышах башен.
Моторно-трансмиссионное отделение БГТ шарнирно (а при помощи соединительных клыков — жестко) связано с передним и задним боевыми отделениями. Внутри каждого моторно-трансмиссионного отделения устанавливаются два авиационных дизель-мотора М-30 или М-40 мощностью каждый 1000-1500 л.с, два фрикциона с вентиляторами, две коробки перемены передач и главная передача от моторов на 4 ведущих колеса (звездочки). В этом же отделении устанавливаются радиаторы водяного охлаждения моторов, баки с смазочным и расходные баки с горючим, аккумуляторные батареи и прочие моторные агрегаты.
Каждый многодисковый фрикцион устанавливается на носке вала редуктора мотора, вместе с крыльчатым вентилятором. Передача к валу коробки перемены передач осуществляется при помощи зубчатой муфты. Коробки перемены передач — механические с восемью ступенями переднего хода и двумя задними. Управление фрикционами и переключением передач электромеханическое, дистанционное, при помощи реверсивных электромоторов с редукторами и переключателей, установленных в кабине водителя.
Главная передача имеет назначением: 1) передавать крутящий момент моторов на ведущие колеса, 2) уравнивать число оборотов обоих моторов, 3) допускать работу только от одного мотора, при отказе другого, 4) допускать раздельное вращение правых и левых ведущих колес с различной скоростью — при поворотах ТК. В главную передачу включены также ленточные тормоза с гидроприводом из кабины водителя.
Броневой корпус моторно-трансмиссионного отделения в целях уменьшения его веса имеет внутреннюю бортовую стенку более тонкую, чем наружная. Передняя и задняя стенка скошены, как у боевых отделений, и к ним снаружи привариваются шарнирные узлы. Месторасположение шарниров выбирается с таким расчетом, чтобы при вращении боевых отделений натяжение гусеничных цепей практически не изменялось. Горючее из боевых отделений в расходные баки подается по бензопроводам, заключенным в гибкие бронированные шланги и броневые коробки, предохраняющие их (бензопроводы) от повреждений осколками снарядов.
Отверстия для входа и выхода охлаждающего воздуха для двигателей устраиваются под свесами корпуса над верхними ветвями гусениц. Такое расположение их вполне предохраняет моторно-трансмиссионное отделение от поражения осколками и пулями, от проникновения пламени при забрасывании танкового крейсера горючими материалами и от проникновения внутрь воды. Эти отверстия снабжаются жалюзи для регулировки интенсивности охлаждения в зависимости от внешних температурных условий. Воздух на пути к мотору и радиаторам проходит через специальные пылеуловители.
С наружной стороны, в бортовых стенках моторно-трансмиссионного отделения, между верхними и нижними ветвями гусениц размещается по две блистерных пулеметных установки для ближнего обстрела в стороны. На крыше каждого отделения имеется спаренная турельная пулеметная установка для зенитной и наземной стрельбы, углубленная на половину роста стрелка внутрь моторного отделения. По наружному борту крыши моторно-трансмиссионного отделения укрепляются откидные броневые щиты с бойницами для танкового десанта.
Все люки, лазы и специальные отверстия в центральном боевом корпусе и в боевых отделениях гусеничных транспортеров делаются герметически закрывающимися для предотвращения проникновения ОВ, воды и свинцовых брызг. Кроме того, во всех кабинах экипажа и башнях устанавливаются специальные баллоны со сжатым воздухом, для создания внутри помещений повышенного давления, как средства для воспрепятствования проникновения ОВ — при проходе через зараженный район.
Интересной в конструктивном отношении является ходовая часть танкового крейсера. Танковый крейсер имеет 8 гусеничных цепей, по 4 на каждом боевом транспортере. Из них 4 цепи передние и 4 — задние. Все восемь цепей приводятся в движение 4 моторами, установленными в моторно-трансмиссионных отделениях, через отдельные ведущие колеса для каждой цепи. Наличие в конструкции крейсера 8 гусеничных цепей определяется следующими соображениями:
а) Большая надежность ТК и его более высокая неуязвимость. В случае повреждения даже трех гусеничных цепей из четырех, на каждой стороне танкового крейсера, последний может двигаться вперед или назад на одной оставшейся (по твердому грунту), не теряя при этом своей маневренности. У обычных танков, повреждение одной из двух гусениц выводит их из строя; они совершенно теряют способность двигаться и маневрировать. Танковый крейсер, попав на минное поле и потеряв все четыре передних гусеницы, сможет преодолеть это препятствие на задних гусеницах. Возможность подрыва задних гусениц почти исключается, так как катки разрушенных передних гусениц подорвут все мины на пути движения.
б) Значительное облегчение сборки, удобство эксплуатации и ремонта более коротких гусеничных цепей, в сравнении с более длинными.
в) Меньший относительный вес коротких гусеничных цепей и, как следствие, уменьшение инерционных нагрузок в работе.
г) Улучшение поворотливости танкового крейсера.
Подвеска катков гусеничных цепей независимая. Каждый опорный каток связан с корпусом отделения боевого гусеничного транспортера при помощи кривошипа [балансира] и упругой системы, состоящей из скручивающегося стержня — торсиона и свечи из спиральных пружин или масляно-пневматической амортизационной стойки. Принятый тип подвески отличается: а) большой прочностью и надежностью, при сравнительно малом весе; б) плавностью хода, обеспечивающей ведение огня и наблюдение в боевой обстановке; в) удобством обслуживания и простотой ремонта; г) неуязвимостью от огня противника за счет бронирования подвески — помещается внутри броневых отделений БГТ.
V. Управление агрегатами и системами танкового крейсера.
1. Запуск моторов осуществляется сжатым воздухом из двух бортовых баллонов, емкостью до 20 литров каждый, устанавливаемых в моторных отделениях БГТ. Давление воздуха в баллонах порядка 30-40 атмосфер. Сжатый воздух в баллоны подается тремя путями: а) от механических компрессоров АК-40 или АК-50, установленных на моторах; б) от стационарных баллонов зарядной станции; в) от ручного компрессора, установленного в кабине бортового техника.
Остальные агрегаты воздушного запуска: редукционные клапаны, распределители сжатого воздуха, автоматы давления, пусковые клапаны на цилиндрах мотора и герметический агрегат запуска для приготовления и подачи сжатой карбюрированной смеси обычного устройства, изготовляемые на советских заводах. В кабине борттехника устанавливаются два переключателя пускового зажигания.
2. Управление бензосистемой осуществляется при помощи перекрывных кранов и кранов кольцевания баков, устанавливаемых в кабине бортового техника. Здесь же, на приборной доске, устанавливаются бензиномеры и манометры.
3. Управление жалюзи и заслонками водяных и масляных радиаторов электромеханическое, дистанционное, при помощи нажимных переключателей в кабине борттехника.
4. Управление газом моторов — механическое, при помощи жестких трубчатых тяг и поводков. В кабине водителя управление штурвальное: поворот штурвала вправо увеличивает число оборотов обоих моторов левой группы и уменьшает число оборотов моторов правой группы, и наоборот. Отклонение штурвала от нейтрального положения «на себя» увеличивает число оборотов всех 4 моторов одновременно; отклонение штурвала «от себя» уменьшает обороты моторов. В кабине борттехника для управления моторами имеются сектора на каждый мотор — для раздельного запуска и регулировки оборотов во время движения.
5. Управление фрикционами — электромеханическое, дистанционное, только в кабине водителя. Выключение и включение фрикционов производится ножными педалями, связанными с переключателями электромоторов. Контроль за работой фрикционов — при помощи световой сигнализации.
6. Управление коробками перемены передач — электромеханическое, дистанционное при помощи групповых переключателей, установленных на специальном пульте в кабине водителя.
7. Управление тормозами — гидравлическое, переключением специального крана в кабине водителя.
8. Управление замками боевых гусеничных транспортеров — гидравлическое, переключением одного специального крана в кабине водителя. Кран допускает раздельное запирание передних и задних замков и, одновременно, всех четырех. Для контроля работы крана предусматривается световая сигнализация.
Электродистанционное управление агрегатами танкового крейсера состоит из следующих общих элементов:
а) Реверсивных электромоторов постоянного тока, питаемых от бортовой сети крейсера напряжением 24 вольта. Электромоторы выполнены с 2 самостоятельными обмотками возбуждения. Реверс осуществляется однополюсными переключателями или реле. Такие электромоторы мощностью в 30, 60, 100, 140 и 1700 ватт изготавливаются нашей промышленностью и устанавливаются для цепей дистанционного управления на советских самолетах.
б) Редукторов числа оборотов, укрепляемых на корпусах электромоторов.
в) Концевых выключателей мгновенного действия, вмонтированных в корпуса редукторов и автоматически выключающих цепь питания электромотора при достижении управляемым органом крайних положений.
VI. Электрооборудование.
Электрооборудование танкового крейсера имеет своим назначением обеспечить нормальную работу и обслуживание: освещения, обогревания приборов и установок, сигнализации, связи, электрофицированного вооружения и механизмов дистанционного управления. Основными источниками тока являются: а) 4 генератора типа ГС-1000, устанавливаемых на моторах и работающих параллельно на общую электрическую цепь, б) две аккумуляторные батареи типа 12А-30.
Для поддержания постоянства напряжения генераторов, защиты их от перегрузок, обеспечения возможности параллельной работы с аккумуляторами и нескольких генераторов на общую нагрузочную цепь на танковом крейсере устанавливаются, по числу генераторов, четыре регуляторных коробки РК-32-1000, соединенных между собой. Для контроля за состоянием источников тока и напряжения в сети устанавливаются на специальном щите 2 вольтамперметра и, кроме того, для сигнализации возбуждения генераторов четыре зеленые сигнальные лампы.
Система распределения электроэнергии двухпроводная с общим минусом в основных фидерах. Питание сети централизованное от центрального распределительного щита, расположенного в кабине управления. Для защиты электросети от перегрузок и коротких замыканий в плюсовых цепях питающих проводов устанавливаются плавкие предохранители в специальных колодках. В местах разъема танкового крейсера устанавливаются специальные разъемные коробки.
VII. Управление танковым крейсером.
Управление танковым крейсером сосредотачивается в кабине водителя и осуществляется, в основном, при помощи изменения режима работы моторов и переключения скоростей. Так, например, для троганья с места водитель должен проделать следующее (считая, что все моторы запущены):
а) убедиться в том, что моторы правой и левой группы работают с одинаковым, минимально-устойчивым числом оборотов и штурвал находится в положении «от себя». При неравенстве оборотов уравнивает их, поворачивая штурвал, соответственно, вправо или влево; б) увеличить число оборотов моторов обеих групп до средних, ставя для этого штурвал в нейтральное положение; в) выжать фрикционы моторов обеих групп одновременным нажимом на ножные педали управления; г) включить первую скорость у всех четырех коробок перемены передач путем одновременного переключения двух переключателей электродистанционного управления (по одному на каждую группу); д) включить фрикционы, отпустив ножные педали. Танковый крейсер начнет движение.
Для перехода на высшие скорости нужно немного сбавить обороты моторов (штурвал «от себя»), выжать фрикционы (ножные педали), включить высшую скорость (соответствующие переключатели электродистанционного управления), включить фрикционы (отпустить ножные педали). Переход на «задний ход» осуществляется таким же способом, но перед включением передачи заднего хода необходимо выждать полной остановки крейсера. Неизбежные при движении стремления к завороту вправо или влево погашаются соответствующим поворотом штурвала.
Поворот на большом радиусе осуществляется на любой скорости движения поворотом штурвала. Поворот на малом радиусе следует производить на пониженных скоростях; при этом, в зависимости от грунта, поворот производится или только вращением штурвала, или, одновременно с этим, наружную, по отношению поворота, группу моторов нужно перевести на большую скорость (или) уменьшить передачу внутренней группы моторов.
Возможность поворота при четырех рядах гусениц, расположенных на разных радиусах от центра окружности, по которой происходит поворот, допускается за счет наличия в конструкции главной передачи к ведущим колесам специальных зубчатых муфт. Эти муфты автоматически выключают сцепление с главными передачами ведущих колес первого и третьего ряда гусениц, считая от центра поворота. Ведущими при повороте являются гусеницы второго и четвертого рядов. При свободном ходе гусеницы первого и третьего рядов имеют скорости соответственно радиусам их от центра поворота и поэтому повороту не препятствуют.
При повороте на твердом грунте с очень малым радиусом гусеницам внутреннего ряда нужно дать задний ход, а гусеницам наружного ряда — передний. Управление танковым крейсером, как видно, является не более сложным и трудным, чем управление обычным танком и значительно проще управления многомоторным самолетом.
VIII. Преодоление водных преград.
Реки, при достаточно большой глубине (более 1,8 м) и ширине их, являются для танкового крейсера одним из серьезных препятствий. В том случае, когда боевая обстановка позволяет, для переправы танкового крейсеpa на противоположный берег нужно будет найти и использовать близко расположенные броды. При отсутствии бродов — случай крайне редкий, так как большинство рек сравнительно мелководны — для переправы вплавь можно использовать местные плавучие средства — баржи, дебаркадеры, плоты на бочках и пр.
На случай отсутствия местных средств в армейских или тыловых базах должны находиться специально изготовленные или доставленные со станции ЭПРОНа металлические жесткие (или мягкие надувные) понтоны, применяемые при судоподъемных работах. Такие понтоны, общим водоизмещением до 150 тонн, учитывая собственную плавучесть танкового крейсера, прицепляются к последнему для переправы.
Если переправа происходит на рубеже обороны противника, необходимо ее предварительно обеспечить в данном месте мощным огнем самого танкового крейсера и взаимодействующих с ним частей. При действиях в тылу противника использование понтонов невозможно, поэтому необходимо будет совершать обходные марши и поиски бродов. В подавляющем большинстве случаев месторасположение бродов можно будет определить заранее при разработке маршрута рейда или использовать указания местных жителей.
IX. Весовой расчет танкового крейсера [общий вес в тоннах].
1. Центральный боевой корпус (кол-во — 1)
— 48,0 (без вооружения, боеприпасов и башен).
2. Броневая башня для 152-мм гаубиц (1) -8,0 (без гаубиц).
3. Броневая башня для 23- мм пушек (1) -1,2 (без пушек).
4. Боевые гусеничные транспортеры БГТ (2)
— 104,0 (с трансмиссией и башнями, но без ходовой части и без вооружения).
5. Ходовая часть БГТ — 12,0 [без гусениц].
6. Гусеничные цепи [гусеницы] (8) — 24,0.
7. Моторы (4) — 4,0.
8. Оборудование и агрегаты — 3,0.
9. Вооружение и боекомплект — 37,0.
10. Горючее и смазочное — 10,0.
11. Боевой экипаж (34) — 2,8.
ИТОГО: 254,0 + 5% (12,7) ВСЕГО: 266,7 тонн…
XI. Расчет боевого экипажа танкового крейсера.
1. Командир танкового крейсера — 1.
2. Водитель [механик-водитель] — 1.
3. Борттехник — 1.
4. Стрелок-радист — 1.
5. Командиров башен — 6.
6. Заряжающих — 8.
7. Наводчиков — 6.
8. Подносчиков снарядов — 2.
9. Стрелков из пулеметов — 6.
10 Механиков — 2.
ИТОГО: 34…»
Мнение специалистов ГАБТУ КА о гигантских «танках прорыва» и «наземных линкорах» было отрицательным. По проекту «Танкового крейсера» главк дал такое же заключение.
6 октября 1942 г. в секретной части Бронетанкового управления (БТУ) ГАБТУ КА зарегистрировано новое объемистое послание П. Осокина. В нем Осокин отмечает, что возможная причина отказа кроется в том, что от экспертов ускользнули некоторые технические особенности «крейсера», кроме того, проект выполнен лишь в первом приближении, и в соответствии с требованиями, отдельные детали проекта могут быть переработаны и изменены.
Ознакомившись с письмом, начальник 6-го отдела БТУ ГАБТУ КА инженер-подполковник Ковалев распорядился дать такой ответ: «Создание новых танков прорыва, безусловно, является задачей актуальной. Однако Вами для этого выбран неверный путь. Танк прорыва должен обладать сильной броневой защитой, мощным вооружением (но в известных пределах) и не превосходить нормальных габаритов и веса тяжелых танков. Кроме того, при проектировании новых танков в особенности в условиях военного времени следует серьезно учитывать возможность налаживания их промышленного производства, с тем, чтобы это ни в коей мере не шло в ущерб выпуску серийной продукции».
В итоге, бронетанковая промышленность СССР пошла именно этим путем, наладив производство тяжелых танков серии «ИС».
(И. Желтов, «Броня»)